Научная статья на тему 'Нравственное самоопределение личности воспитателя как условие для развития нравственной сферы детей дошкольного возраста'

Нравственное самоопределение личности воспитателя как условие для развития нравственной сферы детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
603
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / ДОШКОЛЬНИКИ / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голоюс Елена Андреевна, Памфилова Светлана Алексеевна

Представлены результаты исследования условий развития нравственной сферы детей дошкольного возраста, одним из которых выступает нравственное самоопределение личности самого воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голоюс Елена Андреевна, Памфилова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное самоопределение личности воспитателя как условие для развития нравственной сферы детей дошкольного возраста»

УДК 159-9-07

Е. А. Голоюс, С. А. Памфилова

НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Представлены результаты исследования условий развития нравственной сферы детей дошкольного возраста, одним из которых выступает нравственное самоопределение личности самого воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: нравственная сфера, дошкольники, нравственное самоопределение личности.

Проблеме формирования нравственности ребенка в последнее десятилетие уделяется все большее внимание. Это обусловлено трансформацией ценностных ориентаций, происходящей в нашем обществе. Однако до сих пор идет экспериментальный поиск факторов и условий, которые оказывают положительное влияние на формирование нравственной сферы личности. По мнению Л. Ю. Боликовой, изучение духовности и нравственности непременно приводит к «изучению нравственных качеств, в основе которых лежат установки личности» [1].

Целью нашего исследования является изучение связи между особенностями нравственного самоопределения личности воспитателей и развитием нравственного сознания дошкольников для разработки рекомендаций по развитию нравственности детей.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что такие особенности нравственного самоопределения, как миросозидательная и гуманистическая ориентации личности, представления о значимости морали для общества, а также обязательность соблюдения нравственных норм являются определяющими для развития нравственного сознания детей дошкольного возраста.

В процессе исследования были использованы следующие методы: психодиагностический (тест «Нравственное самоопределение личности» А. Е. Воробьевой, А. Б. Куп-рейченко [2], тест «Метод оценки нравственного развития личности» И. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцева [3], тест «Закончи историю» Р. Р. Калининой, тест «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой, тест «Подели игрушки»), анкетирование (авторская анкета, выявляющая представления о нравственности), методы математико-статистической обработки данных (¿-критерий Стьюдента, Ц-критерий Манна-Уитни, х2-критерий Пирсона). Всего в исследовании приняли участие 210 человек, из них 150 дошкольников в возрасте 5,5-6,5 лет и 60 воспитателей, работающих в дошкольных образовательных учреждених (ДОУ) города Пензы. Кроме того, все воспитатели были поделены на четыре группы по возрасту (по 25 % в каждой из групп в возрасте от 26 до 31 года, от 32 до 40 лет, от 32 до 45 лет и в возрасте старше 46 лет) и стажу работы в ДОУ (20 % из респондентов имеют стаж работы до трех лет, 55 % респондентов - стаж от четырех до восьми лет и 25 % - свыше девяти лет).

Наше исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе мы изучили особенности развития нравственного сознания старших дошкольников с помощью методик «Закончи историю» (Р. Р. Калининой), «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калининой) и «Подели игрушки». В результате анализа полученных сведений мы обнаружили, что у дошкольников 5-6 лет лучше всего развит когнитивный компонент нравственного сознания. Причем это проявляется в большей степени у детей со средним (60 %) и высоким

(23 %) уровнем развития когнитивного компонента нравственного сознания, по сравнению с уровнем развития эмоционального и поведенческого компонентов. Полученные нами данные подтверждают результаты исследования, проведенного в Сыктывкаре в 2007 г. Т. К. Гуменниковой, которая также выявила доминирование когнитивного компонента нравственного сознания. Высокий уровень развития когнитивного компонента нравственного сознания проявляется в том, что дети знают моральные нормы, понимают их и правильно называют нравственные качества, необходимые в тех или иных ситуациях. Средний уровень развития когнитивного компонента нравственного сознания проявляется в том, что ребенок не всегда может абстрагироваться от ситуации и называть обобщенные нравственные качества. Только 17 % детей имеют низкий уровень развития когнитивного компонента нравственного сознания, который проявляется в незнании нравственных качеств и моральных норм.

Второй по степени выраженности уровень развития нравственного сознания представлен эмоциональным компонентом. 22 % детей имеют высокий уровень развития эмоционального компонента нравственного сознания. Их характеризует умение правильно распознавать эмоциональные состояния людей и адекватно реагировать на нравственные и безнравственные поступки. 48 % детей имеют средний уровень развития эмоционального компонента нравственного сознания. От детей с высоким уровнем развития эмоционального компонента нравственного сознания их отличает более низкий уровень эмоциональной экспрессии при правильном эмоциональном реагировании на моральные нормы. 29 % детей имеют низкий уровень развития эмоционального компонента нравственного сознания. Данную категорию детей характеризуют ошибки при распознавании эмоциональных состояний окружающих людей и неадекватные эмоциональные реакции на нравственные поступки.

Поведенческий компонент нравственного сознания из всех представленных развит наиболее слабо. 47 % детей имеют низкий уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания, который проявляется в несоблюдении ими моральных регуляторов и правил поведения. 27 % дошкольников имеют средний уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания и соблюдают правила в зависимости от ситуации. И, наконец, 25 % детей имеют высокий уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания, для них характерно соблюдение правил и норм поведения в любых ситуациях.

На втором этапе исследования с помощью авторской анкеты и двух методик, направленных на изучение нравственного самоопределения личности, мы изучали особенности развития нравственной сферы воспитателей и их представления о нравственности. Проанализировав результаты анкеты, мы получили следующие сведения. На вопрос о том, что такое нравственность, 79,8 % респондентов ответили, что она характеризуется через такие качества личности, как сопереживание, сострадание, отзывчивость (24,5 %), честность (15 %), доброта (15 %), порядочность (7,6 %), ответственность (7,8 %), воспитанность, вежливость (4 %), благородность (3,4 %), духовность (3 %), а 20,2 % респондентов ассоциируют ее с моралью и этикой, нормами и правилами поведения.

Вопрос об оценке нравственности общества вызвал расхождение мнений среди воспитателей. Мы обнаружили следующую закономерность: с возрастом работники начинают ниже оценивать нравственность общества. Так, воспитатели в возрасте от 26 до 31 года оценили нравственность общества в 6 баллов из 10, а воспитатели в возрасте старше 46 лет - в 4 балла. Такую же закономерность мы обнаружили в зависимости от стажа работы. Оказалось, что воспитатели, имеющие стаж работы от года до трех, оценивают нравственность общества в 6,7 балла из 10. Лица, проработавшие в ДОУ от четырех до восьми лет, поставили 5,21 балла, а респонденты, проработавшие более девяти лет -4,42 балла. Таким образом, мы видим, что и возраст, и стаж работы в ДОУ играют существенную роль в восприятии нравственности.

Кроме того, мы просили участников исследования оценить нравственность семей их воспитанников. Полученные оценки оказались выше, чем в предыдущем случае, но тенденция к снижению оценок нравственности в зависимости от возраста и стажа работы в ДОУ сохранилась. Результаты оценки нравственности семей и общества в целом представлены в табл. 1.

Таблица1

Средние значения оценок нравственности общества и семей воспитанников ДОУ воспитателями детских садов в зависимости от возраста и стажа работы

Показатель Возраст Стаж работы в ДОУ

26-31 32-40 41-46 Старше 46 1-3 4-8 Более 9

Нравственность общества в целом 6** 5,8 5,5 4** 6,71** 5,21 4,42**

Нравственность семей воспитанников 6,75** 6,38 6,25 4,78** 7,28** 5,96 5,21**

Примечание. Достоверность различий между уровнем развития компонентов нравственного сознания: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01.

Анализируя представленные результаты, мы установили следующую закономерность: чем старше работники ДОУ и чем больше у них стаж работы, тем ниже они оценивают нравственность общества в целом и нравственность семей воспитанников. Мы установили достоверные различия в уровне оценки нравственности общества в целом между группами респондентов в возрасте 26-31 года и старше 46 лет, Цэмп. = 21, при Цкр = 39 (при р < 0,01). То есть воспитатели в возрасте 26-31 года оценивают нравственность общества в целом выше по сравнению с воспитателями старше 46 лет. Такую же закономерность мы выявили в отношении оценки нравственности семей воспитанников. Испытуемые в возрасте 26-31 года оценивают нравственность семей воспитанников выше (средняя оценка 6,75 из 10 возможных), чем воспитатели в возрасте старше 46 лет (средняя оценка 4,78 из 10 возможных), иэМп составила 13 при = 25 (при р < 0,01). Однако наблюдаемая тенденция более высокой оценки нравственности семей, по сравнению с оценкой нравственности общества в целом, является не значимой.

На следующем этапе работы мы провели исследование особенностей нравственного самоопределения воспитателей ДОУ. Для начала проанализируем полученные результаты методики «Нравственное самоопределение личности» по первой шкале «Представления о нравственности, морали».

Представления о нравственности среди воспитателей можно описать следующим образом: а) респонденты рассматривают нравственность как неотъемлемую часть жизни общества, которая возникает естественным образом, а не искусственно задается теми, кто стоит у власти; б) всей выборкой респондентов признается высокая значимость нравственности и морали для общества. Однако мы выявили, что воспитатели, проработавшие от одного до трех лет, отмечают большую ценность нравственности для общества, по сравнению с работниками, которые трудятся в ДОУ более девяти лет (Цэмп = 6, при р < 0,05); в) по показателю абсолютности-относительности нравственности испытуемые признают эту категорию в большей степени относительной и считают, что в нравственном поведении можно руководствоваться принципом «бумеранга», согласно которому если ты сделал добро, то можешь рассчитывать на такой же поступок в свой адрес, а в ответ на зло получишь зло; г) коэффициент силы-слабости проявления нравственности личности у воспитателей имеет высокое значение, что свидетельствует о том, что работники ДОУ воспринимают проявление нравственного поведения как показатель силы лично-

сти; д) значения шкалы «природа нравственности личности» находятся в пределах средних значений, это показывает, что воспитатели не всегда осознают ответственность за собственный нравственный облик и недостаточно осуществляют внутренний контроль за поведением [4].

Результаты анализа второй шкалы методики «Нравственное самоопределение личности» свидетельствуют о том, что во всех исследуемых группах были выявлены средние значения по шкалам «обязательность выполнения нравственных норм», «активность-пассивность выполнения нравственных норм», «взаимность-невзаимность нравственного поведения». Данные показатели характеризуются невысокой степенью проявления и активностью соблюдения моральных норм. В ситуации принятия решения о проявлении нравственного поведения испытуемые задумываются о возможных выгодах данного поступка [4]. Однако, несмотря на представленные значения, нами была обнаружена корреляционная связь между возрастом респондентов и уровнем когнитивного и эмоционального компонентов обязательности соблюдения нравственных принципов. Мы выявили, что уровень знания о необходимости соблюдения моральных норм и положительного отношения к этому знанию увеличивается с возрастом испытуемых (х2эмп = 59,87 при р < 0,01). Так, среди воспитателей в возрасте от 26 до 31 года уровень когнитивного компонента обязательности соблюдения нравственных принципов составляет 2,86 балла, а в группе воспитателей от 46 лет и старше - 3,7 балла. Показатель эмоционального компонента обязательности соблюдения нравственных принципов также увеличивается с возрастом (от 3,7 до 4,5 балла) и проявляется в большем эмоциональном одобрении при соблюдении нравственных догм. По шкалам «активность-пассивность выполнения нравственных норм», «взаимность-невзаимность нравственного поведения» различий обнаружено не было.

Анализ нравственных ориентаций личности воспитателей показал низкую выраженность эгоцентрической ориентации, среднюю выраженность группоцентрической и гуманистической ориентаций и высокий уровень выраженности миросозидательной ориентации. Полученные результаты означают, что воспитатели в большей степени ориентированы не на удовлетворение собственных потребностей, а на создание и поддержание неконфликтной и миролюбивой ориентации во взаимоотношениях.

Далее нами были распределены результаты диагностики нравственного сознания дошкольников по таким дихотомиям, как:

1) сильная - слабая выраженность миросозидательной и гуманистической ориентации личности;

2) высокая - низкая степень значимости морали для общества;

3) высокая - низкая выраженность обязательности соблюдения нравственных норм.

Используя критерий Пирсона, мы определили, что представленная закономерность

между уровнем развития нравственного сознания детей является неслучайной, т.е. в группе воспитателей с сильной выраженностью миросозидательной и гуманистической ори-ентаций личности находятся воспитанники с высоким уровнем эмоционального компонента нравственного сознания. В группе воспитателей с высокой выраженностью обязательности соблюдения нравственных норм и высокой степенью значимости морали для общества большее количество детей имеют высокий уровень когнитивного компонента нравственного сознания. Достоверных закономерностей и связей между поведенческим компонентом нравственного сознания и особенностями нравственного самоопределения воспитателей выявлено не было.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично, а именно: миросозидательная и гуманистическая ориентации личности, представления о значимости морали для общества, а также обязательность соблюдения нравственных норм являются определяющими для развития когнитивного и эмоционального компонента нравственного сознания детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Боликова, Л. Ю. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. — № 2 (34). - С. 121-126.

2. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение молодежи / А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 480 с.

3. Мащенко, И. В. Метод оценки нравственного развития личности / И. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцев // Научно-практический рецензируемый медицинский журнал в Беларуси. -2007. - № 2 (57). - С. 76-78. - URL: https://www.researchgate.net/profile/Yury_Razvodovsky/ publication/261795994/links/oa85e5357f47b776bdoooooo.pdf#page = 76 (дата обращения: 05.02.2016).

4. Голоюс, Е. А. Особенности нравственного самосознания личности воспитателей ДОУ / Е. А. Го-лоюс // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. doi: 10.18454/IRJ.2016.47.003. - URL: http://research-journal.org/psycology/osobennosti-nravstvennogo-samosoznaniya-lichnosti-vospitatelej-dou/ (дата обращения: 08.05.2016).

Голоюс Елена Андреевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: grizli981@mail.ru

Памфилова Светлана Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной психологии, Пензенский государственный университет E-mail: pamfilova58@mail.ru

Goloyus Elena Andreevna

student,

Penza State University

Pamfilova Svetlana Alekseevna

candidate of psychological sciences, associate professor, sub-department of applied psychology, Penza State University

УДК 159-9-07 Голоюс, Е. А.

Нравственное самоопределение личности воспитателя как условие для развития нравственной сферы детей дошкольного возраста / Е. А. Голоюс, С. А. Памфилова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 2 (14). - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.