Научная статья на тему 'Нравственное самоопределение личности: психолого-педагогический аспект проблемы и сущность процесса'

Нравственное самоопределение личности: психолого-педагогический аспект проблемы и сущность процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2186
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / UPBRINGING / PERSONALITY / MORAL SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкевич Владимир Вячеславович

Рассматривается психолого-педагогический аспект проблемы нравственного самоопределения личности, выделяются компоненты самоопределения, определяются признаки нравственно самоопределившейся личности, обозначены педагогические условия эффективности процесса нравственного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogic aspect of the problem of personality moral self-identification are considered, components of self-identification are deduced, signs of morally self-identified personality are determined, pedagogic conditions for efficiency of moral self-identification process are designated.

Текст научной работы на тему «Нравственное самоопределение личности: психолого-педагогический аспект проблемы и сущность процесса»

УДК 159.923

Пашкевич Владимир Вячеславович

Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь

pashkevich-v@tut.by

НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА

Рассматривается психолого-педагогический аспект проблемы нравственного самоопределения личности, выделяются компоненты самоопределения, определяются признаки нравственно самоопределившейся личности, обозначены педагогические условия эффективности процесса нравственного самоопределения.

Ключевые слова: воспитание, личность, нравственное самоопределение.

Проблема нравственного воспитания, нравственного развития и совершен. ствования личности во все времена волновала человечество, оставалась доминирующей в трудах философов, религиозных деятелей, психологов, педагогов-теоретиков и педаго-гов-практиков. Поиск универсальных средств становления и развития нравственно полноценной личности, способной принимать нравственные решения и, главное, нести ответственность за их решения, продолжается и сегодня. Как показала практика, трудно добиться позитивного результата в воспитательном процессе, особенно процессе нравственного воспитания, опираясь на директивную педагогику. Результат такого подхода - личность нравственно инфантильная, неспособная на ответственный нравственный выбор, уклоняющаяся от выбора как такового и принятий решений. Вот почему сегодня целесообразно говорить об изучении возможностей саморазвития личности в процессе воспитания.

На наш взгляд, одним с важнейших направлений саморазвития личности является ее нравственное самоопределение. В отечественной, а также в зарубежной педагогики и психологии не так много специальных работ, посвященных изучению проблемы нравственного самоопределения. Тем не менее, в педагогической среде все чаще и чаще поднимается вопрос необходимости формирования личности, способной строить свой жизненный путь, свою судьбу, способной принимать сложные нравственные решения и отвечать за них, а, следовательно, способной к самоопределению.

Анализ философских учений о нравственном самоопределении личности (Ж.П. Сартр, Э. Фромм,

Н.О. Лосский, Н.Д. Зотов, Д.Ж. Валеев, О.Г Дроб-ницкий и др.) дал нам возможность сделать вывод, что толчком к самоопределению является

осознание человеком самого себя, своего существования, своего прошлого, настоящего и будущего. Самоопределение - это свободный выбор человека и осознание самосоздания, выбор способов своего существования и взаимоотношений с другими людьми и вещами, но выбор соотнесенный с нормами и требованиями общества, которые человек осознает и принимает.

Не остались в стороне от изучения проблемы самоопределения и представители психологической науки. Так, в психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского самоопределение личности рассматривается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [1, с. 351]. Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены еще С.Л. Рубинштейном. Самоопределение в психологической науке рассматривается в качестве интегрального мотива жизненной активности и важнейшего мобилизационного ресурса человеческой психики (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, К.А. Абульханова-Славская и др.). А.Н. Леонтьев рассматривает самоопределение как глубоко индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основной результат которого - избирательные отношения к миру, выбор деятельности, которые личность присваивает [2]. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая сформировалась внутри координат системы отношений [3]. Проблеме самоопределения личности в общеповеденческом понятии посвящено исследование В.Ф. Сафина [4]. Личность, которая самоопределяется, согласно подхода ученого, - это социально зрелый человек, который владеет высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических

© Пашкевич В.В., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

29

умений и навыков, необходимых для социально направленной жизнедеятельности. В психологическом аспекте такая личность осознает свае цели, жизненные планы, личностные и физические свойства, то, что ждет от нее общество.

Л.И. Божович рассматривала проблему самоопределения личности в аспекте возрастного развития. Ею отмечается, что потребность в самоопределении возникает у ребенка на этапе перехода подростка в юношеский возраст [5].

Изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме самоопределения личности привели нас к выводу, что какой бы тип самоопределения не рассматривался (личностное, жизненное, профессиональное, социальное), можно выделить следующие компоненты самоопределения:

1) когнитивный компонент (знания о себе, своей самобытности, своих способностях, особенностях и своей личной неповторимости);

2) аксиологический компонент (система ценностей, ценностных ориентаций, в том числе нравственных, которые регулируют поведение личности);

3) конативный компонент (что и как человек делает, как относится к своей деятельности, какие у него взаимоотношения с другими людьми; присутствие индивидуальной активности, проявление своей индивидуальности);

4) аффективный компонент (эмоции и чувства личности, которые проявляются и связаны с личными переживаниями, оценкой и самооценкой).

Нас наиболее интересует понятие «нравственное самоопределение». В этом плане мы рассматриваем самоопределение как центральный механизм становления личностной зрелости, сущность которого в осознанном выборе человеком своего места в системе разносторонних социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре связей с другими людьми.

На ранних этапах развития ребенка центральным механизмом его становления его сознания выступает приобщение к культурно-историческому, моральному опыту человечества. Формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесной связи с носителями опыта - взрослыми, которые выс-

тупают направляющей и регулирующей силой в этом процессе. Усвоение нравственного опыта происходит за счет подражания, позже - посредством совместных, кооперативных действий. Подчиненное положение ребенка на этом этапе естественно и закономерно. Только постепенно ребенок приобретает способность действовать самостоятельно, что выступает главной предпосылкой формирования самосознания. На этой основе по мере возрастного развития формируются осознанные избирательные отношения к внешним обстоятельствам, нравственным ценностям. Ребенок уже в состоянии принимать одни и отрицать другие не просто на основе элементарных стремлений или настроения, но и на основе осознанных оценок, убеждений, идеалов.

Психологи рассматривают самоопределение и как процесс усвоения человеком разных социальных ролей, одни с которых он принимает, другие - отрицает; одни успешно усваивает, тогда как исполнение других у него не получается. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому влиянию, так как именно от него зависит выбор ролей и их адекватное усвоение. Недоработки в воспитательном процессе приводят к тому, что, взрослея, человек не может полноценно выполнять социально значимые роли, осуществлять нравственный выбор и поэтому отдает предпочтение тем, которые не связаны с интеллектуальными и нравственными усилиями. Полноценного самоопределения в таких случаях не происходит, это значит, что предпочтение отдается конформному подражанию примитивным образцам. Результатом этого является пассивность, нравственный инфантилизм, девиантное поведение.

В педагогической литературе нравственное самоопределение часто рассматривается как определение своего нравственного идеала и нравственных принципов как основных регуляторов своих поступков и жизнедеятельности в целом, осознание себя как хранителя и носителя нравственных ценностей. Такой подход кажется нам немного упрощенным, не в полной мере раскрывающий сущность вопроса в контексте проблемы самоопределения в целом. Мы рассматриваем нравственное самоопределение как феномен, который имеет ценностно-смысловую основу и основывается на осознанном и ответственном нравственном выборе и соотносится с требованиями морали, определении отношений

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

к нравственным ценностям общества и личных ценностей, путей нравственной самореализации.

Как происходит процесс нравственного самоопределения? В своих суждениях мы исходим из того, что процесс нравственного самоопределения протекает на протяжении всей жизни, он может активизироваться, переходить на более высокий уровень на определенных этапах развития личности.

Процесс нравственного самоопределения не может осуществляться без анализа личностью своих нравственных возможностей, способностей склонностей, интересов, целевых установок, нравственных качеств и ценностей; он протекает под влиянием многих как внутренних, так и внешних факторов.

Стремление к нравственному самоопределению - стремление к высшему уровню развития. Мы считаем, что для личности, способной к нравственному самоопределению характерно:

1) осознание себя как непосредственного субъекта нравственной деятельности;

2) знание своих нравственных возможностей и адекватная нравственная самооценка;

3) способность к нравственному выбору;

4) присутствие нравственной активности и ответственности;

5) сформированные нравственные ценностные ориентации;

6) устойчивое стремление к нравственной самореализации.

Процесс нравственного самоопределения имеет свои этапы развития, которые, в определенной степени, соотносятся с этапами физического и психического развития личности [6]. Отсутствие педагогической поддержки процесса нравственного самоопределения, а также незнание педагогом условий эффективного развития нравственного самоопределения может привести к нравственному инфантилизму воспитанника, что выражается в неспособности к самостоятельному нравственному выбору, несформированнос-ти системы нравственных ценностей, отсутствии четко выраженной линии поведения. При этом, данное положение может полностью удовлетворять ребенка, а позже и взрослого человека. Приспособление к обстоятельствам жизни, обвинения всех окружающих, кроме себя, в ситуации неудачи становится нормой для личности.

Анализ философской, психолого-педагогичес-кой литературы, наш собственный опыт изуче-

ния проблемы нравственного самоопределения позволили сделать вывод, что можно выделить следующие составляющие данного понятия:

- нравственные знания (знания нравственных категорий и нравственных принципов);

- мотивы поведения;

- нравственная самооценка, полученная личностью на основе самопознания;

- нравственные ценностные ориентации.

Исходя из сказанного, механизм процесса нравственного самоопределения личности мы видим в познании и принятии нравственных ценностей общества через нравственный выбор, идентификацию. Самопознание и формирование на этой основе нравственных ценностных ориентаций, духовной самоценности, способности самостоятельно вырабатывать нравственные принципы и руководствоваться ими в своем поведении.

Подчеркнем еще раз, что процесс нравственного самоопределения будет протекать успешно при условии, что основой его будет гуманная педагогика, способствующая осознанному принятию ценностей, их выбору, а не навязывание с установкой беспрекословного исполнения. Педагогу важно помнить и о том, что в нравственном самоопределении личности чрезвычайно важное значение приобретает процесс самопознания. В этой ситуации задачей учебно-воспитательного учреждения, родителей становится создание условий для самопознания. В процессе самопознания формируется нравственная самооценка ребенка, развивается способность к оцениванию, объективному выбору.

Важными условиями нравственного самоопределения личности являются также развитие таких качеств, как самостоятельность и активность, формирование нравственной ответственности, которая способствует правильному нравственному выбору, учет половой принадлежности, возрастных особенностей, развитие эмоциональной и волевой сфер развивающейся личности и т.д.

Подводя итог, отметим, что потребность и способность личности к самоопределению обусловлена уровнем развития общества. Хочется надеяться, что ушли в небытие времена директивной педагогики с жесткими установками на исполнение норм, предписаний, инструкций, на уменьшение активной позиции личности, творческого начала в освоении нравственных норм и ценностей. Сегодня нормой для учебного заведения становится возможность выбора новых вариативных

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

31

программ, учебников, технологий обучения и воспитания. Все это создает лишь стартовые возможности для процесса нравственного самоопределения развивающейся личности. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы становится создание благоприятных условий для нравственного развития и самоопределения учащихся, что, в свою очередь, обуславливает познание педагогической сущности и механизма процесса нравственного самоопределения.

Библиографический список

1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

4. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие к спецкурсу. - Свердловск: Свердловск. гос. пед. ин-т, 1986. - 142 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6. Пашкевіч У.В. Маральнае самавызначэнне школьнікау: метадалогія і тэорыя. - Мінск: МДЛУ 2007. - 177 с.

УДК 371.4

Сапожникова Татьяна Николаевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

sapozhnikova-tat@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Предложено авторское понимание жизненного самоопределения человека, готовности старшеклассников к жизненному самоопределению как возрастного новообразования. Определена позиция педагогов, их функции и содержание деятельности по формированию комплекса компетенций, необходимых молодым людям для осуществления экзистенциального выбора.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, жизненное самоопределение, экзистенциальная педагогика, старшеклассники.

Обращение к проблеме педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Во-первых, демократические преобразования, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод создали условия для становления личности, осознающей свою роль в событиях современной истории, способной к экзистенциальному выбору и ответственности за его последствия. Для этого молодые люди, стоящие на пороге школы, должны разобраться в идеологических ориентирах, определиться с критериями оценки совершаемых поступков, осознать смысл собственного существования. Миссией учебного заведения становится воспитание человека, «умеющего оптимально прожить жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности» [2].

Однако третья ступень современного общего образования в России при многочисленных по-

пытках модернизации содержания и педагогических технологий в большей степени направлена на подготовку выпускников к выбору профессии и получению ими профессионального образования, что, безусловно, важно, но далеко не достаточно для жизненного самоопределения.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что поисковая активность, прогнозирование жизненных перспектив являются важной социальной потребностью ранней юности. В этот период активно формируется социальный тип личности, осуществляется выбор индивидуальной жизненной позиции, проявляющейся в отношениях к себе и обществу, раскрывающейся в жизненных целях и стоящими за ней мотивами, способами и средствами их достижения. Очевидно, что чем шире границы поля экзистенциального выбора и богаче его содержание, тем разнообразнее альтернативы поиска и гибче траектория. Несмотря на это, современная общеобразовательная школа, провозглашая себя открытой воспитательной системой, недостаточно включает воспитанников в сис-

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Сапожникова Т.Н., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.