Научная статья на тему 'Психологические особенности детских рассказов Ибрагима Нуруллина'

Психологические особенности детских рассказов Ибрагима Нуруллина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИБРАГИМ НУРУЛЛИН / ДЕТСКИЕ РАССКАЗЫ / ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ / СОЦРЕАЛИЗМ / TATAR LITERATURE / IBRAGIM NURULLIN / CHILDREN'S STORIES / PSYCHOLOGY OF CHILDREN / SOCIALIST REALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимерова Ландыш Муллануровна

Статья посвящена рассмотрению детских рассказов Ибрагима Нуруллина, в которых прозаик раскрывает психологию детей, в то же время незаметно для читателя внушает воспитательные принципы, демонстрирует образцы поведения детей в той или иной ситуации. Установлено, с помощью каких художественных средств и приемов прозаик раскрывает психологию ребенка, особенности детских характеров. В результате анализа автор приходит к выводу, что детские рассказы И. Нуруллина являются примером и для нынешних поколений писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF IBRAGIM NURULLIN’S CHILDREN''S STORIES

The article is devoted to the study of children’s stories by Ibragim Nurullin where the prose writer reveals the psychology of children, and at the same time imperceptibly for readers inspires them with the educational principles, and demonstrates the patterns of children’s behaviour in this or that situation. It is ascertained with the help of which artistic means and techniques the writer discloses the psychology of the child, and the peculiarities of children’s characters. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that children’s stories by I. Nurullin are an example for present generations of writers as well.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детских рассказов Ибрагима Нуруллина»

Тимерова Ландыш Муллануровна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ РАССКАЗОВ ИБРАГИМА НУРУЛЛИНА

Статья посвящена рассмотрению детских рассказов Ибрагима Нуруллина, в которых прозаик раскрывает психологию детей, в то же время незаметно для читателя внушает воспитательные принципы, демонстрирует образцы поведения детей в той или иной ситуации. Установлено, с помощью каких художественных средств и приемов прозаик раскрывает психологию ребенка, особенности детских характеров. В результате анализа автор приходит к выводу, что детские рассказы И. Нуруллина являются примером и для нынешних поколений писателей.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-3/10.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 42-44. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

THE PECULIARITIES OF I. A. GONCHAROV'S INDIVIDUAL MYTHOLOGY IN THE ESSAYS "IVAN SAVICH PODZHABRIN"

Retsov Vasilii Vyacheslavovich

General Secondary School № 1 of the Aksay District, Aksay goustking@yandex. ru

In the article during the analysis of the circumstances of publication, criticism and scientific comprehension of I. A. Goncharov's essays "Ivan Savich Podzhabrin" the issue of creating an individual mythology on the basis of the creative synthesis of the traditions of Russian and world literature and trends connected with naturalism by a young romanticist writer is studied. The special role here belongs to the archetypal figurativeness ("fire"), which is correlated with the creativity by Goncharov, as well as to the ancient and biblical myths, revealing the importance of the image of the artist and his ideal. Already in the early work of the writer the selectivity and at the same time the breadth of the literary context of images, the reinterpretation of the traditional, often in the form of travesty which are typical for him can be seen. All these expanded the genre frames of the essays, which appeared to be figurative, plot and prosodic precedence of the writer's mature novels.

Key words and phrases: I. Goncharov; essays; mythology; romanticism; image of narrator; physiologism; synthesis of traditions; the archetypic; irony.

УДК 82.512.145

Статья посвящена рассмотрению детских рассказов Ибрагима Нуруллина, в которых прозаик раскрывает психологию детей, в то же время незаметно для читателя внушает воспитательные принципы, демонстрирует образцы поведения детей в той или иной ситуации. Установлено, с помощью каких художественных средств и приемов прозаик раскрывает психологию ребенка, особенности детских характеров. В результате анализа автор приходит к выводу, что детские рассказы И. Нуруллина являются примером и для нынешних поколений писателей.

Ключевые слова и фразы: татарская литература; Ибрагим Нуруллин; детские рассказы; психология детей; соцреализм.

Тимерова Ландыш Муллануровна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань ZMLand@mail. гы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ РАССКАЗОВ ИБРАГИМА НУРУЛЛИНА

Первые произведения Ибрагима Нуруллина написаны и опубликованы в годы его учёбы в Казанском университете. У него есть рассказы для детей, произведения юмористического и сатирического характера, драмы, а также цикл историко-биографических рассказов, которые написаны на основе документов, относящихся к жизни и творчеству Тукая.

Автор статьи раскрывает основную сущность детских произведений И. Нуруллина. Она заключается в отсутствии прямолинейных нравоучений и умении организовать воспитательный процесс в рамках увлекательного сюжетного развертывания, захватывающего внимание юного читателя. Нынешнее поколение почти не знакомо с небольшим, но очень богатым и интересным даже современным маленьким читателям литературным наследием. Произведения И. Нуруллина как бы затерялись, остались в тени творчества талантливых писателей того времени. Нельзя сказать, что о его творчестве не писали. 30 апреля 1946 года в секции прозы И. Нуруллин знакомит читательскую аудиторию со своими рассказами. Атилла Расих, Гаврила Беляев, Фатих Хусни высоко оценивают его произведения. Отмечают, что он не поддаётся влиянию других писателей и у него есть свой голос [1]. Среди положительных откликов имеется и отрицательная оценка, в которой указывается на «подавленное настроение» автора в его произведениях [3, б. 151]. Однако в послевоенные годы детские рассказы И. Нуруллина ценяться с педагогической точки зрения, поскольку произведение «Эш беткэч уйнарга ярый» («После работы», 1952) занимает первое место в закрытом конкурсе, проводившемся Министерством образования. Рассмотрим детские рассказы по порядку их написания.

В рассказе «Эш беткэч уйнарга ярый» («После работы») [2, б. 43-48] речь идет о детях, чьи отцы погибли на войне. В послевоенные годы детей-сирот ожидает вдвойне сложная жизнь, выживание в условиях голода, нищеты, скорби. Им приходилось самостоятельно выполнять тяжелую взрослую работу, через слезы преодолевать тяжелые жизненные ситуации того времени. Рассказ «Эш беткэч уйнарга ярый» («После

10.01.00 Литературоведение

43

работы») был написан в знак солидарности с детьми, с целью поддержать и воспитать подрастающее поколение. Главный герой рассказа - Алмаз - мальчик, который учится в начальной школе и является единственным мужчиной в семье. Ребёнок, охваченный детскими радостями, в конце рассказа приходит к осознанию, что нужно помогать семье - матери и старшей сестре, - чувствует ответственность перед ними.

У Алмаза, увлекающейся хоккеем, клюшка хуже, чем у других, поскольку отец его не вернулся с войны и некому делать соответствующую клюшку. Но он не отчаивается и играет «принесенным летом из леса бревенчатым сучком» [2, б. 43] вместо клюшки. Мальчик, забив больше всех шайбу, приходит к себе домой счастливым и радостным. Хочет поделиться радостью со своими близкими людьми, с теми, кто дорог его сердцу. Любящий играть в хоккей мальчик, даже с плохой клюшкой умудряется играть лучше остальных, но забывает порученную ему семьей работу - почистить двор от снега. Когда готовит уроки, он натыкается на стихотворение Г. Тукая «Эш беткэч уйнарга ярый» («После работы»). Он вникает в слова, смысл стихотворения и решает все исправить. В итоге он выполняет не только порученные ему дела, но и сверх того. Автор демонстрирует, что чтение литературных произведений положительно воздействует не только на детскую психологию, но и развивает её, приводит к осознанию детьми многого, к воспитанию самого себя.

Писатель глубоко чувствует богатый внутренний мир и никем ещё не испорченный дух детей. Детские произведения И. Нуруллина раскрывают его прежде всего как педагога, знающего детскую психологию: чем они интересуются, чем дышат, о чем мечтают. Также можно отметить, что автор хорошо представляет связь между матерью и ребёнком, особенность взаимоотношений между родными ребёнка. И. Нуруллин прекрасно понимает, что художники слова должны ощущать человеческие переживания: «Чтобы быть настоящим писателем, нужно уметь видеть внутренний мир личности. Образы в произведениях, как и живые люди, должны сами двигаться, их нельзя подтягивать по-всякому. Я начал лучше чувствовать фальшь в своем творчестве... Значит, мое сердце становится все более чувствительным» [3, б. 152].

Следующий рассказ И. Нуруллина «Белем ачкычы» («Ключ к знаниям», 1953) [2, б. 49-55] написан с целью воспитания и обучения детей. Произведение состоит из трёх разделов. Главный герой - Рустем, ученик школы. По мнению мальчика, грамматика - это ненужный, неинтересный предмет, поэтому его и не тревожит полученная «двойка» в конце четверти. Он любит физику, хочет стать инженером. С другом Булатом они проводят много времени рядом с братом Мидхатом, который работает электромонтером. Мидхат, заметив интересы мальчиков, советует им записаться в кружок радио. Отец Рустема - Шакир -соглашается с этой идеей, но его мать Халида ругает сына за то, что он вместо выполнения домашнего задания увлекается ненужными вещами. Но в результате и она даёт свое согласие.

Булата берут в кружок, но Рустема из-за «двойки» по грамматике не принимают. Последнее событие огорчило Рустема, и, заметив это, его папа рассказывает забавную историю, которая случилась с ним. После услышанного Рустем меняется в лучшую сторону и приходит к выводу, что грамматика - это и есть ключ к знаниям. Ставит перед собой цель - научиться писать без ошибок и только тогда записаться в кружок заново.

Рассказ «Суфия геле» («Цветок Суфии», 1954) [Там же, б. 56-63] И. Нуруллина тоже написан для детей. В этом рассказе главная героиня - Суфия. Девочка учится в школе, с любовью и удовольствием ухаживает за цветком - фикусом. Однажды девочки решают украсить школу цветами, и для этого они договариваются принести из дома разные цветы в горшочках. Суфия вынуждена была отнести в школу свой любимый и единственный фикус. Так как семья девочки живет в маленькой комнате, отношение к цветку со стороны её братьев было негативное. Братья Суфии все время жалуются на этот фикус, убирают его подальше от стола -то на пол, то под кровать. Автор через образ маленькой девочки поднимает важную проблему. В послевоенные годы детям-сиротам приходилось очень тяжело. Они познали безотцовщину, обездоленность, тесноту, были вынуждены жить в подобных условиях. Однако девочка, лишенная всего, несмотря на обездоленность, сохраняет внутреннюю чистоту и доброту, свойственную ребенку: расстается с единственным, что у нее было, не жалеет отнести фикус в школу.

Как следует из содержания рассказа, отец Суфии погиб на войне, мать работает на фабрике. Теснота в доме, плохие условия быта очень раздражают и детей в семье. Вот однажды старший брат Суфии не выдержал и говорит матери: «Пятнадцать лет работаешь в этой меховой, все еще не можешь получить одну квартиру. Семьям, чьи родные погибли на войне, должны дать в первую очередь» [Там же, б. 57]. Ответ матери: «Настанет время. Есть люди более нуждающиеся» [Там же]. Так внушаются детям идеи гуманизма, это является одним шагом в воспитании в них таких качеств, как человечность, доброта и снисходительность. Такую позицию автора можно оценить как одну из знаковых примет социалистического реализма.

В рассказе «Цветок Суфии» остро поставлена проблема социального неравенства в послевоенные годы. Схожие эпизоды характерны и для других произведений И. Нуруллина. Автор переживает, что вернувшиеся с войны или вообще не участвовавшие в ней люди занимают высокие должности, управляют заводами и фабриками, а их дети вырастают упрямыми, высокомерными, чванливыми, ощущающими свое превосходство над детьми, чьи отцы погибли на войне.

В центре событий рассказа «И^ат очкыны» («Искра творчества», 1954) [Там же, б. 64-69] - игра детей. Главный герой - маленький мальчик Ильдар. У него есть старший брат Марсель, который учится в шестом классе. Марсель мечтает ходить в школьный кружок физики, но так как он пока не достиг положенного возраста, его туда не берут. В рассказе посредством показа череды событий раскрываются чувства, состояние и внутренний мир Марселя. Он старается показать себя умным и взрослым парнем, который все

может. Марсель своими руками делает устройство, механизм, с которым можно провести опыт, доказывающий третий закон Ньютона. Пользуясь тем, что дома нет взрослых, с помощью пробирки он делает «пушку» и стреляет из неё. Но внезапное появление бабушки, привело к тому, что Ильдар, сам того не желая, сознался во всем. Бабушка, естественно, ругает старшего мальчика, грозится рассказать все отцу.

Семья мальчиков, по мнению автора, - идеальная семья того времени. Отец детей - писатель, издает книги, мать работает на фабрике, они живут, помогая друг другу. Отец с пониманием относится к желаниям мальчика, он помогает Марселю создать новое устройство для представления в школе.

В конце рассказа через тонкий юмор видим особенности детской психологии. Например, так как Ильдар плачем не добивается желаемого результата, то он говорит брату: «Марсель... Принеси домой, когда учитель устанет с ним играть» [Там же, б. 69]. И эта фраза заставляет читателя улыбаться. Автор глубоко понимает детскую психологию и жизненно изображает поведение детей разных возрастов. Через слова, поступки маленького героя можно уловить авторскую идею: в идеальной семье все должны быть солидарны друг с другом, и дети должны развиваться на таких примерах.

Очевидно, что И. Нуруллин умело сочетает жизненные ситуации, психологию персонажей, соблюдая правила социалистического реализма. Его педагогические способности, знание тонкостей детской психологии, умение их воспитать нашли отражение в его детских рассказах. Через неповторимые образы и персонажи, созданные прозаиком с использованием различных художественных средств, особенностей языка, автор не навязывает своих мыслей, а воспитывает личным примером.

Список источников

1. Ибраhим Нуруллин: истэлеклэр / тез. Р. М. Нуруллина. Казан: Тат. кит. нэшр., 2008. 136 б.

2. Нуруллин И. Аньщ йолдызы: хикэялэр, пьесалар. Казан: Тат. кит. нэшр., 1973. 239 б.

3. Нуруллина Р. Томаннарга еллар кумелде // Казан утлары. 2003. № 5. Б. 150-152.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF IBRAGIM NURULLIN'S CHILDREN'S STORIES

Timerova Landysh Mullanurovna

Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan ZMLand@mail. ru

The article is devoted to the study of children's stories by Ibragim NuruUin where the prose writer reveals the psychology of children, and at the same time imperceptibly for readers inspires them with the educational principles, and demonstrates the patterns of children's behaviour in this or that situation. It is ascertained with the help of which artistic means and techniques the writer discloses the psychology of the child, and the peculiarities of children's characters. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that children's stories by I. Nurullin are an example for present generations of writers as well.

Key words and phrases: Tatar literature; Ibragim Nurullin; children's stories; psychology of children; socialist realism.

УДК 8; 398.21:82-34

В статье рассматривается специфика воплощения моральных норм в татарских волшебных сказках. В ходе исследования было выявлено, что в волшебных сказках моральная норма порождает богатство тематики и разнообразие ситуаций, в которых проявляются нравственные качества личности. В сказках нет общих рассуждений об этом, а есть конкретные ситуации, с учетом которых герои совершают нравственные деяния.

Ключевые слова и фразы: волшебная сказка; воспитание; нравственность; моральные нормы; герои. Яхшисарова Гульнара Рашитовна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань gы[email protected]

ОТРАЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ В ТАТАРСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Известно, что в сказках присутствует противопоставление сил света и тьмы, добра и зла. В них отражаются взгляды человека, его моральные и художественные представления. В татарских народных волшебных сказках моральные нормы воплощены конкретнее, чем в сказках о животных. Сюжеты этих сказок соединяются на основе тематического сходства. В них фигурируют герои одного типа, что и придает каждой сказке художественную цельность и законченность. Значительное место занимают сказки, в центре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.