Научная статья на тему 'Нравственные грани экономики и предпринимательства'

Нравственные грани экономики и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ / LIBERAL / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / SOCIAL INEQUALITY / МORALS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисенков Владимир Пантелеймонович

Статья посвящена рассмотрению влияния неэкономических факторов (идеология, нравственность, духовность) на развитие экономики и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality of economics and entrepreneurship

The article is devoted to the consideration of the influence of non-economic factors (ideology, morality, spirituality) on the development of economy and entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Нравственные грани экономики и предпринимательства»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Нравственные грани экономики и предпринимательства1

В. П. БорисЕнков

(кафедра истории и философии образования факультета педагогического образование МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: vlad_boris39@mail.ru)

Статья посвящена рассмотрению влияния неэкономических факторов (идеология, нравственность, духовность) на развитие экономики и предпринимательства.

Ключевые слова: нравственность, идеология, культура, либеральный, экономическое развитие, социальное неравенство.

На первый взгляд, тема данной статьи может показаться не только неожиданной, но и не слишком актуальной и, во всяком случае, оторванной от злобы дня. Ведь у нашей страны и нашего общества много других забот и проблем, связанных прежде всего с падением уровня жизни значительной части населения, с состоянием нашей экономики, с растущим социальным и имущественным неравенством, с последствиями экономических санкций, в частности с сокращением инвестиций Запада в наше производство, со всё ещё низким по сравнению с развитыми странами уровнем производительности труда, о чём совсем недавно говорил наш президент. Не является ли в таком случае обращение к темам нравственности, морали, этики, поведенческой культуры людей уходом от рассмотрения действительно важных вопросов, от которых зависит прогресс нашего общества в целом и экономики, в частности? Нет, не является, и мы постараемся это показать на конкретных примерах, взятых преимущественно из российской действительности.

В свое время Джон Мейнард Кейнс (1883-1943), знаменитый английский экономист первой половины XX в., основоположник кейн-сианства, высказал в одной из своих работ следующую мысль: «Идеи экономистов и политиков, и когда они правы, и когда они ошибаются, имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности, только они (т.е. идеи - В.Б.) правят миром». Принимая эту

1 В основу статьи положен доклад автора на международной научно-практической конференции «Нравственность и предпринимательская деятельность: актуальные проблемы подготовки кадров», состоявшейся 23 марта 2017 г. в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина.

позицию Дж. М. Кейнса, считал бы необходимым развить её, добавив, что в том случае, когда вышеупомянутые экономисты и политики, чьи идеи становятся руководством к действию, «правы», процесс претворения в жизнь их предначертаний, помимо того, что приносит позитивные результаты, протекает, как правило, естественно, безболезненно и практически малозаметно. Но вот когда они ошибаются, и ложные или преступные идеи овладевают массами, это оборачивается тяжелыми катаклизмами и обходится очень дорого и людям, и государствам, и миру в целом. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним, как распространение фашистской человеконенавистнической идеологии в Германии привело к самой страшной в истории человечества войне, жертвами которой стали десятки миллионов людей, в их числе 26 миллионов наших соотечественников, принесших свои жизни на алтарь Великой Победы.

В истории нашей страны мы не раз сталкивались с тем, что в основу развития общества были положены далеко не бесспорные идеи. После того, как политика военного коммунизма, выстроенная на марксистских идейных основаниях, потерпела экономический крах, В. И. Ленин попытался скорректировать курс развития страны за счет перехода к новой экономической политике, которая очень быстро дала прекрасные результаты, но была свёрнута вскоре после смерти вождя Октябрьской революции. Неэффективность созданной в последующие десятилетия командно-административной системы управления экономикой проявила себя на рубеже 70-80-х гг. и вызвала необходимость в новых изменениях курса экономического развития. На этот раз в 90-х гг. российскими реформаторами (Е. Гайдар, А. Чубайс и др.) за основу были взяты идеи либерального фундаментализма, скроенного по американским лекалам, которые достаточно быстро обнаружили свою несостоятельность и пагубность для экономики нашей страны, о чём с исчерпывающей ясностью рассказал в своей книге «Восемь месяцев плюс ...» Е. М. Примаков [1].

Упомянутое выше высказывание Дж. М. Кейнса со всей очевидностью противоречит марксистскому учению, в котором экономика рассматривается как базис, а политика, идеология, культура как своего рода надстройка, причем согласно марксистским установкам именно материальное бытие определяет характер и архитектуру этой надстройки. Однако, как справедливо отмечает академик О. Т. Богомолов, «переход от административно-плановой системы управления страной к рыночным механизмам показал, что связь как раз обратная - первенство идеологии и политики несомненно. А это означает, что от политического выбора, воли правящей верхушки зависит общая направленность и этапы изменений в экономике, и верные политические решения определяют экономический успех» [2: 157].

В рамках данной статьи особый интерес представляет вопрос о значении культуры и нравственности для экономического развития и прогресса. В России, как ни в какой другой стране мира, существует огромный разрыв между вершинными достижениями культуры, представленными в творчестве наших великих писателей и поэтов, композиторов и художников, и массовой культурой поведения, общения, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни, на улице, в транспорте, в быту. Если говорить о культуре, представленной в произведениях л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шолохова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. Е. Репина, А. К. Саврасова, И. И. Левитана и многих других замечательных творцов, то она завоевала мировую славу и признание и составляет предмет нашей законной гордости и поклонения.

Но есть и другая культура, о которой нельзя молчать. Вот посмотрел Интернет и прочитал сообщение о выходке нашей певицы Маши Распутиной в Санкт-Петербурге, которая на собственном концерте нахамила и публике (кстати говоря, щедро оплатившей её труд) и организаторам мероприятия. увы, для представителей нашего шоу-бизнеса такое или подобное поведение отнюдь не является чем-то исключительным.

Другая картина из нашей повседневной жизни. Я вышел из метро Юго-Западная и двинулся к зданию МПГУ, месту своей работы. Навстречу идет группа девушек-студенток, они внятно ругаются матом, и практически у каждой в руке бутылка с пивом или сигарета. И это будущие педагоги, студентки главного педагогического вуза страны. А кому из нас не приходилось слушать, а иногда и делать замечания представителям сильного пола, которые находясь в автобусе, троллейбусе, трамвае, в разговоре друг с другом (неважно о чём они говорят - о спорте, о работе, о жизни) обильно оснащают свою речь нецензурными словами, словно без этого боятся оказаться непонятыми.

Разрыв, о котором шла речь выше, - между культурой высших достижений и культурой обыденной, массовой, - в России особенно велик не только потому, что верхняя планка здесь выше, чем в подавляющем большинстве государств, но в гораздо большей степени из-за того, что по уровню нижней планки мы уступаем даже весьма отсталым в культурном отношении странам.

Теперь об отношении к природе, которое также является мерилом нашей нравственности и культуры. Вы заходите в подмосковный лес или в прекрасный парк и повсюду видите кучи хлама, бутылки, банки. Казалось бы, это мелочи, во всяком случае, экономический урон невелик. Но захламляются берега наших рек и водоемов, создаются огромные свалки вокруг городов. Дошло дело до того, что в Байкал сбрасываются без всякой очистки сточные воды из быстро возникающих и растущих на его берегах городов и поселков, а ведь это огромное наше богатство,

в озере Байкал сосредоточена значительная часть мировых запасов пресной воды. Разве это не наносит ощутимый ущерб экономике, разве это не потребует затраты огромных средств в будущем. А лесные пожары, причиной которых чаще всего становятся люди (выброшенный окурок, поджог сухой травы, плохо затушенный костер и т.д.). В результате ежегодно выгорают тысячи гектаров леса. Все это признаки отсутствия культуры и безнравственности. Бескультурье и безнравственность - это звенья одной цепи, они усиливают и дополняют друг друга.

На каждом шагу нам приходится сталкиваться с проявлениями неуважения к закону, неприкрытым эгоизмом, циничным стремлением извлечь выгоду для себя за счет окружающих. Я автомобилист, уже скоро мой водительский стаж достигнет 60 лет, и на протяжении нескольких десятилетий я вижу, что происходит на наших дорогах. Меня не удивляет то, что у нас едва ли не самая высокая в мире аварийность и смертность на дорогах. Неважное состояние наших дорог (кстати говоря, в этом вопросе за последние годы в ряде регионов произошли изменения в лучшую сторону), - отнюдь не главная причина этой беды. А главная, - и вот в этом отношении ситуация только ухудшается, - это то, как водят наши водители, зачастую не имеющие должной подготовки и получившие права за взятки. Прежде всего, бросается в глаза отсутствие элементарной водительской культуры, которая должна проявляться в чувстве солидарности, сопричастности и заинтересованности всех участников движения в решении общей задачи - безаварийной езды и поддержании порядка на дорогах. Мне приходилось ездить на машине в ряде европейских стран, и за месяц-два, как правило, я не был свидетелем ни одной аварии, в то время как в Москве по дороге на работу еженедельно, а иногда и за один день вижу их две-три. За рубежом мне неоднократно приходилось наблюдать, как водителю, оказавшемуся в затруднительном положении (по своей ли неосторожности, из-за допущенной ошибки в выборе дороги или по причине неисправности машины) помогают другие участники движения, причем, как правило, безвозмездно. У нас это тоже было в советские времена, но сейчас практически исчезло, - наверное, еще и потому, что нет чувства безопасности, люди просто боятся останавливаться, особенно за городом и в тёмное время суток. К сожалению, на дороге нередко приходится сталкиваться с грубостью, недоброжелательностью, неуважительным отношением водителей друг другу и к пешеходам. Владельцы «крутых» внедорожников зачастую считают, что езда на таких машинах вообще освобождает их от необходимости подчиняться правилам дорожного движения. Все это, вместе с крайне неудовлетворительной работой сотрудников ГИБДД, лень и мздоимство которых стали «притчей во языцех», портит людям настроение и, в конечном счете, несет негативные

экономические последствия, сказываясь на качестве и производительности труда.

Вряд ли есть необходимость доказывать, что в условиях рыночной экономики нравственность не только не теряет своего значения, но становится еще более востребованной. Ведь нельзя же жить по принципу: что мне выгодно, то и морально, это прямой путь к дикости, бесчеловечности, мошенничествам, грабежам и убийствам. О том, что порождаемая рынком неуемная жажда наживы и жестокая конкуренция наносят вред обществу, немало говорят и на Западе. Так в докладе Всемирного банка о мировом развитии приводятся следующие слова бывшего канцлера Федеративной Республики Германии Гельмута Шмидта: «Некоторые высшие менеджеры забыли все приличия. Звериный грабительский капитализм угрожает открытому обществу» [3: 3]. Это сказано не о России, но как нельзя более относится и к ней. Ложь и обман, решение проблем не по законам, а по понятиям начальников и толстосумов, криминальные разборки, прямое мошенничество, вымогательство, подкуп, «откаты» чиновникам и рэкетирам, составляющие по данным, приведенным академиком О. Т. Богомоловым, не менее 4 млрд. долларов в год, - таковы реалии нашего бизнеса и предпринимательства [4: 86].

Призывы к совершенствованию законодательства с целью предупреждения экономических преступлений, конечно же, заслуживают всяческой поддержки. Но необходимо иметь ввиду, что законы не могут предусмотреть все аспекты регулирования хозяйственной деятельности и дать юридическую оценку всем видам человеческих отношений. Право неизбежно имеет лакуны, оно не может быть всеобъемлющим. Нередко имеющиеся лакуны объясняются как раз тем, что те или иные законодательные акты, правительственные постановления и президентские указы принимались под давлением и в интересах влиятельных финансовых и олигархических групп, в результате чего из сферы правового регулирования специально выводились те или иные вопросы. Но и в том случае, когда нужный закон имеется, далеко не всякий сможет этим воспользоваться для восстановления справедливости и компенсации понесенного ущерба. Хорошо известно, что судебные разбирательства сопряжены с большими нервными затратами, не говоря о том, что требуют времени и немало денег. Во все времена в бизнесе и предпринимательстве высоко ценились порядочность и честность, верность данному слову. Именно этими качествами деловых людей обеспечиваются успешность и стабильность экономической и торговой деятельности. Справедливо и обратное: ложь, мошенничество и обман оборачиваются не только моральными, но и экономическими потерями, они извращают нормальные рыночные отношения, лишают рынок преимуществ свободной конкуренции, ведут к криминализации экономики.

О масштабах преступности в нашем бизнесе можно косвенно судить по количеству частных охранных агентств, охранников и телохранителей, армия которых в России насчитывает несколько сотен тысяч человек. Наверное, такого количества охранников нет ни в одной стране мира. Таким образом от производительной и общественно полезной деятельности отвлекается огромное число здоровых и, как правило, молодых людей, что лишает экономику результатов их труда. Кроме того, это влечёт за собой дополнительные расходы на их содержание, в результате чего снижаются конкурентоспособность и производительность. Как справедливо отмечает академик О. Т. Богомолов, «все эти «издержки», связанные с криминализацией экономики, безнравственностью значительной части правящей элиты и бизнеса, перекладываются на плечи простых граждан» [4: 86].

Казнокрадство и взяточничество на протяжении столетий были бичом российского общества и государства. В последние годы борьба с разгулом коррупции в нашей стране несколько усилилась, о чём свидетельствует ряд громких уголовных дел, заведенных против некоторых губернаторов и крупных чиновников. Конечно, можно только приветствовать, что сегодня к уголовной ответственности привлекается не только «мелкая сошка» - за незначительные экономические преступления, но и отдельные представители правящей элиты, чьи действия нанесли многомиллиардный, и иногда и трудно исчислимый ущерб государству. Хотелось бы, чтобы борьба с коррупцией не была временной кампанией, вызванной конъюнктурными политическими соображениями, но носила системный характер, нацеленный на удовлетворение долговременных стратегических интересов страны и общества. К сожалению, есть серьезные основания в этом усомниться. Так, например, недостаточный контроль со стороны государства за соблюдением частным бизнесом действующих законов и норм техники безопасности привел к крупнейшей аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которую по масштабам сравнивают с чернобыльской катастрофой. Она произошла из-за того, что руководство РАО ЕЭС (руководитель А. Б. Чубайс) при проведении приватизации стратегических объектов в энергетике подчинило развитие последней целям наращивания прибыли и увеличения стоимости имеющихся объектов. В результате, согласно выводам государственной комиссии, эксплуатация ряда объектов энергетики, в том числе Саяно-Шушенской ГЭС, велась без соблюдения норм и технических регламентов. В погоне за прибылью агрегаты станции работали на износ, безостановочно, а своевременного технического обслуживания не проводилось, что и привело к катастрофе. Восстановление станции и покрытие убытков, вызванных выпадением из энергосистемы по крайней мере в течение 4-х лет (!) огромных электрогенериру-ющих мощностей, обойдутся государству не менее 100 млрд. долларов

[2: 148-149]. Однако самое замечательное состоит в том, что наказание понесли лишь мелкие исполнители, а руководство РАО ЕЭС, в том числе и сам А. Б. Чубайс оказались ни при чём!

Другой пример касается бывшей главы Департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой. После многих громких разоблачений в СМИ с указанием ущерба от 3 до 16 млрд. рублей, который нанесли государству её действия, длительного домашнего ареста с унизительным ношением браслета на ноге, суда и скольких-то дней пребывания в колонии не очень строгого режима она оказалась. студенткой искусствоведческого факультета МГу имени М. В. Ломоносова. Хотя если вина её юридически безупречно доказана, то рисовать свои «шедевры» ей следовало бы в другом месте. А вот если на самом деле она не виновата, то перед ней надо было бы извиниться за то, что её так опозорили, и приступить к поиску и поимке настоящего преступника.

Эти и многие другие примеры как-то не убеждают в том, что борьба с коррупционными и другими экономическими преступлениями носит у нас бескомпромиссный и по-настоящему нравственный характер.

Нравственный климат в обществе тесно связан с реализацией принципов социальной справедливости. Согласно Конституции Россия является социальным государством, и как таковое оно призвано представлять, обслуживать и обеспечивать интересы всего населения, а не только самой богатой и влиятельной его части. Признаками подлинно социального государства являются: справедливое и демократическое устройство общества; подконтрольность ему государственной власти, в том числе и за счёт свободного волеизъявления народа на выборах всех уровней; значительная роль государства в перераспределении ВВП в целях обеспечения справедливого доступа людей к образованию, здравоохранению, культуре. Думается, что претензия на звание «социального государства» является, мягко говоря, необоснованной. Об этом говорит ужасающая поляризация доходов населения, которая возникла ещё в начале 90-х гг. в связи с переходом к рынку по «гай-даровско-чубайсовской» модели и с тех пор неуклонно нарастает. Де-цильный коэффициент, характеризующий соотношение среднего доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных, в конце советской эпохи не превышал 5, а уже в 1993-1994 гг. возрос до 8-9, в 2004 г. - до 15, в 2010 - до 30, а в Москве и Санкт-Петербурге - до 50 [2: 140]. Для сравнения заметим, что в развитых станах Западной Европы этот показатель составляет 7-10, в США - 15. Здесь действуют прогрессивная шкала налогообложения и различные меры поддержки малоимущих. В США такие меры позволяют существенно сократить разрыв в доходах самых богатых и самых бедных. Подсчитано, что если бы американское государство отказалось от прогрессивного налогообложения

и поддержки малоимущих, то децильный показатель сразу возрос бы до 68 вместо 15, а экономика впала бы в состояние коллапса [4: 112].

Колоссальное имущественное неравенство не только противоречит принципам социальной справедливости, уничтожает стимулы к добросовестному труду, тормозит экономический рост, но и губительно действует на нравственное состояние общества.

В современном мире небывало возросла роль СМИ и особенно телевидения. Они оказывают беспрецедентное воздействие на умы людей, их политические взгляды и убеждения, на нравственные устои общества. Этим определяется чрезвычайно высокая ответственность работников российского телевидения и печати перед всем народом и особенно перед молодежью. К сожалению, приходится констатировать, что уровень этой ответственности пока ещё слабо осознается руководителями российских СМИ и телевидения. Руководствуясь своими финансовыми интересами, с помощью рекламы и путём распространения низкопробной кинопродукции, большинство каналов отечественного телевидения (за исключением каналов «Культура», «Звезда», Спас», «Россия 24» и некоторых других) на протяжении многих лет потакали и продолжают потакать самым низменным вкусам и интересам людей, превращая насилие, мошенничество, бандитизм, секс в главные мотивы своей деятельности. Недавно по телевидению показывали киносериал «Выжить любой ценой». По моим подсчетам, в ходе криминальных разборок в этом фильме погибает не менее 30-40 человек, есть несколько сцен насилия, избиений, и понять зачем нужно показывать такие фильмы несовершеннолетним детям и подросткам решительно невозможно. Очень хорошо, что у нас запрещена политическая цензура, но нравственную цензуру следовало бы предусмотреть и строго наказывать за её нарушение.

Подводя итог, приведем слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна, более того - нежизнеспособна и опасна» (цит. по: [4: 111-112]).

Список литературы

1. Примаков Е. М. «Восемь месяцев плюс...». М.: «Мысль». 2002. 59 с.

2. Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПб ГУП (19932013). Т. I. Санкт-Петербург, 2013. 654 с.

3. Доклад Всемирного банка о мировом развитии. Социальная справедливость / Всемирный банк. М.: Издательство «Весь мир», 2006. 311 с.

4. Лекции и доклады членов Российской академии наук в СПб ГУП (19932013). Т.Ш. Санкт-Петербург, 2013. 1118 с.

Morality of Economics and Entrepreneurship

V. P. BORISENKOV

The article is devoted to the consideration of the influence of non-economic factors (ideology, morality, spirituality) on the development of economy and entrepreneurship.

Key words: Morals, ideology, culture, liberal, economic development, social inequality.

Сведения об авторе

Борисенков Владимир Пантелеймонович - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: vlad_boris39@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.