Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЕМЫХ / БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС-СТАДИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерешева Н. М., Жидова К. С.

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры обучаемых 5 классов и ее решению в условиях реализации нового ФГОС с помощью технологии кейс-стади при обучении биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ»

УДК 373.51

Н.М. Дерешева, К.С. Жидова

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры обучаемых 5 классов и ее решению в условиях реализации нового ФГОС с помощью технологии кейс-стади при обучении биологии.

Ключевые слова: экологическая культура обучаемых, биология в школе, инновационные технологии, кейс-стади, современное образование.

Современное состояние системы образования характеризуется с одной стороны введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), с другой стороны, не решенными проблемами в области охраны природы и сохранения биоразнообразия. Одним из важнейших, на наш взгляд, требований ФГОС основного общего образования является необходимость формирования у обучаемых представлений об экологической культуре, как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологического мышления, способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности [1]. Опираясь на идею Н.Н. Моисеева, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной о непрерывности экологического образования, результатом которого должна стать экологическая культура, мы строили свое исследование в 5-8 классах при изучении биологии. Под экологической культурой понимаем часть общей культуры. Анализ многочисленных определений понятия «экологическая культура» позволил выявить ее признаки: совокупность знаний в области экологии, требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Импонирует позиция С.Н. Глазачева, подчеркивающего, что «экологическая культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений к ней» [2, 34].

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 г. Абакана в период 9-недельной педагогической практики в форме опытной работы. Результаты адаптированных диагностик тестового характера Р.И. Гореловой [3, с. 14], личностного теста С.Н. Глазачева «Мое отношение к природе» и вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП» С.В. Дерябо и В.А. Ясвина, подтвердили актуальность проблемы формирования экологической культуры обучаемых. Знакомство с опытом работы учителей школы, анализ инновационных подходов к изучению биологии, позволил предположить, что решить проблему данного исследования можно, используя элементы новых педагогических технологий. Этому требованию отвечает технология кейс-стади или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация), который, по мнению А.М. Долгорукова, расшифровывается как метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) [4, с. 22].

Определили объект исследования - экологическая культура обучаемых; предметом исследования - технология кейс-стади на уроках биологии как средство повышения экологической культуры обучаемых 5 классов.

Теоретические основы формирования и развития экологической культуры показали различные подходы к их реализации на практике. В исследовании опирались на идею А.Г. Нор-боева [5], о том, что формированию устойчивой экологической культуры школьников способ-

© Дерешева Н.М., Жидова К.С., 2015.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 1(40). Том I

ствуют последовательно усвоенные компоненты культуры: экологические знания, экологические прогнозы, экологическая деятельность, экологическая оценка [5, с. 117].

Знакомство с публикациями по использованию технологии кейс-стади, показало ее эффективность в развитии логического мышления, но мы не нашли примеров использования кейсов для формирования экологической культуры обучаемых средней школы. Однако, изучение теоретических основ технологии кейс-стади показало, что работа с кейсом способствует усвоению основ: проблемного структурирования; системного анализа (определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой); причинно-следственного анализа ситуации; праксеологического анализа; аксиологический анализа; прогностического анализа; рекомендательного анализа относительно поведения действующих лиц и программно-целевого анализа [3, с. 22], а значит, мы можем использовать кейсы в обучении биологии. Предположив, что, если составить кейсы экологического содержания, включить их в уроки и организовывать работу обучаемых с ними, обучая их различным видам анализа, то можно улучшить выявленные показатели экологической культуры.

Исходя из содержания учебного предмета биология, мы разработали кейсы для обучаемых 5 класса. Темы и содержание кейсов подбирались для развития экологической культуры обучаемых с учетом действующего учебно-методического комплекса (линия УМК В.В. Пасечника). Были составлены кейсы на темы: «Мхи», «Лишайники», «Голосеменные растения», «Красная книга растений», «Разнообразие и значение грибов». Обучаемые были ознакомлены с методикой работы с кейсом. Инструкция предлагалась к каждому кейсу. Экспериментальная работа с кейсом на уроке организовывалась поэтапно: инструкция по работе с кейсами; включение кейса в урок; организация работы с кейсом по выявлению проблемы и путях ее решения; анализ результатов и рефлексия совместной деятельности. На завершающих уроках темы, обучаемым предлагалось подобрать содержание своих кейсов, составить вопросы к кейсу, составленному товарищем, дать оценку правильности составленного кейса.

Кейсы включались в различные этапы урока, но алгоритм работы с кейсом соблюдался постоянно.

Например, к уроку №1 по теме Лишайники: строение, питание и размножение; в теме: Глава IV. Царство Растения, предлагался следующий кейс.

Кейс: «Рост лишайников».

Лишайники - медленно растущие, симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Их называют пионерами растительности. Но у различных видов годовой прирост неодинаков и зависит от различных условий. Самые медленно растущие лишайники - накипные, их прирост составляет чуть более 1 мм в год, а в условиях низких температур и влажности, высокогорья - 0,25-0,5 мм в год. Листовые и кустистые лишайники растут быстрее. Рекордный прирост - 90 мм в год. В сухое время «заросли» лишайников (ягеля и кладонии) становятся ломкими, на восстановление сломанных частей организма, потребуются десятки лет. Медленный рост лишайников обуславливает их большую продолжительность жизни. Так, талломы некоторых накипных лишайников, могут жить до 4000 лет. Талломы кустистых и листовых, в среднем, живут 50-100 лет. Лишайники крайне требовательны к чистоте воздуха, там, где воздух загрязнен копотью, дымом, сернистым газом, они не растут.

Задание:

Ребята, как вы думаете, почему лишайники медленно растут?

От каких условий зависит годовой прирост лишайников?

Какие условия для роста и развития лишайников являются благоприятными?

По какой причине лишайники могут исчезнуть и к чему это приведет?

Можно ли по лишайникам определить чистоту окружающей среды?

Работа с кейсом строилась так: в начале этапа изучения нового материала обучаемые объединялись в микрогруппы, им предлагалось прочесть текст кейса, представленного на мультимедиа презентации и ответить на вопросы. Развивались экологические знания посредством выполнения заданий по анализу: проблемному («Ребята, как вы думаете, почему лишайники

медленно растут?»), системному («Зависит ли годовой прирост лишайников от географических условий?») и причинно-следственному анализу («По какой причине лишайники могут исчезнуть и к чему это приведет? Можно ли по лишайникам определить чистоту окружающей среды?»). Разрабатывая кейс, предусматриваем, что экологические знания учащихся можно развивать с помощью кейсов, направленных на проблемный, системный и причинно-следственный, прогностический, праксеологический, аксиологический анализ. Для каждого кейса составляем или подбираем вопросы проблемного характера, например, «Каким образом можно решить проблему загрязнения леса бытовыми отходами?»; подбираются вопросы системного характера: «Опишите функции генов?»; причинно-следственного характера: «Какие последствия влекут за собой лесные пожары?».

Экологическое прогнозирование развивается через прогностический анализ.

Экологическую деятельность можно развивать через программно-целевой и рекомендательный анализ.

С помощью аксиологического, праксеологического и рекомендательного анализа обучаемые смогут дать экологическую оценку.

Реализация предложенных выше кейсов на уроках биологии, завершилась контрольным срезом 2. Результаты двух срезов обработаны с применением /-критерия Стьюдента (уровень значимости p=0,05%) и критерия рангов Вилконсона-Уайта для данных по методике С. Н. Гла-зачева, которые установили достоверные различия в пределах: высокий уровень экологической культуры повысился на 10%, а низкий уровень экологической культуры понизился на 6%. На основе этих данных был сделан вывод об эффективности использования технологии кейс стади на уроках биологии как средства повышения экологической культуры обучаемых 5 классов.

Библиографический список

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -2010. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/938

2.Глазачев С. Н., Кашлев С. С. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования // Народная асвета. - 2005. - №2. - С. 33-37.

3.Горелова Р. И., Борис С. И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе: монография. Часть IV. Диагностика уровня сформированности экологической культуры учащихся. Черноголовка. - 2011. - 132 с.

4. Долгоруков А. М. Case-study как способ (стратегия) понимания // М.: Центр интенсивных технологий образования. - 2011. - С. 22-24

5.Норбоев А. Г. Формирование устойчивой экологической культуры у школьников // Молодой ученый. Т. 2. №12. 2011. С. 117-120.

ДЕРЕШЕВА Надежда Матвеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова.

ЖИДОВА Кристина Сергеевна - магистрант биологического факультета, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.