Основываясь на труды Л.С. Выготского, мы дифференцировали полученные результаты на 3 уровня: 0 баллов - низкий уровень сформированности универсальных учебных действий; 1 балл - средний уровень сформированности универсальных учебных действий; 2 балла - высокий уровень сформированности универсальных учебных действий.
Результаты эксперимента позволили условно выделить три дифференцированные группы обучающихся начальных классов в зависимости от уровня сформированности универсальных учебных действий.
Первая группа (27,6%) - испытуемые, обладающие высоким уровнем сформированности универсальных учебных действий, которые самостоятельно выполняли все предложенные задания, если допускали ошибку, то сами могли ее исправить.
Вторая группа (31,2%) - испытуемые, обладающие средним уровнем сформированности универсальных учебных действий, которые делали незначительное количество ошибок, но нуждались в подсказках. Ответы их характеризовались относительной самостоятельностью и обдуманностью, хотя присутствовали попытки выполнить задания наугад.
Третья группа (40,1%) - испытуемые, обладающие низким уровнем сформированности универсальных учебных действий, которые в ходе выполнения заданий часто отвлекались и с трудом возвращались к работе, делали большое количество ошибок и не могли самостоятельно их исправить, путались в незнакомых понятиях и быстро теряли интерес.
Выводы. Таким образом, результаты диагностики подтвердили наше предположение, что формирование универсальных учебных действий в условиях модернизации образования, требует целенаправленно организованной педагогической работы с младшими школьниками. При этом мы ориентировались на индивидуальный (с учетом нозологии школьников с трудностями обучения) и дифференцированный подход (дифференциация обучающихся по группам с учетом трудностей в обучении), предполагающий, как обучение в индивидуальной форме, так и обучение в группе.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2010.
2. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе // Символ науки. 2015. № 9. С. 146-147.
3. Vershinina, N.V. The use of interactive teaching forms to enrich the vocabulary of elementary schoolchildren in extra-curricular activities in Russian language = Использование интерактивных форм обучения для обогащения словаря младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку / N.V. Vershinina, T.V. Ionova // Perspektivy Nauki i Obrazovania. - 2018 - № 4 (34). - С. 195-200.
4. Мезенцева Н.В. Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 45. С. 108-112.
5. Рябова Н.В., Терлецкая О.В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Мининского университета. 2018. т. 6. № 2 (23).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2014.
Педагогика
УДК 377
магистрант Тимофиева Валентина Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ-ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональных качеств у студентов в период обучения в вузе. Авторами анализируются учебно-воспитательный процесс в вузе; формы общего и профессионального поведения будущего специалиста. Обусловливается актуальность данной проблемы.
Ключевые слова: учебный процесс, профессиональные качества, профессиональная подготовка, педагогический процесс, общечеловеческие качества, непрерывное образование.
Annotation. The article considers the problem of the formation of professional qualities of students during their studies at the university. The authors analyze the educational process at the university; forms of general and professional behavior of the future specialist. The relevance of this problem is determined.
Keywords: educational process, professional qualities, professional training, pedagogical process, universal human qualities, continuing education.
Введение. Учебный процесс в вузе тесно связан с процессом воспитания студентов, которое осуществляется в общей системе профессиональной подготовки будущих специалистов.
Воспитание студентов в вузе - это процесс целенаправленной системной деятельности субъектов педагогического процесса (преподавателей) по формированию у объектов (студентов) профессионально значимых качеств характера, форм общего и профессионального поведения, направленный на всестороннее развитие будущего специалиста как активного гражданина государства и профессионала определенной области с положительными общечеловеческими качествами.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день, основными ведущими задачами образовательной системы страны являются:
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- создание условий для профессионального развития;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования;
- повышение качества профессионального образования и развитие независимых форм его оценки и т.д.
Актуальность данных задач обусловлена тем, что от успешности подготовки специалистов во многом
зависит будущее страны. Качество подготовки специалистов в разных областях так же обусловлено постоянно меняющимися условиями во всех сферах жизнедеятельности человечества. Исходя из этого, стоит вопрос об организации эффективной и инновационной образовательной вузовской среды [1, с. 49].
Общая характеристика современной системы высшего образования включает в себя несколько основных этапов: неполное высшее образование получают студенты, прошедшие обучение в вузе в течение двух лет; для получения степени «бакалавр» - четыре года, специалистов готовят пять лет, а магистров - шесть лет. Также в России набирает популярность система по непрерывному образованию, благодаря которой все желающие могут обновить свои знания, одновременно с этим, удается получить специальные навыки.
Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы диверсификации, интернационализации, индивидуализации, развивается быстрыми темпами опережающее и непрерывное образование, интенсифицируется и компьютеризируется процесс обучения, получают признание цикличность и многоступенчатость.
Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества.
Образовательная система ВУЗа - это система, состоящая из ряда взаимосвязанных компонентов, направленных на обеспечение качественной подготовки специалистов.
Так как, студенты ВУЗа, в последующем становятся его выпускниками и соответственно «лицом» учебного заведения. Педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования ВУЗа и достижения его основной цели.
Ведущими педагогическими условиями образовательной системы ВУЗа является:
- разработка и обоснование определенной модели выпускника ВУЗа;
- необходимый уровень материально-технического и научно-методического обеспечения педагогического процесса ВУЗа (учебная и методическая литература, эффективные учебные программы, оборудованные аудитории и лаборатории и др.);
- необходимый уровень педагогической культуры и педагогического мастерства преподавательского состава, а также культуры обслуживающего персонала; комфортная психологическая атмосфера;
- заинтересованность образовательным процессом со стороны студентов, мотивация на получение новых знаний, умений и навыков по выбранной специальности;
- эффективная система по управлению жизнедеятельностью в ВУЗе как образовательной системы [2, с. 201].
Важно отметить, что образовательная система ВУЗа представлена рядом взаимосвязанных компонентов, каждый из которых имеет значение в организации эффективного педагогического процесса и основной цели образования в ВУЗе.
На качество образовательной системы ВУЗы оказывают влияние ряд факторов:
- эффективный учебный план, который содержит перечень необходимых учебных дисциплин, необходимых для качественной подготовки специалистов;
- характеристики студентов, отражающие личное отношение к получению специальности, мотивацию на обучение и профессиональный рост;
- необходимое информационно-методическое обеспечение педагогического процесса и уровень материального обеспечения ВУЗа (научная, учебная, методическая литература, возможность использования Интернет-ресурсов и т.д.).
Реализация данных факторов должна осуществляться в комплексе, так как только в этом случае можно говорить об эффективности педагогического процесса, организованного в рамках образовательной системы ВУЗа.
Методическое обеспечение, необходимое для полноценного существования и деятельности образовательной системы ВУЗа:
- учебно-методический комплекс, представленный различными источниками информации (учебная и научная литература, монографии, Интернет-источники, методическая литература и т.д.);
- библиотечный комплекс, занимающийся хранением, учетом, пополнением учебно-методической литературы и обеспечение студентов необходимыми источниками;
- сотрудничество с издательствами, осуществляющими печать внутривузовских изданий, а также контроль за обеспечением качества издаваемых источников (статьи, методические пособия и т.д.);
- большое значение имеет и такой компонент образовательной системы ВУЗа, как ее преподавательский состав, так как именно от него зависит качество подготовки будущих специалистов.
К преподавателям ВУЗов предъявляются следующие требования:
- наличие у преподавателей личностных характеристик, необходимых для осуществления педагогической деятельности;
- четкое представление преподавателя ВУЗа о своей роли в воспитании личности студента, а также о влиянии на формирование у студентов профессиональных умений и навыков [3, с. 121].
Структурными компонентами воспитательного процесса в вузе являются: цели воспитания, содержание воспитания, формы воспитания, методы воспитания, средства воспитания, результат воспитания.
Реализация процесса воспитания в вузе студентов будет эффективной при соблюдении следующих принципов:
- единство национального и общечеловеческого воспитания; самодеятельность и активность студенческой молодежи;
- творческая инициатива студентов;
- демократия в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- беспрерывность и преемственность воспитания;
- единство в обучении и воспитании;
- целеустремленность;
- дифференциация воспитательного процесса;
- индивидуализация воспитательного процесса;
- этнизация;
- комплексный подход.
Воспитание всесторонне развитой личности будущего специалиста требует проведения разносторонней целенаправленной воспитательной работы в различных направлениях. Это, в свою очередь, обусловливает реализацию направлений воспитания и формирование научного мировоззрения.
Гражданское и патриотическое воспитание - целенаправленная воспитательная деятельность вузов, которая направлена на формирование у студентов чувства национального достоинства, знаний об истории, традициях и современном состоянии развития русского народа и государства, активной жизненной позиции [4, с. 98].
Особое значение для педагогов имеет навык командной работы. Он включает:
- умение подключать других для помощи в вашей деятельности;
- умение нивелировать конфликты;
- умение планировать свою деятельность; умение редактировать работу группы;
- умение обобщать разрозненный материал.
Для будущего педагога очень важен еще один источник самообразования - его увлечения, так называемые «специальные умения». Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мнению, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой.
Можно сделать вывод, что обучение в педагогическом вузе дает возможность повышения профессиональной компетентности, навыки самодиагностики и коррекции, как профессиональных, так и личностных качеств, ориентацию в образовательном поле и обретение полезных связей.
После окончания вуза и получения диплома педагога ожидает профессиональная деятельность. Молодого педагога ожидают новые обязанности. С самого первого дня работы он несет ту же ответственность, что и специалисты со стажем работы. Вход в специфическую школьную среду с особыми обычаями и законами, которые надо будет освоить и принять. Молодому специалисту придется совмещать роль педагога и ученика, прислушиваться к советам более опытных старших коллег.
Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению профессионализма и педагогического мастерства - это длительный, непрерывный процесс. Можно сказать, что это путешествие длиною в жизнь. На этом пути можно выделить определенные фазы становления профессионала:
- фаза оптанта - это период профессионального определения;
- фаза адепта - это период освоения выбранной профессии в профессиональном учебном заведении;
- фаза адаптации - это период вхождением в практическую педагогическую деятельность;
- фаза интернала - становление учителя как опытного педагога;
- фаза мастерства подразумевает приобретение педагогом специальных качеств, умений или превращение в универсала;
- фаза авторитета - приобретение авторитета и широкой известности в своем кругу или за его пределами, сопровождается наличием богатого педагогического опыта;
- фаза наставничества - характеризуется наличием единомышленников, последователей, учеников среди коллег и возможностью делиться опытом [5, с. 89].
В современном мире есть множество профессий, одной из самых важных профессий, востребованной обществом, является профессия учителя. Учителем называется не только тот человек, который учит грамоте, основам математики, но и тот, кто способствует передаче опыта, национальной и общечеловеческой культуры, традиций.
Предметом педагогической профессии является другой человек; но данную профессию из ряда других профессий выделяет повышенное чувство долга, ответственность, а также осуществление преобразующей и управляющей деятельности одновременно (целью педагогической деятельности является становление и преобразование личности, данная цель реализуется в управлении процессом интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического развития). Данные особенности выделяют профессию педагога в особую, специфическую группу.
Основное содержание педагогической профессии Основным содержанием педагогической профессии является организация взаимоотношений с людьми. Если другим профессиям типа «человек-человек» свойственно обеспечение понимания и удовлетворения запросов человека, то профессия педагога подразумевает понимание общественных целей и направление усилий других людей для их достижения.
В связи с этим педагогическая профессия в качестве требования выдвигает не только наличие предметных знаний, представлений об особенностях воспитания и обучения и организации познавательной деятельности учащихся, но и знаний, касающихся руководства деятельностью школьников. Данное требование в общем виде заключается в необходимости осуществления специальной и человековедческой подготовки педагога.
Профессии педагога присущи важные личностные и профессионально важные качества: любовь к детям, чувство долга и ответственности, развитые коммуникативные способности, способность к творчеству, высокая эмоциональность и духовность, наличие терпения, гуманность, сострадание и сочувствие, высокая эмпатия, толерантность - это далеко не полный перечень важных качеств, которыми должен обладать педагог [6, с. 110].
Профессия учителя, кроме ответственности за себя самого, своего профессионализма, предполагает достойное выполнение профессионального педагогического долга, а также необходимость принятия целого ряда обязательств:
- объективность осуществления оценки собственных возможностей, которые необходимы для осуществления педагогической деятельности;
- овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения и общения, в том числе педагогического;
- понимание ученика в качестве самоценной, равнозначимой собственному «Я» личности, знание закономерностей поведения и общения; понимание собственной роли в организации учебной деятельности обучающихся, в обеспечении сотрудничества участников образовательного процесса, осуществлении партнёрства с учащимися в деятельности, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития.
Данные обязательства подразумевают постоянное решение задач непрерывного совершенствования собственных организаторских, коммуникативных способностей; необходимости освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в практической деятельности.
В связи с этим в образовательных учреждениях педагогической направленности (педагогических колледжах, университетах, институтах) одним из важных блоков педагогических дисциплин, подлежащих усвоению, является усвоение учебных курсов «Феномен образовательной деятельности», «Конструирование и реализация образовательного процесса», «Конструирование и реализация воспитательного процесса», «Управление образовательными системами» в ходе освоения данного курса у будущих педагогов формируется общее представление о выбранной профессии.
В основе данных дисциплин лежит целостное рассмотрение специфических особенностей профессии и профессиональной деятельности, формирование потребности в осознанном стремлении студентов овладеть данной профессией с опорой на самостоятельно продуманную индивидуальную программу; данные вопросы впоследствии изучаются более детально [7, с. 123].
Обучение педагогической профессии в педагогических образовательных учреждениях осуществляется в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего специального и высшего профессионального образования. У студентов формируются представления о педагогической деятельности, её целях, средствах, видах, специфических особенностях, о возникновении педагогической профессии и её развитии на разных этапах развития общества, формулируются требования к личности учителя, особым образом выделяется комплекс профессиональных и личностных качеств и способностей педагога с возможностью построения модели современного учителя.
Кроме того, даётся понятие профессиональной компетенции компетентности, мобильности, изучается индивидуальный стиль деятельности педагога, анализируются специфические особенности педагогической деятельности учителя сельской школы.
Выводы. Кроме указанных выше вопросов, немаловажными являются вопросы современной стратегии развития системы отечественного образования; анализ системы профессионального педагогического образования с выделением целей осуществления многоуровневой педагогической подготовки, осуществляется понимание требований ФГОС к подготовке педагога и разработка квалификационной характеристики, а также проблемы обеспечения профессионального и карьерного роста, профессионального развития педагога, самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала.
Итак, целью воспитания в вузе студентов является подготовка интеллектуального генофонда нации, воспитание национальной элиты, формирование личностного потенциала. Это обеспечит значительную эффективность деятельности будущих специалистов. В процессе воспитательной работы со студентами реализуются такие задачи воспитания: изучение индивидуальных особенностей студентов, всестороннее формирование будущего специалиста с общечеловеческими и профессиональными ценностями, организация досуга студентов, привлечение студентов к самоуправлению и вырабатывание у них деятельной жизненной позиции.
Литература:
1. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: дис....канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. - 188 с.
2. Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н. Введение в профессию психолог. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2017. - 464 с.
3. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2013. - 288 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Ремикс, 2015. -С. 248-255.
5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М: Из-во УРАО, 2014. - 244 с.
6. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 544 с.
7. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дис. . канд. психол. наук. -Ярославль, 2018. - 245 с.