Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / мораль / общество / молодёжь / современный мир / morality / morality / society / youth / the modern world

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журабекова Х.М.

В данной статье автор пытается проанализировать основные реформы в системе образования в Республике Узбекистан. В последние годы проводится практическая работа по организации всех уровней образования в соответствии с современными требованиями. Также автор статьи обращает внимание на нравственное воспитание студентов, где вопросы нравственного воспитания являются делом не только человека, но и государства в целом. Воспитание существует только в тесной связи с образованием. Это связано с тем, что в процессе обучения и познания не только увеличиваются знания человека, но и ускоряются его духовные и нравственные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION AS A PART OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

In this article, the author tries to analyze the main reforms in the education system in the Republic of Uzbekistan. In recent years, practical work has been carried out to organize all levels of education in accordance with modern requirements. Also, the author of the article draws attention to the moral education of students, where the issues of moral education are a matter not only of a person, but also of the state as a whole.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

шзацш спещального навчання розглядаеться як пе-редумови сучасних пiдходiв до освiти та реабшта-ци дiтей з особливими потребами, зокрема теорп i практики супроводу.

При цьому встановлено, що оргашзащя супроводу е головною умовою i чинником вирiшення усiх питань дiагностики, розвитку, освiти, сощаль заци дiтей з особливими освiтнiми потребами, по-рушеннями слуху зокрема, на вах iсторичних ета-пах отки i навчання означено! категори дггей.

2. На основi теоретичного аналiзу узагальнено основнi позици до тлумачення сутностi корекцшно-розвивального супроводу, ввдповщно яких корек-цтно-розвивальний cynpoeid дтей раннього та до-шюльного eiKy з порушеннями слуху штерпрету-еться нами як комплексна система заходiв супрово-дження дитини на вах етапах й! становления та навчання, спрямованих на розвиток особистостi, т-знавально! дiяльностi, емоцшно-вольово! сфери, комушкацп (soft skills, словесне мовлення та / або жестова мова) та корекцш порушень шляхом ство-рення розвивального середовища.

Акцент при цьому ми робимо саме на розвитку, осшльки в контекстi соцюкультурного подходу, власне, корекщя щодо дiтей з порушеннями слуху не е провщною в будь-якому з освпшх мар-шрутiв.

Ми звичайно не враховуемо всi можливi аспекта оргашзацп супроводу дiтей раннього та дошкольного вiку з порушеннями слуху, доцшьними е по-дальшi дослiдження.

Перспективи подальших наукових розвЬ док. У межах проблеми вважаемо актуальними до-слвдження оргашзацп послуги раннього втручання для дней з порушеннями слуху, дiяльностi центрш раннього розвитку та консультативних пункта для батьк1в, участi 1РЦ у пвдтримщ родини ввд етапу дь агностування порушення.

References

1. Danilovichute, E. A. (2018). Children with special educational needs in an inclusive environment. Exceptional child: teaching and upbringing, 3(87), 7-18.

2. Zasenko, V. V., Kolupaeva, A. A., Taranchenko, O. M. (2016). Education of children with special needs: from institutionalization to inclusion. In V. G. Kremin (Ed.), National Report on the State and Prospects of Education Development in Ukraine (pp. 68-77), K.: Pedahohichna dumka.

3. Zasenko, V. V., Prokhorenko, L. I (2019). Education of «special» children: development strategy. Native school, 3/4, 48-52.

4. Litovchenko, S. V. (2020). Distance learning of children with hearing impairments: recommendations for members of the support team. Pedagogical sciences: theory, history, innovative technologies, 3-4 (97-98), 301-311.

5. Taranchenko, O. M., Fedorenko, O. F. (2015). The concept of development of the education system for children with hearing impairments in Ukraine. Exceptional child: teaching and upbringing, 1, 27-33.

6. The Salamanca Statement on Principles, Policies and Practices in Special Needs Education and Framework for Action on Special Needs Education) (1994). Retrieved from: https://za-kon.rada.gov.ua/laws/show/995_001-94#Text.

7. Deppeler, J., Loreman, T., and Smith, R. (2015). Teaching and learning for all. In J. Deppeler, T. Loreman, R. Smith, and L. Florian. (Eds.). Inclusive pedagogy across the curriculum. International perspectives on inclusive education (pp. 1-10). London: Emerald Group Publishing.

8. Loreman, T., McGhie-Richmond, D., Ko-lupaieva, A., Taranchenko,O., et al. (2016). A Canada-Ukraine collaborative initiative for inclusive education in Ukraine: Participant perspectives, School Effectiveness and School Improvement, 27(1), 24-44.

MORAL EDUCATION AS A PART OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE EDUCATIONAL

SYSTEM

Zhurabekova K.M.

Associate Professor of the Andijan Machine-Building Institute,

Uzbekistan, Andijan

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Журабекова Х.М.

доцент Андижанского машиностроительного института,

Узбекистан, Андижан

Abstract

In this article, the author tries to analyze the main reforms in the education system in the Republic of Uzbekistan. In recent years, practical work has been carried out to organize all levels of education in accordance with modern requirements. Also, the author of the article draws attention to the moral education of students, where the issues of moral education are a matter not only of a person, but also of the state as a whole.

Аннотация

В данной статье автор пытается проанализировать основные реформы в системе образования в Республике Узбекистан. В последние годы проводится практическая работа по организации всех уровней образования в соответствии с современными требованиями. Также автор статьи обращает внимание на нравственное воспитание студентов, где вопросы нравственного воспитания являются делом не только человека, но и государства в целом. Воспитание существует только в тесной связи с образованием. Это связано с тем, что в процессе обучения и познания не только увеличиваются знания человека, но и ускоряются его духовные и нравственные качества.

Keywords: morality, morality, society, youth, the modern world.

Ключевые слова: нравственность, мораль, общество, молодёжь, современный мир.

При существовании каждого человека важно иметь моральные и этические принципы, которые следует заложить еще в школьные и студенческие годы. Учитывая это, в Республике Узбекистан постоянно повышается внимание к задачам воспитания школьников в духе идей национальной независимости и нравственности. Эффективным средством нравственного воспитания студентов, благотворно влияющим на результативность всей воспитательной работы, является этическое воспитание молодёжи, вооружение их знаниями основ этики и нравственности. Освоение основ нравственных знаний - органичная часть современного воспитания молодежи, необходимое условие формирования личности молодого человека в развитом обществе. Проблемы нравственного воспитания в современном мире весьма актуальны. Современное общее среднее образование невозможно представить без включения в его содержание знаний об основах этики. Однако этическое воспитание молодежи не должно заканчиваться в стенах школы; в высших учебных заведениях также необходимо обучать студентов этике и морали.

Вопросы этики и морали приобретают наибольшее значение в профессиях «человек-мужчина»: врачи, учителя, художники, военные и т. д. Профессиональная этика - это кодексы поведения, обеспечивающие нравственный облик тех отношений между людьми, которые возникают в результате их профессиональной деятельности. Он имеет ряд особенностей. С одной стороны, он отражает влияние определенной сферы человеческой деятельности. С другой стороны, он неразрывно связан с общей теорией морали. Следовательно, появление самостоятельного понятия «профессиональная этика» было связано только с тем, что уже существующие основы и законы этики нужно было внедрить в практику общества, чтобы они стали практическими инструкциями по воспитанию людей нравственного сознания.

В этой статье мы использовали методы описания, контекстного анализа, презентации и сравнения. На основе изложения происходит обобщение и конкретизация концепции.

Ценности, обеспечивающие существование человека и общества, постепенно передаются от предков к поколениям благодаря национальному воспитанию. Термин «национальное воспитание» используется в широком и узком смысле. В широком смысле это совокупность всех духовных влия-

ний, действий, поступков, устремлений, направленных на формирование личности человека, обеспечение ее активного участия в производственной и социальной, культурной, образовательной жизни.

Национальное воспитание, в широком смысле слова, это не только воспитательная работа, проводимая в семье, школе, детских и молодежных организациях, но и вся социальная система, ее ведущие идеи, литература, искусство, кино, радио, телевидение, СМИ и т. д. Национальное образование в самом широком смысле также включает образование и обучение в этой области. В узком смысле под народным образованием понимается педагогическая деятельность, направленная на развитие духовного развития конкретного человека, мировоззрения, нравственного образа, эстетического вкуса. Этим занимаются семья, учебные заведения и общественные организации.

Известно, что воспитание существует только в тесной связи с образованием. Это связано с тем, что в процессе обучения и познания не только увеличиваются знания человека, но и ускоряются его духовные и нравственные качества.Сегодня в Республике Узбекистан проводятся масштабные реформы по всем направлениям. В свою очередь, значительная часть этих реформ - это текущие реформы в системе образования.В последние годы проводится практическая работа по организации всех уровней образования в соответствии с современными требованиями. В частности, реформы и практические меры в системе образования организованы по следующим направлениям:

1) в сфере дошкольного образования;

2) общее среднее и среднее специальное образование;

3) высшее образование;

4) послевузовское образование;

5) переподготовка и повышение квалификации.

В сегодняшнем процессе глобализации несравнимы роль и значение системы дошкольного образования в жизни нашего общества, которая является важнейшим звеном воспитания детей. Внимание к этой сфере создаст прочный фундамент для будущего развития страны. Правовой основой текущих реформ в этой сфере является Закон «О дошкольном образовании и воспитании». Этот закон определяет основные направления государственной политики в области дошкольного образования, государственных гарантий дошкольного образования и других подобных вопросов.[3]. Кроме того,

без преувеличения можно сказать, что создание Министерства дошкольного образования впервые в нашей стране стало одной из ключевых реформ в этой сфере. Также новые современные детские сады строятся в наших крупных городах, отдаленных районах, селах и аулах. За короткий период времени, то есть за четыре года, количество детских садов в стране увеличилось втрое (с 5200 до 14200), а охват детей увеличился с 28% до 54%. В последние годы принят ряд указов и постановлений об организации и модернизации всех уровней образования в соответствии с современными требованиями. В частности, одним из важнейших документов, принятых в системе образования, стало принятие новой редакции Закона «Об образовании». В соответствии с этим Законом четко определены основные принципы, система, виды и формы обуче-ния.[4].Также, согласно закону, по решению Президента или Правительства будут созданы государственные учреждения высшего, среднего специального, профессионального образования и их филиалы, а также организации высшего, среднего специального, профессионального образования с государственным участием и их филиалы. Было решено, что создание негосударственных учебных заведений будет осуществляться их учредителями.

Лицензии негосударственным образовательным организациям выдает Государственная инспекция по контролю качества образования. Этим законом были отменены Закон об образовании и Закон о национальной учебной программе от 29 августа 1997 года. Соответственно, мы можем сказать, что принятие и применение этого Закона было одним из наиболее важных документов, принятых в области образования. Как сказал Президент Ш.М. Мирзиёева: «Чем более образованными будут наши дети в школе, тем быстрее будет развиваться высокотехнологичная экономика и тем больше будет решаться социальные проблемы. Поэтому, если я скажу, что порог нового Узбекистана начинается со школы, я думаю, что весь наш народ поддержит эту идею».[6]. Кроме того, определенная часть реформ в сфере образования, безусловно, - это реформы системы высшего образования.

В частности, определить приоритеты системной реформы высшего образования в Республике Узбекистан, поднять процесс обучения высококвалифицированному независимому мышлению на качественно новый уровень, модернизировать высшее образование, развивать социально-экономический сектор на основе передовые образовательные технологии. Концепция развития системы высшего образования в Республике Узбекистан до 2030 года, утвержденная Указом № ПФ-5847, служит прелюдией к новым реформам в этой сфере.[9].

Не секрет, что сегодня самые престижные университеты мира являются большим рассадником науки. В Республике Узбекистан сегодня открываются новые университеты и филиалы ведущих университетов мира. Например, за последние 4 года в стране открыто 47 новых высших учебных заведе-

ний, в том числе филиалы зарубежных университетов, в результате чего количество высших учебных заведений достигло 125. На основе системы «государство-частное партнерство» налаживается деятельность негосударственных высших учебных заведений. Изучив мнение населения, были возрождены формы заочного и вечернего обучения, увеличены квоты приема. Хотя показатель зачисления в среднюю школу вырос с 9 процентов в 2020 году до 25 процентов.[2].

Создан механизм повышения квалификации и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений и научных учреждений за рубежом. Размер их месячной зарплаты по сравнению с 2018 годом вырос в среднем в 2,5 раза. С 2019-2020 учебного года 10 высших учебных заведений переведены на хозрасчетную систему. Согласно Постановлению Кабинета Министров от 06.07.2020 «О мерах по поэтапному внедрению в практику предмета «Воспитание» в общеобразовательных учреждениях» с 2020-2021 учебного года в средних общеобразовательных учреждениях введен предмет «Воспитание».

Единый предмет «Воспитание» объединит в себе предметы «Правила поведения», «Чувство родины», «Идея национальной независимости и основы духовности» и «История мировых религий» в 1-9 классах с 2020 - 2021, а в 10-11 классах - с 20212022 учебного года в пределах общего количества выделенных часов.[7]. Исследователь Рузиев отмечает, что любое исследование, особенно инновационная деятельность, требует определенной материально-технической базы. Чтобы инновационная идея превратилась в инновационный продукт, потребуются сырье, различные материалы, оборудование, экспериментальные конструкторские устройства и другие материальные активы. [8]. Однако проблемы реформирования системы образования сегодня связаны с потенциалом педагогического коллектива. Исследования и анализ показывают, что профессиональная компетентность современного учителя отстает от требований динамично развивающегося образовательного процесса. Данная ситуация показывает актуальность проблем, связанных с развитием педагогического образования и совершенствованием педагогической подготовки в процессе непрерывного образования. По мнению Б. Абдуллаевой, «для формирования взглядов на реализацию важных и актуальных задач и нового подхода к образовательному процессу педагог должен обладать следующими качествами: глубоким пониманием сути современного научного, культурного, инновационного и инновационного развития. технологическое развитие; мир и человек; иметь глубокое и широкое понимание системы знаний; использовать в учебном процессе компьютерные и другие технические средства обучения; разбираться в Интернете и уметь глубоко анализировать содержание информационных технологий; знать методы анализа эффективности педагогической работы; полное понимание национальной культуры и ценностей, национальной идеи

и национальной идеологии, а также сути экономических, духовных и образовательных реформ.[1].

Для повышения инновационного потенциала системы высшего образования необходимо изменить отношение общества к высшему образованию, принять его не только как учебные заведения, но и как учреждения, собирающие научные идеи и создающие новые продукты, технологии и нематериальные активы. . должны быть созданы механизмы для представления широкой общественности их репутации и результатов своей работы. Переход на путь инновационного развития требует не только подготовки кадров по различным направлениям, но и высокой научной и социально-экономической активности сотрудников, занятых в системе высшего образования.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что реформы в сфере образования сегодня по своей актуальности и практической значимости не отстают от реформ в других сферах. Потому что продолжение реформ в этой сфере в более широком масштабе - требование времени. Преодолеть накопившиеся за годы проблемы в системе образования будет непросто. Для этого необходимо прежде всего выявить проблемы, связанные с подходом к обучению. На наш взгляд, проблемы с подходом к системе следующие: Игнорирование социально -экономической специфики и потребностей регионов в обучении; Отсутствие глубокого изучения спроса и предложения на рынке труда; Неполная интеграция образования, науки и производства; Отсутствие внимания к коммерциализации научных достижений.

Если вовремя не решить проблемы, возникнет вторая проблема. Вышеупомянутый ошибочный подход к обучению, в свою очередь, привел к следующим проблемам:

Низкий уровень охвата высшим образованием; Высокая доля неспециализированных предметов в текущих учебных планах и программах; Отсутствие учебников; Слабая реализация научно-исследовательской и инновационной деятельности, механизм коммерциализации научных разработок; Нарушение баланса в распределении персонала по регионам; Присутствие коррупции в отрасли.

Во многих развитых странах образование - это бизнес. Образование становится конкурентоспособным только тогда, когда оно становится бизнесом. Мы также можем положительно оценить вхождение негосударственного и частного секторов в систему образования в последние годы. Теперь конкуренция между государственными и негосударственными образовательными учреждениями обеспечивает развитие системы.

В сфере образования также начинают действовать рыночные законы. А законы рынка, знаете ли, очень жестоки. Тогда важен результат. Результат будет положительным только тогда, когда будет создан конкурентоспособный продукт. Конкурентоспособные продукты на рынке образовательных

услуг реализуются через подготовку квалифицированных кадров. Следовательно, продукт рынка образовательных услуг - человеческий капитал.

Человеческий капитал становится все более ценным ресурсом в современной экономике. Таким образом, можно сказать, что образовательный бизнес - это не сезонный бизнес, а постоянно развивающийся вид бизнеса. Формируя у учащихся основы научного мировоззрения, преподаватель обязан передавать основы этического знания. А для этого ему самому необходимо знать теорию общей и профессиональной морали. Зная этические законы и законы, универсальные правила и нормы, учитель становится поистине великим учителем.

References

1. Abdullaeva B.S. (2018) Oliy ta'lim tizimida za-monavij ta'lim tehnologiyalariva pedagogning innovacion faolijati. Problems of life long edication: innovations and prospects. International Scientific Conference April 27, 4-11.[in Uzbekistan].

2. Daryo.uz.2020 - Daryo.uz. (2020) O'zbek-istonda-ayni-paytda-125-ta-oliy-talim-muassasalari-faoliyat-yuritib-qamrov-darajasi-9-foizdan-25-foizga-kotarildi ... [Uzbekistan-currently-125-higher educational institutions-coverage-increased-from-9-to-25 percent] https://daryo.uz/k/2020/09/22/. [in Uzbekistan].

3. Law of the Republic of Uzbekistan "On preschool education and upbringing". No. ЗРУ-595. 16.12.2019.https: //lex.uz/ru/docs/4646931. [in Uzbekistan].

4. Law of the Republic of Uzbekistan "On Education". 23.09.2020.https: //lex.uz/ru/docs/5013009. [in Uzbekistan].

5. Minovarov SH. Yoshlarni har tomonlama barkamol kilib tarbijalash, ularni izhtimoij va izhodij faollikka undashda millij-dinij an'analarning ahamijati., Yangilanajotgan zhamijatda joshlarning izhtimoij faolligi: muammo va echimlar Collection of articles. -Tashkent: "Printing and Publishing House of Innovative Development", 296 - p. 5-9. [in Uzbekistan].

6. Mirziyoyev SH.M. aniq.uz/yangiliklar/talim-tizimini-isloh-etish-islohotlarning-bir-qismi-sifatida. https://aniq.uz/yangiliklar/talim-tizimini-isloh-etish-islohotlarning-bir-qismi-sifatida) 22.10. [in Uzbekistan].

7. Norma/https: //www. norma.uz/qonunchilikda_yangi/umumiy_o 'rta_ talim_muassasalarida_tarbiya_fani_joriy_etiladi[in Uzbekistan].

8. Ruziev B.S. Olij ta'lim tizimida innovacion salohiyatni oshirish. Electronic scientific journal "International Finance and Accounting". No. 3, June 2017.1-8. [in Uzbekistan].

9. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. "O'zbekiston Respublikasi Olij ta'lim tizimini 2030 jilgacha rivozhlantirish koncepcijasini tasdiriash to'g'risida" .PF-5847-son 08.10.2019. PF-5847] https://lex.uz/docs/4545887?otherlang=3. [in Uzbekistan].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.