Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ, КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ, КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / MORALITY / SELF-CONSCIOUSNESS / WORLDVIEW / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумыков Сафарби Хажмусович

Авторы статьи изучают важнейший для будущего педагога вопрос - его нравственное саморазвитие. В статье анализируются важнейшие составляющие нравственного саморазвития будущего педагога и выдвигаются рекомендации, как для учебных заведений, так и для студентов в вопросе повышения эффективности нравственного саморазвития. Исследуются учебно-воспитательные и личностные предпосылки, необходимые для становления личности будущего педагога в морально-нравственном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кумыков Сафарби Хажмусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL SELF-EDUCATION AS A PART PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER

The Authors study the most important question for the future teacher - his moral self-development. The article analyzes the most important components of moral self-development of the future teacher and makes recommendations both for educational institutions and for students in the issue of improving the efficiency of moral self-development. The article examines the educational and personal prerequisites necessary for the formation of the personality of the future teacher in the moral aspect.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ, КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

8. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. Москва, 2014. Т. 10. № 3. С. 97-106.

9. Нацун Л.Н., Шабунова А.А. К вопросу об экономической цене инвалидности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 2. С. 160-174.

10. Пономарева Т.А. Социокультурные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья // Теория и практика общественного развития. 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-aspekty-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения 05.10.2019).

11. Россихина И.Г. Социальная инклюзия студентов как функция учреждения среднего профессионального образования: дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2010. 174 с.

12. Халиуллова А.Н. Особенности профессиональной самодетерминации студентов с ОВЗ // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний. Казань, 2015. С. 168-171.

13. Чернега А.А. Специфика социальных ресурсов: от понимания к применению // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2 (58) Т. 2. С. 157-161.

Педагогика

УДК:378

преподаватель Кумыков Сафарби Хажмусович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ, КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Авторы статьи изучают важнейший для будущего педагога вопрос - его нравственное саморазвитие. В статье анализируются важнейшие составляющие нравственного саморазвития будущего педагога и выдвигаются рекомендации, как для учебных заведений, так и для студентов в вопросе повышения эффективности нравственного саморазвития. Исследуются учебно-воспитательные и личностные предпосылки, необходимые для становления личности будущего педагога в морально-нравственном аспекте.

Ключевые слова: нравственность, самосознание, мировоззрение, саморазвитие, самовоспитание.

Annotation. The Authors study the most important question for the future teacher - his moral self-development. The article analyzes the most important components of moral self-development of the future teacher and makes recommendations both for educational institutions and for students in the issue of improving the efficiency of moral self-development. The article examines the educational and personal prerequisites necessary for the formation of the personality of the future teacher in the moral aspect.

Keywords: morality, self-consciousness, worldview, self-development, self-education.

Введение. Не каждая личность способна проявить стремление к нравственному самовоспитанию. Оно возможно лишь у того, кто предъявляет высокую требовательность к себе и в то же время, верит в свои силы. Для эффективного нравственного самовоспитания требуется не только стремление самого человека, но также необходимо наличие определенных внешних условий. Процесс нравственного воспитание начинается лишь после того, как будущий педагог достигает определенного уровня развития сознания после целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.

Наличие стремления к нравственному самовоспитанию является необходимым залогом подготовки высокопрофессионального педагога и углубляет его профессионально-педагогическую подготовку [1].

Нравственное самовоспитание - это целеустремленная сознательная работа личности, преследующая целью совершенствование самой его личности и устранение отрицательных нравственных установок в соответствии с общественными потребностями.

Ее такие великие личности как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский отмечали, что нравственное воспитание восходит к нравственному самовоспитанию, и главные задачи воспитания могут быть достигнуты лишь при прохождении процесса нравственного самовоспитания.

Потребность нравственного самовоспитания у студентов вырабатывается в результате влияния объективных условий и воздействия системы воспитания. Для организации нравственного самовоспитания необходимо, чтобы юноши и девушки осознали свое место в обществе, профессиональную ответственность [2].

В процессе нравственного самовоспитания участвуют неизменно такие внутренние саморегуляторы как:

1. чувство ответственности;

2. совесть;

3. признание общественного долга.

Эффективность нравственного воспитания в значительной степени зависит от результатов самовоспитания, так как в этом случае появляется сознательное отношение к внешним воспитательным воздействиям на основании более глубокого осознания личностью своих нравственных качеств. Это сознательное отношение может усилить или, наоборот, ослабить воспитательное влияние в зависимости от характера направленности самовоспитания личности.

Нравственное самовоспитание будущих педагогов происходит под влиянием внешней среды и самого нравственного воспитания в вузе. В качестве объекта воздействия и субъекта воздействия выступает сам будущий специалист.

Изложение основного материала статьи. Система выработки высокого уровня нравственного самовоспитания у студентов призвана создать стройную структуру организации нравственного воспитания у студентов. Не только сам будущий специалист должен стремиться к нравственному самосовершенствованию, но и в вузе в ходе обучения педагоги должны оказать ему всестороннюю помощь и поддержку, контролировать сам процесс [3]. В вузе проводится учебно-воспитательная работа по нравственному воспитанию, а сам будущий педагог должен суметь углубить, повысить эффективность и дополнить знания,

полученные в учебном заведении. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в о многих педагогических учебных заведениях нравственному самовоспитанию будущего специалиста не оказывается должного внимания. Это в большинстве случаев происходит в силу того, что учебные заведения недооценивают роль нравственного самовоспитания в ходе подготовке будущего педагога.

Наряду с учебно-воспитательной работой будущим педагогам предстоит организовывать и самовоспитание учащихся. Поэтому очень важно вооружить будущих педагогов знаниями и умениями организации нравственного самовоспитания.

Студенты стремятся углубить свои профессионально-педагогические знания, овладеть методикой самостоятельной работы. Однако их стремления и возможности иногда остаются не использованными, не реализованными из-за отсутствия умений и опыта организации самостоятельной работы.

Тема нравственного самовоспитания будущего педагога не раз становилась предметом исследования психологов и педагогов. На основе выработанной структуры качества личности современного педагога в большинстве случаев психологи и педагоги выделяют следующие элементы, необходимые для работы над нравственным самовоспитанием будущего специалиста:

1. отношение к миру, мировоззрение;

2. четкое представление о высокой общественно-политической значимости педагога;

3. наличие определенной склонности к педагогической работе;

4. наличие педагогических способностей, выражающихся в наблюдательности, и способности передавать знания обучаемым;

5. высокие нравственные и моральные личностные качества самого педагога;

6. наличие у будущего педагога таких качеств как упорство, скромность, целеустремленность, терпение, выдержка и требовательность к себе.

Такие требования к личности предъявляет сама педагогическая деятельность. Над формированием высоких качеств будущего педагога необходимо настойчиво работать. Вместе с тем структура качеств, как бы обоснованно она ни была составлена, вооружает лишь конечным результатом, далекой перспективой, но не методикой работы над собой. Для более эффективного процессам нравственного самообразования предлагается составить студенту задания-перечень видов деятельности, участвуя в которых он сможет выработать у себя необходимые для педагога качества.

Программа-задание предусматривает комплекс знаний и умений в области организации воспитательной работы по следующим основным направлениям:

- Будущий специалист должен регулярно выполнять какую-либо общественную работу, пусть она будет малозначимой, но все же должна вестись регулярно.

- Большое значение имеет и умственный труд. Студент должен выработать полезные привычки, аккуратно вести записи лекций, работать с книгой. Он должен научиться готовиться и выступать на собраниях, конференциях, диспутах, слетах с докладом, сообщением, вносить и обосновывать свои предложения и уметь грамотно составлять библиографию. Умение составлять биографию имеет большое значение, так как это пригодится в составлении библиографии по наиболее трудным и важным вопросам учебной и воспитательной работы школы.

- Для будущего педагога рекомендуется ведение дневника прочитанных книг, выработка умения делать выписки, составлять аннотации и разнообразные рецензии. Рекомендуется для этого изучить способы работы над книгой, рекомендованные выдающимися классиками деятелей культуры.

Нравственное воспитание в высшем учебном заведении есть совокупность целеустремленных, планомерных и активных воздействий со стороны профессорско-преподавательского состава, студенческого коллектива, администрации вуза, общественных организаций на сознание и поведение каждого студента и первичного коллектива, которые наряду с самовоспитанием формируют индивидуальную и коллективную систему социально значимых нравственных качеств, способствуют всестороннему, целостному развитию личности будущего специалиста.

Нравственное воспитание-процесс двусторонний. Оно может быть успешным лишь при активном взаимодействии воспитателей и воспитуемых [4].

Развитие индивидуального нравственного сознания будущего педагога-сложный процесс, характеризующийся усвоением и переосмыслением личного нравственного опыта, отношением к опыту старшего поколения, усвоением традиций. Большое влияние на формирование личности будущего педагога оказывают сложившиеся в вузовском коллективе нравственные отношения. Они не только корректируют черты нравственного облика студента, но и создают предпосылки для восприятия и закрепления норм коммунистической морали.

Нравственно-воспитательный процесс представляет собой организацию и развитие правильных взаимоотношений в коллективе вуза. От того, какой характер будут носить межличностные отношения, во многом будут зависеть и внутренние отношения студента к выполнению своего гражданского и профессионального долга, к различным воспитательным воздействиям.

Нравственное воспитание студентов определяется физиологическими, психологическими особенностями старшего юношеского возраста, профессионально-педагогической подготовкой. Студенческому возрасту свойственно критическое суждение [5]. Возраст от 17 до 25 лет характеризуется плодотворностью для развития интеллектуальных возможностей человека. В этот период человек определяет свой жизненный путь, овладевает профессией. В этом возрасте расширяется круг интересов, формируется мировоззрение, этические и эстетические взгляды на основе синтеза уже накопленных знаний и жизненного опыта.

Структура системы нравственного воспитания определяет его содержание, которое включает в себя задачи воспитания и виды деятельности, а также раскрытие механизма формирования и развития личности студента.

Воспитательное воздействие преподавания совершается путем усвоения содержания предмета, с помощью научной организации учебного процесса и через личность преподавателя [6]. Содержание обучения - это важное средство формирования диалектико-материалистического мировоззрения-идейной основы коммунистической нравственности. Коммунистическая мораль неразрывно связана с политической сознательностью и марксистско- ленинским мировоззрением. Мировоззрение воздействует на все элементы структуры нравственного сознания, на нравственные чувства и волю человека.

В цикле психолого-педагогических дисциплин важное место отводится общей, возрастной и педагогической психологии. Изучение этих курсов служит научно-педагогической основой профессиональной подготовки будущего учителя советской школы. В лекционных и практических занятиях раскрываются психологические аспекты этики учителя, а именно: формирование педагогических навыков и умений, роль психических процессов, значение памяти и мышления в педагогической деятельности, развитие культуры речи [7], произношения, постановка голоса учителя, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства, волевые качества учителя. Все это служит целям нравственного формирования будущего педагога.

Исследование показало, что влияние личности преподавателя вуза на студентов совершается в процессе его педагогической деятельности. В научно-педагогической и общественной деятельности преподаватель вуза выступает как носитель системы профессионально-педагогических и нравственных знаний, как человек, осуществляющий нравственное просвещение. В учебно-воспитательном процессе он же носитель нравственных представлений, идеалов, взглядов, чувств, коммунистических убеждений. Сила нравственного воздействия на студента определяется прежде всего идейной убежденностью, искренностью преподавателя, его личностным мировоззрением, нравственным подходом к решению научных и практических вопросов. Характер отношений, складывающийся между преподавателем и студентом, оказывает сильное влияние на формирование нравственных качеств будущего педагога.

Выводы. Результаты нашего исследования позволили сделать вывод о том, что содержание образования в высшей педагогической школе имеет огромное значение в системе нравственного воспитания, однако все еще не в полной мере соответствует высоким задачам воспитания будущих педагогов на современном этапе развития общества. Это объясняется тем, что ни один из учебных предметов, изучаемых в педвузе, не дает систематического изложения основ этики педагога, не раскрывает в комплексе с другими вопросами категории, нормы, правила педагогической этики. В педагогических вузах не введен курс, рассчитанный на целенаправленное изучение вопросов профессиональной этики. Знания об этике педагога, получаемые студентами в процессе преподавания психолого-педагогических и специальных дисциплин, носят эпизодический, не систематизированный характер. Это ведет к пробелам в нравственном просвещении будущих педагогов.

Литература:

1. Горшенина Н.В. Роль профессионально-нравственного самовоспитания студента при подготовке к педагогической деятельности. / Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2009. № 3. С. 102-107.

2. Ким В.А., Ким Э.В., Ким В.В. Процесс духовно-нравственного и патриотического самовоспитания. / Инновационный менеджмент и технологии в эпоху глобализации материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 114-120.

3. Илюхина М.О. Структура готовности студент - будущего учителя к руководству нравственным самовоспитанием школьников. / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16. № 2-2. С. 298-302.

4. Резниченко А.В. Профессионально - нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя. Дисс. на соискание уч. ст. к. пед. н. / Ростов-на-Дону, 1999.

5. Нагоева М.А. Самоподготовка - важнейший компонент работы преподавателя. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 203-205.

6. Падеро Н.В. Самовоспитание в процессе формирования нравственных ценностей студентов. / Реализация концепции модернизации российского образования в педагогической практике. 2004. С. 76-81.

7. Щелкунова Л.А., Болдина В.И. Механизмы нравственного самовоспитания. // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1. С. 71-72.

Педагогика

УДК:378.2

магистрант Лапшина Наталья Евгеньевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем - развитие творческих способностей дошкольников с помощью Lego-конструирования. Авторами статьи проведено исследование, направленное на выявление эффективности Лего-конструирования в развитиию творческих способностей детей дошкольного возраста. В результате исследования проанализирована научно-методическая литература по проблеме, проведен диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраст, реализована работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования.

Ключевые слова: лего-конструирование, дошкольный возраст, творческая способность, самостоятельность, реализация, способность, творчество, средство.

Annotation. The article is devoted to one of the pressing problems - the development of creative abilities of preschoolers using Lego-construction. The authors of the article conducted a study aimed at identifying the effectiveness of Lego design in the development of creative abilities of preschool children. As a result of the study, scientific and methodological literature on the problem was analyzed, a diagnosis of the level of development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.