Научная статья на тему 'Методологические подходы к организации целостного педагогического процесса в современной школе в контексте здоровьетворящего образования'

Методологические подходы к организации целостного педагогического процесса в современной школе в контексте здоровьетворящего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маджуга А. Г., Дуйсенбаев Г. Т., Гаппаров М. М., Шарапова Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к организации целостного педагогического процесса в современной школе в контексте здоровьетворящего образования»

Since 1999 ISSN 2226-7417

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке»

№5 2013 том 15

Маджуга А.Г., Дуйсенбаев Г.Т., Гаппаров М.М., Шарапова Н.

Южно-Казахстанский Государственный Университет им. М.О.Ауезова, кафедра психологии, г. Шымкент, Республика Казахстан

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-экономическое преобразование современного общества порождает

объективную потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья подрастающего поколения, что в рамках обновляющейся системы школьного

образования у нас в стране делает актуальной проблему формирования культуры здоровья учащихся.

Устойчивая мотивация на формирование здорового образа жизни и выработка здоровьесберегающих поведенческих

(валеоконативных) стратегий личности рассматривается сегодня, как одно из приоритетных направлений гуманизации и валеологизации современной системы обучения.

Именно поэтому, в сфере образования на современном этапе развития общества, особое внимание следует уделять разработке названных стратегий личности. На необходимость проектирования

образовательного процесса в данном аспекте указывают ряд нормативных

документов

РК,

таких

как:

Государственная программа развития

образования на 2005-2010 годы, программа «Молодежь Казахстана - 2009», Закон РК «О государственной молодежной политике», Закон РК «Об образовании», Концепция стратегического развития РК до 2030 года, Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 18.02.05 г.

На моделирование и развитие

здоровьесберегающей образовательной среды акцентирует внимание внедренный в Казахстане МС ИСО 180001 «Система менеджмента безопасности

жизнедеятельности и охраны труда» (ОИБЛБ), в котором отмечается, что «здоровьесбережение - это приоритетное направление в деятельности любого высокоразвитого государства,

проявляющего заботу о благосостоянии своего народа, обеспечивающего

адекватную актуализацию личностных ресурсов в различных сферах деятельности». В этой связи, можно констатировать, что данная проблема имеет социокультурную

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15

—---- —

направленность и является приматом человеческих ценностей на современном этапе развития общества.

Однако в сложившейся системе школьного и вузовского образования не в полной мере задействованы основные механизмы, стимулирующие формирование

валеологической образованности, особенно в части ее методологической и содержательной переориентации на образование в сфере культуры здоровья, в поле которой обеспечивается необходимая комплексность воздействий, направленных на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и воспитанию личности, владеющей

различными валеометрическими и

валеоконативными стратегиями. Вопросы сохранения и укрепления здоровья всегда были предметом особой заботы народа. Особенно актуальны на современном этапе развития общества высказывания

казахских ученых-просветителей Аль-Фараби, Ю.Баласагуни, Коркыт ата, М. Кашгари о взаимосвязи здоровья и образа жизни человека. Развивая эту идею в дальнейшем, мыслители средневековья: Х.А. Яссауи, О.Тлеукабылулы, М.Х.Дулати в своих трактатах обосновали важность соблюдения таких принципов здорового образа жизни, как использование природных факторов для укрепления здоровья, необходимость ведения

самоограничительного образа жизни и нравственного самосовершенствования.

Различные аспекты сохранения и

укрепления здоровья молодежи и

формирование у них потребности в физическом и духовном совершенстве с раннего возраста, являлись составной частью системы философских и педагогических взглядов Ш. Уалиханова, А. Кунанбаева, Ы. Алтынсарина. В дальнейшем эти идеи получили свое развитие в работах А. Байтурсынова, Ж. Аймаутова, X. Досмухамедова, М. Жумабаева и других казахских педагогов и общественнополитических деятелей, которые решение данной проблемы связывали с воспитанием. М. Ауезов придавал особое значение воспитанию здорового образа жизни молодого поколения. Он проявлял заботу о физическом и санитарногигиеническом воспитании подрастающего поколения, призывал молодежь

остерегаться вредных привычек, давал некоторые советы по личной гигиене и санитарии.

В последующие годы проблема

формирования здорового образа жизни, преимущественно в аспекте физического или гигиенического воспитания, нашла освещение в работах, Ш. Альжанова, И. Стыченко, Т. Тажибаева, С. Кусаиновой, М. Сапарбаева, О. Алиева, Г. Алимжановой и др. Казахские ученые Т. И. Искандеров, В.И. Искаков, У. Джанибеков, К. Абишев, К. Ордабаев, А. Айтпаев, К. Жарыкбаев, К. Кожахметова, О. Кистаубаева и др. подчеркивают, что в новых социально-

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15

—---- —

политических условиях развития

казахского общества возникает

необходимость основательного, более глубокого знакомства подрастающего Накопленный народом опыт,

высказывания казахских мыслителей,

труды казахских ученых, педагогов-просветителей и общественно-

политических деятелей не только не теряют своей актуальности в наши дни, но и содержат ценные мысли, идеи и рекомендации для решения данной

проблемы.

В настоящее время в Республике

Казахстан развернута комплексная программа обучения подрастающего поколения здоровью и утверждения здорового образа жизни.

Н.А. Назарбаев подчеркивает при этом, что здоровье нации также является важным показателем благополучия общества. В связи с этим со стороны государства оказывается поддержка общественному валеологическому

движению, клубам, школам,

пропагандирующим идеи здорового образа жизни. Инициатором создания одной из отечественных валеологических школ является С. А. Назарбаева.

Опыт показывает, что эффективность достижения результата определяется адекватностью методологической основы организуемой деятельности. Исходя из сущности и целевой направленности О^Л) процесса здоровьетворящего

поколения с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, традицией воспитания здорового

поколения.

образования, его методологической основы мы определили следующие концепции и теории: положения

педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, К.Д.Ушинский), гуманистической психологии и педагогики

(Ш.А.Амонашвили, Д.Дьюи,

О. А. Казанский, Н.Е.Щуркова, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) диалектической

теории познания, теории деятельности (Л. С. Выготский, В.В.Давыдов,

А. Н. Леонтьев и др.), а также психологии развития личности (Б.Г.Ананьев, Ж.Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.) и психологии процесса обучения

(Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская,

С.М.Джакупов и др.). Опираясь на труды этих ученых мы сформировали

методологию здоровьетворящего

образования в виде следующих

постулатов:

Учитель (педагог) - один из ведущих факторов здоровьетворящего

образования.

Здоровье учащихся находится в прямо пропорциональной зависимости от здоровья учителя.

Личность и жизнь учителя - модель и образец пути здоровья, а следовательно, нравственность и мудрость для учащихся и их родителей.

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15

Разрушение (снижение уровня) здоровья детей в условиях педагогического процесса - следствие недостаточной компетенции учителя в вопросах

становления здоровья психолого-

педагогическими средствами.

Цель школьного образования -организация полноценной жизни ребенка и учителя во время пребывания их в школе.

Система массового образования является механизмом здоровьетворения семьи. Путь к здоровьетворению - путь снижения агрессивности, а, следовательно, и преступности среди детей и взрослых. Человек должен рассчитывать только на самого себя. Учитель может дать совет или побуждение, все остальное - дело самого человека (В.Т.Лободин).

Since 1999 ISSN 2226-7417

Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК

«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15

—----- —

Сущность процесса здоровьетворящего образования и взаимосвязь его с целостным педагогическим процессом представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь целостного педагогического процесса и процесса здоровьетворящего образования

Процесс Компоненты процесса Целостный педагогический процесс Процесс здоровьетворящего образования

1 2 3

Цель Формирование всесторонне и гармонически развитой личности Формирование готовности к здоровье- творению как качества всесторонне и гармонически развитой личности

1 2 3

Принципы Принципы обучения и воспитания Принципы здоровьетворящего образования

Содержание Основы наук и искусств как результат культурной деятельности человечества Основы науки о здоровье и искусства его творения как источник жизненных сил человека

Методы Система методов обучения и воспитания Комплекс здоровьетворящих педагогических технологий

Организационные формы Урок со всеми его разновидностями и внеклассные учебновоспитательные мероприятия Уроки здоровья и мероприятия, обеспечивающие валеологизацию целостного педагогического процесса

Результат Личность, способная к полноценной самореализации в процессе жизни и деятельности Личность, обладающая готовностью к здоровьетворению

Литература

1. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 1996.-134 с.

2. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности Тексты Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, А.А.Пузырев. - М.:

МГУ, 1982. С. 108-117.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе //Библиотека журнала «Директор школы». - Спецвыпуск 2. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.