Научная статья на тему 'Таксономия целей и задач формирования будущего профессионала'

Таксономия целей и задач формирования будущего профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ / РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА / DEVELOPMENT AND PERFECTION OF THE PERSON’S SYSTEM OF MORAL VALUES / PERSON’S BECOMING / STAGES OF THE EXPERT’S BECOMING / TAXONOMY / SPIRITUAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россиина Нина Сергеевна

В статье определяется таксономия педагогических целей и задач, позволяющих обеспечить непрерывность совершенствования личности на протяжении всей профессиональной жизни, и основывающихся на логике приобщения человека к системе нравственных ценностей как начального этапа его духовного становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purposes and Problems Taxonomy in Forming the Future Expert

In the article the taxonomy of the pedagogical purposes and the problems are determined, allowing to provide a continuity of perfection of the person during all professional life, and based on logic of familiarizing the person to the system of moral values as the initial stage of his spiritual formation.

Текст научной работы на тему «Таксономия целей и задач формирования будущего профессионала»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377

Н. С. Россиина

Таксономия целей и задач формирования будущего профессионала

В статье определяется таксономия педагогических целей и задач, позволяющих обеспечить непрерывность совершенствования личности на протяжении всей профессиональной жизни, и основывающихся на логике приобщения человека к системе нравственных ценностей как начального этапа его духовного становления.

Ключевые слова: таксономия, развитие и совершенствование личности, система нравственных ценностей, духовное становление, формирование личности, этапы становления профессионала.

N. S. Rossiina

Purposes and Problems Taxonomy in Forming the Future Expert

In the article the taxonomy of the pedagogical purposes and the problems are determined, allowing to provide a continuity of perfection of the person during all professional life, and based on logic of familiarizing the person to the system of moral values as the initial stage of his spiritual formation.

Key words: taxonomy, development and perfection of the person's system of moral values, spiritual formation, person's becoming, stages of the expert's becoming.

Реалии настоящего времени все ярче высвечивают проблему значимости присвоения будущим профессионалом не только совокупности знаний, умений, навыков, что, безусловно, необходимо, но и системы норм, принципов, требований, обеспечивающих его нравственное поведение во всех сферах его последующей жизни. Формирование и развитие личности специалиста в процессе его становления - кропотливый, ответственный, долгий труд, продолжающийся на протяжении всего творческого пути и обеспечивающийся практикой «обучения через всю жизнь». Сопровождение процесса становления специалиста в процессе учебы реально и целесообразно, после учебы - во время первых трех лет - желательно и иногда возможно. Однако педагогическое сопровождение на протяжении всей жизни профессионала - представляется достаточно иллюзорным, хотя и обсуждаемым в сфере педагогических исследований. Практически единственной возможностью обеспечения поступательного развития каждого профессионала является приобретение им в самом начале его пути компетенции самоактуализации, а затем ее постоянное совершенствование. Под «компетенцией» в рамках исследования этого вопроса понимается традиционная характеристика

© Россиина Н. С., 2011

этого понятия. Компетенция (от лат. «сотре-1епйа» - принадлежность по праву) - круг вопросов, в котором конкретное лицо обладает познаниями, опытом [1]. Компетенция самоактуализации может быть определена как способность постоянной мобилизации всех своих личных возможностей, имеющегося потенциала, накопленных знаний, умений, навыков, с целью обеспечения управления процессом поступательного саморазвития, становления, профессионального и нравственного роста. Термин «самоактуализация» появился достаточно давно, еще в прошлом веке. Одним из исследователей, развивавших идею самоактуализации является Абрахам Гарольд Маслоу, занимавшийся вопросами человеческой мотивации, обеспечивающей динамику становления и развития личности [8]. Педагогическая деятельность, обеспечивающая повышение самоактуализации личности, в рамках классической теории воспитания, может быть построена лишь на основе готовности человека к процессу личного формирования и развития. Внутренне обоснование такого участия человека в своем становлении обеспечивается возможностью удовлетворения самых разнообразных потребностей. Эти потребности можно, достаточно условно,

подразделить на 3 группы: материальные, душевные и духовные. Человек, как любое живое существо нуждается в пище, жилище, сориентирован на продление рода. Осознание себя существом материальным, имеющим ряд потребностей, реализация которых обеспечивает физическое существование (продлевает его) определяет для человека необходимость трудиться в сфере определенной профессиональной деятельности, с целью получения возможности формирования доходов для обеспечения или даже упрочения своего положения.

Человек формулирует понятия, характеризует потребности, обосновывает их размеры, логику удовлетворения потребностей на основе сложившихся взглядов, системы ценностей, присвоенных им. Существуют люди, для которых материальный мир - доминирующая реальность. Для того, чтобы осознание наличия и других систем ценностей стало возможным, необходима помощь внешнего сопровождения, поскольку понимание причины разногласия человека с самим собой и окружающей средой далеко не всегда осознается человеком как следствие его присутствия только в мире материальных ценностей. Помощь педагога заключается в оценке материальных потребностей через призму целесообразных размеров, мотивированных логикой разумного потребления, и осознание необходимости ранжирования ценностей, обеспечивающих душевную стабильность, поступательное движение, рост «внутреннего человека».

Начало профессионального становления начинается уже в учебном заведении, где в ходе практик происходит первичное, начальное осознание себя в профессии. Этот период может быть охарактеризован как приобщение к неразвитой форме профессиональной направленности [6]. Индивид в это время оценивает себя в профессии, как человека, обеспечивающего себя, свою семью и использует профессию, как инструмент удовлетворения личных потребностей. Однако профессия -это среда жизнедеятельности, выбрав которую человек попадает в объективные условия, формирующие его. Как говорили древние: «существова-

ние становится учителем», поскольку оно, приобщая к реализации профессиональной деятельности в ходе практики, обеспечивает процесс динамичного роста. Каждая профессия предъявляет к человеку свои специфические требования к наличию ряда значимых профессиональных качеств. Понимание этого приходит уже в ходе учебной, производственной практик и продолжается затем всю жизнь. Без них невозможно профессиональное совершенствование, становление личности. Ограничение удовлетворением только материальных потребностей в рамках профессиональной деятельности не позволяет полностью адаптироваться к требованиям профессии. Особенно это касается профессий, ориентированных на работу с людьми. Формирование профессиональных нравственных качеств в сочетании с профессиональными знаниями, навыками и умениями - структурные элементы содержания процесса обучения в высших и средних учебных заведениях [6]. Таким образом, профессиональное формирование обеспечивает приобщение к системе знаний, умений, навыков, компетенций и развитие личностных качеств, обеспечивающих продуктивное присутствие в профессии.

Профессиональная деятельность, как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы», предполагает необходимость доказательного определения возможности человека ее обеспечивать [6, с. 377]. Она появляется на основе совокупности знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющих выполнять необходимые операции, работы, предоставлять услуги.

Система профессионального обучения предусматривает циклы общегуманитарных, базовых социально-экономических, общих, естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих формирование мировоззрения и жизненной позиции будущего специалиста.

Этапы становления включают в себя поступательное развитие от первичного осознания себя в профессии до мастерства (табл. 1).

Таблица1

№. п/п Этапы становления Период становления, результат Действия педагогов, руководителей, консультантов

1. Первичное осознание себя в профессии Время от выбора сферы профессиональной деятельности в школьном периоде до первой практики по специальности. Первичное приобщение к требованиям профессии к челове- Формирование системного мировоззрения, обеспечивающего становление нравственной позиции личности, ориентация на определение своей миссии в мире в целом, в

Характеристика этапов становления профессионала

ку и человека к профессии. Обоснование возможности удовлетворения материальных потребностей и в некоторых случаях - самореализации профессии в частности. Содействие в осознании целей жизни, самостоятельном формулировании задач материальной направленности, реализации внутреннего (душевного) развития и духовного становления

2. Формулирование, обоснование профессиональной и социальной позиции Период первой практики по специальности (может соотноситься с выполнением профессиональных обязанностей в рамках помощи той организации, где студент проходил практику). Осознание требований профессии к человеку и человека к профессии. Первичное приобщение к ценностному ряду профессии на основе потребности реализации поставленных задач Помощь в характеристике целей и задач, в соответствии с видением своего места в мире и конкретной сфере деятельности, в процессе конкретизации нравственных характеристик личности, обеспечивающих профессиональную деятельность, определение путей приобщения к ним и саморазвития, а также базовых основ для самоактуализации и самостановления

3. Становление профессиональной и социальной позиции Период прохождения второй практики по специальности при обучении в профессиональном учебном заведении, особенно, если студент одновременно работает по специальности (личность овладевает совокупностью исполнительских профессиональных знаний, навыков и умений, формальной реализации внешнего поведения) до появления позиции отношения к профессиональной деятельности не как к службе, а к служению Помощь в обосновании пути, временных характеристик реализации поставленных целей и задач, характеристика и самооценка, определение на основе рефлексии вектора дальнейшего целесообразного развития и становления всех составляющих. Обоснование возможности удовлетворения потребностей социальных, материальных, стабильности и дальнейшего развития

4 Развитие профессионала, на основе обоснованной собственной рефлексией вектора развития «Становление мастера своего дела» Профессиональное и социальное служение: личность приобщилась не только к узкопрофильным качествам, но и характеристикам широкого, социального плана (доброта, аккуратность, отзывчивость, чувство милосердия и т. п.) [4], характеризующим полноту внутреннего содержания человека Совместное обоснование путей дальнейшее развития человека-профессионала, возможности его социального роста (формирование гуманизма, профессионального долга, профессиональной чести, профессионального достоинства), обоснование пути духовного становления, появление ответственности за результаты профдеятельности

Ранжирование (таксономия) целей деятельности педагога-наставника, руководителя связано с необходимой помощью в обеспечении становления нравственной позиции в самом начале, обосновании личных целей и задач в рамках этой позиции, осознании значимости профессиональной деятельности в ходе становления личности, приобщения ее требованиям профессии нравствен-

ного характера, определения вектора развития человека и посильная помощь в его поддержании [7]. Если воспользоваться охарактеризованной Б. Блумом [7] таксономией педагогических целей в рамках процесса становления профессионала, то их характеристику можно представить следующим образом:

Таксономия целей становления будущего профессионала

Таблица 2

Этапы Определение Результат

Знание Приобщение к информации о ценностном мире человека-профессионала, ранжировании ценностей, ее присвоение и осознание. Соотнесение соответствующей ценности с качествами ее обеспечивающими Определять, описывать, называть, характеризовать, узнавать, воспроизводить,

Понимание Понимать значение, определять способность личного приобщения к системе профессиональных ценностей, обоснование наличия у себя качеств, обеспечивающих профессиональную деятельность Обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры, соотносить с личными возможностями

Применение Использовать информацию или концепцию в новой ситуации Выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать, готовить, следовать самому

Анализ Разделять информацию или концепции на части для лучшего понимания Сравнивать, противопоставлять, разбивать, выделять, отбирать, разграничивать, обосновывать личные возможности

Синтез Соединить идеи для создания чего-то нового Группировать, обобщать, реконструировать исследовать пути самостановления

Оценка Делать суждения относительно ценности Оценивать, критиковать, оспаривать, поддерживать, мотивировать перспективы саморазвития, обосновывать этапы, наличие и развитие личной, профессиональной ответственности

В идеальном варианте приобщение к ценностям профессиональной деятельности (особенно если говорить о ней не как о службе, а как о служении) обеспечивает рост человека как личности, становление его душевной организации, что не мешает реализации материальных потребностей.

Рефлексия обеспечивает человеку возможности личного нравственного роста. Каждый человек, наделенный определенными качествами, должен, постоянно «возрастать над собой», приобщаясь к нравственным качествам не свойственным ему, совершенствуя уже имеющиеся. Способность самоанализа позволяет человеку убедиться, что по мере взросления, происходит переоценка себя, окружающего мира и даже присвоенного ценностного ряда. Это означает, что в меру возраста должно наступать изменение человека. Однако при наличии руководителя приобщение к системе ценностей, обеспечивающих поступательное развитие «внутреннего человека» становится динамичнее и результативнее.

Формирование профессионального долга осуществляется путем выработки у обучающихся таких качеств как собранность, целеустремленность, объективность, требовательность, умение доводить начатое дело до конца, углубленно и постоянно работать над собой, а осознание его и усвоение законов и предписаний общества и превращение их в убеждения личности, личностное отношение к своему труду, самооценка, самоконтроль и самокритика профессионального поведения позволяет обеспечить действие профессиональной совести [4, с. 412]. Это возможно и реально в ходе духовно-нравственного развития.

В соответствии с традиционным толкованием понятие нравственность характеризует «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе» [1, с. 370]. В реализации профессиональной деятельности нельзя обойтись без нравственных качеств. Они могут рассматриваться не только как основа для поведения профессионала в рамках существующих общественных норм при осуществлении любого вида деятельности (ведь всесторонне охарактеризованная и логично опреде-

ленная работа не только не увеличивает рисков человеческого бытия, но даже их нивелирует или упраздняет), но и как фундамент для совершенствования Человека (как собирательного понятия).

Понятие «духовно-нравственный» являет собой сочетание, основанное на убеждении в необходимости соединить сакральное с профанным. Использование термина конкретной предметной области («духовный») в педагогической деятельности приводит к необходимости исследования конкретных способов реализации духовного становления при наличии усеченного понимания этого термина.

Возможность постепенного восхождения от позиции просто причастности до вершин духовного становления связана с постепенным, «ступенчатым» продвижением в соответствии с педагогическим принципом «от простого к сложному» в процессе формирования определенных профессионально необходимых качеств и мотивов профессиональной деятельности на основе перехода социальных и профессиональных требований в систему ценностных ориентаций и активности как неотъемлющей составляющей самой личности.

Процесс профессионального формирования осуществляется в течение всей трудовой деятельности личности.

Цель реализации процесса становления, формирования определяет, что должен знать будущий профессионал, какие умения, навыки должны быть у него на вооружении. Задачи отвечают на вопрос, как двигаться к цели с помощью педагогов, наставников, самостоятельно, под влиянием обстоятельств окружающего мира. И цель эта - Человек, сумевший на протяжении своей жизни вырасти в меру его личной возможности, определенной призванием, имеющимися талантами, миссией в мире. Поэтому ступени возрастания и труда связаны со стремлением постепенного преодоления негативных характеристик, недостойных человека, то есть нравственного становления, являющегося основой для будущего духовного роста. Возможности реализации качеств духовно-нравственного характера огромны в быту, но человек легче всего заботится о близ-

ких, а вот в практике профессиональной жизни они воплощаются труднее, поскольку платные отношения не всегда предполагают, например, проявление самоотверженности, милосердия, терпения и т. д. Кроме того, уровень наличия подобных характеристик затруднительно обозначить как у иных «мерных» категорий.

Вместе с тем, именно эти характеристики и определяют качественную полноту личности. В рамках философского и социального контекста «понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций» [1, с. 196; 12].

В ходе проведения занятий по курсу «Методика профессионального обучения» при проведении опросов было установлено: большинство студентов не задумываются о том, что необходимо формирование качеств, обеспечивающих профессиональную позицию, в широком смысле, и, в частности, сферу педагогической деятельности. Выяснилось, что понимание необходимости наличия тех или иных черт не соотносится с наличием их у себя лично, а определяется как перечень требований к другим, в частности, к обучающим их педагогам. В рамках проводимых практических занятий было проведено исследование по выявлению «качеств-ценностей» для человека и по предложению студентов их перечень составил около пятидесяти позиций. Причем, многие признавались в приватном общении, что оценка и характеристика многих из перечисленных качеств никогда ранее не обосновывались самостоятельно (внутренне) - вплоть до проведенной дискуссии и обсуждения. Впервые они задумались над значимостью этих качеств и их сущностной характеристикой лишь в процессе работы над темой «Ценностные ориентиры в жизни человека и педагога».

Большой интерес у обучающихся вызывает исследование системы взглядов наследия В. И. Вернадского по оценке ноосферы как явления планетарного и вселенского характера в кон-

тексте традиций русской духовной культуры, обосновывающие социальную и духовную ответственность человечества перед Вечностью и выработке на этой основе стратегии его выживания и развития как отдельного человека, так и социума [11].

Таким образом, путь приобщения к духовно-нравственной сокровищнице во все времена и по настоящий день начинается с осмысления сути понятий, соотнесения их с собственными установками, сращивания духовно-нравственного наследия с внутренним достоянием. Только на этой основе возникает способность подняться на новую ступень в своей внутренней личностной позиции. Это не может происходить стихийно вне помощи тех, кто уже имеет необходимый опыт в силу возраста, постоянного профессионального самосовершенствования и, самое главное, духовного развития.

Библиографический список:

1. Универсальный словарь по русскому языку [Текст]. - СПб., Издательская группа «Весь», 2009.

2. Энциклопедический словарь [Текст]. -СПб., Издательская группа «Весь», 2009.

3. Энциклопедический словарь [Текст]. -Большая Российская энциклопедия, 2009.

4. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. Т 2. - М., Российская академия образования Ассоциация «Профессиональное образование», 2004. - С. 383.

5. Философская энциклопедия [Текст]. - Государственное научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2009.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

7. Bloom, B. S., (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals.: Handbook I, cognitive domain / 1956. New York: Longman.

8. Maslow, A. The farther reaches of human nature. / 1971. New York: The Viking Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.