МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить
уровень подготовки студента по предмету, а тот, в свою очередь, проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами, он получает представление о структуре учебного
материала и трудностях овладения им. Выявленные студентами или самим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления. Лекции с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.
Итак, диалоговая технология имеет значение с точки зрения формирования у будущих специалистов множественных умений коммуникации как профессионального качества, кроме того, в общении актуализируется механизм социальной стереотипизации, результатом действия которого является устойчивое представление о чем-либо (профессии, человеке и т.д.). Важно, что этот механизм "включается" в знакомой ситуации и способен в дальнейшем значительно облегчить профессиональную деятельность. Список использованной литературы:
1. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. -97с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975. 304с.
3. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии: Тексты. 30-60-е г.г. ХХв. М.:МГУ, 1986. 342с.
© О.В.Гришина, 2015
УДК 37
Е. Н. Гузеватова
К.пед.н, доцент Институт искусств
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»
г. Абакан, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Аннотация
В статье рассматривается использования богатых возможностей народной художественной культуры, приобщение подрастающего поколения к традиционным народным видам искусств и ремесел. Раскрыты условия успешной работы по сохранению и возрождению народных ремесел в системе образования республики Хакасия. Проанализирована научно-исследовательская и научно-методическая работа кафедра по возрождению и развитию народного декоративно-прикладного искусства народов республики Хакасия.
Ключевые слова
Традиции народной культуры, народное декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения
92
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Одним из важнейших факторов сохранения и развития народного декоративно-прикладного искусства в целом и народных ремесел в частности, по мнению многих ученых, является повышение национального самосознания, требующего выражения этнической специфики в визуальной форме. У части населения с достаточно высоким уровнем культуры в связи с ростом этнического самосознания в последнее время все более ощущается повышение интереса к народной культуре, в том числе произведениям народных художественных ремесел и промыслов.
Тяготение современного населения к корням своего народного искусства является одним из условий повышения значимости сохранения и развития народных ремесел и промыслов, как одной из частей этнической культуры. Другим условием этого можно с полным правом считать возможность и необходимость использования народных традиций в эстетическом воспитании и художественном образовании подрастающего поколения, как средства защиты духовного мира детей от бескультурия и утраты нравственных ценностей, которому должно уделяться все больше внимания. То есть, для того, чтобы сохранить искусство народных художественных ремесел, которое является частью народного достояния, нужно прежде всего научить этому искусству детей.
Использование богатых возможностей народной художественной культуры, приобщение школьников к традиционным народным видам искусств и ремесел, способствует духовному развитию личности ребенка, способной к эстетическому познанию мира и культуры, неограниченного ни временными рамками, ни приоритетами какого-либо из искусств. Такая личность осознает себя как частичку человечества, воспринимает всечеловечность образов народного творчества как основу культурной коммуникации людей разных национальностей и исторических эпох.
Использование прогрессивных национальных традиций в образовательном процессе диктуется самим временем. В традициях есть то, что рождено исторической необходимостью в прогрессивном развитии того или иного народа, и то, что на каждом этапе развития соответствует интересам народа. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитании и образовании подрастающего поколения обусловлена их взаимосвязью со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей.
Однако истинную роль духовного наследия для новых поколений невозможно правильно оценить, не видя взаимосвязи традиционного и нового, которое проявляется в развитии национальных традиций, их непрерывном обновлении, трансформации содержания и форм на основе преемственности определенных принципов. Поэтому для сохранения и развития народных традиций требуется направленное эстетическое воспитание подрастающего поколения в системе непрерывного образования: детский сад - школа, кружки и студии ДПИ - вузы. Традиции народного искусства в целом и народных ремесел в частности, необходимо сохранять, приобщая детей к художественной культуре региона.
Необходимость использования в образовательном процессе системы ценностей народного искусства обусловлена, по мнению ученых, целым рядом факторов. Социальными: народное искусство — удобное и эффективное средство для облагораживания растущих жизненных потребностей широких слоев населения. Психологическими: народное искусство, в силу его близости детскому творчеству, восприятию молодежи — действенное средство для гармонического развития всех душевных сил, а также воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности. Эстетическими: вместе с воспитанием стремления к правде и добру должна развиваться также и любовь к красоте, которая является наиболее существенным и сильно выраженным свойством народного искусства. Экологическими: являясь поэтическим
отображением природы, народное искусство способно ослабить у детей больших городов вредные последствия влияния удаленности от природной среды.
В последнее время в системе общего среднего образования наметились новые подходы к преподаванию декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которые способствуют обогащению содержания учебного материала, ориентации его на духовно-нравственные проблемы, на разнообразные виды деятельности с использованием различных материалов.
Учеными-педагогами разработаны содержание, формы и методы использования воспитательных возможностей народного декоративно-прикладного искусства в обучении школьников. Среди принципов, на которых должна строиться вся непрерывная образовательная система детский сад - школа -
93
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
дополнительное образование - ВУЗ, большое значение имеет учет целей и задач эстетического и творческого развития личности, региональных особенностей быта и национального народного искусства [1].
Для успешной работы по сохранению и возрождению народных ремесел в системе образования республики Хакасия, на наш взгляд, необходимо учитывать ряд условий:
• понимание педагогами общеобразовательных и специализированных школ, призванных развивать у ребенка эстетические и художественные способности, важности этой проблемы в системе общего и дополнительного образования;
• создание классов, мастерских на базе общеобразовательных, художественных школ, в домах детского творчества, где дети могли бы заниматься декоративно-прикладным искусством на высоком уровне, с опорой на научные и научно-методические исследования в области национальной культуры;
• подготовка высококвалифицированных кадров в области декоративно-прикладного искусства и методики преподавания ДНИ;
• подготовка и издание комплекта программ по ИЗО и ДНИ, органично включающих в свое содержание историко-этнографический материал, а также методических рекомендаций к ним, для общеобразовательных и художественных школ с учетом разных возрастных групп.
Наш регион богат народными традициями в художественной обработке материалов, поэтому было бы не дальновидно и даже преступно не прилагать усилия для их сохранения и развития. И немаловажная роль в этом по праву принадлежит Хакасскому государственному университету в лице Института искусств и кафедры декоративно-прикладного искусства, выпускающей бакалавров (преподавателей и художников) по направлению декоративно-прикладное искусство и народная художественная культура.
В институте искусств на кафедре декоративно-прикладного искусства уже в течение ряда лет идет серьезная научно-исследовательская и научно-методическая работа по популяризации народного декоративно-прикладного искусства народов республики Хакасия. В частности, студенты под руководством педагогов кафедры работают над такими актуальными в области технологии ДНИ и НР темами как: «Технология обработки художественных материалов (вышивка, резьба по дереву, кружевоплетение и др.) с использованием национального хакасского орнамента», «Изготовление традиционных и современных изделий по мотивам хакасской национальной вышивки», «Изготовление этнографической куклы по мотивам народных костюмов различных регионов нашей страны» и другими не менее интересными темами. При этом акцент делается на исследовательский подход, развитие познавательных и творческих способностей студентов. Объектом для исследования служат также такие темы в области педагогики и методики ДНИ как: «Использование историко-этнографического материала в обучении основам декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования», «Педагогические традиции народов Сибири и Центральной Азии как источник духовно-нравственного развития подрастающего поколения, «Развитие познавательных способностей учащихся в процессе изготовления культовых славянских изделий - оберегов», «Использование особенностей хакасской народной вышивки при разработке творческих проектов по технологии в 5-7 классах», «Проблема реализации регионального компонента в содержании среднего образования на занятиях по декоративноприкладному искусству», «Обрядовые праздники как средство воспитания детей в семье», «Духовнонравственное воспитание учащихся старших классов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству», «Этнокультурные традиции хакасов в эстетическом воспитании учащихся старших классов на занятиях по художественной обработке дерева». Перечисленные темы, несомненно, демонстрируют актуальность поднятой проблемы, а также свидетельствуют о стремлении и возможности студентов под руководством преподавателей кафедры решать ее.
Сбор интересного, научно-обоснованного материала осуществляется в рамках этнографической практики, подготовки к студенческим научно-практическим конференциям, выполнения курсовых работ по технологии народных художественных ремесел и методике преподавания ДПИ, дипломного проектирования. Студенты работают на базе краеведческих и этнографических музеев региона, собирают материал не только о широко известных, но и об утраченных или незаслуженно забытых в нашем регионе видах ДПИ и НР, способах художественной обработки материалов.
94
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проблема сохранения и развития народного декоративно-прикладного искусства и народных промыслов решаемая посредством внедрения и реализации национального регионального компонента в систему образования жизненно важна. Необходимо шире приобщать детей, подростков и все возрастные группы населения к народному искусству и традиционной художественной культуре в целом.
Поэтому, несомненным является тот факт, что эта проблема требует более пристального внимания и более глубокого изучения как со стороны работников общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования (осознание необходимости и важности поставленных задач и стремлении их решить) и высшей школы (в плане подготовки новых учительских кадров и переподготовки учителей-практиков), а также со стороны министерств образования и культуры (в части создании условий для реализации регионального компонента).
Список использованной литературы
1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / Т.Я. Шпикалова, М.А. Некрасова, Г.А. Покровская / под ред.Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 272 с.
© Гузеватова Е.Н. 2015
УДК.372.8
Н.А. Дацун
к.пед.н., ст.преподаватель Ж.П. Саркисян
к.филол.н., ст. преподаватель филиал РГСУ г. Сочи, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
(ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ)
Аннотация
В данной статье описывается лингвориторическая модель обучения будущих юристов, которая строится по принципу обучения студентов. Для студентов с различным уровнем знаний данная программа обеспечивает широкие возможности аудиторной и самостоятельной работы, благодаря комплексу упражнений, которые включают в себя: грамматику, лексику и множество упражнений на перевод, позволяющая понять их билингвальную подготовку.
Ключевые слова
Билингвальная подготовка, лингвориторическая компетенция, комплексный подход, система упражнений, совершенствования коммуникативных навыков.
Инновацией изучения английского языка в профессионально ориентированной направленности является то, что были разработаны теоретико-методологические основы процесса языковой подготовки на юридическом факультете с учетом билингвальной ЛР-компетенции смешанного типа. Также появились факторы, способствующие возникновению установки на познавательную деятельность, мотивацию и апробацию всех разделов программы на занятиях со студентами различных групп и уровней знаний юридического факультета РГСУ.
Послетекстовые упражнения используют для реализации смысловых задач письменного перевода развития речевой деятельности. Многотекстовость позволяет использовать разноцелевое чтение, что способствует расширению у обучаемых практических и профессиональных знаний по специальности. Все виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое и изучающее отражены в системе упражнений
95