Научная статья на тему 'Отражение моральных норм в татарских волшебных сказках'

Отражение моральных норм в татарских волшебных сказках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1024
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ГЕРОИ / FAIRY TALE / EDUCATION / MORALITY / MORAL NORMS / HEROES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яхшисарова Гульнара Рашитовна

В статье рассматривается специфика воплощения моральных норм в татарских волшебных сказках. В ходе исследования было выявлено, что в волшебных сказках моральная норма порождает богатство тематики и разнообразие ситуаций, в которых проявляются нравственные качества личности. В сказках нет общих рассуждений об этом, а есть конкретные ситуации, с учетом которых герои совершают нравственные деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF MORAL NORMS IN THE TATAR FAIRY TALES

The article examines the specificity of realization of moral norms in the Tatar fairy tales. The study has revealed that in the fairy tale a moral norm gives rise to the richness of themes and variety of situations in which personality’s moral qualities are manifested. In fairy tales there is no general reasoning about it, but there are specific situations according to which characters perform moral deeds.

Текст научной работы на тему «Отражение моральных норм в татарских волшебных сказках»

Яхшисарова Гульнара Рашитовна

ОТРАЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ В ТАТАРСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

В статье рассматривается специфика воплощения моральных норм в татарских волшебных сказках. В ходе исследования было выявлено, что в волшебных сказках моральная норма порождает богатство тематики и разнообразие ситуаций, в которых проявляются нравственные качества личности. В сказках нет общих рассуждений об этом, а есть конкретные ситуации, с учетом которых герои совершают нравственные деяния. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/5-3/11.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 44-46. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

44

ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 3

может. Марсель своими руками делает устройство, механизм, с которым можно провести опыт, доказывающий третий закон Ньютона. Пользуясь тем, что дома нет взрослых, с помощью пробирки он делает «пушку» и стреляет из неё. Но внезапное появление бабушки, привело к тому, что Ильдар, сам того не желая, сознался во всем. Бабушка, естественно, ругает старшего мальчика, грозится рассказать все отцу.

Семья мальчиков, по мнению автора, - идеальная семья того времени. Отец детей - писатель, издает книги, мать работает на фабрике, они живут, помогая друг другу. Отец с пониманием относится к желаниям мальчика, он помогает Марселю создать новое устройство для представления в школе.

В конце рассказа через тонкий юмор видим особенности детской психологии. Например, так как Ильдар плачем не добивается желаемого результата, то он говорит брату: «Марсель... Принеси домой, когда учитель устанет с ним играть» [Там же, б. 69]. И эта фраза заставляет читателя улыбаться. Автор глубоко понимает детскую психологию и жизненно изображает поведение детей разных возрастов. Через слова, поступки маленького героя можно уловить авторскую идею: в идеальной семье все должны быть солидарны друг с другом, и дети должны развиваться на таких примерах.

Очевидно, что И. Нуруллин умело сочетает жизненные ситуации, психологию персонажей, соблюдая правила социалистического реализма. Его педагогические способности, знание тонкостей детской психологии, умение их воспитать нашли отражение в его детских рассказах. Через неповторимые образы и персонажи, созданные прозаиком с использованием различных художественных средств, особенностей языка, автор не навязывает своих мыслей, а воспитывает личным примером.

Список источников

1. Ибраhим Нуруллин: истэлеклэр / тез. Р. М. Нуруллина. Казан: Тат. кит. нэшр., 2008. 136 б.

2. Нуруллин И. Аньщ йолдызы: хикэялэр, пьесалар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1973. 239 б.

3. Нуруллина Р. Томаннарга еллар кумелде // Казан утлары. 2003. № 5. Б. 150-152.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF IBRAGIM NURULLIN'S CHILDREN'S STORIES

Timerova Landysh Mullanurovna

Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan ZMLand@mail. ru

The article is devoted to the study of children's stories by Ibragim Nurullin where the prose writer reveals the psychology of children, and at the same time imperceptibly for readers inspires them with the educational principles, and demonstrates the patterns of children's behaviour in this or that situation. It is ascertained with the help of which artistic means and techniques the writer discloses the psychology of the child, and the peculiarities of children's characters. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that children's stories by I. Nurullin are an example for present generations of writers as well.

Key words and phrases: Tatar literature; Ibragim Nurullin; children's stories; psychology of children; socialist realism.

УДК 8; 398.21:82-34

В статье рассматривается специфика воплощения моральных норм в татарских волшебных сказках. В ходе исследования было выявлено, что в волшебных сказках моральная норма порождает богатство тематики и разнообразие ситуаций, в которых проявляются нравственные качества личности. В сказках нет общих рассуждений об этом, а есть конкретные ситуации, с учетом которых герои совершают нравственные деяния.

Ключевые слова и фразы: волшебная сказка; воспитание; нравственность; моральные нормы; герои. Яхшисарова Гульнара Рашитовна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань gulka13.02@mail.ru

ОТРАЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ В ТАТАРСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Известно, что в сказках присутствует противопоставление сил света и тьмы, добра и зла. В них отражаются взгляды человека, его моральные и художественные представления. В татарских народных волшебных сказках моральные нормы воплощены конкретнее, чем в сказках о животных. Сюжеты этих сказок соединяются на основе тематического сходства. В них фигурируют герои одного типа, что и придает каждой сказке художественную цельность и законченность. Значительное место занимают сказки, в центре

10.01.00 Литературоведение

45

которых - темы верности в дружбе, находчивости, отношения с взрослыми. В сказках нигде не упоминается ни о рождении героя, ни о его воспитании. Художественно цельный образ любого персонажа волшебной сказки складывается из описания различных его поступков и действий, поведения в разных ситуациях, во взаимоотношениях с другими персонажами.

Герои татарской волшебной сказки многообразны и многочисленны. Одни из них фантастичны и чудесны, другие живут земной жизнью и преодолевают реальные трудности. Как правило, герои сказок воспитанны, с детства наделены смелостью, красотой, упорством, честностью и другими физическими и моральными качествами. Эти качества присущи положительному герою. Его можно назвать героем-идеалом.

В роли героя-идеала обычно выступает младший сын или младший брат. В сказках он, как правило, описывается всесторонне положительным, предприимчивым смельчаком, который, пройдя через все испытания, в конце сказки обретает счастье. Например, в сказках «Тан батыр» («Тан батыр»), «Золотое яблоко» («Алтын алма»), «Злом на добро» («Яхшылыкка явызлык») мы видим яркие образы младшего брата, обижаемого завистливыми и коварными старшими братьями, но в финале оказавшегося на голову выше их и ставшего победителем.

В волшебных сказках воплощена также вера в справедливого падишаха. Патшой может быть только милосердный, справедливый человек, понимающий нужды простого народа. Народ издревле верил, что только при справедливом правителе он будет жить в счастье и изобилии. Эта вера проявляется в сказках «Мужик и царь» («Мужик белэн патша»), «Три голубя» («9ч кугэрчен»). В сказке «Золотая рыбка» («Алтын балык») мы видим, как народ сажает на трон деятельного и предприимчивого юношу из бедняков. Там так и говорится: «Затем народ избрал юношу царем. Став патшой, юноша убрал визирей, от которых много претерпел, назначил на их место хороших визирей и родителей забрал к себе» [10, с. 261].

Но к патше у народа двоякое отношение. Грозного, жадного, измывающегося над бедняками он ненавидит, всячески высмеивает. Например, в сказке «Золотая птица» («Алтын кош») алчный царь по совету коварного визиря то и дело посылает героя за чем-нибудь экзотическим. Юноша, к удивлению, достает все, что просит царь, а в конце сказки, высмеяв скупого правителя, выходит победителем [Там же, с. 307-321]. Таким образом, в этих сказках в достаточной степени отчетливо отражается идея социальной справедливости.

М. Х. Бакиров выделяет еще один идеализируемый образ - это падчерица или пасынок ^ги кыз, Yги ул). Уважительное к ним отношение объяснялось тяжелым положением неродного ребенка в семье. Особенно тяжело приходилось девочке, поскольку ее воспринимали как «лишний рот» [2, с. 133]. От притеснения мачехи героя защищали животные, птицы, рыбы. Мачеха же в сказках всегда характеризуется только отрицательно. Сказки «Падчерица» (<^ги кыз»), «Золотая птица» («Алтын кош»), «Мачеха и юноша» (<^ги ана белэн яшь егет») - яркое тому подтверждение. В этих сказках сироты благодаря таким качествам, как трудолюбие, справедливость и человечность, обретают в конечном счете достаток и счастье.

Мировоззренческое содержание волшебных сказок выражается в том, что в них отражаются характерные для традиционного общества представления о мироздании, морально-нравственные, эстетические и религиозные ценности, выражающие потребности человека в духовной опоре. Б. Кербелите считает, что наличие в архаических сюжетах запретов, предостережений и сюжетов «свидетельствует о том, что основу сказок составляют элементарные сюжеты, в которых совершенно отчетливо выражены правила поведения человека при столкновении с чужими или своими, выступающими в роли антипода» [5, с. 108]. Сказки всех народов составляют такие элементарные сюжеты, более или менее сложные, комбинации которых и образуют целостные произведения.

В волшебных сказках ставится проблема нравственности. Перед героями встает мотив «выбора пути», обнаруживается «необходимость выбора между жизнью - смертью», «выбор дороги - это выбор жизненного пути» [1, с. 14].

И. Г. Закирова, исследуя проблему мотива «написанной» судьбы в тюркском фольклоре, пишет: «У татар бытовали поверья, что судьба запечатлена или написана на лбу каждого человека, поэтому появилось выражение: предначертанное на лбу даже потом не смоется...» [3, с. 18]. Человек сам вершит судьбу, поступками определяет свое будущее. По канонам ислама, судьба человека зависит от него самого [4, с. 52]. Например, герои татарских народных волшебных сказок (Тан батыр (Тан батыр), Турай батыр, Дутан батыр) достигают многого с помощью силы, мудрости, доброты и честности. Каждый человек хорошо знает, что размышления, раздумья прибавляют умения и мудрости во много раз больше, чем физическая сила или даже понимание сказанного кем-то.

В татарских волшебных сказках выбор героя всегда оправдан и способствует развитию сюжета. Мотив выбора встречается в самом начале сказки, в завязке. Выбор героем своей судьбы и уход из дома способствуют дальнейшему развитию сюжета. Самое интересное в том, что герой волшебной сказки от начала до конца сюжета оказывается перед выбором. Можно выстроить такую последовательность: уход из дома (выбор судьбы), выбор коня или спутника, выбор дороги, выбор одного из поставленных дивом условий, выбор невесты.

В татарских волшебных сказках присутствует фабула моральных норм и общения. Они учат упорству, умению ставить цели и достигать их. В татарской народной волшебной сказке «Незнай» Мухаметгали (Мехэммэтга-ли) - мудрец, образ жизни, мысли и действия которого непонятны окружающим. Этот образ можно сравнить с героем из русской народной сказки - Иваном-дураком. В. Я. Пропп так охарактеризовал образ Ивана-дурака: «Иное явление представляет собой Иван-дурак - герой волшебных сказок. Он дурак только поначалу: он сидит на печи, "в саже и соплях запатрался", и все над ним смеются. Но именно этот-то дурак впоследствии

46

ISSN 1997-2911. № б (71 ) 2017. Ч. 3

оказывается умнее своих братьев и совершает различные сказочно-героические подвиги. В этом есть своя философия. В герое волшебных сказок есть самое важное: душевная красота и моральная сила» [6, с. 90] Раскрытие идеальной сущности героя связано с выполнением завещания отца. Так, например, в сказке «Незнай» сыновья должны отдежурить ночь у отца на могиле. Старшие сыновья не выполняют просьбу. Завещание отца выполняет только младший из братьев. «Умные» братья не сочли это обязательным. Для Мухаметгали сыновний долг перед памятью отца - превыше всего. В награду за то, что он один исполнил завет, получает хвосты диковинных серых, белых, черных коней. Отношение братьев к Мухаметгали выражено в словах, сказанных ему в тот момент, когда он собрался ехать в город: «Всеравно из него ничего путного не выйдет» [9, б. 38].

Способность героев прислушиваться также свидетельствует о соблюдении ими моральных норм. Во всех сказках есть персонаж, который помогает герою сохранить свою нравственную ценность. Образы, которые встречаются на пути героев, - старики (карт, аксакал («Кетуче малай»)), белый волк («Ак бYре»), птица (сэмругъ кош («Камыр батыр»)). Они выражают мудрость, к которой сказка зовёт прислушаться. Ценность отношения к мудрости показана через становление принципов героев. Например, старик всегда появляется в тот момент, когда герой находится в тяжелом положении, из которого его может спасти только раздумье или совет. Но так как герой с этими проблемами не может справиться сам, знания приходят посредством помощи старика. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает об опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы победить врага - дива (дию), адждаха (аждаха), змей (елан) [Там же, б. 303].

В сказке «Мальчик пастух» («Кетуче малай») мальчик поехал с отцом покупать лошадь. На пути им встречается старик (карт), который советует им заплатить «большие» деньги и купить «худую, негодную» лошадь. Послушались мудрого старика и купили эту лошадку, но она впоследствии становится «такая сильная, крепкая и красивая» [Там же, б. 46-54]. Мы хорошо знаем, что большего успеха достигают люди, которые умеют найти новое направление действий. Они идут не по той дороге, по которой идет народ, а движутся, прислушиваясь к своей интуиции.

Такие моральные качества, как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и отношение к другим людям, народу, трудолюбие, присутствуют в характере героя. В сказках речь идет об идеях и чувствах, свойственных природе народа в целом в течение всего времени его существования.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что нравственное воспитание возможно через татарские народные сказки, так как моральные нормы изначально заложены в их сюжетах. Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные. Любое общение требует от человека умения исполнять установленные правила поведения, которые обусловливаются нормами морали.

Список источников

1. Андрюшкит М. В. Проблема нравственного выбора в фольклоре и в теории нравственности: философско-психологический анализ чувашских сказок: автореф. дисс. ... к. филос. н. Чебоксары, 1999. 24 с.

2. Бикиров М. Х. Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012. 400 с.

3. Зикировп И. Г. Мотив «написанной» судьбы в тюркском фольклоре // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп, 2010. Вып. 4. С. 17-20.

4. Зикировп И. Г. Народное творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы: автореф. дисс. ... д. филол. н. Казань, 2011. 66 с.

5. Кербелите Б. П. Историческое развитие структур и семантики сказок. Вильнюс: Вага, 1991. 381 с.

6. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 183 с.

7. CKa3Ka KaK cредcтво воcпитaния нрaвcтвенноcти [Электронный ресурс]. URL: http://diplomba.ru/work/103198 (дата обращения: 09.01.2017).

8. Тaтaр х&лык и^ты: Экиятлэр (беренче китап) / тез. Х. Х. Гатина, Х. Х. Ярми. Казань: Татар. кит. нэшр., 1977. 407 б.

9. Тaтaр х&лык и^ты: Экиятлэр (икенче китап) / тез. Х. Х. Гатина, Х. Х. Ярми. Казань: Татар. кит. нэшр., 1978. 447 б.

10. Тaтaрcкое тародное творчеcтво: в 14-ти т. Казань: Раннур, 1999. Т. 1. Сказки о животных. Волшебные сказки. 351 с.

11. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с англ. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.

REPRESENTATION OF MORAL NORMS IN THE TATAR FAIRY TALES

Yakhshisarova Gul'nara Rashitovna

G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Tatarstan Academy of Sciences, Kazan

gulka13.02@mail. ru

The article examines the specificity of realization of moral norms in the Tatar fairy tales. The study has revealed that in the fairy tale a moral norm gives rise to the richness of themes and variety of situations in which personality's moral qualities are manifested. In fairy tales there is no general reasoning about it, but there are specific situations according to which characters perform moral deeds.

Key words and phrases: fairy tale; education; morality; moral norms; heroes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.