Научная статья на тему 'Переодическая печать в формировании общественного мнения в России во второй половине XVIII века'

Переодическая печать в формировании общественного мнения в России во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
817
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЕКАТЕРИНА II / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баклашов Александр Иванович

В годы правления Екатерины II первостепенное значение придавалось формированию общественного мнения в свою поддержку. Одним из государственных механизмов пропаганды являлась периодическая печать. Ее содержание было направлено на укрепление авторитета власти, восхваление всего, что делалось правительством Екатерины; на формирование положительного образа императрицы в глазах подданных как милосердной государыни, заботливой благодетельницы, радеющей за общее благо. Однако критика, имевшая место быть, относилась больше к общественным порокам, а не к самой власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переодическая печать в формировании общественного мнения в России во второй половине XVIII века»

ПЕРЕОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

I А.И. Баклашов

Аннотация. В годы правления Екатерины II первостепенное значение придавалось формированию общественного мнения в свою поддержку. Одним из государственных механизмов пропаганды являлась периодическая печать. Ее содержание было направлено на укрепление авторитета власти, восхваление всего, что делалось правительством Екатерины; на формирование положительного образа императрицы в глазах подданных как милосердной государыни, заботливой благодетельницы, радеющей за общее благо. Однако критика, имевшая место быть, относилась больше к общественным порокам, а не к самой власти.

Ключевые слова: периодическая печать, общественное мнение, Екатерина II, газеты, журналы, пропаганда.

Summary. During the reign Katherine II the important role belonged to public opinion4 forming. One of the state ways of propaganda was the press. Newspapers & magazines contained the measures for consolidation of power, praisingfor all Katherine^s government doings. The press was directed to forming of impress4 perfect image for subjects as charitable monarch. However, the critics was directed to social evils but not to power itself.

Keywords: press, public opinion, Katherine II, newspapers, magazines, propaganda.

216

В годы правления Екатерины II, как и во время правления Петра I, первостепенное значение придавалось формированию общественного мнения, как важного стимула, способствующего успешному осуществлению масштабных мероприятий в области внутренней и внешней политики. Как известно, обстоятельства прихода императрицы к власти, наличие скрытой оппозиции в части дворянских кругов, резкое обострение социальных противоречий, острота крестьянского вопроса, многочисленные войны — все это требовало от монархии проведения четкой пропагандистской линии, направ-

ленной на укрепление своего авторитета и обоснования проводимых ею государственных акций.

В.О. Ключевский утверждал: «Екатерина понимала, как важно для успеха правительственных мер согласить с ними народное разумение» [1, 272]. С этой целью императрица уповала на благотворное влияние печатного слова. Речь пойдет о том, как власть посредством прессы (газеты, журналы, календари) формировала общественное мнение в свою поддержку. Отметим, что сама литературная и публицистическая деятельность Екатерины II играла большую роль в укреплении репутации власти

ВЕК

в глазах подданных и в возвышении царствующей особы.

Однако исследователи обычно уделяют мало внимания тому факту, что все написанное и изданное в то время в периодической печати, несмотря на отдельную критику крепостничества, безусловно, находилось в контексте пропагандистской политики императрицы. Важное значение придавалось пробуждению в поданных чувства соучастия в предпринимаемых к общему благу переменах, воспитанию их в духе любви к государыне и Отечеству.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении и анализе содержания периодических изданий, посредством которых власть формировала общественное мнение в поддержку проводимых ею государственных мероприятий.

Начнем с газет1. При Екатерине II издавались две столичные газеты, — «Санкт-петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Тираж их по нынешним представлениям был небольшим, не более пяти тысяч экземпляров. Они выходили регулярно, дважды в неделю. Газеты читались в основном дворянством и городскими слоями — купечеством и мещанством. Передавались из рук в руки. Правда, большую часть печатаемого составляли известия информативного характера. Публиковался, прежде всего, материал о важнейших событиях государственной жизни, выражающий официальную точку зрения [2]. Печатались извлечения из западноевропейских газет о военных и политических новостях за гра-

ницей, донесения о действиях русской армии на театрах войн, сообщения о внутренней жизни страны, придворных событиях. Все известия подлежали цензуре. Екатерина II лично следила за подбором статей для печати [4, 52], а ее сподвижники принимали участие в подготовке, выпуске и качественном оформлении изданий.

Власть, используя прессу, систематически информировала общество о предпринимаемых Екатериной II государственных мерах, направленных на облегчение жизни подданных и подчеркивающих милосердие и заботу императрицы о них. В газетах того времени читаем изданные государыней манифесты и указы, сообщения об открытиях учебных заведений, больниц, домов общественного призрения и т.д. Так, находим «известия» за 1775 год: «О кормлении в Сухопутном корпусе нищих», «Об учреждении Павловской больницы», «Об открытии в Ярославле домов призрения для престарелых и народной школы [6]. В «Московских ведомостях» встречаем опубликованный ¿11 «Манифест об отрешении разных сборов» [7], указы «Об умножении больниц и богаделен», «О заведении по всем частям города народных школ и одного главного народного училища, «О причислении городским доходам сбора с торговых бань» [8] и т.д.

В исследовательской литературе существует мнение, что обе газеты осуществляли пропагандистские задачи не только благодаря тенденциозному отбору фактов и их ком-

1 Термин «газета» в названии периодического издания появился в России только в начале XIX века, хотя само издание газет началось на целое столетие раньше — в 1702 году. До этого времени газеты, как правило, назывались ведомостями, реже — известиями.

ментированию, но и размещению на полосе [9, 237]. Читая их, мы не встретим упоминания о каких-либо неудачах Екатерины II во внутренней и тем более во внешней политике, в то время как сообщения об успехах власти в реформировании страны, победах армии подавались броско. Так, историк Н.А. Бессара-бова пишет, что «в них [газетах] мы не встречаем сомнений в мудрости Екатерины и правильности ее курса» [10, 261]. В печати очень ярко проявляется один из пропагандистских мотивов — создание образа просвещенной матушки-государыни, стремящейся к благу своей страны. И если в русском обществе в период, предшествующий крестьянской войне, были сильны оппозиционные настроения по отношению к императрице, в том числе и в дворянской элите, то в газетах сплошь и рядом фиксируем восторг подданных перед венценосной особой.

Таким образом, всячески поощрялось и поддерживалось то, что соответствовало официальной линии 21о и было направлено на укрепление репутации власти и возвеличивание цар ствующей персоны.

Другим печатным органом являлись журналы. Первые журналы в России появились еще в середине XVIII века. Тогда их было всего два. В екатерининское время возникло около двухсот, чему способствовал указ, разрешающий частным лицам иметь «вольные типографии» [11, 263]. Но следует отметить, что большинство из них выдерживали лишь один тираж. Основное содержание журналов соответствовало вкусам читающей публики. Среди них были и издания, носящие полуофициальный

характер. Пример тому сатирический журнал «Всякая всячина» (1769— 1770) (издатель и редактор Г.В. Козицкий, один из придворных секретарей Екатерины II), выпуском которого занималась сама императрица как анонимная издательница и даже публиковалась в ней под псевдонимами «Бабушки» или «Афиногена Перо-чинова» [12]. Известный западный историк И.Д. Мадариага заметила по поводу издания журнала: «Императрица, таким образом, хотела продолжить формирование общественного мнения, что возлагалось раньше на Уложенную комиссию» [11, 522].

Образцом для «Всякой всячины» послужил английский журнал «Спек-тейтор» («The Spectateur»), из которого заимствовались отдельные места и перерабатывались применительно к русской действительности [13, 132].

Из номера в номер всем своим содержанием журнал императрицы пропагандировал тезис, сформулированный в одной из статей: «Всякий честный согражданин признаться должен, что, может быть, никогда, нигде какое бы то ни было правление, не имело более попечения о своих подданных, как ныне здравствующая над нами монархиня имеет о нас, в чем ей, сколько нам известно и из самых опытов доказывается, стараются подражать и главные правительства вообще» [12].

В предисловии журнала, объединившего узкий кружок приближенных императрицы, «Бабушка» предложила издавать подобные периодические листки и другим публицистам [14], что пробудило невиданную активность сатирической журнальной литературы. Вслед за «Всякой всячи-

ной» появились «И то и се» [15] М.Д. Чулкова, «Ни то ни се» В.Г. Рубана, «Трутень» [16], «Живописец» [17] и «Кошелек» Н.И. Новикова, «Адская почта» Ф.А. Эмина и многие другие. Примечательно то, что, разрешив выпускать сатирические журналы, правительство дало издателям право не указывать своего имени.

Императрица, горячо поддержав возникновению журнальной периодики, исходила из понимания ее значения в деле пропаганды. Поэтому Екатерина II считала, что сочинитель должен, прежде всего, пылать «любовию и верностию к государю» [9, 294]. Она желала, чтобы все публицисты и литераторы поддерживали монархию и прославляли государственный строй России, закрывая глаза на его недостатки. Поэтому резкие отдельные критические выпады «потомства» в адрес «бабушки» — «Всякой всячины» и ее сатиры не могли не вызывать неудовольствия у государыни. И здесь уместно вспомнить полемику «Всякой всячины» с «Трутнем», со страниц которого раздавалась критика крепостничества, нравов и пороков общества [12, 14, 15, 16]. Издателем «Трутня» был русский просветитель, публицист и литератор Николай Иванович Новиков. Не вдаваясь в подробности спора, отметим, что в ходе полемики обе стороны стремились сформировать общественное мнение и выступить его выразителями, о чем свидетельствуют их частые обращения к читателям, публикация писем от их имени [21, 240].

Однако, несмотря на отдельные антикрепостнические выпады, не затрагивающие политику власти, почти во всех журналах мы встречаем

восторг подданных деяниями императрицы, гордость россиян успехами страны. Даже у того же Н.И. Новикова в «Санкт-Петербургских ученых ведомостям» (1777) (вышло 22 номера), находим такие строки: «К чему Августы в Риме и к чему Людовики во Франции приближались веками, к тому премудрая Самодержица наша достигла полутормя десятилетиями. Чем славился древний Египет, чем Греция хвалилась, то все в России водворяется. Наступили в России дни златые; цветут науки и художества; появляются российские Орфеи, Архимеды, Птоломеи, Плинии, Ливии, Апеллесы и Праксите-ли» [18, 912].

Другим подобным примером может являться содержание ежемесячного журнала «Зритель» (1792). Его издателем был И.А. Крылов. В этом журнале находим большую статью, исполненную патриотической гордостью за свою страну. Читаем отрывок из нее: «Вся Европа, столица учености и вкуса, противу воли своей во многом отдает справедливость России, восхищается добродетелями 219 ее, которых вне России нет, ...может быть, нет народа, которому уступили бы мы в деяниях славных и нет народа который бы менее нас разглашал о делах своих. Россияне ищут добродетелей великих, а обыкновенные добродетели почитают только долгом» [19, 9]. В таком же духе высказывались и другие журналы [20, 1].

Еще одним средством, носящим идеологическую нагрузку и формирующим общественное мнение, являлись календари (дорожные, исторические воинские, адрес-календари, месяцесловы и др.). Наряду с их

прямым назначением, в них также печатались материалы «на злобу дня» [24].

Таким образом, периодическая печать являлась важным звеном в политике императрицы по формированию общественного мнения. Пресса выступала в качестве одного из основных пропагандистских каналов, посредством которого укреплялся авторитет власти, восхвалялся внутри- и внешнеполитический курс правительства, формировался положительный образ Екатерины II в глазах подданных как милосердной государыни, заботливой благодетельницы, радеющей за общее благо. В то же время следует заметить, что критика, имевшая место быть, относилась больше к общественным порокам, а не к самой власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.

— М.: Мысль, ???

2. Московские ведомости (МВ). — 1762.

— № 59.

ппп 3. Санкт-петербургские ведомости. — ¿¿0 1762 — № 55, 61. (Спб. В).

4. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800.

— М., 1966. — Т. 4.

5. МВ — 1775. — № 40, 52, 71, 75, 76.

6. СПб. В. — 1775 — № 45, 55.

7. МВ. — 1780. — № 60.

8. МВ. — 1785. — № 47.

9. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А. История мировой журналистики. — М., 2003.

10. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России в контексте внутренней и внешней политики: 1763-1767, 1780-1787 // Дис. ... к.и.н. — М., 2003.

11. Мадариага И.Д. Россия в эпоху Екатерины Великой. — М., 2002.

12. Всякая всячина. — (№ 1-70. СПб., 1769-1770).

13. Левин Ю.Д. Английская просветительская журналистика в русской литературе XVIII в. // Эпоха просвещения: Из истории международных связей русской литературы. — Л., 1967.

14. Всякая всячина № 1. — СПб., 17691770.

15. И то, и се. — 1769. — XXVIII л.

16. Трутень., 1769-1770. — Изд. 3-е. 1865.

17. Живописец. 1774. — Изд. 1793.

18. С.-Петербургские ученые ведомости на 1777 г. Н.И. Новикова; Изд. 2-е А.Н. Неустроева. — СПб., 1873. и др.

19. Зритель: ежемес. — СПб, 1792., особ. №10, 21, 23.

20. Академические известия. — СПб., 1779; Вечера: ежемес. изд. На 1772 г.; Изд. 2-е М., 1788.

21. Живописец: еженед. сатирич. Соч. — Изд. 5-е. — СПб., 1793.

22. Воинский календарь на 1765 год с приложением генералитетских и штаб-ских списков. — СПб., 1765. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.