Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИМИИ В 9-Х КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИМИИ В 9-Х КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ / ХИМИЯ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миллер Кристина Феликсовна, Савельева Ирина Николаевна

В настоящей работе определена роль домашних заданий в процессе развития творческого мышления учащихся 9-х классов при изучении химии. Раскрыты понятия «творчество», «креативность», «творческое мышление». Приведена классификация домашних заданий. Описан эксперимент по развитию творческого мышления при помощи домашних заданий в 9-ом классе на уроках химии. Установлено, что использование домашних заданий, направленных на развитие творческого мышления в процессе изучения химии, способствует его развитию и активизации творческой деятельности школьников, повышает теоретический уровень обучения и активизирует познавательный интерес обучающихся к предмету, формирует интеллектуальную активность, развивает самостоятельность. Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста показателей уровня развития творческого мышления учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миллер Кристина Феликсовна, Савельева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE THINKING WHEN STUDYING CHEMISTRY IN THE 9TH CLASS THROUGH MAKING HOME TASKS

The article shows the importance of home tasks in the development of othe n9th grade students’ creative thinking in Chemistry. The authors reveal concepts of creativity and creative thinking, and give home task classification. They also describe an experiment held on in the 9th grade at chemistry lessons on the development of creative thinking with the home tasks. It was found that home tasks aimed at the development of creative thinking in the process of studying chemistry contribute to the development and activation of schoolchildren’s creative activities, increase theoretical level of learning and activates cognitive interests of students in the subject, forms intellectual activity, and develops independence. The analysis of the data obtained confirms positive dynamics of the students’ creative thinking indicators.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИМИИ В 9-Х КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»

Библиографический список

1. Дерешева Н. М., Багишова Ш. Ш. Жизнеописание учёного-естествоиспытателя Александра Фон Гумбольдта как средство нравственно-этического воспитания на уроках биологии. Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. 232 с.

2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.

7. Яковлева С. В. К вопросу о биографии человека как основе воспитания в теории и практике образования // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008.

8. И. П. Павлов в воспоминаниях современников. Ленинград: Наука, 1967. 384 с.

© Дерешева Н. М., Снеткова А. Н., 2021

УДК [37.026.9+ 54]:37L322.1-053.5"465.14/.15"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИМИИ В 9-Х КЛАССАХ ЧЕРЕЗ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Миллер Кристина Феликсовна,

студент

Савельева Ирина Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и геоэкологии Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В настоящей работе определена роль домашних заданий в процессе развития творческого мышления учащихся 9-х классов при изучении химии. Раскрыты понятия «творчество», «креативность», «творческое мышление». Приведена классификация домашних заданий. Описан эксперимент по развитию творческого мышления при помощи домашних заданий в 9-ом классе на уроках химии. Установлено, что использование домашних заданий, направленных на развитие творческого мышления в процессе изучения химии, способствует его развитию и активизации творческой деятельности школьников, повышает теоретический уровень обучения и активизирует познавательный интерес обучающихся к предмету, формирует интеллектуальную активность, развивает самостоятельность. Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста показателей уровня развития творческого мышления учащихся.

Ключевые слова: творчество, креативность, творческое мышление, активизация творческой деятельности, домашнее задание, химия, средняя школа.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE THINKING WHEN STUDYING CHEMISTRY IN THE 9th CLASS THROUGH MAKING HOME TASKS

Miller Christina Feliksovna,

student

Savelieva Irina Nikolaevna,

PhD in Biology, Associate Professor, Chemistry and Geoecology Department Katanov Khakass State University (Abakan).

The article shows the importance of home tasks in the development of othe n9th grade students' creative thinking in Chemistry. The authors reveal concepts of creativity and creative thinking, and give home task classification. They also describe an experiment held on in the 9th grade at chemistry lessons on the development of creative thinking with the

home tasks. It was found that home tasks aimed at the development of creative thinking in the process of studying chemistry contribute to the development and activation of schoolchildren's creative activities, increase theoretical level of learning and activates cognitive interests of students in the subject, forms intellectual activity, and develops independence. The analysis of the data obtained confirms positive dynamics of the students' creative thinking indicators.

Key words: creativity, creative thinking, activation of creative activities, home task.

На протяжении истории творческие личности оказывали самое значимое влияние на прогресс. Именно они создавали материальные и духовные ценности, которые служили и будут служить всем последующим поколениям. Оригинальное, нешаблонное мышление является фундаментом цивилизации.

Творчество выступает в качестве одной из важных целей воспитания и образования. Жизнь невозможно представить без проблем, трудностей и вызовов. Именно в результате их преодоления формируется креативность человека и происходит развитие его творческого потенциала.

В нашем исследовании мы опираемся на определение творчества, данное В. И. Андреевым. По его мнению, творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия. Для творчества необходимы социальные, материальные, личностные условия [1]. Творчество -это феномен, посредством которого формируется нечто новое и ценное. Созданный предмет может быть неосязаемым (например, идея, научная теория, музыкальное произведение, шутка) или физическим объектом (например, изобретение, печатное литературное произведение или картина).

Современные словари трактуют «креативность» как творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей [2]. Креативность - один из самых важных навыков для успеха в жизни. Быть креативным - одно из главных требований сегодняшнего времени, касающееся как учебного процесса, так и трудовой деятельности. Каждый человек обладает определенным потенциалом, позволяющим

развить собственную креативность и творческое мышление.

Мышление - это высшая ступень познания мира, процессы мышления обобщают и структурируют полученную информацию. Творческое мышление - «универсальная познавательная способность» (по Дж. Гилфорду), которая включает процессы преобразования когнитивного опыта и создания нового. В акте творческого мышления можно выделить ведущие характеристики, последовательно выступающие на каждом этапе этого процесса: способность к анализу, способность к перекомбинации и синтезу, способность репрезентировать продукт бессознательной обработки в сознание; способность провести анализ полученного продукта и вторичный синтез (решение проблемы) на сознательном уровне [3].

Творческое мышление способствует адаптации человека к новым условиям, а также определяет разнообразие досуга. В процессе развития и социализации детей необходимо поощрять и развивать их творческую деятельность.

На развитие творческого мышления влияют многие аспекты: генетическая предрасположенность, состояние ментального здоровья, когнитивные способности, личностные характеристики, внутренняя и внешняя мотивация, социальное окружение, образование. Наибольшее влияние на развитие творческого мышления оказывают семья и школа.

Формат занятий по химии, которые в последнее время во многих российских школах зачастую проводятся только в теоретическом ключе, без практических опытов, не способствует прививанию современным школьникам любви и уважения к одному из важнейших

школьных предметов, что в итоге приводит к отсутствию фундаментальных химических знаний, а поверхностные знания по химии легко забываются сразу после окончания средней школы. Заинтересовать ученика своим предметом - одна из важнейших задач учителя.

С целью развития творческого мышления учащихся и повышения интереса к химии необходимо подбирать домашние задания, обладающие творческим потенциалом.

Домашнее задание, или домашняя работа, представляет собой набор задач, поставленных перед учащимися их учителями, которые должны быть выполнены вне класса [5]. Основные цели домашних заданий для школьников такие же, как и цели образования в целом: повышение знаний и совершенствование умений и навыков учеников; подготовка их к предстоящим (или сложным) урокам; демонстрация собственных знаний, умения применить их к новой ситуации; интеграция своих способностей; применение различных навыков для решения одной задачи.

Научная педагогика и методическая подготовка учителей уделяют сравнительно мало внимания теме домашних заданий, а если и уделяют, то по большей части критикуя, что домашние задания не получают необходимого внимания на практике, поэтому нерефлексивная школьная рутина доминирует.

В дидактике существуют различные подходы к классификации домашней работы. Так, по форме предъявления домашних заданий традиционно выделяют задания по работе с книгой (чтение, осмысление, заучивание текста), устные упражнения, письменные упражнения, учебно-практические задания. Наиболее распространённой в педагогической литературе является классификация домашних заданий на основании цели, которую они преследуют. На основании дидактической цели различные виды домашних заданий объединяют в три группы: опережающие задания; задания, направ-

ленные на усвоение и закрепление нового материала; задания, требующие применения полученных знаний на практике.

Целью данной работы является анализ возможности использования домашних заданий для развития творческого мышления обучающихся 9-х классов на уроках химии.

Объект исследования - развитие творческого мышления обучающихся.

Предмет исследования - творческие домашние задания по химии как средство развития творческого мышления обучающихся.

Гипотеза исследования: развитие творческого мышления школьников будет проходить более успешно при использовании творческих домашних заданий.

В качестве методов исследования выступили анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование.

В качестве методик исследования использовались: Опросник креативности Джонсона; Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса; Тест личностных творческих характеристик Ф. Вильямса. Все тесты адаптированы для России Е. Е. Туник [4].

Общее количество учащихся 9-х классов, принявших участие в педагогическом эксперименте, составило 18 человек. В начале исследования было проведено измерение исходного уровня креативности и творческого мышления учащихся.

Результаты тестирования уровня креативности (по Д. Джонсону) на констатирующем этапе показали, что в классе преобладают учащиеся со средним и высоким уровнем креативности. С низким уровнем креативности учащиеся отсутствуют (табл. 1).

Результаты тестирования уровня дивергентного (творческого) мышления (по Ф. Вильямсу) на констатирующем этапе продемонстрировали, что класс имеет средний уровень по всем показателям (табл. 2).

Уровень креативности (по Д. Джонсону) на констатирующем этапе

Группа Уровни креативности, человек Всего

Очень высокий Высокий Средний Низкий

9 класс 3 7 8 0 18

Таблица 2

Уровень дивергентного (творческого) мышления (по Ф. Вильямсу) на констатирующем этапе исследования

Среднее значение по Факторы

группе, балл Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Название

9 класс 8,05 6 17,3 18,4 13,1

По результатам тестирования самооценки личностных творческих характеристик (по Ф. Вильямсу) на констатирующем этапе установлено, что учащиеся 9-го класса имеют достаточно выраженную любознательность, хороший уровень воображения, средний уровень развития творческого мышления (табл. 3).

Затем в ходе эксперимента проводился формирующий этап исследования с внедрением домашних заданий различного типа. Помимо традиционных, добавлялись домашние задания творческие, такие как: вопросник, кроссворд, макет, модель, ребус, сообщение, доклад, сочинение, реферат, исследование, эссе.

Выполнение домашних заданий осуществлялось индивидуально, парами, группами по несколько человек или всем классом.

Оформление творческих домашних заданий осуществлялось в тетради или в экспозиционном формате, позволяющем включать различные иллюстрации, схемы, таблицы (газета; альбом; «раскладушка», брошюра).

По окончании формирующего этапа педагогического эксперимента было проведено контрольное измерение уровня креативности и творческого мышления девятиклассников с помощью такого же набора диагностических методик, который использовался и на констатирующем этапе эксперимента, а также опрос учителя химии и биологии.

Результаты контрольного измерения позволили оценить эффективность использования домашних заданий при изучении химии в 9-ом классе, направленных на развитие творческого мышления подростков.

Тестирование при помощи «Опросника креативности» Д. Джонсона не показало значительных изменений уровня креативности после проведения педагогического эксперимента. Результаты тестирования креативности на контрольном этапе также показали, что в классе также преобладают учащиеся со средним и высоким уровнем креативности. С низким уровнем креативности учащиеся отсутствуют.

Результаты тестирования уровня дивергентного (творческого) мышления (по Ф. Ви-льямсу) на контрольном этапе продемонстрировали улучшение показателей дивергентного (творческого) мышления по различным факторам: беглость - увеличение на 8 %, гибкость -на 46 %, оригинальность - на 13 %, разработанность - на 10 %, название - на 7 % (табл. 4).

Результаты тестирования самооценки личностных творческих характеристик на контрольном этапе выявили повышение показателя любознательности учащихся в 1,1 раза (табл. 5). Такие показатели, как «воображение», «сложность» и «склонность к риску», практически не изменились (остались в пределах статистической погрешности).

Уровень самооценки личностных творческих характеристик (по Ф. Вильямсу) на констатирующем этапе исследования

Среднее значение по группе, балл Факторы

Любознательность Воображение Сложность Склонность к риску

9 класс 16,4 16,3 14,3 13,4

Таблица 4

Уровень дивергентного (творческого) мышления на контрольном этапе исследования

Среднее значение Факторы

по группе Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Название

9 класс 8,7 8,8 19,6 20,3 14,06

Таблица 5

Уровень самооценки личностных творческих характеристик (по Ф. Вильямсу) на контрольном этапе исследования

Факторы

Среднее значение по группе Любознательность Воображение Сложность Склонность к риску

Контрольная 17,9 16,7 14,6 13,9

Таким образом, результаты работы позволяют утверждать, что использование творческих домашних заданий, направленных на развитие творческого мышления в процессе изучения химии в 9-ом классе, способствует его развитию и активизации творческой деятельности школьников, повышает теоретический уровень обучения и активизирует познавательный интерес обучающихся к предмету, формирует интеллектуальную активность, развивает самостоятельность. Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста показателей уровня развития творческого мышления учащихся. Выдвинутая перед началом проведения педагогического эксперимента гипотеза подтвердилась.

Домашние задания, требующие от школьников проявления творчества и креативности, позволяют создавать учащимся нетрадиционные образовательные продукты, приобретать навыки организации индивидуальной и совместной (групповой) деятельности, что в конечном итоге способствует развитию творческих способностей, творческого мышления, личностных качеств подростка. Однако творческие домашние задания должны быть разнообразными и разноуровневыми (дифференцированными), поэтому их применение требует больших затрат времени. Эффективность использования домашних заданий для развития творческого мышления при обучении химии в 9-ом классе подтверждена результатами проведённого педагогического эксперимента.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: ЦИТ, 2004. 468 с.

2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.

3. Ручкова Н. А., Ледовских И. А. Определение понятия «Творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник Костромского государственного университета. 2010. Т. 16, № 3. С. 310-316.

4. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. М.: Речь, 2003. 96 с.

5. Усманова С. Ф., Холина Н. Н. О роли домашнего задания в учебном процессе // Интерактивная наука. 2020. № 2 (48). С. 18.

© Миллер К.Ф., Савельева И.Н., 2021

УДК 004.658.2

ПАНДЕМИЯ COVID 19. ТЯЖЁЛЫЕ УРОКИ. РЕОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

Романюк Виктор Васильевич,

старший преподаватель кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматриваются вопросы изменения в инновационной информационной безбумажной технологии учёта посещаемости и успеваемости обучающихся «Радуга 1.0.4+ », на основе использования модульно-рейтинговой системы обучения (МРСО) в соответствии с ФГОС ВО 3+ + в условиях пандемии и перехода к удалённой форме ведения академических занятий на примере дисциплины «Базы данных».

Ключевые слова: пандемия, COVID 19, Информационная система «Радуга 1.0.4+ », безбумажная технология учёта посещаемости и успеваемости обучающихся, модульно-рейтинговой система обучения.

HEAVY LESSONS OF COVID PANDEMIC 19 AND TRAINING METHODS REORGANIZATION

Romanyuk Viktor Vasilyevich,

senior lecturer, Computer Technology Software and Automated Systems Department Katanov Khakass State University (Abakan).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses issues connected with changes in the Rainbow 1.0.4+I nnovative information paperless technology of monitoring class attendance and students' progress, which is based on the use of a modular -rating learning system in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++ in the context of the pandemic and the transition to a remote form conducting academic studies, by the example of the Databases discipline.

Keywords: Pandemic, COVID 19, "Rainbow 1.0.4+ information system", paperless technology for recording attendance and students' progress, modular-rating training system

Проект информационной системы (ИС) «Радуга 1.0.4+ » осуществляет реализацию инновационной информационной безбумажной технологии учёта посещаемости и успеваемости обучающихся на основе использования модульно-рейтинговой системы обучения (МРСО) в соответствии с ФГОС ВО 3+ + .

Цель использования данной технологии - формирование у обучающихся ос-

нов современной информационной культуры в области создания и развития информационных систем и баз данных (БД) с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Пандемия 2019 г. внесла свои существенные коррективы в процесс обучения. Прежде всего, появились условия удалённого освоения материалов дисциплины, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.