Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖИЗНЕОПИСАНИЕ УЧЁНЫХ / ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерешева Надежда Матвеевна, Снеткова Анастасия Николаевна

Статья посвящена решению проблем нравственного воспитания обучающихся путём использования жизнеописания личности учеёных в обучении биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерешева Надежда Матвеевна, Снеткова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WHEN INCLUDING A PERSON’S BIOGRAPHY IN BIOLOGY TEACHING

The article is devoted to moral education of students by means of using scientists’ biography in teaching Biology.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК [373.51+37.034]:57-057.4

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ

Дерешева Надежда Матвеевна,

кандидат педагогических наук, доцент

Снеткова Анастасия Николаевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена решению проблем нравственного воспитания обучающихся путём использования жизнеописания личности учеёных в обучении биологии.

Ключевые слова: нравственное воспитание, жизнеописание учёных, обучение биологии.

MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WHEN INCLUDING A PERSON'S

BIOGRAPHY IN BIOLOGY TEACHING

Deresheva Nadezhda Matveevna,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Biology Department

Snetkova Anastasia Nikolaevna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan).

The article is devoted to moral education of students by means of using scientists' biography in teaching Biology. Key words: moral education, scientists' biographies, teaching biology.

Всем известно, что в подростковом возрасте формируются основные характерные качества личности, присущие каждому человеку. Процесс этот зависит от множества факторов. Один из них - наличие цели в жизни и особенно - идеала. К сожалению, сейчас у большинства современной молодёжи нет конкретной цели в жизни, что отрицательно сказывается на формировании личности. Отсутствие цели и идеала приводит к равнодушию и безразличию к себе и другим. А это грозит потерей нравственного и духовного здоровья человека и в конечном итоге приводит к увеличению преступности среди молодёжи, насилию, открытой пропаганде распущенности нравов. Поэтому важно уже с подросткового возраста уделять должное внимание нравственному воспитанию.

Именно от него будут зависеть смысл и образ жизни человека.

Наблюдение за образовательным процессом, изучение опыта воспитательной работы с обучающимися в МБОУ СОШ № 1, 4 (2019 г), № 10 г. Абакан, МБОУ «Кировская СШ» (2020-2021 гг.), проводимые студентами ХГУ им. Н. Ф. Катанова, показали, что проблема нравственного воспитания актуальна и уровень нравственной воспитанности обучающихся необходимо повышать [1]. Делать это возможно не только при изучении гуманитарных дисциплин, но и естественных.

Целью данного исследования является: выявить влияние использования жизнеописания известной личности при обучении биологии на развитие нравственной воспитанности обучающихся основной школы.

Анализ источников по нравственному воспитанию показал, что нравственность - это совокупность правовых норм и правил, регулирующих отношения между людьми на основе общественного мнения [2]. Нравственное воспитание - это процесс развития у обучающихся системы моральных знаний, чувств и стремлений, выражающихся в нравственности. Г. М. Коджаспиров утверждает, что под нравственностью понимается особая форма общественного сознания и вид общественных отношений как способов регуляции действий человека с помощью норм [3, с. 206].

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения [4]. В программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования включают такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [5].

Таким образом, в исследовании нравственное воспитание можно понимать как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развитие способности осознанно строить взаимоотношения с социумом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. К основным составляющим нравственного воспитания относятся: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное самосознание и поведение человека, индивидуальная нравственность личности.

Опыт нравственного воспитания обучающихся в школе показал, что практиками применяются различные приемы повышения его эффективности. Нам импонируют примеры нравственного развития старшеклассников через интеграцию дисциплин гуманитарных и естественных циклов при проведении встреч с интересными людьми, составление кодекса нравственности, посещение музеев, использование положительных примеров патриотизма и других, которые в нашем исследовании будут служить рекомендациями для повышения эффективности этого процесса.

На подготовительном этапе исследования мы проанализировали работу С. В. Яковлевой «К вопросу о биографии человека как основе воспитания в теории и практике образования», которая послужила методическим руководством по организации воспитательного процесса на уроках биологии. Главная задача, по мнению автора, помочь человеку найти свое призвание, а её решение возможно на примере изучения биографии известных людей [7]. Вслед за С. В. Яковлевой мы решили использовать этот приём в своей работе.

Исследования проводились в виде опытной работы на протяжении двух лет в 8 классах МБОУ СОШ № 10 г. Абакан, МБОУ «Кировская СШ». Оба класса одной возрастной группы, с одинаковым процентным гендерным составом. На констатирующем этапе исследования были проведены: «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика нравственной мотивации» и «Диагностика нравственной воспитанности (методика М. И. Шиловой)». Результаты первой диагностики показали уровень нравственной самооценки учащихся: у 18,5 % респондентов - высокий, 54 % опрошенных демонстрируют средний, 18,5 % - ниже среднего и 9 % обучающихся показали низкий уровень. Превалирующее состояние в группе исследуемых соответствует среднему уровню. Вызывает тре-

вогу факт наличия нравственной самооценки обучающихся низкого уровня и уровня ниже среднего. Для уточнения этих данных используем диагностику уровня нравственной мотивации и диагностику уровня нравственной воспитанности. Результат анкетирования выявил, что показатели нравственной мотивации «высокий» и «средний» составили по 45,5 % от числа опрошенных учащихся, но низкий уровень демонстрируют 9 % учащихся.

С помощью методики М. И. Шиловой нами был составлен портрет нравственного развития и воспитанности всего классного коллектива. Анализ результатов данной анкеты показал, что на начало учебного года высокий уровень преобладает только в показателе нравственной воспитанности «отношение к людям». В остальных показателях нравственная воспитанность находится на среднем уровне. Сравнительно высокие значения - в показателе «отношение к умственному труду (рис. 1).

Данные результаты не только подтвердили актуальность темы исследования, выявили сходные показатели обучающихся в городской и сельской школах, в том числе по наличию низкого и среднего уровней воспитанности, но

и послужили обоснованием необходимости развивать такие качества личности как доброта, справедливость, честность, готовность прийти на помощь, любознательность, трудолюбие, патриотизм и самодисциплина. Чётко понимая, что для того, чтобы повысить уровень нравственной воспитанности учащихся, работу проводили не только со всем классом, но и применяли индивидуальные формы, преследуя конечную цель - повышение нравственной воспитанности каждого ребёнка, создание коллектива как эффективного и действенного средства формирования личности.

Методологической основой исследования послужили позиции Н. А. Рыбникова и Д. Максвелла. Н. А. Рыбников, например говорил о том, что биография может служить одной из форм научного исследования жизни человека. Жизнеописание выдающегося человека выявляет общие и неизменные закономерности его духовного развития. Д. Максвелл же подчёркивал, что интерес к науке приходит тогда, когда нам становится интересной жизнь великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ к людям

к обществу

I к физическому труду

I к умственному труду

I к себе

среднии уровень

низкий уровень

Рис. 1. Показатели нравственной воспитанности обучающихся

Согласившись с тем, что средством нравственного воспитания обучающихся могут служить жизнеописания личностей, в ходе исследования мы начали подбирать интересные факты из жизни учёных. В учебники биологии включены биографии некоторых выдающихся учёных, общие представления о направлениях их научных интересов, но в этих описаниях мало освещается учёный как человек. На формирующем этапе опытной работы нами были составлены более 25 жизнеописаний выдающихся личностей, обучающиеся вовлечены в работу над составлениями кейсов с описанием биографий интересных людей, своих знаменитых родственников. Включение этих материалов осуществляли в уроки и внеурочные мероприятия. Так, на уроке биологии в 8 классе по теме «Рефлекс. Рефлекторная дуга» для развития нравственного воспитания приводим факты из жизни Ивана Петровича Павлова и жизнеописания медицинских работников Великой Отечественной войны. Поясняем, что И. П. Павлов обладал прямым, честным и благородным характером. Он проявил себя как талантливый организатор, смог объединить в себе лучшие качества руководителя и учёного, отца семейства. Зачитываем воспоминания участников такого мероприятия, как «Павловские среды», которые проводились в 1924 году: «По поводу научного вопроса в дискуссионной группе царили напряжение и нервозность. За ними скрывалась борьба мнений и несогласия. И в этой борьбе мнений была атмосфера борьбы за истину, в этот момент Павлов был на высоте, он искренне радовался за других и был очень весёлым. Обычно беседа заканчивалась чтением и обсуждением новой статьи или новой книги, которые Ивану Петровичу отправляли со всего мира. Так И. П. Павлов рассказывал своим ученикам о современной научной литературе, им была создана новая система воспитания и объединения всех учеников и сотрудников под руководством учителя» [8].

После этого организуем беседу с восьмиклассниками о личности И. П. Павлова, предлагаем задания для самостоятельной работы: а) подготовить сообщение - презентацию об учёном (интересной личности), с подробной информацией о качествах личности; б) подготовить викторину об учёных; в) подготовить презентацию статьи учёного или книги об учёном и др. Данные задания можно использовать в обучении биологии с 6 по 11 класс.

При подаче материала с жизнеописаниями личностей выстраиваем беседу с учениками с элементами дискуссии. Например, изучая научные достижения И. П. Павлова, мы затрагиваем тему гуманности, говорим о том, что, с одной стороны, опыты по установке фистулы собаке сопряжены с нанесением ей боли. И хотя применялись обезболивающие, животному было больно. А с другой стороны, благодаря этим опытам, спасли огромное количество людей. Поэтому жертвам научных экспериментов поставлены памятники.

Приёмы воспитания нравственных качеств, сознания и поведенческих навыков, развития трудолюбия, заботы о ближних, индивидуальной нравственности личности могут быть использованы на уроке в качестве домашнего задания. Они могут быть применены в разных темах.

На уроках биологии в качестве наглядных пособий применяются дидактические карточки. В них дают краткие жизнеописания личностей, отражены их награды и достижения в области биологии. Карточки выдаются на уроке ученикам, объединённым в группы, или индивидуально каждому. Группе, анализирующей текст, необходимо ответить на вопросы, ответ на каждый вопрос заключен в тексте. Удачным использованием жизнеописаний на классных часах может служить пример классного часа по теме «Профессии, которые мы выбираем». Мы включили биографии разных учёных и информацию о людях разных профессий, которые нас

окружают, подключили к поиску примеров жизнеописания обучающихся. Большинство учеников подготовили доклады о своём герое. Ребята выбрали в качестве своих героев таких людей, как В. А. Баландина, Ю. В. Лермонтов, Дороти Кроуфут-Ходжкин и многих других. При подготовке докладов ученики проявили такие личностные качества, как ответственность, активность.

Большое впечатление на обучающихся произвело выступление Георгия З. о своей прабабушке Татьяне Васильевне Окуневой, которой за большие успехи в развитии животноводства, производства и заготовок мяса, шерсти, почти за 40 лет самоотверженного труда в племзаво-де «Московский» было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Будучи чабаном, она закончила курсы техника-осеменатора, добилась того, что от 100 овцематок стала получать по 125-130 ягнят. Это было наивысшим достижением в овцеводстве Хакасии. Кроме того, настриг шерсти с каждой овцы у неё составлял до 5,2 кг, что на 2 кг больше, чем в среднем по Хакасии. Благодаря ей была создана на базе этого хозяйства школа передового опыта. Татьяна Васильевна была очень доброй и строгой матерью пятерых детей, которых воспитывала честными, трудолюбивыми. Они помогали матери во всём, хорошо учились, получили высшее образование и работают в разных сферах, по профессиям: бухгалтер, экономист, ветеринар, энергетик. Мать научила дочерей вязать, шить, вести домашнее хозяйство, создавать домашний уют. Ее имя увековечено на аллее Героев Социалистического Труда в Черногорском парке г. Абакан.

В сообщении были названы профессии, о которых не знали городские дети. Было много вопросов о личности Татьяны Васильевны. Георгий показал фото прабабушки, фото 4-х поколений семьи на фоне стелы героев. Все

обучающиеся высоко оценили доклад, появились желающие изучить историю своей семьи и принять участие в «Бессмертном полке» на 9 Мая.

Ещё один приём дал положительные отзывы обучающихся - включение жизнеописания личности в задание, читая которое нужно определить, - о ком идёт речь. Такой приём даёт возможность установить связь между поступками и качествами личности; прослеживает развитие личности; формирует положительные мотивы, обобщает нравственные знания и умения. Разнообразные жизнеописания включались в содержание уроков и классные часы на протяжении четверти.

На контрольном этапе исследования нравственной воспитанности учащихся выбрана диагностика нравственной воспитанности (УНВ) (по М. И. Шиловой 1982 г.).

Диагностика была проведена на последней неделе практики. Установили, что все показатели немного изменились. Так, в классе уменьшились показатели низкого уровня нравственной воспитанности и увеличились показатели высокого уровня; улучшились показатели по направлениям «отношение к людям и к себе»; «отношение к физическому и умственному труду».

Таким образом, включение жизнеописания личности в обучение биологии создаёт возможности не только для нравственного воспитания, но и способствует формированию личностных характеристик обучающихся, стимулирует проявление таких качеств личности как любознательность, трудолюбие, патриотизм, доброта и самодисциплина. Необходимым условием для реализации нравственного воспитания обучающихся является изучение жизнеописаний учёных на уроках и во внеурочной деятельности, вовлечение обучающихся в работу по поиску примеров жизнеописания выдающихся людей, составление презентаций, викторин, обсуждение этих материалов.

Библиографический список

1. Дерешева Н. М., Багишова Ш. Ш. Жизнеописание учёного-естествоиспытателя Александра Фон Гумбольдта как средство нравственно-этического воспитания на уроках биологии. Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. 232 с.

2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.

7. Яковлева С. В. К вопросу о биографии человека как основе воспитания в теории и практике образования // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008.

8. И. П. Павлов в воспоминаниях современников. Ленинград: Наука, 1967. 384 с.

© Дерешева Н. М., Снеткова А. Н., 2021

УДК [37.026.9+ 54]:371.322.1-053.5"465.14/.15"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИМИИ В 9-Х КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Миллер Кристина Феликсовна,

студент

Савельева Ирина Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и геоэкологии Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В настоящей работе определена роль домашних заданий в процессе развития творческого мышления учащихся 9-х классов при изучении химии. Раскрыты понятия «творчество», «креативность», «творческое мышление». Приведена классификация домашних заданий. Описан эксперимент по развитию творческого мышления при помощи домашних заданий в 9-ом классе на уроках химии. Установлено, что использование домашних заданий, направленных на развитие творческого мышления в процессе изучения химии, способствует его развитию и активизации творческой деятельности школьников, повышает теоретический уровень обучения и активизирует познавательный интерес обучающихся к предмету, формирует интеллектуальную активность, развивает самостоятельность. Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста показателей уровня развития творческого мышления учащихся.

Ключевые слова: творчество, креативность, творческое мышление, активизация творческой деятельности, домашнее задание, химия, средняя школа.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE THINKING WHEN STUDYING CHEMISTRY IN THE 9th CLASS THROUGH MAKING HOME TASKS

Miller Christina Feliksovna,

student

Savelieva Irina Nikolaevna,

PhD in Biology, Associate Professor, Chemistry and Geoecology Department Katanov Khakass State University (Abakan).

The article shows the importance of home tasks in the development of othe n9th grade students' creative thinking in Chemistry. The authors reveal concepts of creativity and creative thinking, and give home task classification. They also describe an experiment held on in the 9th grade at chemistry lessons on the development of creative thinking with the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.