Научная статья на тему 'Нравственное становление специалистов в системе профессиональной подготовки'

Нравственное становление специалистов в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / СТАНОВЛЕНИЕ / MORAL STANDARDS / FORMATION OF MORAL STANDARDS / CODE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / FORMATION OF A FUTURE TEACHER / FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Россиина Нина Сергеевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической деятельности в сфере профессионального обучения -формированию будущего педагога в контексте теоретических и прикладных представлений о кодексах нормативного поведения профессионала. Автором изложен опыт организации учебной деятельности по изучению и восприятию нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Formation of Experts in a Vocational Training System

The article is devoted to one of the most urgent problems of the pedagogical activity in the sphere of vocational training the necessity of formation of a future teacher on the basis of familiarizing with the system of moral standards codes of the professional activity. The author describes the experience of forming educational activity of studying and perceiving moral standards regulating professional activity.

Текст научной работы на тему «Нравственное становление специалистов в системе профессиональной подготовки»

УДК 377

Н. С. Россиина

Нравственное становление специалистов в системе профессиональной подготовки

Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической деятельности в сфере профессионального обучения -формированию будущего педагога в контексте теоретических и прикладных представлений о кодексах нормативного поведения профессионала. Автором изложен опыт организации учебной деятельности по изучению и восприятию нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность.

Ключевые слова: нравственные нормы, формирование нравственных норм, кодекс профессиональной деятельности, формирование будущего педагога, становление.

N. S. Rossiina

Moral Formation of Experts in a Vocational Training System

The article is devoted to one of the most urgent problems of the pedagogical activity in the sphere of vocational training - the necessity of formation of a future teacher on the basis of familiarizing with the system of moral standards codes of the professional activity. The author describes the experience of forming educational activity of studying and perceiving moral standards regulating professional activity.

Key words: moral standards, formation of moral standards, code of professional activity, formation of a future teacher, formation.

Развитость социально-экономических основ любой страны в огромной мере зависит от уровня образованности граждан, поэтому проблема становления и всестороннего совершенствования каждого человека является целью всего общества. Особенно это важно в сфере профессиональной деятельности, которая определяется как «постоянно оплачиваемое занятие в определенной сфере на основании обладания необходимыми знаниями, пониманием дела и умениями» [4, с. 383].

Профессиональная деятельность, как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы», предполагает необходимость обоснования возможности человека ее обеспечивать [4, с. 377]. Она возможна на основе совокупности знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющих выполнять необходимые операции, работы, предоставлять услуги.

Профессиональное обучение в рамках общеобразовательных предметов, курсов специальности и специализации обеспечивает наличие совокупности потенциальных и реальных условий для ее осуществления.

Кроме того, в процессе обучения обязательно формирование таких качеств, которые позволили бы профессионалу реализовывать свою деятельность в рамках требований, предъявляемых к личности человека и обеспечивающих установленное поведение в социуме. Они могут быть рассмотрены как нормы поведения при осуществлении любого вида деятельности, ведь всесторонне охарактеризованная и логично определенная работа не только не увеличивает рисков, но даже их нивелирует или упраздняет.

Профессиональная деятельность является следствием общественного разделения труда, поэтому целесообразно определение уровня качества предлагаемой для обмена, продажи продукции, работ, услуг с целью обеспечения возможности реализации равноценного обмена.

Своды правил организации деятельности в определенной сфере (кодексы) появляются в условиях жизнедеятельности общества в различных условиях и определяют границы возможных условий, допусков, требований по организации деятельности в конкретной области.

Кодекс - совокупность правил, норм, убеждений, которая может видоизмениться в единый законодательный акт, систематизирующий ка-

© Россиина Н. С., 2010

кую либо область права и пересматривающий ранее действующий порядок регулирования.

Развитие социально-экономических отношений поступательно обосновывало повышение значимости сводов-кодексов как в экономическом, так и в социальном отношении, поскольку это обеспечивало некую предсказуемость поведения комитента в рамках повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Однако попытки создания всеобъемлющих сводов правил применительно ко всем жизненным обстоятельствам и историческим условиям не увенчались успехом. Причина трудности в оформлении сводов нормативных правил, обеспечивающих все сферы жизнедеятельности, заключается в том, что для конкретного индивидуума сформулированные требования, нормы поведения и жизнедеятельности почти никогда не носили роли личной, безусловной необходимости, обусловленной внутренним позывом и обеспеченным внутренним потенциалом долженствования.

Сложности в реализации внешних (а, иногда, и внутренних) норм, часто связаны с тем, что личность, следующая путем соблюдения требований, вынуждена существенно ограничивать свои потребности, что в ряде случаев является причиной неприятия формулируемых кодексами требований. Поэтому направление реализации усилий видится в исследовании, обобщении, характеристике, формулировании системы общечеловеческих ценностей, постепенном, посту-пенчатом приобщении к ней каждого проходящего обучение.

Процесс приобщения к нравственным нормам поведения в быту и в сфере профессиональной деятельности обеспечивается и внешними усло-

Уровни развития

виями, и внутренним, заложенным от рождения потенциалом.

«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас» - эти слова Иммануила Канта, произнесенные им более 200 лет назад, акцентируют внимание на то, что каждый человек при рождении обеспечен внутренней совокупностью норм, правил нравственного характера (своеобразное зернышко), который может вырасти и принести плод, а может остаться нереализованным [3, с. 35]. Этот потенциал, по мнению многих исследователей, философов, богословов имеет Божественное происхождение и включает в себя основополагающие нормы жизни, а нереализованность объясняется необходимостью больших трудов по достижению предоставленных возможностей.

Приобщение к нравственным нормам профессионального поведения будущего специалиста в ходе обучения соотносится с характеристикой возможности поступательного развития личности и ее нравственного потенциала, которая возможна на основе исследования вектора его динамики нравственных выборов, их направленности. Значимым является и наличие ответственности за них и осознанности вариативности развития событий с учетом возможности преодоления негативных последствий. В зависимости от уровня развития чувства ответственности за совершаемые выборы, поступки можно охарактеризовать человека как личность, находящуюся на различных ступенях взрослости. Представляется возможным предложить следующую характеристику поэтапного развития взрослеющего человека (табл. 1).

Таблица 1

личности обучающегося

Уровни взрослости Свидетельство о достижении уровня

1. Осознанное появление знания о необходимости наличия определенных качеств у себя, обеспечивающих реализацию каких-либо задач, достижение целей 1. Человек характеризует, формулирует сущностные понятия, принципы и осознает значимость не формального декларирования, а наличия конкретного качества у себя и других

2. Формирование способности интерпретировать ситуацию, определять вектор развития событий 2. Человек характеризует собственные поступки и поступки других, обеспеченные (или не обеспеченные) этим качеством, приводит конкретные факты из жизни, когда недостаточность (отсутствие) этой черты (качества) привели к негативным последствиям

3. Стремление к овладению, приобщению к качеству (качествам) характера, обеспечивающему реализацию каких-либо целей, решение задач 3. Попытки самостоятельного совершения поступков, свидетельствующих о реализации стремления действовать в практических ситуациях

4. Анализ и синтез 4. Исследование результатов совершения собственных поступков (причем, ситуации не в целом, а осознание част-

ных и единичных составляющих любого поступка, степени его влияния на различных людей, группы людей, обоснование взаимосвязи поступком и его последствиями на разных уровнях)

5. Оценка результата (нелециприятная, исключающая самооправдание) 5. Выявление положительной и негативной составляющих результата по итогам совершения поступка

6. Принятие на себя ответственности за результат 6. Преодоление негативных последствий и формирование осторожного поведения по отношению к другим людям

7. Осознание значимости постоянной работы над собой с целью приобщения в высшим ценностям 7. Формирование компетенции ответственного (за себя и даже других) социального и профессионального поведения

Предложенная характеристика достигнутого уровня взрослости личности предлагалась студентам III и IV курсов специальности «Профессиональное обучение» для самооценки при проведении занятий по курсу «Методика профессионального обучения». По признанию студентов большинство из них не задумывается о социальных последствиях совершаемых поступков, тем более о значимости оценки и адекватного анализа их в рамках будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо, чтобы нормы поведения и ответственность за совершаемые поступки были восприняты человеком как оптимально соответствующие личным ценностным установкам, обоснованы внутренними побуждениями. Только в этом случае их соблюдение и реализация ответственного поведения становится личной задачей человека.

Изучение истории возникновения сводов поведения человека, принципов организации жизнедеятельности (профессиональной деятельности) в прошлом и в современных условиях позволяет обучающимся сформировать собственную позицию по отношению к ним и содействует появлению способности к соотнесению, анализу и, даже к постепенному приобщению.

В ходе обучения будущих педагогов (специальность «Профессиональное обучение») акцентируется внимание на том, что кодексы профессиональной деятельности появились в развитии сводов нравственного нормативного поведения человека. Уже в древности понимание значимости для общества сферы профессиональной деятельности привело к тому, что одновременно с нормами поведения личности предлагались нормы поведения в рамках собственной профессиональной деятельности. Примером такого рода кодекса могут служить библейские «законы Моисеевы», целью которых было обусловить границы такого поведения человека, которые обеспечили бы выживание человечества в целом и каждого индивида. Ветхий Завет содержит многочисленные характеристики поведения че-

ловека практически во всех сферах его бытия даже в области нравственных взаимоотношений. Например, в нем содержится запрет на предоставление денег «в рост», который человечество не смогло ни воспринять, ни реализовать. Перечень заповедей, сформулированный с целью определения безопасного для человечества в целом порядка поведения и общения, оказался трудным не только для использования, но и для восприятия.

Неспособность человечества в целом воспринять свод заповедей как универсальную основу, привела к увеличению рисков, вызовов, с одной стороны, и к необходимости постоянного формулирования требований по организации деятельности в сферах узких профессиональных отношений с другой. Характеристика системы моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации в современных условиях зачастую жизненно необходима в силу возможности минимизации опасности для него самого, окружающих, а иногда и всего сообщества людей. В ходе лекционного изложения учебного материала обращается внимание на то, что появляются новые сферы жизнедеятельности, требующие дополнительного осмысления и оценки возможностей их безопасного осуществления. Поэтому, основная задача науки, по мнению Карла Поппера, заключается в поиске правильных теорий [3, 14]. Применительно к характеризуемой проблеме это значит, что необходима постоянная возобновляемая работа по обоснованию и формулированию положений, требований, оценок, характеристик норм, обеспечивающих безопасность конкретных сфер деятельности и описанию путей приобщения к ним будущих профессионалов.

Общие принципы, обеспечивающие профессиональную деятельность, и характеризуемые в рамках изучения предмета «Методика профессионального обучения», базируются на общечеловеческих нравственных нормах и предполагают:

а) профессиональную солидарность (не корпоративность);

б) конкретное профессиональное понимание долга, порядочности, чести;

в) специфичную форму ответственности, обусловленную предметом, родом деятельности.

В ходе освоения предмета обосновывается, что кодексы целесообразны для всех видов профессиональной деятельности, однако, безусловно, необходимы в тех сферах, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества (педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого) [5].

Специфические особенности профессиональной деятельности, которая направлена непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе обосновывают появление профессиональных нравственных норм, рассматриваемых как основы, начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности. Сущностные характеристики этих норм соотносятся с оценкой их функций. Перечень этих функций (регулятивная, цен-ностно-ориентирующая, гносеологическая, воспитательная, оценочная) и их общая характеристика представлены в работах Разина А.В. [1]. Представляется необходимым акцентировать внимание на необходимость некоторого уточнения для реализации в рамках профессионального обучения.

Например, реализация регулятивной функции может быть обеспечена совокупностью традиционных норм нравственного поведения, с учетом появления новых сфер деятельности, производства новой продукции, оказания услуг, выполнения работ и возникновения отношений в рамках существующей социально-экономической системы.

Система норм нравственного поведения в сфере профессиональной деятельности обеспечивает специалиста способностью на основе ценностно-смысловых ориентиров охарактеризовать, обобщить информацию, мотивированно формулировать собственное мнение о событиях, фактах, и принять управленческое решение в пределах должностной ответственности.

Проявление ценностно-ориентирующей

функции позволяет на основе профессиональных нравственных норм сориентировать человека в мире окружающих его ценностей, выработать

систему предпочтений одних ценностей другим, позволяет сформулировать принципы нравственной оценки линии поведения.

Уточнение характеристики функциональной оценки норм нравственного поведения обеспечивает возможность осмысления процессов приобщения к ним будущих профессионалов в процессе их обучения.

Педагогическая деятельность, основывается на соблюдении нравственных норм регулирующих безусловность:

- уважения личности обучающегося (с учетом требовательности к нему и его работе);

- соблюдения принципов жизнедеятельности в гражданском обществе;

- поддержания авторитета педагога, педагогического коллектива.

Оценка возможности реализации перечисленных норм осуществляется при проведении занятий по исследованию степени развитости личности и подготовленности ее к практической деятельности с учетом характеристики поэтапного приобщения человека к восприятию нормативных ценностей (табл. 1).

Исследование теоретических и прикладных представлений о необходимости нормативного регулирования деятельности человека в целом и, особенно, профессиональной сферы является важной областью, обеспечивающей позитивное развитие и отдельного человека, и человечества в целом.

В рамках предметов специальности и специализации проводятся занятия, нацеленные на постепенное приобщение студентов к системе требований, являющихся не только основой для роста нравственного потенциала на протяжении периода обучения, но и ориентиром на протяжении всего пути развития будущего профессионала.

При проведении занятий по курсу «Методика профессионального обучения» студенты последовательно решают ряд проблемных задач. В самом начале обосновывается значимость нравственных норм при организации любой профессиональной деятельности. Затем проводится анализ и ранжирование различных характеристик нравственного поведения профессионала во всевозможных областях человеческой профессиональной деятельности. При составлении целесообразно в одинаковой форме отобразить нормы поведения, которые составляют историческое завоевание общества, и требования, которые общество еще не в состоянии осуществить практи-

чески, однако, их реализация надежно обеспечит развитие социума.

Студенты на основе материалов баз данных электронных информационных систем дают оценку предлагаемым кодексам профессиональной деятельности с точки зрения их достаточности и полноты. На следующем этапе работы с будущими специалистами в ходе лекций определяется значимость нормативного похода к организации профессиональной деятельности, выявляются и характеризуются все составляющие элементы модели будущего педагога-профессионала. Эта ступень является основой для обеспечения практической работы в малых группах. На основе всех материалов, добытых на протяжении исследования, макетов кодексов профессиональной деятельности в различных областях, нормативно-законодательных документов, информации, накопленной при совместном обсуждении проблемы, студенты формируют предложения по формированию кодексов профессиональной деятельности в части обеспечения нравственного поведения педагога.

Такие занятия позволяют переосмыслить выявленные понятия и категории, ранжировать их с учетом степени значимости в определенных сферах деятельности и проникнуть в сущностное содержание характеристики важнейших сторон профессиональной деятельности.

Дальнейшая работа по осмыслению, исследованию категорий в рамках обозначенной проблемы происходит в ходе проведения педагогической практики и написания курсовой работы по курсу «Методика профессионального обучения».

Библиографический список:

1. Разин А. В. Этика [Текст] : учеб. для вузов / А. В. Разин. - М. : Академический проект, 2008.

2. Словарь по этике [Текст] / под ред. И. С. Кона. - 5-е изд. - М., 2003.

3. Хрестоматия по философии [Текст]. - Киев : Выща школа, 2001.

4. Энциклопедия профессионального образования. [Текст]. - Т 2. - М. : Российская академия образования Ассоциация «Профессиональное образование», 2004. - С. 383.

5. http://www.pan-i.ruj ^есх.рхр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.