Научная статья на тему 'Интерес иностранных студентов к изучению экономики'

Интерес иностранных студентов к изучению экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панфёров Константин Николаевич

Рассматривается проблема становления экономики в условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEREST OF FOREIGN STUDENTS IN STUDYING ECONOMY

The establishment of market economy is analysed in the article.

Текст научной работы на тему «Интерес иностранных студентов к изучению экономики»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№128

УДК 378.1

ИНТЕРЕС ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИКИ

К.Н. ПАНФЕРОВ

Рассматривается проблема становления экономики в условиях рынка.

После распада СССР нам активно стали внушать принципы гражданских, политических экономических свобод и общечеловеческих ценностей. В чём они выразились, мы только теперь можем оценить. За этими красивыми лозунгами в общество внедрилась стихия денежного благополучия, активно требующая полной либерализации всё новых и новых рынков, вплоть до уничтожения всякой общественной собственности (земля, полезные ископаемые, вода и леса).

Нынешний российский неолиберализм продемонстрировал, что наша страна, несмотря на политическое успокоение и некоторые экономические успехи, за последние восемь лет, о чём говорил на завершающей пресс-конференции президент В. Путин 14 февраля 2008 года, тяжело больна. Эту болезнь можно назвать нравственной холерой. К 2008 году российское общество получило высочайший уровень агрессивности, особенно в молодёжной среде. Этот факт свидетельствует о главном проявлении этой болезни. Агрессивность и жестокость, бесчеловечное отношение друг к другу становятся нормами нашей жизни.

Какие же причины лежат в основе такой действительности? Российские психологи приходят к единому мнению, что в основе ужесточения общественных отношений лежит пропаганда агрессивности и насилия в средствах массовой информации, особенно на телевидении и радио, всех каналах без исключения. Наступила эпоха криминализации общества. Не проглядывается системы воспитания. Доктор психологических наук Андрей Юревич сегодняшнюю ситуацию оценивает, как псевдолиберальную идеологию начала 90-х, которая отравила умы молодёжи пониманием свободы как наглости и разнузданности [1, с. 6]. Например, в одну из январских ночей 2008 года, в городе Кольчугино Владимирской области было обнаружено тело молодого мужчины, лежавшего лицом на пламени вечного огня в самом центре гранитной звезды городского мемориала. В этом городе мемориал памяти павшим и выжившим в Великой Отечественной войне стал местом многолюдных сборищ городских подростков, где пьют пиво и другие крепкие напитки, курят, сплёвывая в вечный огонь, и даже жарят сосиски, как на костре, а оборотная сторона барельефа героев расписана ненормативной лексикой [2, с. 6].

В середине февраля 2008 года у подъезда своего дома был застрелян 48-летний прокурор Саратовской области. Одной из причин гибели, специалисты посчитали, что он за два года своей деятельности признал незаконной приватизацию 20 предприятий области. Правоохранительные органы считают, что такого рода дерзкое убийство мог совершить только очень влиятельный человек или клан, которому прокурор сильно мешал. То есть смерть прокурора могла стать результатом мести за громкие разоблачения и возбуждение уголовных дел против высокопоставленных чиновников области. С его приходом многим сотрудникам прокуратуры с неоднозначной репутацией пришлось уйти в отставку. В области усилилась борьба с преступностью и коррупцией. За взятку на семь лет был осуждён местный министр сельского хозяйства. За решёткой оказались бывший заместитель председателя областного правительства, министр дорожного строительства и его брат, возглавлявший саратовский филиал «Росгосстраха».

Отношение к собственности является одной из сторон оценки состояния нравственного здоровья нации. В советские годы идеология нашего государства состояла в том, чтобы построить процветающее общество из нищих людей. Но этого не получилось, потому что ориентиры были иллюзорными. Отсутствие идеологии в нынешние времена способствует тому, что некоторая часть современной молодёжи ударилась в другую крайность. Для неё главным приорите-

том стали деньги. Причём, иметь их как можно больше, добыть быстрее и любыми средствами. Резкое изменение нравственных ориентиров получилось из-за ослабления системы гуманитарного образования. Шоковая терапия в области экономики, произведённая нашими молодыми «реформаторами» в начале девяностых годов прошлого столетия, до сих пор никак не приведёт в нормальное состояние российское общество. «Демократический путь» Гайдара, Чубайса, Явлинского и др. свернул все социальные программы, а молниеносная приватизация повергла в шок всех нормально мыслящих людей. Как говорят учёные, большая часть социума сломалась, деморализовалась и занялась решением проблемы ежедневного выживания. Перспектива мышления российских людей сузилась до одного дня. Если «в 1989 году в Российской Федерации насчитывалось 2 миллиона бедных, имевших в своём распоряжении менее 4 долларов в день», то по данным Всемирного банка, «к середине 90-х годов в стране проживало уже 74 миллиона нищих людей» [4, с. 3]. Трудно себе представить, как за восемь лет 72 миллиона человек можно было подвести к черте нищеты. Только по этим цифрам можно утверждать, что время правления Б. Н. Ельцина сравнимо со временем «экономического геноцида» в России.

Как же поступили наши учёные по гуманитарным наукам в этот тяжёлый период времени? К великому сожалению, они стали приспосабливаться к властным структурам. Им дали зелёный свет для прославления западных экономических и социальных теорий. Срочно стали переводить учебники по экономике на русский язык и внедрять их преподавание во всех образовательных учреждениях. К управлению образованием пришла некомпетентность. Идея молниеносного внедрения западной экономической концепции в учебные заведения довела российское общество до того, что из научного лексикона ушло понятие «гуманизм». Так в Новейшем энциклопедическом словаре (редактор Е. А. Варшавская), имеющем 20 000 статей, слову «гуманизм» места не нашлось. Зато появилось понятие «гуманитарное право», куда входит так называемое право вооружённых конфликтов [5, с. 346]. Непонятно, почему авторов такой толстой книги большого формата испугало понятие «гуманизм»? Ещё римляне, в особенности Марк Тулий Цицерон, (106-43 до н. э.), называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью [6, с. 1198]. Что же плохого в том, что гуманность связана с развитием свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума? Она же связана, по Канту, с чувством блага в общении с другими, со всеобщим чувством участия. Не многие российские вузы устояли от нажима упразднения такой гуманитарной науки как «политэкономия».

Нынешняя учебная дисциплина «экономика» тоже является гуманитарной наукой, потому что она представляет собой совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Здесь очень важно отделить экономику как науку для специалистов-экономистов и для всех других неэкономических специальностей. Нельзя не согласиться с Б. А. Райзбергом, автором учебника «Курса экономики», который, на наш взгляд, справедливо считает, что отличие от советского периода российской истории, когда практически вся учебная литература по экономике была монополизирована учебными пособиями марксистско-ленинской, коммунистической ориентации, ныне в книжных магазинах мы видим обратную картину: «изобилуют зарубежные и отечественные литературные источники, в которых повествуется о рыночной экономике в её «капиталистическом видении. Появившиеся учебники российских авторов представляют в значительной своей части авторизованные переводы или изложения основных положений западных, преимущественно американских, учебников по экономической теории (экономикс) и в малой степени отражают положение дел в российской экономике, а также проходящие в России экономические реформы.

Для того, чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего, англоязычной литературе разделяется на два: «эко-

номика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в её непосредственном, натуральном проявлении, а второе - экономическую науку, а точнее - экономическую теорию. Такое разделение способствует большей чёткости, определённости понимания экономики [7, с. 7]. Б. А. Райзберг подчёркивает, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в его русском написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую - «математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало бы взамен термина «экономикс» употреблять словосочетание «экономическая теория» [7, с. 7].

Таким образом, «экономику» как науку, преподаваемую ныне в технических вузах, следует больше понимать как науку о хозяйствовании и отношениях между людьми в этом процессе. Что касается хозяйствования, то оно органически входит в орбиту деятельности людей, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей в условиях ограниченных ресурсов. И, как гуманитарная наука, «экономика» не может быть освобождена от политических процессов и социальных проблем, происходящих в обществе. Здесь применение только математических методов не всегда будет оправдано. Нельзя получить чистоту и нейтральность экономической науки от всего, что происходит вокруг. Поэтому нынешняя «экономика» находится ближе к «политической экономии», нежели к «экономике», и учебные программы следует разрабатывать с учётом объективных условий жизни любого общества, где в центре всегда остаётся человек с его вечными проблемами удовлетворения своих потребностей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в условиях ограниченных ресурсов. В любом государстве народ интересует прежде всего политическая стабильность, экономический достаток, фактическая безопасность с ощущением защищённости со стороны своего государства. Здесь важную роль играет социальная направленность любой экономики. Государство не может пустить рыночные отношения на самотёк. Роль государства, как регулятора зависит от экономической культуры руководителей всех ветвей власти, вернее от рационального поведения людей.

Под рациональным поведением следует понимать поведение людей, которое направлено «на достижение участниками хозяйственной деятельности максимальных результатов при минимальных затратах, как показатель эффективности хозяйствования» [8, с. 16]. Экономическую теорию больше интересует гуманитарная составляющая всей хозяйственной деятельности человека, какими взглядами и понятиями он руководствуется при достижении целей семьи, фирмы и общества в целом.

Такой подход в преподавании «экономики» автор использует со студентами технических специальностей МГТУ ГА. Практика показывает, что особый интерес к изучению экономической теории проявляют студенты иностранных государств. Они живо обсуждают проблемы, связанные с анализом функционирования национального хозяйства. Охотно принимают участие в студенческих научных конференциях по экономическим проблемам. На третьем курсе механического факультета иностранные студенты охотно готовят рефераты по таким темам, как «национальный доход», «национальное богатство», «валовой внутренний продукт», «валовой национальный продукт», «инфляция», «безработица» и другие темы, связанные с социальными проблемами и особенностями отдельного государства. Зная, что к их выступлениям внимательны российские студенты, иностранцы много работают в библиотеках при своих посольствах, получают консультации от своих специалистов по внешнеэкономическим связям. На конференцию они приходят со своими настольными национальными флагами. К подготовке рефератов относятся очень серьёзно. Каждый студент желает показать как можно лучше экономическую составляющую своей страны. Лучшие выступления на конференции отмечаются грамотами и дипломами, что является хорошей оценкой отношения к учебному процессу. Прохождение конференций фиксируется на фотоплёнку с цифровым изображением и отправляется на родину. На кафедре оформляются фотоальбомы или фотографии конференции «сбрасываются» на сайт кафедрального компьютера.

В процессе преподавания «экономики» в группах, где обучаются иностранные студенты, важно показывать социальные последствия экономической политики российского государства; её роль в регулировании рыночных отношений в стране; борьбу государства с негативными явлениями; как оно разрешает конфликты поколений на переломе социально-экономической формации, которую ныне переживает Россия. Преподаватели кафедры ГиСПН по экономике понимают важность того, что в учебном процессе должны почувствовать иностранцы.

Очень важно в процессе преподавания гуманитарных наук в университете показывать, что Россия не стесняется обнажать теневые стороны собственной экономики, что она их знает и вырабатывает меры по искоренению всякой безнравственности, через усиление формирования экономической, нравственной и правовой культуры. Ведь всем известно, что мораль и право не могут жить отдельно друг от друга. Последние пятнадцать лет нашей действительности показали: чем ниже нравственный уровень общества, тем выше уровень правонарушений. Поэтому учёные гуманитарных наук должны взять на себя ответственность за выработку чётких ориентиров и высоких идеалов общественного развития. Здесь можно полностью согласиться с мнением учёного по исследованию философских учений о природе права и правопослушания, заместителем Генерального прокурора России А. Г Звягинцевым, о том, что общество, где нет высоких идеалов, погружается в насилие, безответственность, обман, серость. «В нём будут царить не только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего» [3, с.6]. За состояние нравственности в обществе в той или иной степени несут ответственность учёные - гуманитарии, которые обязаны не только трактовать и проповедовать мораль, но и сами её исповедовать. Только в этом случае гуманитарные науки будут менее уязвимы в любом обществе. Ещё римский поэт Квинт Гораций Фланк (65 - 8 гг. до н. э.) говорил о том, что нет никакой пользы от законов в стране, где отсутствует нравственность. Поэтому духовное совершенствование человека зависит только от эффективности преподавания гуманитарных наук.

В вузе кафедры гуманитарных наук можно сравнить с мартеновской печью, которую остужать нельзя. Поэтому преподаватели этих кафедр должны служить факелами при подготовке будущего специалиста. Они всегда были вперёдсмотрящими для всего педагогического корпуса.

Если профильные кафедры готовят специалистов, то гуманитарные - формируют интеллект человека, готовят его к новому пониманию свой миссии в условиях информационных технологий и рыночных отношений. Таким образом, гуманитарные науки учат способности мыслить. Французский математик, физик и философ XVII Блез Паскаль (1623-1662) в своей книге «Мысли», изданной после его смерти, заметил, что наше достоинство заключается в способности мыслить. «Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в котором мы - ничто» [9, с.282]. Философ призывал нас мыслить достойно. В этом он видел основу нравственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юревич А. Этот чудовищный случай ...// Российская газета. 2008. № 33.

2. Биткина С. Лобное место // Российская газета.2008. №6.

3. Ямшанов Б. Проповедь от прокурора // Российская газета. 2008. № 30.

4. Хамахер М. // Великое противостояние // Литературная газета. 2008. № 6.

5. Варшавская Е. А. Новейший энциклопедический словарь: 20 000 статей. - М.: АСТ: Астрель: Транзит-книга, 2006.

6. Губский Е.Ф., Кораблёва Г.В., Лутченко В.А. Краткаяфилософская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994.

7. Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебник - ИНФРА. - М., 1997.

8. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачёвой. - М.: Юрайт - Издат, 2005.

9. Балязин В. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. - М.: 0ЛМА-ПРЕСС,2002.

INTEREST OF FOREIGN STUDENTS IN STUDYING ECONOMY

Panferov K.N.

The establishment of market economy is analysed in the article.

Сведения об авторе

Панфёров Константин Николаевич, 1932 г.р., окончил Московское художественное ремесленное училище №75 (1951), Киевское Военно-Морское Политическое училище (1957), Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина (1964), аспирантуру Высшей Школы Профдвижения ВЦСПС (1969), Институт журналистского мастерства (1972), обучался в Гарвардском университете США (1995), член Союза журналистов СССР, России, заслуженный работник культуры РФ, действительный член Русской Академии, доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор МГТУ ГА, автор 482 научных работ, область научных интересов - экономика, политика, культура, философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.