ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АДАПТИВНОГО И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ
Маджуга А. Г.
Южно-Казахстанский государственный университет им.М.О.Ауезова, Республика Казахстан
В настоящее время в психолого-педагогической литературе встречается ряд терминов, обозначающих процесс формирования здоровья детей в процессе или средствами образования: «здоровьесберегающее образование» (С.Г. Сериков); «педагогика здоровья» или «валеопедагогика - валеологическая педагогика» (В.В. Колбанов); «здравотворчество» (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов); «здравосозидающая педагогика» (Г.К. Зайцев); «здоровьетворящее образование» (Т.Ф. Акбашев, Т.А. Солдатова, А.Г. Маджуга). Кроме того, в обыденной речи учителя можно слышать понятия «здравообразовательная педагогика», «здравоформирующие технологии», «здравосохранные технологии» и т. п. Этот факт свидетельствует о том, что современная педагогическая мысль находится в поиске понятия, которое, с одной стороны, способно наиболее полно отразить смысл и содержание педагогической деятельности, учитывающей проблему здоровья учащихся, а с другой стороны, обеспечить отражение целевой направленности и содержания этой деятельности. Если сравнивать все существующие сегодня определения между собой, то видно, что используемому нами понятию здоровьетворящий наиболее близки по смыслу слова здравотворческий, здравосозидателъный, здравосозидающий, здравоформирующий и здравообразоватеяьный, так как они все отражают активный характер определяемых процессом, результатом которых являются культуросообразные трансформации в здоровье человека на всех его иерархиях. Ориентация целостного здоровья человека на здоровьетворение подчеркивает его превращение. В тоже время определения здравосберегающий, здоровьесохранный предполагают только действие сбережения, сохранения того, что имеется в данный момент. В отношении же здоровья учащихся наряду со сбережением и сохранением его наличного потенциала и уровня более актуально его наращивание, укрепление и развитие. Именно поэтому, в контексте своего исследования мы рассмотрели параметрические характеристики здоровьетворящего образования, которое отражает перспективную направленность педагогической деятельности, для которой наличный уровень здоровья субъектов образовательного процесса является только исходной точкой, при этом не обязательно находящейся на высоком уровне. Понятие «здоровьетворящее образование» мы формулируем на основе содержания базовых для него понятий «здоровье», «творение» и «образование». Здоровьем мы называем такое состояние организма человека, в котором отражается уровень культуры отношения личности к окружающему миру во всем многообразии его проявлений (и в том числе к себе), которое детерминируется степенью усилий человека в наращивании своих жизненных сил и обеспечивается формированием устойчивых моделей здравосозидательного поведения и деятельности, направленной на гармонизацию отношений человека с самим собой и миром.
Слово «творение» мы употребляем в значении «сотворенье», «созидание» и трактуем как «деятельное», процессуальное явление, сопряженное с личностной самоактуализацией и валеологическим самосознанием. При этом особую роль мы отводим валеологической установке, которая характеризует готовность личности к «построению» своего здоровья в обновленном векторе развития.
Понятие «здоровьетворящее образование» мы понимаем как процесс формирования образа личности растущего человека и трансляцию наиболее продуктивных форм здоровьесбережения, на основе которых возможна реконструкция и переосмысление ранее использованных валеологических установок.
Отсюда, здоровьетворение предполагает овладение следующими базовыми компетенциями: культурой физической (способностью управлять физиологическими процессами и наращивать их резервную мощность, своими движениями, своим телом; культурой психологической (способность управлять своими психическими состояниями, межличностными отношениями, мыслями, эмоциями); культурой духовной (способность быть нравственным, верящим в добро, быть творческим, быть слитным с миром, быть с окружающим миром в динамическом равновесии и гармонии).
На наш взгляд, здоровьетворящее образование должно основываться на следующих методологических принципах:
1.Принцип культуросообразности - видение процесса здравотворчества через призму эталонов культуры ЗОЖ различных этносов и их ценностей.
2.Принцип уникальности личности - учет в здравосозидательной деятельности уникальности и неповторимости каждого ребенка.
3.Принцип дополнения - окружающий мир, природа и человек взаимодействуют на основе механизмов сотворчества, человек становится созидателем и преобразователем мира, но при этом учитываются принципы природосообразности и ахимса (ненасилия).
4.Принцип безусловной любви - отношение к себе и к окружающим людям, природе, миру в целом, как ценности и формирование экзистенциально-гуманной направленности личности во всех сферах ее деятельности, включая эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью.
5.Принцип неопределенности - предполагает творческое саморазвитие личности в деятельности, при этом конечный результат в обучении, воспитании и развитии личности точно не известен; характерен отказ от готовых знаний в образовании.
6.Принцип проектировочного образования - предполагает необходимость обучения ребенка способам преодоления трудностей и выбора программы действия в процессе решения конкретной проблемы, как стереотипной, так и нестереотипной. Он начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности, который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.
7.Принцип резонанса - признает в ребенке творца природы. Данный принцип акцентирует внимание на том, чтобы моделировать ситуации для бесконечного проявления ребенком своих возможностей, а не просто обучать его или развивать в нем творчество. Задача педагога состоит в поиске резонансных технологий, которые приводят в действие ресурсный потенциал ребенка, обеспечивают его адекватную личностную самореализацию. Следует отметить, что построение здоровьетворящего образования на этих принципах дает возможность человеку в полной мере проявить себя в системе отношений: Я-Я, Я-другой человек, Я-жизненая задача. Работая в таком режиме с сознанием ребенка и его здоровьем, можно выйти в построении «образа-я» на формировании не только готовности ребенка к здоровьетворению, но и готовности к единению с самим собой, другими людьми и природой; готовности к самоорганизации, качеству, направленному на самосохранение и ответственности за себя; готовности к творчеству, к развитию адаптивных свойств личности. Рассмотренные нами принципы предполагают радикальную трансформацию мировоззрения и социально-психологических установок каждого учителя, каждого взрослого родителя и системы образования в целом.
В этой связи, в своей деятельности учителю следует совмещать адаптивный и экзистенциальный подходы. Преемственное сочетание названных подходов обеспечивает появление принципиально нового интегрального подхода к процессу здоровьетворящего образования, главной фабулой которого станет следующая парадигма: действуя адаптивно (то есть адекватно сложившейся конкретной ситуации), мысли и строй отношения с участниками образовательного процесса экзистенциально. Экзистенциально, то есть, учитывая, что в каждом человеке есть «экзистенция»- жизнь души.
По нашему мнению, основным достоинством данного подхода является гуманистический пафос, концентрации в обучении, воспитании и развитии личности на истинно человеческом в человеке, на становлении, прежде всего, духовного здоровья, признания здоровья, как неприходящей ценности и выработка инновационного подхода к деятельности субъектов образовательного процесса, который заключается в приращении ( а не просто в формировании, сохранении и укреплении) здоровья человека на основе взаимодействия его с окружающим миром и самим собой на основе законов гармонии мироздания. Кроме того, построение учебно-воспитательного процесса в школе в названном ракурсе обеспечит не только формирование у субъектов образовательного процесса устойчивой мотивации к ЗОЖ и здоровью, но и нивелирование тех форм и моделей поведения, которые приведут к личностной дисгармонии.