Научная статья на тему 'Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста'

Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4591
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / MORALITY / THE STRUCTURAL COMPONENTS OF THE MORAL CONSCIOUSNESS / ESPECIALLY OF MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голоюс Е. А.

В статье дается краткий обзор проблемы исследования нравственности в трудах отечественных психологов. Представлены результаты изучения нравственного сознания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голоюс Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of development of moral consciousness at children of preschool age

In article the short review of a problem of research of morals in works of domestic psychologists is given. Results of studying of moral consciousness of children of preschool age are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 370.153.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Е. А. ГОЛОЮС

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра прикладной психологии e-mail: grizli981@mail.ru

Голоюс Е. А. - Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия

ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1188-1193. - В статье дается краткий обзор проблемы исследования нравственности в трудах отечественных психологов. Представлены результаты изучения нравственного сознания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: нравственность, структурные компоненты нравственного сознания, особенности нравственного развития дошкольников.

Golous E. A. - Research of development of moral consciousness at children of preschool age // Izv. Penz. gos. peda-gog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1188-1193. - In article the short review of a problem of research of morals in works of domestic psychologists is given. Results of studying of moral consciousness of children of preschool age are presented. Keywords: morality, the structural components of the moral consciousness, especially of moral development of preschoolers.

В психологической науке повышенный интерес к проблеме нравственного развития впервые актуализировался в 1960-1970гг. Впоследствии он угас, и вновь начал разгораться, начиная с середины 90-х гг. Это было обусловлено состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким кризисом духовности, охватившим все стороны жизнедеятельности человека.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о развитии нравственных представлений у подрастающего поколения. Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных, в том числе и нравственных образований.

В отечественной психологии изучением развития нравственности занимались н. А. Ветлугина, Р. Р. Калинина, С. Н. Карпова и др. Теоретическая проработка дефиниций «нравственность», «нравственное сознание» наиболее полно освещена в работах Б. С. Братуся, Л. Н. Антилоговой, В. В. Знакова, А. А. Андрушкевича, Ф. Е. Василюка и других авторов.

достаточно длительное время в отечественной психологии доминировал элементаристкий подход, в рамках которого различные исследователи уделяли большое значение тому или иному компоненту нравственного сознания. Так, ряд авторов [О. Г. Дробниц-

кий, Б. Щ. Николлаичев, А. И. Раев, О. С. Богданова,

Н. А. Менчинская, В. Э. Чудновского и др.] придавали большое значение в развитии нравственности усвоению моральных норм и правил. По мнению О. Г. Дроб-ницкого, только знание о том, как правильно, может являться основой для формирования нравственности личности.

Другие исследователи [М. Г. Янов, А. Г. Ковалев, А. А. Запорожец, И. М. Якобсон, В. Н. Косырев, Т. А. Маркова, Б. И. Додонов, Н. А. Корниенко и др.] придавали огромное значение нравственным чувствам. Данные авторы считают что, только сформировав соответствующее эмоциональное отношение к моральным нормам, можно сформировать правильные ценности и представления о нравственности.

Третья группа исследователей [С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. С. Неймарк, В. И. Селиванов, Г. И. Морева, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.] основной акцент ставила на изучении мотивации нравственного поведения. При этом в рамках данного направления велись споры о том, какое поведение необходимо считать истинно нравственным: нравственный поступок, на бессознательной основе, либо осознанное нравственное поведение.

Мы придерживаемся системного подхода к изучению нравственности, в рамках которого исследователи пытаются создать целостные модели нрав-

ственного сознания личности [Л. Н. Антилогова, Е. Е. Соловцова и др.]. При этом данный подход не отрицает наличия выше перечисленных компонентов нравственного сознания, а наоборот, стремится изучать их комплексно.

По мнению В. В. Знакова, нравственность выступает одной из «характеристик психологической структуры личности», которая проявляется во внутренней потребности исполнять моральные нормы. [2; с. 35]. При этом автор справедливо подчеркивает, что нравственные представления и поведение людей могут расходиться, поэтому необходимо формировать совесть или внутреннюю рефлексию, которая выражается в осознании собственной ответственности за совершенные поступки.

Согласно Л. н. Антилоговой, ядром нравственного сознания выступают нравственные убеждения и ценности, а его содержанием - нравственные качества и способности, нравственные потребности и мотивы [1]. По ее мнению, все свойства содержательной части нравственного сознания тесно переплетаются друг с другом, порождая друг друга, и воздействуя друг на друга, но при этом любое из них, возникнув, не теряет своей качественной характеристики, не редуцируется и не «переливается» в другое свойство.

Вслед за Л. н. Антилоговой, в своей работе мы понимаем под нравственным сознанием «интегративное личностное образование, которое представлено эмоционально-чувственной, рациональной и волевой сферами» [1; с. 12]. Исходя из этого, при изучении нравственности дошкольника мы будем изучать три компонента нравственного сознания: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Целью нашего исследования было изучение особенностей развития нравственного сознания детей дошкольного возраста для последующего выявления условий, способствующих высокому или низкому уровню развития нравственности. В соответствии с этим нами было проведено исследование, которое проходило на протяжении 2009-2011 года. Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 160 детей, посещающих старшую и подготовительную группы дошкольных образовательных учреждений г. Пензы, 81 родитель и 14 воспитателей.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы: наблюдение, психодиагностические методы (методика «Закончи историю», методика «Сюжетные картинки», методика «Подели игрушку», разработанные Р.Р. Калининой) [3]. Для обработки результатов исследования применялась программа SPSS Statistics 17,0, при помощи которой рассчитывались средние значения, медиана и стандартное отклонение.

Результаты пилотажного исследования позволили разработать дополнительные показатели и шкалы оценок в соответствии с изучаемой нами сферой личности дошкольника. Также нами были окончательно выявлены показатели сформированности нравственной сферы и разработаны процедуры их отнесения к трем различным уровням усвоения нравственных представлений: низкому, среднему и высокому.

На втором этапе проводилось констатирующее исследование, которое выявило уровень развития нравственного сознания дошкольников, в единстве их когнитивного (знание, понимание детьми нравственных ценностей-качеств, осознание ими нравственных норм), эмоционального (эмоциональное отношение к нравственным нормам), поведенческого (нравственная направленность ребенка, проявляющаяся во взаимодействии со сверстником) компонентов.

На основе данных, полученных с помощью методики «Сюжетные картинки» мы можем сделать выводы об уровнях развития когнитивного и эмоционального компонентов (рис. 1).

100

80

60

40

20

0

|.'-

□ низкий уровень ■ средний уровень

□ высокий уровень

эмоциональный

компонент

когнитивный

компонент

Рис. 1. Количество детей, имеющих разный уровень развития эмоционального и когнитивного компонентов (в %, по методике «Сюжетные картинки»)

Проводя более детальный анализ методики «Сюжетные картинки», мы составили таблицу, которая отражает количество детей, проявляющих адекватные эмоции на нравственные ситуации, и ситуации, которые вызывали наибольшие затруднения в эмоциональном реагировании (табл. 1).

Количество детей имеющих низкий уровень развития эмоционального компонента нравственного сознания составляет 13,2 %. Анализируя результаты таблицы 1, мы можем дать качественную характеристику данного уровня. Итак, данная категория детей:

• во всех ситуациях узнает и правильно эмоционально реагирует на ситуации, в которых присутствуют нормы аккуратности и послушания. Однако степень выраженности эмоциональных проявлений невысокая;

• допускает незначительные ошибки в ситуациях уважительного отношения ко взрослым и бесконфликтного поведения со сверстниками;

• в половине случаев неправильно эмоционально реагируют на ситуацию непослушания взрослых и конфликтного отношения со сверстниками;

• редко правильно реагирует на ситуацию проявления неряшливости, неуважительного отношения к старшим, справедливости. Это проявлялось в том, что дети не испытывали отрицательных эмоций по отношению к данным ситуациям, а следовательно не проявляли эмоции осуждения по отношению к отрицательным героям и эмоции сочувствия к положительным, и наоборот. Все это свидетельствует о низком уровне развития эмпатии данной категории детей.

Таблица 1

Частота встречаемости правильно решенных ситуаций у детей с различным уровнем развития эмоционального компонента нравственного сознания (в %)

Успешность выполнения заданий детьми с различным уровнем развития эмоционального компонента нравственного сознания Нравственные ситуации

Аккуратность Неряшливость е о н ье |«н 11 §■ и Неуважительное отношение к старшим Послушание Непослушание Дружелюбие ь т с о н т в и л -е н о и Щедрость Жадность

низкий 100 25 75 0 100 50 100 50 75 25

средний 100 80,3 98 98 98 98 100 49 21,6 80

высокий 100 86 100 100 100 100 100 100 47 100

Для детей со средним уровнем развития эмоционального компонента нравственного сознания, количество которых составило 63,7 %, характерно следующее:

• во всех ситуациях они узнают и правильно эмоционально реагируют на ситуации, в которых присутствуют нормы аккуратности и дружелюбия;

• небольшое количество детей испытывает трудности в адекватном реагировании на уважительное отношение к старшим, послушание, неряшливость и жадность.

• меньше половины детей данной категории неправильно реагируют на ситуацию конфликтного общения со сверстниками, то есть считают приемлемым, если один ребенок бьёт другого;

• в подавляющем большинстве случаев у детей возникали сложности при узнавании чувства вины у героев картинок, возможно, это связано с недостаточным уровнем развития рефлексии, характерным для данного возраста.

для детей с высоким уровнем развития эмоционального компонента нравственного сознания, количество которых составило 22,9 %, характерно следующее:

• адекватное эмоциональное реагирование на предлагаемые нравственные ситуации, при этом эмоциональная выраженность реакций достаточно высокая;

• небольшую сложность вызвали ситуации с неряшливостью, и в половине случаев из-за высоко-

го уровня эмоциональности дети проявляли большее сочувствие к отрицательному герою картинки. Одновременно с этим детям было сложно принять чувство вины героини, и как следствие неправильное эмоциональное реагирование на нравственную ситуацию щедрости.

Анализируя особенности когнитивного компонента нравственного развития, выявленные методикой «Сюжетные картинки», мы уделили особое внимание ситуациям, которые решались детьми с легкостью или вызывали наибольшие сложности. Так как данный аспект позволяет выявить качество усвоения нравственных норм и правил (табл. 2).

Обобщая результаты данной таблицы, мы можем сделать следующие выводы об особенностях когнитивного компонента нравственного сознания детей дошкольного возраста.

дети, имеющие низкий уровень развития когнитивного компонента нравственного сознания, количество которых составило 25,8 %, имеют следующие особенности:

• дети различают нравственные ситуации, представляющие нормы аккуратности, бесконфликтного поведения со сверстниками, жадности, уважительного отношения к старшим. Однако при этом, они не владеют нравственными категориями, то есть не могут дать названия выше перечисленным нормам поведения;

Таблица 2

частота встречаемости правильно решенных ситуаций у детей с различным уровнем развития когнитивного компонента нравственного сознания (в %)

успешность выполнения заданий детьми с различным уровнем развития когнитивного компонента нравственного сознания Нравственные ситуации

Аккуратность Неряшливость е о н ье |«н 11 §■ Неуважительное отношение к старшим Послушание Непослушание Дружелюбие ь т с о н т в и л -е н о и Щедрость Жадность

низкий 100 53 90 86 86 93 100 83 20 90

средний 100 78 98 96 94 100 100 70 31 98

высокий 100 100 100 100 100 100 100 100 71 100

• в половине случаев вызывает затруднения ситуация с неаккуратностью, неряшливостью;

• большие сложности возникали при узнавании ситуации щедрости.

дети со средним уровнем развития когнитивного компонента нравственного сознания, количество которых составило 58,5 %, характеризуются следующими особенностями:

• дети хорошо знают нравственные нормы, связанные с опрятным внешним видом, правилами поведения в общественных местах и со сверстниками;

• небольшие сложности возникали с вопросом о том, насколько приемлемо драться, при этом многие из детей затруднялись во мнении о том, насколько приемлемо заступаться за более слабых;

• наибольшие трудности возникли при решении ситуации щедрости. Большому количеству детей (69 %) сложно было абстрагироваться от ситуации, демонстрирующей жадное поведение одной из героинь картинки и увидеть противоположное ему, демонстрируемое двумя другими героями.

дети с высоким уровнем развития когнитивного компонента нравственного сознания, количество которых составило 15,5 %, характеризовались следующими особенностями:

• дети справились со всеми представленными нравственными ситуациями, при этом, не только дав оценку тому или иному поступку, но и объясняя их причины;

• характерной особенностью данной группы было то, что данная категория детей оперировала нравственными категориями;

• сложность возникла лишь у трети испытуемых, которая проявилась в неправильном истолковании картинки, где дети начали играть в мяч, в то время как героиня, проявив до этого жадность, осталась одна.

Обобщив результаты этой методики, мы можем сделать следующие выводы:

- дети дошкольного возраста безошибочно определяют ценности учения, правила поведения в общественных местах, правил поведения со сверстниками.

- Детьми дошкольного возраста лучше усвоены позитивные нравственные качества, и хуже противоположные им. Это на наш взгляд является следствием того факта, что воспитательные меры со стороны подавляющего количества взрослых направлены на то как надо себя вести, при этом пропуская элемент осознания ребенком своего плохого поведения.

- Наиболее противоречивую эмоциональную реакцию детей вызывали нравственные ситуации, демонстрирующие такие качества, как неряшливость и щедрость. Большое количество детей симпатизировало героине, которая прихорашивалась и не обращала внимание на беспорядок в комнате и разорванные книги. Кроме этого, другая карточка с героиней, которая осталась в стороне после проявившей по отношению к друзьям жадности, также вызывала у многих сочувствие. Последнее свидетельствует о не преодоленном эгоцентризме большинства детей данного возраста.

- Помимо этого, одной из удивительных особенностей было то, что на картинке, выявляющей такую

нравственную норму как аккуратность, большинство детей узнавали - стремление к учению. Данный факт на наш взгляд можно объяснить тем, что: число детей посещающих различные студии, курсы раннего развития, за последние годы очень возросло. Родители стремятся начать обучать детей как можно раньше, однако, такие умственные перегрузки всегда чем-то компенсируются. В нашем исследовании мы обнаружили такую компенсацию за счет развития навыков самообслуживания. По мнению воспитателей подготовительных групп, и по наблюдениям учителей начальной школы, в настоящее время дети 6-7 лет очень опекаемы в бытовом плане, в результате чего на такие ценности как аккуратность-неряшливость они перестают обращать внимание.

Далее перейдем к результатам методики «Закончи историю» (рис. 2), которая позволяет выявить особенности развития когнитивного и поведенческого компонентов нравственного сознания.

Изучая результаты уровня развития когнитивного компонента нравственного сознания, мы обнаружили похожее распределение данных с предыдущей методикой «Сюжетные картинки», что косвенным образом подтверждает надежность и валидность введенных нами критериев и оценок результатов теста. Уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания у 40 % детей является средним (значение медианы составляет 2,9), что характеризует детей данного возраста как ситуативных носителей моральных норм. В большинстве дети данного возраста выполняют нравственные нормы в ответ за какую-либо награду, либо из-за страха наказания. Однако, как показало распределение результатов исследования, около 37 % детей имеют высокий уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания, что проявляется в способности жертвовать своими интересами ради должествования. и часть детей (23 %) имеет низкий уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания, что интерпретируется как то, что ребенок руководствуется в своем поведении собственными желаниями, а не моральными нормами.

Важным моментом при анализе данной методики было не просто подсчитать количество правильных или неправильных ответов, но и проанализировать мотивы моделируемого поведения детей в предложенных ситуациях. Обобщив все ответы, мы их сгруппировали следующим образом (табл. 3).

когнитивный поведенческий

компонент компонент

Рис 2. Количество детей, имеющих разный уровень развития эмоционального и когнитивного компонентов, в % (по методике «Закончи историю»)

100

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

40

20

0

|. ^ 52 6

— —г

————

ль

□ низкий уровень ■ средний уровень

□ высокий уровень

Таблица 3

Мотивы выбора поведения дошкольников (по результатам методики «Закончи историю»)

Группы мотивов Примеры мотивов Количество ответов (в %)

Мотивы-правила • Потому что правду нужно говорить • Друзьям нужно помогать • Младшим нужно уступать • Надо признаваться всегда • Девочкам нужно уступать • Надо сказать пожалуйста... • Потому что нужно быть добрым, осторожным и аккуратным и не ломать игрушки • Нельзя друзей обижать • Потому что воспитатель сказала • Потому что девочек нужно любить и уважать 55

Мотивы удовлетворения личных желаний и интересов • Потому что ей хотелось поиграть самой • Это мне мама подарила куклу • Это не мы сломали машину • Я не помогу, потому что это не мои друзья 23

Мотивы нравственного отношения к окружающим и стремления соответствовать нравственному образцу • Потому что ему стало ее жалко • Потому что она добрая • Потому что они дружили • Потому что он любит убираться • Она старшая, поэтому она уступила свою куклу • Потому что перед сестрой не удобно отказывать • Я не люблю жадничать • Потому что она сестренку любит и уважает 22

как видно из таблицы, дети в своих поступках в большей степени ориентируются на правила (около 55 %). у четверти детей (23 %) в большей степени представлены мотивы удовлетворения личных интересов. И приблизительно такой же процент (22 %) детей приводят ответы, в которых руководствуются стремлением соответствовать нравственным нормам. Последняя группа мотивов, безусловно, соответствует нравственным мотивам высшего порядка. Данные результаты отвечают утверждению психологов о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей могут формироваться нравственные мотивы высокого уровня.

Для исследования поведенческого компонента нравственного сознания, мы использовали методику «Подели игрушки». По результатам которой, можно сделать вывод о том, что 71,1 % дошкольников в ситуации морального выбора склоняются к собственным интересам, и лишь 28,9 % детей поступают в соответствии с моральными нормами. Данные результаты также косвенным образом подтверждают результаты методики «Закончи историю», так как средний и низкий уровень развития поведенческого компонента нравственного сознания свидетельствуют о неустойчивости нравственной саморегуляции.

Обобщив результаты трех методик, мы подсчитали количество испытуемых, имеющих различные уровни развития нравственного сознания (рис.3).

Анализируя данные этого рисунка, мы видим, что более 60% дошкольников находятся на среднем уровне развития нравственного сознания, что проявляется в невозможности оперирования определенными нрав-

ственными понятиями. При объяснении нравственных норм и качеств используются конкретные примеры. При взаимодействии с окружающими чаще всего правильно распознают эмоциональные состояния людей. Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны. Однако степень выраженности эмоциональных реакций на нравственные поступки не столь яркая. В ситуации морального выбора поступает по-разному, чаще оказывает действенную помощь по просьбе или из-за желания получить одобрение.

Когнит комп Эмоц комп Поведен комп

Рис.3. Количество дошкольников (в %), имеющих различную степень выраженности развития компонентов нравственного сознания.

Приблизительно одинаковую часть составляют дошкольники, имеющие низкий и высокий уровни развития всех компонентов нравственного сознания. Данные результаты подводят нас к выводу о том, что уже в дошкольном возрасте могут быть созданы условия для формирования высокого (рефлексивного) уровня развития нравственных образований. Таким

80-"

:т1тгігг1^

□ низкий уровень ■ средний уровень

□ высокий уровень

образом, наша работа будет продолжена в направлении изучения факторов, способствующих и препятствующих развитию нравственного сознания.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности.

Дис...д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.

434 с.

2. Знаков В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. №1. С. 32-43.

3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Спб.: Речь, 2002. 694 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.