Научная статья на тему 'Нравственное воспитание младших школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий'

Нравственное воспитание младших школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / УВАЖЕНИЕ / RESPECT / ЭТИКА / ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озрокова Карина Анзоровна, Теуважукова Раиса Тамишевна

В статье изучены содержание и структура представлений школьников о морали, нравственности, культуре. В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий, раскрываются понятия нравственность, мораль, ценности, нравственные качества. Приводятся результаты исследования проявления нравственных качеств по таким понятиям: как относиться к окружающим людям, к сверстникам, умение поддерживать друг друга, проявлять активность в творческой деятельности, анализировать результаты своей деятельности и быть патриотами своей Родины. Выявлено, что социальные представления школьников о нравственности характеризуются высокой степенью, внутренней согласованностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral education of younger school children in the process of preparing and conducting extracurricular activities

We have studied the content and structure of representations students about ethics, morals, culture. The article considers the peculiarities of moral education in the process of preparing and conducting extracurricular activities. Concepts such as ethics, morality, values, moral qualities. The study of the manifestation of moral qualities on such concepts, how to relate to other people, to peers, the ability to support each other, to be active in creative activities, to analyze the results of their activities and to be patriots of their Motherland. It is revealed that social representations of students about morality are characterized by a high, degree of importance.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание младших школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/71PDMN616.pdf Статья опубликована 23.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Озрокова К.А., Теуважукова Р.Т. Нравственное воспитание младших школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/71PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Озрокова Карина Анзоровна

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Россия, Нальчик

Педагогический институт Магистрант 2 года обучения E-mail: ozrokova.karen@mail.ru

Теуважукова Раиса Тамишевна

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Россия, Нальчик

Педагогический институт Доцент кафедры «Педагогического образования» Кандидат педагогических наук E-mail: ozrokova.karen@mail.ru

Нравственное воспитание младших школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий

Аннотация. В статье изучены содержание и структура представлений школьников о морали, нравственности, культуре. В статье рассматриваются особенности нравственного воспитания в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий, раскрываются понятия нравственность, мораль, ценности, нравственные качества. Приводятся результаты исследования проявления нравственных качеств по таким понятиям: как относиться к окружающим людям, к сверстникам, умение поддерживать друг друга, проявлять активность в творческой деятельности, анализировать результаты своей деятельности и быть патриотами своей Родины. Выявлено, что социальные представления школьников о нравственности характеризуются высокой степенью, внутренней согласованностью.

Ключевые слова: нравственность; нравственное воспитание; мораль; ценности; нравственные качества; уважение; этика

Одной из актуальных проблем образования является нравственное воспитание младших школьников. Ни для кого не секрет, что школа является основным звеном в системе образования и воспитания подрастающего поколения, ведь процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания.

Необходим учитель начальных классов, обладающий высокой степенью культуры, нравственности, духовности, осознающий свою принадлежность к культурно-природной среде, ориентирующийся в разных областях естественнонаучного и гуманитарного знания [1, с. 62].

Учителю принадлежит главная роль в воспитании и обучении школьников, ведь учитель является для детей примером нравственности. Учитель должен являть собой пример высоконравственной личности. Затрагивая особенности процесса нравственного воспитания, следует указать самую специфичную из них: нравственное воспитание - это длительный, сложный и непрерывный процесс, результаты которого отсрочены во времени, т.е. влиянию нравственного воспитания человек подвержен на протяжении всей жизни. Немало важную роль в нравственном воспитании школьника играет грамотно организованная коллективная деятельность детей. Процесс социализации - также является неотъемлемой частью формирования нравственной культуры школьника. Учителю необходимо строить воспитательный процесс таким образом, чтобы в нем предусматривались такие ситуации, в которых школьник ставится в такие условия, что он должен самостоятельно сделать тот или иной нравственный выбор.

Проблема нравственного воспитания отмечена в трудах А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, и др.

К.Д. Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развивать стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки [2, с. 224].

А.С. Макаренко писал, что целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором: быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других [3, с. 533].

На каждом возрастном этапе способ наиболее эффективного влияния на личность школьника разный. В дошкольном возрасте - это игра, в младшем школьном возрасте - это процесс обучения. Исходя из предположений, ведущую роль в формировании нравственных ценностей детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств, поведения. Она достигается при условии целостности образовательного процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания к жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях [4, с. 331].

Детский возраст нуждается в широте чувств, и задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность [5, с. 410].

У детей семи - восьмилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей [6, с. 290].

С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека [7, с. 168].

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет [8, с. 174].

Нравственное воспитание младших школьников направлено на формирование системы качества личности, обуславливающих отношение к миру, обществу, человеку [9, с. 94].

Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и словам других [10, с. 211].

Целью нашего исследования является изучение проблемы нравственного воспитания и выявление его у младших школьников.

Базой исследования является: МКОУ «Лицей» №2 г. Нальчик, ученики 3 - х классов, в возрасте 8-9 лет.

В исследовании были использованы такие методики как "Размышляем о жизненном опыте" Н.Е. Щурковой и методика М.И. Шиловой "Уровни нравственной воспитанности".

На констатирующем этапе мы провели исследование по методике Н.Е. Щурковой, по которой выявлялось, какими нравственными качествами обладали младшие школьники. Младшие школьники считали себя ответственными, великодушными, отзывчивыми, гуманными, любящими. Наименьшее число младших школьников не смогли выяснить какими качествами они обладают. Некоторые ребята ответили, что не будут строить взаимоотношения со сверстниками, и изменять свои суждения и мысли. Результаты диагностики уровня нравственного воспитания в экспериментальном и контрольном классе приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня нравственного воспитания младших школьников

Уровни Кол-во Экспериментальная Кол-во Контрольная

учащихся группа учащихся группа

высокий 120 40% 140 44%

средний 100 33% 110 35%

низкий 80 27% 70 21%

Разработано авторами

Результаты исследования в экспериментальном классе оказались следующими: высокий уровень нравственной воспитанности и сформированности ориентации на другого человека, выявлено у 40% учащихся, средний уровень нравственной воспитанности выявлен у 33% учащихся. И низкий уровень нравственной воспитанности был выявлен у 27% младших школьников.

Результаты исследования в контрольном классе оказались следующими: высокий уровень нравственной воспитанности и сформированности ориентации на другого человека, выявлено у 44% учащихся, средний уровень нравственной воспитанности у 35% учащихся, и низкий уровень наблюдается у 21% учащихся.

Также нами для выявления уровня нравственной воспитанности, применена методика М.И. Шиловой. Данная методика состоит из 20 вопросов, каждый вопрос имеет четыре варианта, из которых необходимо выбрать один наиболее оптимальный вариант. Эта методика позволяет выявлять какими качествами обладают младшие школьники, как оценивают и анализируют свою деятельность. Результаты исследования занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Характеристика уровня нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальном и контрольном классах

Уровни Кол-во Экспериментальная Кол-во Контрольная

учащихся группа учащихся группа

высокий 140 43% 150 48%

средний 90 30% 110 34%

низкий 70 27% 60 18%

Разработано авторами

Результаты в экспериментальном классе таковы: высокий уровень нравственной воспитанности выявлен у 43%, средний уровень составляет 30%, и низкий уровень наблюдается у 27% младших школьников. В контрольной группе немного иные результаты: дети с высоким уровнем нравственной воспитанности составляет 48%, со средним уровнем нравственной воспитанности 34%, и с низким уровнем нравственной воспитанности у 18% младших школьников.

Отсюда можно сделать вывод, что необходимо повысить уровень нравственного воспитания, уровень нравственной самооценки, т.к. в младшем школьном возрасте дети учатся воспринимать, чувствовать, размышлять, ведь формирование нравственного воспитания проявляется в младшем школьном возрасте, и именно в этом возрасте необходимо помогать и поддерживать ребенка во всех его жизненных ситуациях.

При анализе воспитательной работы выяснилось, что организация воспитания в лицее МКОУ «Лицей» №2 г. Нальчик представляет собой цепочку мероприятий. Как правило, в процессе проведения внеклассных мероприятий ученики начальных классов выступают в роли участников и зрителей, где выступают с песней или стихотворениями.

На формирующем этапе исследования мы проводили следующие внеклассные мероприятия на тему:

1. "Россия - родина моя" - целью данного мероприятия было сформировать у младших школьников бережное, уважительное отношение к своему городу, краю, стране в целом, расширять представление младших школьников о своей Родине, способствовать развитию творческого мышления.

2. Этическая беседа на тему: "Правила этикета".

Цель: формирование понятия "этика", "вежливость", "дисциплинированность", "этикет". Предлагалось обсудить, что такое этика, что значит быть вежливым, как вести себя в школе, на улице, в гостях. Почему важно быть дисциплинированным, послушным?

3. Проводилось также внеклассное мероприятие на тему: "Обычаи и традиции". Цель мероприятия: знакомить учащихся с обычаями и традициями своего края.

Способствовать обогащению словарного запаса младших школьников, способствовать развитию чувства прекрасного, вежливости, взаимопомощи младших школьников.

4. Беседа на тему: "Положительные и отрицательные поступки".

Целью исследования является выявление понятий положительных и отрицательных поступков, способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки, анализировать каждый сделанный поступок, дать детям понять, что за каждый отрицательный поступок его ждет наказание или же неудача. Привести примеры положительных поступков, которые совершили, и если они совершили отрицательные поступки, то нужно просить прощения и не допускать больше мыслей о содеянном.

71РОМЫ616

5. Беседа на тему: "С кого бы я взял пример?"

Цель: привести примеры некоторых героев, ветеранов Великой Отечественной войны, заслуженных писателей и поэтов, чтобы дать понять ребятам, что вот эти великие люди внесли большой вклад в развитие нашей страны. Младшие школьники должны осознать, что нужно быть ответственным за все свои дела, гордиться своей семьей, своей страной, что они живут в мире и согласии благодаря ветеранам войны, всегда ставить их примером для подражания сегодняшней молодежи.

6. Беседа на тему: "Моя семья".

Цель: выявить, какие обычаи и традиции они соблюдают в своей семье, какие праздники отмечают, помогают ли они своим родителям, бабушкам, дедушкам? Охарактеризовать те качества, которые есть у братьев и сестер, также рассказать о своих предках, закрепление новых знаний и умений. Повысить уровень патриотического, семейного, нравственного, экологического воспитания на примере своей семьи.

Итак, в процессе формирующего эксперимента детям понравилось приводить примеры, обсуждать какими качествами они хотели бы обладать в будущем, проявляли активность во всех мероприятиях, им нравилось анализировать свои поступки, находить решения в проблемных ситуациях. Младшие школьники научились этикету обращения, вежливости, доброты, взаимопонимания и взаимопомощи.

После всех внеклассных мероприятий, которые мы провели на формирующем этапе, повторно проводилась диагностика, что и на констатирующем этапе, результаты исследования показаны в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня нравственного воспитания младших школьников

Уровни Кол-во учащихся До эксперимента Кол-во учащихся После эксперимента

высокий 120 40% 130 42%

средний 100 33% 110 37%

низкий 80 27% 60 21%

Разработано авторами

Как показано в таблице, в экспериментальной группе, дети с высоким уровнем нравственного воспитания составляет 42%, со средним уровнем нравственного воспитания наблюдается 37%, и с низким уровнем нравственного воспитания выявлено у 21%.

Исходя из данных, можно сказать, что при проведении внеклассных мероприятий, у детей немного повысился уровень нравственного воспитания. В контрольной группе тоже повторно проводилась диагностика. Результаты показаны в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики уровня нравственного воспитания младших школьников

Уровни Кол-во учащихся До эксперимента Кол-во учащихся После эксперимента

высокий 14 44% 15 48%

средний 11 35% 11 35%

низкий 7 21% 6 17%

Разработано авторами

У исследованной нами группы высокий уровень нравственного воспитания составляет 48%, средний уровень выявлен у 35% младших школьников, и низкий уровень наблюдается у 17%.

По результатам повторной диагностики нравственной воспитанности в экспериментальной группе, составлена таблица 5.

Таблица 5

Результаты диагностики уровня нравственной воспитанности младших школьников

Уровни Кол-во учащихся До эксперимента Кол-во учащихся После эксперимента

высокий 140 43% 140 50%

средний 90 30% 100 33%

низкий 70 27% 60 17%

Разработано авторами

Дети с высоким уровнем нравственной воспитанности составляют 50%, со средним уровнем нравственной воспитанности наблюдается 33%, и низкий уровень выявлен у 17%.

По результатам повторной диагностики в контрольной группе составлена таблица 6.

Таблица 6

Результаты диагностики уровня нравственной воспитанности младших школьников

Уровни Кол-во учащихся До эксперимента Кол-во учащихся После эксперимента

высокий 150 48% 160 50%

средний 110 34% 110 35%

низкий 60 18% 50 15%

Разработано авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контрольной группе половина группы относится к высокому уровню нравственной воспитанности, что составляет 50%, средний уровень составляет 35%, и низкий уровень у 15% младших школьников.

Таким образом, цель заключалась в выявлении особенностей нравственного воспитания младших школьников в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий. Анализ педагогической литературы показал, что нужно на каждом уроке и на перемене способствовать нравственному воспитанию младших школьников.

Подводя итоги обсуждения полученных нами экспериментальных данных, мы можем сделать следующие выводы об особенностях нравственного воспитания у младших школьников: необходимо строить воспитательный процесс таким образом, чтобы в нем предусматривались такие ситуации, в которых младший школьник ставится в такие условия, что он должен самостоятельно сделать тот или иной выбор. Такие ситуации будут способствовать формированию нравственных качеств младшего школьника. Плоды нравственного воспитания будут проявляться в отношении школьника к окружающим, сверстникам, старшим, так же отношение к самому себе и своим обязанностям и т.д.

Таким образом, после проведения всех мероприятий, следует сделать вывод, что наиболее эффективному формированию нравственного воспитания способствуют: отношение к самому себе в первую очередь, отношение к своим родным и близким людям, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к своей Родине, к окружающему миру. Также развитию нравственного воспитания способствуют различные этические беседы по данной проблеме, экскурсии, внеклассные мероприятия, ведь не только родители и учителя занимаются воспитанием ребенка, но и сам ребенок.

71РОМЫ616

ЛИТЕРАТУРА

1. Теуважукова Р.Т. / Инновационные образовательные системы в начальной школе и проблема подготовки будущих учителей. Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 7. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2002. - с. 62.

2. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982.

3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2000. - с. 331.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.

6. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Сост. А.Е. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1985.

7. Аннецкова Н.В. и др., Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. / Сост. Л.В. Ковьинко. - М.: Издательский центр "Академия", 1996.

8. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988.

9. Сергеева В.П. и др., Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.]; под ред. В.П. Сергеевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.

10. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик.-4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.

Ozrokova Karina Anzorovna

Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov, Russia, Nalchik

E-mail: ozrokova.karen@mail.ru

Teuvazhukova Raisa Tamishevna

Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov, Russia, Nalchik

E-mail: ozrokova.karen@mail.ru

Moral education of younger school children in the process of preparing and conducting extracurricular activities

Abstract. Abstract we have studied the content and structure of representations students about ethics, morals, culture. The article considers the peculiarities of moral education in the process of preparing and conducting extracurricular activities. Concepts such as ethics, morality, values, moral qualities. The study of the manifestation of moral qualities on such concepts, how to relate to other people, to peers, the ability to support each other, to be active in creative activities, to analyze the results of their activities and to be patriots of their Motherland. It is revealed that social representations of students about morality are characterized by a high, degree of importance.

Keywords: morality; moral education; morality; values; moral qualities; respect; ethics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.