Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

491
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ДОШКОЛЬНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / NATURE / PRESCHOOLERS / ENVIRONMENTAL PERCEPTIONS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / HUMANE ATTITUDE / ENVIRONMENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Галушко Анна Вячеславовна, Лопатюк Евгения Андреевна

На протяжении всей жизни человека происходит формирование гуманного отношения к природе, окружающему миру. В особенности усиленно это происходит в дошкольном возрасте, когда в ребёнка вкладывают все основы для формирования личности, которые гарантируют результативность последующего экологического воспитания и образования. Это способствует созданию единой постоянной системы становления и развития у человека гуманного отношения к природе и окружающему миру. В дошкольном детстве создаются экологические представления, которые считаются базой регулярного познания о природе и бережливом подходе к ней. Основной и самой важной задачей педагогов, в формировании представлений о природе у дошкольников, является донесение детям факта о том, что от состояния окружающей нас природы зависит состояние здоровья человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галушко Ирина Геннадьевна, Галушко Анна Вячеславовна, Лопатюк Евгения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AT PRESCHOOL CHILDREN POSITIVE ATTITUDE TO NATURE

Throughout a person’s life, humane attitude towards nature and the world is being formed. This is especially true at preschool age, when all the foundations are put into the child for the formation of a personality that guarantees the effectiveness of the subsequent environmental education and training. This contributes to the creation of a single permanent system of the formation and development of a humane attitude to nature and the surrounding world. In preschool childhood, environmental concepts are created that are considered to be the basis for regular knowledge of nature and a lean approach to it. The main and most important task of teachers, in the formation of ideas about nature among preschoolers, is to inform children of the fact that the state of the health of mankind depends on the state of the surrounding nature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

УДК 373.2

Галушко Ирина Геннадьевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия iren58@mail.ru

Галушко Анна Вячеславовна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия gal666@mail.ru Лопатюк Евгения Андреевна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия evalop0405@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Аннотация. На протяжении всей жизни человека происходит формирование гуманного отношения к природе, окружающему миру. В особенности усиленно это происходит в дошкольном возрасте, когда в ребёнка вкладывают все основы для формирования личности, которые гарантируют результативность последующего экологического воспитания и образования. Это способствует созданию единой постоянной системы становления и развития у человека гуманного отношения к природе и окружающему миру. В дошкольном детстве создаются экологические представления, которые считаются базой регулярного познания о природе и бережливом подходе к ней. Основной и самой важной задачей педагогов, в формировании представлений о природе у дошкольников, является донесение детям факта о том, что от состояния окружающей нас природы зависит состояние здоровья человечества.

Ключевые слова: природа, дошкольники, экологические представления, экологическое воспитание, гуманное отношение, экологическая культура

Для цитирования: Галушко И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. Формирование у дошкольников положительного отношения к природе. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 1. С.16-20.

Irina G. Galushko

Kuban State University Krasnodar, Russia iren58@mail.ru

Anna Vya. Galushko

Kuban State University Krasnodar, Russia

Evgeniya A. Lopatyuk

Kuban State University Krasnodar, Russia

FORMATION AT PRESCHOOL CHILDREN POSITIVE ATTITUDE TO NATURE

Abstract. Throughout a person's life, humane attitude towards nature and the world is being formed. This is especially true at preschool age, when all the foundations are put into the child for the formation of a personality that guarantees the effectiveness of the subsequent environmental education and training. This contributes to the creation of a single permanent system of the formation and development of a humane attitude to nature and the surrounding world. In preschool childhood, environmental concepts are created that are considered to be the basis for regular knowledge of nature and a lean approach to it. The main and most important task of teachers, in the formation of ideas about nature among preschoolers, is to inform children of the fact that the state of the health of mankind depends on the state of the surrounding nature.

Keywords: nature, preschoolers, environmental perceptions, environmental education, humane attitude, environmental culture

For citation: Galushko Irina G, Galushko A.V., Lopatyuk E.A. Formation at preschool children positive attitude to nature. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. no. 1. PP. 16-20. (In Russ., abstract in Eng.)

В наше время невозможно, воспитать настоящего человека без любви к природе, которая будет подкрепляться какими-либо полезными и добрыми делами, без заботы об охране окружающей среды. Любовь к природе должна развиваться с раннего детства. Детям нужно доносить о необходимости гуманного отношения ко всей живой и неживой природе, обучать их видеть все прелести и красоту окружающего нас мира. Чем раньше ребёнок знакомится с потрясающим миром природы, тем раньше у него пробуждаются чувства и тяга к прекрасному.

Экологическое образование должно начинаться с предметов, находящихся вокруг среды ребенка, с предметов с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни, для обеспечения эффективности процесса обучения.

Важным фактом является то, что небрежное и жестокое отношение детей к окружающей среде свидетельствует об отсутствии у них необходимых знаний. Именно поэтому экологическое воспитание должно брать начало с раннего возраста, причем ребёнок должен черпать информацию, как от семьи, так и от педагогов дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание - это концепция постоянного влияния педагогов, которая ориентирована на развитие природоохранной воспитанности и образованности у обучающихся, кроме того, на формирование познаний, умений и способностей относительно деятельности в природе.

Влюбленность к окружающему миру, осознанное, бережливое и причастное отношение к её красе, её мудрости, её законам, её вопросам любого человека обязаны развиваться с детства, как в семье, так и в дошкольных организациях.

В нашем государстве природоохранное формирование и развитие исполняется в концепции муниципальных и социальных конфигураций, которые формируют экологическое понимание каждого человека.

Основной целью формирования у детей отношения к природе является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности; обеспечение благоприятных условий для прогулок детей, благоустройство и озеленение прогулочных площадок.

Очень важно обучать ребёнка присматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать у него наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) может привести к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы [1].

Задачей педагогов и родителей является помощь детям в накоплении своего опыта положительных, эмоциональных, живых впечатлений и правдивых представлений о природной среде. Ребёнок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте [2].

Экологическое воспитание представляет собой один из главных элементов современного образовательного процесса. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающей природой рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и включает в себя ряд определённых задач [3].

В области познавательного развития рассматриваются следующие задачи по формированию отношения детей дошкольного возраста к природе:

- развитие основных взглядов о живой и неживой природе;

- развитие разумного, чувственно-позитивного, бережливого, внимательного отношения к природной среде окружающему миру в целом [4].

Природа оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности ребёнка и это связанно с формированием у него определенных знаний о ней. Познания о природе могут помочь дошкольникам отличать черты, качества и

свойства объектов. Перед педагогом, знакомящим детей с природной средой, стоит ряд задач:

1. Развитие у ребенка простой концепции познаний. Познания ребёнка о природе с дошкольного детства создаются, как правило, представлениями и выраженными их признаками.

2. Развитие у ребенка способностей и умений к труду. Трудовые умения и навыки детей с возрастом совершенствуются. Уход за растениями и животными вызывает радость и желание у других детей помочь ему.

3. Развитие любви к окружающему миру. Природа в первую очередь считается основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Дошкольник ощутивший красу природы, станет постоянно защищать и уважать её, равно как и источник радости [5].

В формировании у детей представлений о природе очень важную роль выполняют функции экологического воспитания детей. Они заложены в современных образовательных стандартах РФ:

- формирование кругозора ребёнка;

- развитие природоохранного сознания;

- стимулирование формирования проницательности и наблюдательности;

- формирование навыков общения;

- развитие экологического сознания и поведения.

Таким образом, педагоги и родители обязаны давать своему ребёнку положительный настрой на жизнь, ориентиры на истинные ценности общества, на творческие процессы, и самое главное, что это должно осуществляться в целостном непрерывном процессе воспитания, развития, обучения. Знания, которые получают дети в дошкольных учреждениях или семье, пригодятся им в жизни и помогут во взаимодействии с обществом и природой. Общаясь с природой, дети развивают свои творческие способности; учатся дружить, доброжелательно относиться к людям, животным, растениям, замечать красоту вокруг себя и приумножать прекрасное.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007

2. Галушко И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. / Формирования положительного отношения к окружающему миру у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 54-58. https://elibrary.ru/item.asp?id=27652058

3. Градобоева Г. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание - 1988

4. Екимова В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

5. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В.Субботский - М.: Просвещение, 1991

REFERENCES

1. Kostyuchenko M. Nature gives wonders. Preschool education. 2007. (in Russian)

2. Galushko I.G., Galushko A.V., Lopatiuk E.A. Formirovaniya polozhitel'nogo otnosheniya k okruzhayushchemu miru u doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. [Formation of positive attitude towards the world in preschoolers]. Historical and Social Educational Idea. 2016. Vol. 8. No. 5-3. Pp. 54-58. https://elibrary.ru/item.asp?id=27652058 (in Russian, abstract in Eng.)

3. Gradoboeva G. Environmental education of children. Preschool education 1988. (in Russian)

4. Ekimova V. V. Education of respect for nature in children of preschool age. Theory and practice of education in the modern world: materials of the Intern. scientific conf. (St. Petersburg, February 2012). - SPb .: Renome, 2012. (in Russian)

5. Subbotsky, E.V. A child opens the world [Text]. EVSubbotsky M : Enlightenment, 1991. (in Russian)

Информация об авторах: Галушко Ирина Геннадьевна, преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного

университета

г. Краснодар, Россия

iren58@mail.ru

Галушко Анна Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Лопатюк Евгения Андреевна, магистр кафедры технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Поступила:17.11.2018 После доработки:19.01.2019 Принята к публикации: 10.02.2019

Information about the authors: Irina G. Galushko, Lecturer, Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia iren58@mail.ru

Anna Vya. Galushko, Graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia gal666@mail.ru

Evgeniya A. Lopatyuk, Master of Technology and Entrepreneurship, Kuban State University Krasnodar, Russia evalop0405@mail. ru

The paper was submitted : 17.11.2018 Received after reworking: 19.01.2019 Accepted for publication: 10.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.