УДК 373 ББК 74.100.5 В 18
Е.С. Вареца
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной
педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической
академии; E-mail: [email protected]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
( Рецензирована )
Аннотация. Основой воспитания нравственной привычки является положительная мотивация поведения детей. Показателем сформированности нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Для дошкольников лучшим способом передачи знаний о мире будет сказка. Она развивает у ребёнка способность к рефлексии. В каждой сказке заложен нравственный урок, и педагогам и психологам необходимо это использовать в своей работе. Сказка должна быть осмыслена ребенком, и этому способствует совместный анализ сказки. Взрослый помогает найти скрытые значения и жизненные уроки, заложенные в сказке.
Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, методы нравственного воспитания, сказка, анализ сказки.
E.S. Varetsa
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Social, Special
Pedagogics and Psychology Department, Armavir State Pedagogical Academy;
E-mail: [email protected]
MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN BY USING THE FAIRY TALE
Abstract. The basis of moral education is the habit of positive motivation of children's behavior. An indicator of formation of the moral qualities of the person is the presence of internal control. The best way to transfer knowledge of the world to preschoolers is a fairy tale. It develops the child's ability to reflect on the circumstances. A moral lesson is put in each tale, and teachers and psychologists need to use this in their work. Tale must be comprehended by a child, and this is facilitated by the joint analysis of the tale. Adults help the child to find hidden values and life lessons inherent in the tale.
Keywords: morality, moral education, methods of moral education, the tale, the analysis of the tale.
Нравственный человек — тот, кто направленность личности может рас-по внутреннему побуждению или по- крыться в общей деятельности, ко-требности нравственно себя ведёт, и, торую необходимо оценивать через самое главное, это соответствует его активное проявление личностью своей привычке поведения. В этом случае жизненной позиции [1]. внешний контроль не нужен, пове- В то же время известно, что инди-дение контролируется собственны- видуальные различия в развитии нрав-ми взглядами и убеждениями. Нрав- ственной направленности и мораль-ственное воспитание заключается в ного сознания влияют на возрастные выработке необходимых взглядов и границы, которые можно выделить убеждений у подрастающего поколе- весьма приблизительно. Исследования. Сформированная нравственная ния показывают, что на доморальном
уровне развития находятся дети раннего и дошкольного возраста. Иногда так же действует часть детей постарше. Следует отметить, что на этом уровне ребенку известно, как следует себя вести, но почему-то он поступает иначе. Психологические исследования показывают взаимосвязь уровня моральных суждений и реального нравственного поведения ребенка. Следовательно, необходима целенаправленная работа по формированию моральных суждений ребенка.
Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена в принятом ФГОС дошкольного образования. Утвержденная Программа подразумевает «создание условий для всестороннего личностного морально-нравственного развития ребенка», а одной из приоритетных задач выделено «становление первичной ценностной ориентации дошкольника». В Стандарте представлены требования к результатам освоения Программы, составляющие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок должен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками...» Это значит, что дошкольник должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствие с ними свое поведение [2].
Нравственное воспитание — сложный и многогранный процесс. В основе воспитания нравственной привычки должна быть сформированная положительная мотивация поведения детей. Нравственные поступки человек совершает под руководством моральных мотивов, побуждающих к размышлению над соответствующими проявлениями образа действий. Возможность добиваться от детей осознанного и обоснованного поведения взрослым ведется на основе целенаправленной работы по формированию мотивов. Сформированные моральные мотивы можно считать основой нравственного поведения и результатом воспитания.
Необходимо отметить, что воспитательные воздействия, как внешние воздействия, могут способствовать формированию не только нравственных качеств, но и положительных черт характера детей, если они побуждаются положительными внутренними отношениями и стимулируются собственным стремлением к моральному развитию. Цель воспитания нравственности заключается в формировании целостности и совершенности личности в гуманистическом аспекте, что предполагает [3]:
1. Понимание жизненной важности морали.
2. Наличие нравственного самосознания (совесть).
3. Установку на выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.
4. Моральную стойкость, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.
5. Милосердие и любовь к людям.
Традиционные методы нравственного воспитания дают качественный результат при условии наличия довольно сильного внешнего контроля со стороны взрослых, а также общественного мнения и угрозы наказания. Но основой показателя сформированное™ нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Именно он является основой эмоционального дискомфорта, недовольства собой, если пришлось поступить иначе в проверенных личным опытом правилах общественной жизни.
Сформировать внутренний контроль можно, опираясь на активную деятельность ребёнка в различных сферах: интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой. Ребенок свои побуждения подчиняет представлениям и знанию о культуре человеческого бытия, что дает возможность повысить самооценку личности, развить чувство собственного достоинства. Формирование навыков самоконтроля будет способствовать в успешном развитии нравственных качеств личности.
Следует обратить внимание, что если в младших классах в качестве
метода формирования нравственных качеств часто используется беседа на этическую тему, то дошкольникам это ещё не подходит, им необходимо предложить тот материал, который будет доступен пониманию и найдет отклик в душе ребенка.
Сказки, былины, легенды и мифы, а также малые литературные формы: пословицы и поговорки — являются основой первых знаний ребенка о жизни [4]. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия и вымысел, она выступает особой реальностью, реальностью, прежде всего мира чувств. В сказке могут раздвинуться рамки обычной жизни. Форма изображения таких сложных явлений и чувств, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, — особая, сказочная, которая становится доступной для понимания ребёнка, что касается нравственного смысла, то он остаётся подлинным [5].
Психологи говорят, что примерно до 10-11 лет у детей преобладает художественный тип мышления, это предъявляет особые требования к важной для развития информации, которая воспринимается легче, если представлена в ярких образах. Для дошкольников лучшим способом передачи знаний о мире будут сказочные и мифологические истории.
Сказка обращена к интенсивному эмоциональному резонансу. Кроме этого, как отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [6], сказочные образы одновременно направлены на два психологических уровня: сознания и подсознания, и это будет основой для новых возможностей при коммуникации, ведь ребёнок не чувствует воспитательного воздействия.
Сказка развивает у ребёнка способность к рефлексии в окружающих его обстоятельствах, хотя он ещё не осознает мотивы своего поведения и не выстраивает их в систему по степени значимости. Во внутреннем мире ребёнка лишь начинается формироваться определенность и устойчивость. Следует подчеркнуть, что, хотя взрослые оказывают решающее влияние на обра-
зование внутреннего мира ребенка, всё же не происходит непосредственного вложения в ребёнка своего отношения к людям, к вещам, не происходит передачи своих способов поведения.
Сказки богаты вариантами поведения и отношений между людьми. Окончание сказок показывает, что получается, если человеком не учитываются интересы других, если думать только о себе, если не сочувствовать и не помогать ближнему. Сказки помогают усвоению нравственных норм, которое происходит быстрее и легче.
С позиции Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неевой, душа, сознание, чувства ребёнка в процессе соприкосновения со сказкой учатся «слышать наставления и приобретать знания». Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся данные о мире и человеке, а также нравственные принципы [6]:
— какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить и как с ними справляться;
— как приобретать и ценить дружбу и любовь;
— какими ценностями руководствоваться в жизни;
— как строить отношения с другими людьми;
— как бороться и прощать;
— как себя вести, если... а также о многом другом.
Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций» является основой для формирования нравственного поведения у детей. Но чтобы «банк жизненных ситуаций» работал, необходимо чтобы опыт был осмыслен ребенком [6]. Для этого сказку нужно не только рассказать, но и совместно с ребенком разобрать заложенные в ней скрытые значения и уроки.
В каждой сказке есть определённый нравственный смысл. В этом отношении педагогам и психологам дошкольного учреждения необходимо обратиться к мировому литературному наследию.
В соответствии с общими требованиями к работе со сказкой в каждом
конкретном варианте взаимодействия с конкретно определённой нравственной целью и задачами используется следующий алгоритм: вербально взрослый (педагог, психолог, родитель) предъявляет определенную смысловую часть фольклорного произведения, а затем в режиме диалога с ребенком пытается выстроить образ анализируемой части сказки.
Как пример приведём работу по русской народной сказке «Коза-дереза» [7]. В сюжете сказки можно выделить две смысловых части. Представим особенности работы на примере анализа первой части сказки «Коза-дереза».
«Жили да были мужик да жёнка, да девка. И у них ничего не было — ни ножа, ни топора. Они купили козу за три гроша да спроводили девку пасти. Она весь день пасла да и повалила домой и говорит: «Пригоняла». Хозяин и сидит у крыльца: «Козонька-коза, ела ли чего?» — «Нет, не ела я, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гре-бельку, ухватила водицы капельку».
Он девку напорол и прогнал» [7].
После вербального предъявления первой части сказки взрослый может вариативно предложить следующие вопросы к ребенку:
— как ты думаешь, девушка хорошо выполняла свои обязанности?
— почему мужик спросил у козы, сыта ли она?
— коза сказала правду?
— почему мужик выпорол девушку и прогнал её?
— почему мужик поверил козе, а не девушке?
— чему нас может учить эта ситуация?
«На другой день он послал женку. Она пасла, пасла и домой привалила. Хозяин и кличет у крыльца: «Козонька-коза, ела ли чего?» — «Нет, не ела, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, ухватила водицы капельку».
Он тоже ей напорол и прогнал, жену ту» [7].
После вербального предъявления данной части сказки взрослый также
может вариативно предложить следующие вопросы к ребенку:
— как ты думаешь, а жена хорошо выполняла свои обязанности?
— почему мужик спросил у козы, сыта ли она?
— коза сказала правду?
— почему мужик выпорол жену и прогнал её?
— почему мужик поверил козе, а не жене?
— чему нас учит эта ситуация?
«Назавтра сам пошел да пас. Как
погнал домой, обогнал ее да и сел на крыльцо и спрашивает: «Козонька-коза, ела ли чего?» А она опять: «Нет, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гребельку, ухватила водицы капельку». Он взял да ей напорол и пошел нож ковать да топор бить, хотел хозяйку созвать да мясом накормить. Коза оторвалась и убежала» [7].
После вербального предъявления данной части сказки взрослый также может вариативно предложить следующие вопросы к ребенку:
— как ты думаешь, а мужик хорошо выполнял свои обязанности?
— почему теперь мужик спросил у козы, сыта ли она?
— коза сказала правду?
— почему мужик решил наказать козу?
— чему нас учит эта ситуация?
— чему нас учит вся сказка?
Вторая часть сказки похожа на сюжет другой сказки «Заюшкина избушка». Отличие составляет замена лисы персонажем коза, а помощники, которые хотели помочь зайцу в этой сказке, — корова, конь, медведь и петух.
Поэтому при работе со второй частью взрослый имеет возможность провести аналогию не только с накопленным ребенком социокультурным опытом реагирования в различных ситуациях, но и с уже слышанными ребенком фольклорными произведениями. В данном случае выстраивается более систематизированная, комплексная и иерархизированная модель формирующихся нравственных представлений и моральных суждений.
ТЕКЖ6 это (выстраивание ассоциатив- ние других. В любом случае выбирать, ного ряда) позволяет на основе нагляд- как поступать — в соответствии со сво-но-образного мышления и воображе- ей совестью или нет, — придётся са-ния ребенка не только активизировать мому ребёнку. Педагогическое воздей-эмоциональную сферу, но и личност- ствие наравне с другими факторами, но заинтересовать ситуацией анализа например, социальной средой, различи практического применения игровых ными видами деятельности, ведущи-форм и методов в общественном взаи- ми типами общения, полоролевыми модействии. различиями детей, оказывает влияние
Подобная работа может быть по- на формирование нравственных ка-строена практически на основе любой честв личности дошкольников. Таким сказки, которая не только дает ин- образом, дополнительным источни-формацию, но и показывает варианты ком целенаправленного формирования действий и их результаты. В сказках устойчивых нравственных свойств ребёнок увидит, к чему приведет чёр- личности ребенка могут стать сказки ствость, жадность, жестокость, униже- и другие литературные формы.
Примечания:
1. Шагаева Н.А., Бадмаева Ц.А. Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 2 (136).
2. Сайт старшего воспитателя «Светлячок». URL: http://mdoull3irk.jimdo.com/ методическая-страничка/фгос-дошкольного-образования-2014-г
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2010.
4. Мамышева 3.3., Блягоз З.У. Воспитательный потенциал пословиц и поговорок в формировании ценностных ориентаций у младших школьников в поликультурной образовательной среде // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 2 (117).
5. Case С., Dalley Т. The handbook of art terapy. L.: Tavistock and Routledge, 1992.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2003.
7. Русские народные сказки. Т. 2 / сост. О.Б. Алексеева. М.: Современник, 1987. 336 с.
References:
1. Shagayeva N.A., Badmayeva Ts.A. Formation of students' moral values in the course of Ethics and Aesthetics mastering // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2 (136).
2. Site of the housemaster of Svetlyachok. URL: http://mdoull3irk .jimdo.com/ methodical — page/fgos — preschool — educations — 2014
3. Arkhangelsky N.V. Moral education. M.: Prosveshchenie, 2010.
4. Mamysheva Z.Z., Blyagoz Z.U. Educational potential of proverbs and sayings in formation of value orientations of younger school students in the multicultural educational environment // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 2 (117).
5. Case C., Dalley T. The handbook of art terapy. L.: Tavistock and Routledge, 1992.
6. Zinkevich-Yevstigneyeva T.D., Grabenko T.M. Practical work on creative therapy. SPb.: Rech, 2003.
7. The Russian folk fairy tales. V. 2 / сотр. by O.B. Alekseeva. M.: Sovremennik, 1987. 336 pp.