Научная статья на тему 'Нравственное воспитание школьников - главная проблема современности'

Нравственное воспитание школьников - главная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИК / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегишева Юлия Витальевна, Крылова Ольга Владимировна, Ксендзюк Ирина Анатольевна

В статье рассматривается создание благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегишева Юлия Витальевна, Крылова Ольга Владимировна, Ксендзюк Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание школьников - главная проблема современности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

навыков студентов-менеджеров. В сборнике: «Проблемы современной аграрной науки». Материалы международной заочной научной конференции. Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, Красноярск, 2015. - С. 164-167.

2. Концепция экспорта образовательных услуг на 2011-2020 годы

URL:http://ecsocman.hse.m/data/20Ш05/06/1268032128/Concept_for_Exportmg.pdf (дата обращения 09.01.2017)

© Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н., 2017

УДК 37

Бегишева Юлия Витальевна

магистр пед. наук, ст.преподаватель Крылова Ольга Владимировна ст.преподаватель ЮКГУ им. М. Ауэзова Ксендзюк Ирина Анатольевна

магистр пед. наук, ст.преподаватель ЮКГУ им. М. Ауэзова, г.Шымкент ,Казахстан E-mail: horeo 1985@mail. ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ - ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается создание благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь - личности школьника.

Ключевые слова

Образование, школьник, личность, воспитание, нравственность,традиции.

На современном этапе коренных преобразований общества Республики Казахстан, действия новых социально-экономических и общественно- политических факторов, уровень процветания страны осознается в тесной связи с развитием интеллектуального потенциала населения, его инновационной творческой мобильности, высокой сознательности, духовного совершенства. Данное положение диктует необходимость создания благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь - личности школьника.

В решении этой задачи большая роль отводится системе среднего образования. От того, насколько эффективно сможет школа развивать способности детей, создать им необходимые условия для адекватного образования и подготовки к последующей деятельности, сформировать их ценностные приоритеты и личностные качества, в значительной мере зависит прогресс во всех сферах жизни нашего общества.

В "Концепции гуманитарного образования Республики Казахстан" подчеркивается, что духовный мир выпускника средней школы в идеале должен представлять собой сплав интеллектуальной, правовой, экологической, политической, экономической, нравственной, художественной, философской культур, выраженной в определенных социальных ориентациях, душевных качествах, идейной направленности [1].

В прежние годы система образования была оторвана от передовых достижений мировой цивилизации и исторических корней своего народа. Предстоит формировать новое поколение, которое вобрало бы в себя все богатство народного разума, самые лучшие достижения мировой науки и культуры.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Возрождение гуманистических идеалов, повышение культуры общества становятся необходимыми условиями дальнейшего развития демократии, общественного прогресса. В этой ситуации особенно возрастает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, традициями. Направляющим ориентиром могут стать слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" [2,253].

Нравственное воспитание подрастающего поколения - это актуальная во все времена проблема, но особое значение она приобретает в период обновления общества. Актуальность этой темы возрастает в связи с необходимостью использования народных традиций, что в значительной степени способствует их возрождению и развитию. Тема возрождения забытых традиций в последнее время приобретает особое значение, т.к. знание национального народного творчества, обрядов и ритуалов своего народа, постижение цепочки "от национального - к общечеловеческому" воспитывает человека настоящею и будущего. Каждый школьник должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой край. В дальнейшем силой этой любви и определится мера их способности трудиться и защищать свою Родину, землю.

Основные программные идеи национального воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации изложены в Послании Президента страны народу "Казахстан-2030" в разделе "Миссия Казахстана": "К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центроазиатским Барсом... Он будет мудр в воспитании потомства..., заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении, будет готовиться к ранней и самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении... Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков [3,9].

В процессе обновления и демократизации общества в условиях приобретения республиками суверенитета, когда пересматривается история, в духовную жизнь народа возвращается многое раннее забытое или запрещенное, одной из серьезнейших проблем становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важным компонентом которого является народное творчество с его богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Многие годы система нравственного воспитания строилась без учета народной педагогики, не было единой программы по изучению национальной истории и культуры. А ведь в человеке необходимо воспитать национальную гордость на лучших традициях своей родины. Процесс воспитания человека, тем более ребенка, не мыслим без корней, нравственности и морали, которые несут в себе обычаи народа, вскормившего и воспитавшего его. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры, его традиций.

В этих условиях возникает необходимость формирования интереса и более глубокого приобщения детей к национальным народным традициям, в потенциале которых объективно заложено нравственное начало.

Вот почему встает сегодня задача ориентации учителей на использование народной педагогики в нравственном воспитании, формирование с помощью народной педагогики приоритетных качеств личности - гуманизма, нравственности и духовности.

На необходимость использования народного педагогического опыта в нравственном воспитании детей указывали классики мировой педагогической мысли - Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци. К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, а также советские педагоги А.С.Макаренко, В.А.Сухом линский, М.Ф.Шабаева и др.

Педагоги-просветители Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев, С.Торайгыров, А.Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М.Жумабаев утверждали мысль об исключительно большой роли, которую выполняет народные традиции в жизни казахского народа, в частности, в нравственном воспитании подрастающего поколения, выдвигали идеи о воспитательной и образовательной ценности народного воспитания. Исследованием вопросов социальной значимости нравственного воспитания учащейся молодежи занимались Г.А.Уманов, А.П.Ссйтешев, Г.Т.Хайруллин, К.Б.Жарыкбаев. Э.А.Уринбасарова, Ж.А.Макатова:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

изучение профессионально-нравственной подготовки учителя рассматривались в трудах Н.Д.Хмель, А. А.Кал южного, Ж.И.Иамазбасва, А.А.Сотникова, М.Н.Сарыбскова; проблемой социально-нравственной активности школьников занимались К.К.Жампеисова, Б.И.Муканова, З.У.Кенесарина, С.Калиев, Б.АЙтмамбетова, А.А.Бейсенбаева. Л.К.Керимов, В .А .Ким и др.

Общие проблемы педагогических воззрений казахского народа раскрыты в исследованиях Т.Т.Тажибаева, М.Муканова, К.Б.Жарыкбаева, С.К.Калиева, К.Ж.Кожахметовой, которые на большом этнографическом и фольклорном материале рассматривают развитие педагогической мысли казахского народа, постоянно подчеркивая необходимость использования народного опыта в воспитании школьников.

Специальным исследованиям по выработке методики использования народной педагогики в целом и отдельных его видов в решении частых задач воспитания посвящены труды МХ.Балтабаева, СА.Узакбаевой, И.Оршибекова, Э.Урунбасаровой и др.

Народные традиции, их влияние на формирование патриотически и интернационально воспитанной личности получили отражения в работах Ж.Г.Коидзе, Н.С.Гончаровой, Л.М.Ходжаевой. В Казахстане намечается определенная тенденция к изучению народных традиций в работах Н.Сарсенбаева и их использованию в подготовке старшеклассников к семейной жизни в трудах Д.Ж.Сакенова, национальных обычаев и традиций и их влияние на воспитание детей и молодежи в исследованиях Мухам бае ва А.Х., Абишева С. А идеями и традициями казахской народной педагогики в современной практике в семье и школе занималась Жамансариева С.Д.

В исследованиях Н. В. Ивлевой, А.С.Курманбековой, Г.З.Муса бековой, Г.Б.Оспановой, Р.К.Атаманова, А. А.Калюжного, К.А.Исмаиловой, О.В.Завалишиной иследуются проблемы нравственного воспитания школьников и студентов.

Так А.С.Курманбекова отмечает: «Формирование нравственно воспитанной личности и активной жизненной позиции молодежи - это нахождение своего аспекта, свое особое взаимодействие со всеми личностными качествами, и прежде всего, с гуманистическим и патриотическим »[4,3].

В.Завалишина считает, что «В формировании эффективных и действенных социально-нравственных оценочных суждений мы видим один из путей решений проблемы нравственного совершенствования личности. Особая ответственность при этом ложится на школьные учреждения, призванные заложить основы нравственности, сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к современной действительности» [5.4].

Нравственные качества, являясь интегральной характеристикой личности, вместе с тем раскрывают отношение человека не только к социальной среде, интересам и идеалам той или иной социальной среды, но и к своей роли и месту в обществе. То есть, этические знания и нравственные убеждения составляют важную платформу формирования у школьников нравственной направленности и активной жизненной позиции. Однако, государственный заказ на совершенствование духовных начал личности, постижение ценностей национальной художественной культуры, развитие ее культурологических интересов и потребностей диктует необходимость поиска неиспользованных резервов в области формирующих средств. Список использованной литературы:

1. Концепция гуманитарного образования Республики Казахстан.- Алматы: Казахстан. 1994.- 40 с.

2.Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Педагогичские сочинения: В 6 т. Т.1. /Сост. С.Ф.Егоров. -М: Педагогика, 1988.-с. 194-256.

3.Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. - 1997. - 11 октября - с. 9-13.

4. Курманбекова А.С. Формирование нравственных качеств у студенческой молодежи. Автореф. дис. ... канд. псд. наук. -Тараз, 2003. - 26 с.

5. Завалишина О.В Формирование социально-нравственных оценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Алматы, 1995. - 26 с.

© Бегишева Ю.В., Крылова О.В., Ксендзюк И.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.