Научная статья на тему 'Формирование представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIAL / MORAL AND LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Илона Викторовна

Статья посвящена актуальной и современной проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Формирование представлений о правах является важной частью работы по реализации требований международной Конвенции о правах ребенка. В статье рассматриваются различные подходы и средства решения проблемы и задач правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Возможности детей старшего дошкольного возраста в освоении представлений о правах. Особенности развития мышления, взаимоотношений, познавательных интересов, восприятия окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE RIGHTS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article is devoted to the actual and contemporary problem of social and moral education of preschool children. Building rights is an important part of implementing the requirements of the International Convention on the Rights of the Child. The article discusses various approaches and means of solving the problem and tasks of legal education of children of senior preschool age. Opportunities for older preschool children in mastering perceptions of rights. Features of the development of thinking, relationships, cognitive interests, perceptions of the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста»

должна иметь опережающий характер. Современный специалист должен обладать не просто определенным уровнем знаний и умений, но и готовностью к самообразованию и необходимостью непрерывного образования с целью своевременной адаптации к изменяющимся условиям производства, предвидеть и оценивать социальные и экономические последствия образовательной деятельности и в совершенстве владеть компьютерными технологиями.

Список литературы / References

1. Государственная программа «Цифровой Казахстан». [Электронный ресурс], 2017. № 827. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/ras/docs/P1700000827/J(дата обращения: 19.03.2020).

2. Аймагамбетов Е. Информационное общество: с чего начать?, Казахстанская правда, 2007. 15.03. С. 3.

3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Пфейфер Н.Э., Шкутина Л.А. Педагогика высшей школы. Новосибирск, 2005. 125 с.

4. Исаева К.Р. Компетентность профессионально-педагогической подготовки специалистов для профильной школы // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика», 2012. № 2 (66). С. 37-43.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Александрова И.В. Email: Aleksandrova686@scientifictext.ru

Александрова Илона Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Аннотация: статья посвящена актуальной и современной проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Формирование представлений о правах является важной частью работы по реализации требований международной Конвенции о правах ребенка. В статье рассматриваются различные подходы и средства решения проблемы и задач правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Возможности детей старшего дошкольного возраста в освоении представлений о правах. Особенности развития мышления, взаимоотношений, познавательных интересов, восприятия окружающей действительности.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социально-нравственное и правовое воспитание.

FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE RIGHTS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Aleksandrova I.V.

Aleksandrova Ilona Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND CHILD PSYCHOLOGY, PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY, PETROZAVODSK

Abstract: the article is devoted to the actual and contemporary problem of social and moral education of preschool children. Building rights is an important part of implementing the requirements of the International Convention on the Rights of the Child. The article discusses various approaches and means of solving the problem and tasks of legal education of children of senior preschool age. Opportunities for older preschool children in mastering perceptions of rights. Features of the development of thinking, relationships, cognitive interests, perceptions of the surrounding reality. Keywords: preschool children, social, moral and legal education.

УДК 373.22

В России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества. Российская

система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение

Образование и право, выступая в роли социальных институтов, роль которых в обществе исключительно высока, органически взаимосвязаны между собой.

Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах [1].

Козлова С.А. отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника [2].

Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства [3].

У детей старшего дошкольного возраста активно формируется абстрактное мышление, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы. Старшие дошкольники уже способны сопоставлять полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, выражают сомнение, вступают в спор.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Для детей старшего возраста характерны общительность и потребность в дружбе.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Все это делает возможным решение задач правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Представления детей могут быть пополнены в разнообразных формах организации и видах детской деятельности, предполагающей использование непосредственного наблюдения (экскурсии, прогулки), опытно - исследовательской деятельности, позволяющей детям самостоятельно делать выводы, убеждаться в чем - то. Проведение бесед с детьми, чтение художественных произведений, помогающих уточнить и расширить представления детей о собственных правах и правах других людей, использование технических средств обучение: аудио и видеопродукции

Организуя работу по вопросам правового воспитания, рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная. В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель -самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. Конечно, в старшей группе часто еще нужна помощь педагога, проявляющаяся в совете, одобрении, рассмотрении детских конфликтов.

Организовать работу рекомендуется в 3 направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми [1].

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию надо рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений.

При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира.

Список литературы / References

1. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада / Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2006. 143 с.

2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. М.: Академия, 2000. 188 с.

3. Федотова С.В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека / С.В. Федотова. М.: Просвещение, 2000. 230 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Агапова Е.Н.1, Позднякова Я.Ю.2 Email: Agapova686@scientifictext.ru

'Агапова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием и кадрового менеджмента, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; 2Позднякова Янина Юрьевна — заведующий, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № '03 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье говорится о том, что мировые тренды последнего времени превращают образовательную организацию в эпицентр инновационных изменений, что требует пересмотра целей и инструментов управленческой деятельности, формирования организационной готовности к изменениям.

Отсутствие комплексной модели и единого видения структуры готовности к изменениям, а также рекомендаций для руководителей образовательных организаций вызывает серьезные проблем при реализации стратегических инициатив. Выходом из создавшейся ситуации может быть использование модели последовательных действий.

Ключевые слова: готовность к изменениям, образовательная организация, управление изменениями, модернизация образования, концепции «организационного развития».

FORMATION OF READINESS FOR CHANGES IN THE PROCESS MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION Agapova E.N.1, Pozdnyakova Yа.Yu.2

'Agapova Elena Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, EDUCATION MANAGEMENT AND PERSONNEL MANAGEMENT, HERZENSTATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY OF RUSSIA; 2Pozdnyakova Yanina Yuryevna — Manager, STATE BUDGET PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № '03 OF THE FRUNZE DISTRICT SANKT PETERSBURG, SANKT PETERSBURG

Abstract: the article says that recent global trends have turned the educational organization into the epicenter of innovative changes, which requires a review of the goals and instruments of management, the formation of organizational readiness for change.

The lack of a comprehensive model and a unified vision of the structure of readiness for changes, as well as recommendations for the leaders of educational organizations, causes serious problems in the implementation of strategic initiatives. The way out of this situation may be to use the model of sequential actions.

Keywords: readiness for change, educational organization, change management, modernization of education, the concept of "organizational development".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.