Since 1999 ISSN 2226-7417
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15
—---- —
Маджуга А.Г., Нурмухамбетова Т.Р., Агзамов Р.Р., Анарметов Б.С.
Южно-Казахстанский Государственный Университет им. М.О.Ауезова, кафедра психологии, г. Шымкент, Республика Казахстан
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время в психологопедагогической литературе встречается ряд терминов, обозначающих процесс формирования здоровья детей в процессе или средствами образования:
«здоровьесберегающее образование» (С.Г. Сериков); «педагогика здоровья» или
«валеопедагогика - валеологическая педагогика» (В.В. Колбанов);
«здравотворчество» (Г.К. Зайцев, В.В.
Колбанов); «здравосозидающая
педагогика» (Г. К. Зайцев);
«здравосозидательная»,
«здравотворческая» деятельность
(Общеобязательный государственный
стандарт, обоснование специальности 01.15.40 «педагог-валеолог»);
«здоровьетворящее образование» (Т.Ф. Акбашев, Т.А. Солдатова). Кроме того, в обыденной педагогической речи можно слышать понятия «здравообразовательная педагогика», «здравоформирующие
технологии», «здравосохранные
технологии» и т. п. Этот факт свидетельствует о том, что современная педагогическая мысль находится в поиске
понятия, которое, с одной стороны, способно наиболее полно отразить смысл и содержание педагогической деятельности, учитывающей проблему здоровья учащихся, а с другой стороны, отразить целевую направленность и содержание этой деятельности. Если сравнивать все существующие сегодня определения между собой, то видно, что используемому нами понятию здоровьетворящий наиболее близки по смыслу слова здравотворческий, здравосозидателъный, здравосозидающий, здравоформирующий и
здравообразовательный, так как они все отражают активный характер
определяемых процессов, результатом которых являются культуросообразные новообразования в здоровье человека, характеризующие, образно говоря, его приращение. Определения
здравосберегающий, здоровьесохранный и тому подобные подчеркивают только действие сбережения, сохранения того, что имеется на данный момент. В отношении же здоровья учащихся наряду со сбережением и сохранением его наличного потенциала и
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15
—---- —
уровня более актуально в настоящее время его наращивание, укрепление и развитие. Таким образом, анализ семантики перечисленных понятий позволяет объединить их в две группы: понятия одной группы обозначают педагогическую деятельность, направленную на развитие наличного состояния здоровья субъектов (здравосохранный, здоровьесохранный, здоровьесберегающий, здравосберегающий и т. п.). В другую группу входят понятия, отражающие перспективную направленность педагогической деятельности, для которой наличный уровень здоровья субъектов образовательного процесса является только исходной точкой, при этом не обязательно находящейся на высоком уровне (здравотворческая, здраво-созидательная, здравообразовательная, здравоформирующая).
Не оспаривая допустимость каждого из обозначенных терминов, мы все же считаем более целесообразным термин «здоровьетворящее образование»,
сложившийся в нашей педагогической практике и в достаточной мере проявивший свою эффективность как в нашем собственном опыте, так и в деятельности многочисленных педагогов-практиков. Понятие «здоровьетворящее образование» мы формулируем на основе содержания базовых для него понятий «здоровье», «творение» и «образование». Здоровьем мы называем такое состояние организма человека, в котором отражается уровень культуры отношения личности к
окружающему миру во всем многообразии его проявлений (и в том числе к себе) и которое детерминируется степенью усилий человека в наращивании своих жизненных сил. Слово
«творение» мы употребляем в значении «сотворенье», «созидание» и трактуем как «деятельное», процессуальное явление, как некий процесс «делания» человеком чего-либо. Понятие
«образование» мы понимаем как процесс формирования образа личности растущего человека. Отсюда здоровьетворящее образование - это целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей как феномена культуры в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня. При этом здоровьетворящее образование это не отдельный образовательный процесс, а
качественная характеристика особым
образом организованного целостного
педагогического процесса, нацеленного на формирование у учащихся и учителей
готовности к здоровьетворению, которая является качеством личности,
обусловливающим здоровый образ их жизни и обеспечивающим благодаря этому становление (то есть сохранение,
поддержание, укрепление и наращивание) их здоровья, что в конечном итоге
способствует полноценному решению
образовательных задач. Организация здоровьетворящего образования
обеспечивается включением учителей и
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15
—---- —
учащихся в активное творение собственного здоровья в ходе учебного процесса.
На наш взгляд, учитель может оказать существенное влияние на здоровье учащихся, если в его функции будет входить задача обучения детей здоровью, то есть умению его сохранять, поддерживать, укреплять и наращивать в доступных для человека пределах, а это уже является актом человеческой культуры. Поэтому, исходя из
представленного выше определения
здоровьетворящего образования, его целью является формирование у субъектов педагогического процесса готовности к творению своего здоровья как качеству личности, которое проявляется в
потребности человека стать и быть здоровым, в способности стать и быть здоровым и в решимости стать и быть здоровым. При этом потребность вербально выражается через «хочу», способность -через «знаю, могу, умею», а решимость -через «буду». Разное время обозначенных глаголов связано с сущностью готовности, которая отражает
внутреннее состояние субъекта и деятельностью еще не является. Это
состояние как бы
«преддеятельности», согласия субъекта сделать что-либо, своеобразная
направленность активно настроенной личности на проявление своей активности в определенной деятельности,
© «приспособленность» индивида к данной деятельности, условие ее успешного
осуществления. Отсюда решимость
понимается нами как устремленность человека на определенную деятельность, как форма присутствия у него
деятельностных намерений.
Проведенный нами валеологический анализ современного педагогического процесса общеобразовательной школы в аспекте его организации позволил выявить две группы так называемых нозологических (болезнетворных) факторов, одна из которых связана с нормативными требованиями в организации учебновоспитательного процесса (объективные факторы), а другая - с системой взаимоотношений между его субъектами (субъективные факторы).
В группе объективных факторов мы выделили следующие: а) преподавание и
обучение в режиме готового знания, результатом чего является стимуляция в учащихся лени в силу недостаточной «загруженности» их ума активной мыслительной деятельностью; б)
«многопредметность» процесса
образования и «калейдоскопичность» учебного дня, которые приводят в конечном итоге к чрезмерному не только умственному, но и физическому напряжению учащихся; в) определенная «бессмысленность» (или точнее скрытость смысла) для учащихся большинства нормативных, то есть предусмотренных программами учебных предметов знаний, что вызывает потерю у них интереса первоначально к учению, а затем и к знанию в целом; г)
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№5 2013 том 15
«несвоевременность» некоторых знаний, получаемых учащимися в рамках школьной программы, несогласованный с их возможностями и не соответствующий психологически обоснованным нормам учебной нагрузки ежедневный и недельный объем домашних заданий и неадекватность содержания оценок знаний содержанию самих знаний, причиной чего, по нашему мнению, является наблюдаемый в настоящее время повсеместно
своеобразный критериальный произвол в оценке знаний учащихся, достаточно негативно отражающийся, в первую
очередь на взаимоотношениях между учителями и учащимися и, как следствие, на состоянии их здоровья и косвенно на состоянии здоровья родителей учащихся.
В результате поиска путей преодоления негативного влияния педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей мы пришли к выводу о том, что наиболее возможным, приемлемым и рентабельным в настоящее время средством,
обеспечивающим повышение уровня здоровья учащихся и учителей, является определенное изменение системы
взаимоотношений, в которые они вступают в процессе педагогического
взаимодействия.
Наиболее эффективным средством,
обеспечивающим изменение характера взаимодействия учащихся и учителей, являются, на наш взгляд, так называемые принципы здоровьетворящего образования, объединенные в две группы, согласно своей направленности: 1) принципы валеогенного сознания и 2) принципы валеологического поведения. Называя валеогенным сознание, признаком которого является
конструктивно-позитивное мышление, его задачу мы видим в обеспечении человеку здоровьетворящей жизненной позиции. Валеологическое же поведение дает человеку возможность чувствовать себя комфортно в окружающем мире, живя в гармонии и согласии с разными людьми, и миром в целом.
Рисунок 1 - Модель здоровьетворящего образования
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15
—-------------—
На рисунке 1 представлена модель здоровьетворящего образования в современной школе. Цель создания данной модели заключается в формировании у детей валеологически целесообразного поведенческого стереотипа (культуры здоровья), а также в увеличении потенциала их здоровья и организации образовательного процесса в (г*9 соответствии с их психофизиологическими особенностями.
5=3
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №5 2013 том 15
—----- —
Обозначенная цель детерминирует задачи процесса здоровьетворящего образования:
1. формирование у субъектов педагогического процесса системы знаний о здоровье и путях его становления;
2. осознание их психолого-педагогических способностей становления здоровья как
показателя культуры личности;
3. обеспечение условий для постоянного применения полученных знаний и освоенных способов в разных аспектах своей жизнедеятельности;
4. формирование у личности устойчивых валеоконативных стратегий, посредством которых возможна целенаправленная здоровьетворящая деятельность.
Литература
1. Сериков Г.Н. Образование: аспекты
системного отражения. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. -464 с.
2. Колбанов В.В. Валеология: Основные
понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАН, 1998. - 232 с.
3. Зайцев Г. К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 2-е изд. перераб. и доп. СПб.: Акцидент, 1998. - 159с.
4. Акбашев Т.Ф., Солдатова Т. А. Всеобщая валеограмотность. Челябинск, 1995. - 16с.
5. Маджуга А.Г. Валеологическая установка как базовый компонент здравотворческой деятельности / В сб.: материалы II Международной науч.-пр. конф. «Новые медицинские технологии в охране здоровья здоровых, в диагностике, лечении и реабилитации больных» - Пенза: ПГУ им. В.Г.Белинского, 2004. - С. 40-44.
т