Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

348
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕБЕНОК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / ОБЩЕНИЕ / MORAL EDUCATION / SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / CHILD / INTERACTION / MENTAL DEVELOPMENT / MORAL FEELINGS / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Бичанина Татьяна Владимировна, Крамаренко Анастасия Сергеевна

Дошкольное детство является уникальным и самоценным для становления личности ребенка. Дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка, так как происходят изменения в физическом и психологическом развитии. На данном этапе совершенствуются все стороны речи, развивается общение как вид деятельности. В дошкольном детстве у ребенка закладывается структура личности, поэтому в развитии важным является нравственное воспитание и социально-личностное развитие. В социально-коммуникативном воспитании ребенка дошкольного возраста является важным усвоение социальных норм, моральных и нравственных ценностей, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и традициям, образование среды для взаимодействия со сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, а также эмоциональной отзывчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Бичанина Татьяна Владимировна, Крамаренко Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION AND SOCIAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF A CHILD

Preschool childhood is unique and self-valuable for the development of the child's personality. Preschool age plays an important role in the development of the child, as there are changes in physical and psychological development. At this stage, all aspects of speech are improved, communication as an activity is developed. In preschool childhood, a child has a personality structure, therefore, moral development and social-personal development are important in development. In the social and communicative education of a child of preschool age, it is important to assimilate social norms, moral and ethical values, to develop a respectful attitude and sense of belonging to a family and traditions, creating an environment for interacting with peers, developing social and emotional intelligence, and emotional responsiveness.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Theory, methodology and organization of social and cultural activities

УДК 37.012

Галушко Ирина Геннадьевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия iren58@mail.ru

Бичанина Татьяна Владимировна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия t.bichanina@mail.ru

Крамаренко Анастасия Сергеевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия kramarenko.1997@list.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация. Дошкольное детство является уникальным и самоценным для становления личности ребенка. Дошкольный возраст играет важную роль в развитии ребенка, так как происходят изменения в физическом и психологическом развитии. На данном этапе совершенствуются все стороны речи, развивается общение как вид деятельности. В дошкольном детстве у ребенка закладывается структура личности, поэтому в развитии важным является нравственное воспитание и социально-личностное развитие. В социально-коммуникативном воспитании ребенка дошкольного возраста является важным усвоение социальных норм, моральных и нравственных ценностей, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и традициям, образование среды для взаимодействия со сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, а также эмоциональной отзывчивости.

Ключевые слова: нравственное воспитание, социально-личностное развитие, ребенок, взаимодействие, психическое развитие, нравственные чувства, общение.

Для цитирования: Галушко И.Г., Бичанина Т.В., Крамаренко А.С. Нравственное воспитание и социально-личностное развитие ребенка. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 1. С. 28-35.

Irina G. Galushko

Kuban State University Krasnodar, Russia iren58@mail.ru

Tatiana V. Bichanina

Kuban State University Krasnodar, Russia

Anastasia S. Kramarenko

Kuban State University Krasnodar, Russia

MORAL EDUCATION AND SOCIAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF A CHILD

Annotation. Preschool childhood is unique and self-valuable for the development of the child's personality. Preschool age plays an important role in the development of the child, as there are changes in physical and psychological development. At this stage, all aspects of speech are improved, communication as an activity is developed. In preschool childhood, a child has a personality structure, therefore, moral development and social-personal development are important in development. In the social and communicative education of a child of preschool age, it is important to assimilate social norms, moral and ethical values, to develop a respectful attitude and sense of belonging to a family and traditions, creating an environment for interacting with peers, developing social and emotional intelligence, and emotional responsiveness.

Keywords: moral education, social and personal development, child, interaction, mental development, moral feelings, communication.

For citation: Galushko I.G., Bichanina T.V., Kramarenko A.S. Moral education and social-personal development of a child. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. no.l. PP. 28-35. (In Russ., abstract in Eng.)

Коммуникативные способности заключаются в умении общаться с окружающими людьми, и являются необходимой составляющей самореализации, успешности в определенном виде деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Образование данных способностей является одним из условий благоприятного психического развития ребенка дошкольного возраста, и одной из задач подготовки к дальнейшей жизни.

В дошкольном детстве, начиная с трех лет, человек нуждается в общении со сверстниками и взрослыми. По мнению Л.М. Шипицыной, важное значение имеет общение ребенка на начальном этапе, так как это влияет на дальнейшее развитие личности, отношение к другим взрослым и сверстникам, к себе и миру. Недостаточная сформированность способности к общению в дошкольном периоде ведет к межличностным и внутриличностным конфликтам, с которыми в дальнейшем сталкивается взрослый человек [1].

В старшем дошкольном возрасте формирование межличностного общения связано с возрастными и индивидуальными особенностями. В данном возрасте происходит возрастание произвольности поведения и психических процессов (внимания, памяти и восприятия). Дошкольников в данном возрастном периоде начинают интересовать морально-этические отношения и нормы поведения, которые для их усвоения требуют общение со взрослыми и сверстниками [6].

В процессе обучения и воспитания взрослые расширяют представления дошкольника о человеке, выводя при этом его за пределы воспринимаемой ситуации. В дошкольном детстве для детей важна оценка взрослых, включающая в себя оценку личности. Поэтому дети стремятся делать все правильно, к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками в благоприятной атмосфере приносит положительные эмоции. Благодаря отношениям со своими сверстниками дошкольники строят особые отношения, которые не возникают со взрослыми. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить не только себя, но и достоинства своих сверстников. В данном возрастном периоде общение играет важную роль и является фактором развития личности как самого ребенка, так и личности его сверстников.

В своих научных работах Д.Б. Эльконин говорит о том, что в дошкольном возрасте у детей возникают первые этические нормы поведения и образовываются связанные с ними моральные переживания. Он отрицает представление о том, что дошкольникам недоступная другая этика, кроме этики эгоцентризма, а также о врожденных моральных чувствах, которые формируются и усваиваются в процессе определенной деятельности и взаимоотношений детей под наблюдением взрослых. В данном возрасте происходит усвоение дошкольником чувство долга,

который связан с выполнением моральных правил взаимоотношений между людьми [4].

По мнению Е.О. Смирновой дошкольный возраст является периодом социального развития ребенка. Она обращает внимание на этические инстанции, которые определяют личностные особенности дошкольника и его отношение к другим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит благодаря формированию морального сознания, моральной саморегуляции поведения, социальных и нравственных чувств.

С помощью этических оценок ребенок дошкольного возраста разделяет все поступки на хорошие и плохие. Под моральным развитием понимается уровень владения моральными понятиями: долг, добро, совесть, ответственность и т.д. Е.О. Смирнова говорит о том, что для формирования морального поведения необходимо развивать представления о собственном соответствии положительных моральных эталонов и способности к моральной оценке своих поступков. В педагогике выделят такое понятие, как конфликтное моральное поведение, которое осуществляется вопреки желаниям дошкольникам. Такое поведение характеризуется произвольностью и опосредованностью моральных норм. Для ребенка дошкольного возраста мотивом в данном случае является стремление соответствовать моральным образцам поведения и повышение собственной самооценки.

Социально-коммуникативное поведение основано на нравственных чувствах, а также характеризуется непосредственностью и непроизвольностью. Мотив данного поведения - переживание другого человека через эмоциональное заряжение и принятия чужих переживаний как своих. В дошкольном детстве, по мнению Е.О. Смирновой, коммуникативное отношение к другому человеку характеризуется способностью помочь товарищу, уступить в инициативе, поделиться важной для себя каким-либо предметом. С помощью просоциальному поведению формируется гуманное и нравственное отношение к другим взрослым и сверстникам [5].

В своих научных работах С.А. Козлова характеризует социально-коммуникативное воспитание как целенаправленный процесс приобщения дошкольников к моральным ценностям человечества и общества. За определенным промежуток времени ребенок дошкольного возраста осваивает нормы и правила поведения и взаимоотношения, принятые в обществе. Результатом данного вос-

питания является появление и утверждение в личности ребенка определенных нравственных качеств. Чем лучше сформированы эти качества, тем меньше наблюдается отклонений от принятых норм и правил в обществе у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих его взрослых и сверстников.

В своих исследованиях С.А. Козлова выделяет две группы задач социально-коммуникативного воспитания:

- развитие механизма данного воспитания - представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения;

- отражение потребности общества в людях, обладающими качествами, необходимые современному миру.

По мнению С.А. Козловой, в содержание социально-коммуникативного воспитания входит решение задач по воспитанию гуманности, включающий в себя такие качества личности, как трудолюбие, умение и желание трудиться, патриотизм, гражданственность, коллективизм. Целью данного воспитания является создание условий для проявления нравственных качеств личности в отношении друг к другу, других людей и формирование данных качеств, необходимых современному обществу.

С.А. Козлова в своих работах обращает внимание на воспитание гуманности, который входит в структуру личности как качественная ее характеристика. Она говорит о том, что воспитание гуманных чувств и отношений является сложным и противоречивым процессом. В гуманизм входят такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта. Умение пользоваться данными качествами закладываются только в дошкольном возрасте.

С.А. Козлова обращает внимание в своих научных работах на то, что роль взрослого в качестве «социального проводника» является важной и ответственной. Задача взрослого человека заключается: определить то, как и когда учить дошкольника, чтобы адаптация к современному человеческому миру состоялась благоприятно [3].

По мнению А.Г. Гогоберидзе социально-коммуникативное воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности, обусловленные своеобразием развития психики и возможностями освоения социокультурного опыта. К таким особенностям относятся: роль взрослого как транслятора культурного опыта,

опора на чувства и наглядные примеры поведения и выполнения правил, сопровождение и поддержка дошкольника в воспитании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, неустойчивость формирования качеств и способов поведения [2].

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в дошкольном детстве у детей формируются первые этические нормы поведения и моральные переживания. Усвоение норм поведения и развитие моральных чувств является активным проникновением дошкольника в мир взрослых, в их взаимоотношения, а также смысл их деятельности и поступков. В социально-коммуникативное развитие входит гуманные взаимоотношения между детьми дошкольного возраста, включающие в себя понимание чувств и настроение окружающих его людей, представление последствий своих положительных или отрицательных поступков. Взаимоотношения между дошкольниками регулируются нравственными нормами и правилами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Изд-тво: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 8-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Академия, 2007. — 416 с. — ISBN 5-7695-0816-7.

4. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 411 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5534-03348-9.

5. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

6. Соловьева В.Р., Семенова Ю.В., Галушко И.Г. /Духовно - нравственное развитие детей дошкольного возраста/ Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017 Изд-тво: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований" Оренбург, 24 декабря 2017 г.

REFERENCES

1. Bure R.S. Social and moral education of preschoolers: For classes with children 37 years. Toolkit. GEF Publishing: Mosaic-Synthesis, 2014. 80 p.

2. Gogoberidze A.G., Solntseva O.V. (ed.) Preschool pedagogy with the basics of the methods of education and training. SPb.: Peter, 2013. 464 p.

3. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Preschool Pedagogy. 8th ed., Revised and enlarged. M.: Academy, 2007. 416 p. ISBN 5-7695-0816-7.

4. Miklyaeva, N. V. Preschool pedagogy: a textbook for academic bachelor. N. V. Mi-klyaev, Yu. V. Miklyaev, N. A. Vinogradova; under total ed. N.V. Miklyaeva. 2nd ed., Pererab. and add. M.: Yurait Publishing House, 2017. 411 p. (Series: Bachelor. Academic course). ISBN 978-5-534-03348-9.

5. Smirnova E.O. Child psychology: studies. for stud. higher ped. studies. institutions enrolled in the specialty "Preschool Pedagogy and Psychology". E. O. Smirnova. M.: Humanitarian. ed. Center VLADOS, 2006. 366 p.

6. Solovyova V.R., Semenova Yu.V., Galushko I.G. Spiritual - moral development of children of preschool age. Modern problems and perspective directions of innovative development of science. Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference: in 6 parts. 2017 Published: Limited Liability Company "Agency for International Studies" Orenburg, December 24, 2017

Информация об авторах: Галушко Ирина Геннадьевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия iren58@mail.ru

Бичанина Татьяна Владимировна, студентка кафедры дошкольной педагогики и психологии, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Крамаренко Анастасия Сергеевна, студентка кафедры дошкольной педагогики и психологии, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Поступила: 23.10.2018 После доработки: 10.02.2019 Принята к публикации: 21.02.2019

Information about the authors: Irina G. Galushko, Teacher of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia iren58@mail.ru

Tatiana V. Bichanina, Student of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia t.bichanina@mail.ru

Anastasia S. Kramarenko, Student of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia kramarenko. 1997@list. ru

The paper was submitte: 23.10.2018 Received after reworking: 10.02.2019 Accepted for publication : 21.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.