3. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. - 2000.
4. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2001.
5. Павленок П.Д. Теория, история и методика соц. работы. - М., 2004.
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР И НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
© Брюхова Н.Г.*
Предпринимательский институт психологии и педагогики Астраханского государственного университета, г. Астрахань
В статье акцентируется внимание на актуальной необходимости учета ценностных ориентиров молодежи и создания условий для нравственного развития молодых людей. Аргументируется и обосновывается необходимость рассмотрения ценностных ориентаций современной молодежи в рамках акмеологии. Автором рассматривается и анализируется нравственность молодежи как ценность для обретения ею личностной психологической зрелости. Статья демонстрирует необходимость психологически обоснованного и согласованного формирования ценностных нравственных ориентиров.
Формирование нравственно-активной личности молодого человека -главная задача воспитания и обучения, поскольку от нравственного развития граждан нашего общества зависит все сферы жизнедеятельности людей [6, с. 211]. Современное общество во многом упразднило традиционные морально-нравственные ценности, а новых ценностей не создало [11, с. 248]. Соответственно нынешнему состоянию общества в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения молодой человек как личность вынужден воспитывать и проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы при ориентации на высокую нравственную культуру и нравственное самосо-вершествование [1, с. 24]. В наше время, когда главными критериями достоинств и направления развития молодого человека «провозглашается материальное благополучие или богатство» [1, с. 204], и не только в юношеском возрасте, решать задачу выбора нравственных эталонов и стандартов непросто, определять и выявлять свои нравственные качества и уровень их развития сложно, но необходимо. Эталонами здесь должны быть, или стать, нравственные общечеловеческие ценности.
* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук, доцент.
На современном этапе развития нашего общества в критических жизненных ситуациях, и ситуациях неопределенности - в условиях нравственного выбора, важным является ориентация, направленность активности молодого человека не просто на те или иные ценности, а, прежде всего на претворение им в жизнь общечеловеческих нравственных ценностей как приоритетного критерия для любого выбора. В этом случае нравственные характеристики высоконравственных людей должны стать эталоном, образцом для подражания, для подлинного усвоения и присвоения нравственных стандартов.
Немало выдающихся личностей, оставивших глубокий след в истории и повлиявших на мировоззрение людей, систему их отношений, давших отчетливые нравственные ориентиры и установки [1, с. 215] - их мировоззренческие позиции должны быть подробно проанализированы, поняты и гармонично приняты молодыми людьми.
В процессе воспитания и развития молодежи необходимо обращение пристального внимания к проблемам нравственного совершенствования личности, формирования нравственного авторитета, духовного развития. Это чрезвычайно сложные проблемы, решение которых невозможно без четкого определения мировоззренческой позиции, что естественным образом приведет к ее идеологической ориентации.
При нравственном развитии молодых людей необходимо учитывать тенденции изменения направленности нравственных качеств и ее интенсивность и учитывать их психологические и социальные причины.
«Развитие личности - это не то, что с личностью «случается»; личность -это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного и отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» [2, с. 31].
Понимание развития как совершенствования, движения к зрелости прежде всего предполагает стремление к личностной зрелости, которая выражается в самостоятельности и ответственности за принятие жизненных решений, в способности определить свою зону ближайшего развития и личностного роста, в стремлении расширить пространство саморазвития. Здесь под развитием в направлении зрелости своей личности подразумевается преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений в соответствии с общечеловеческими ценностями. Социальная активность зрелой личности характеризуется гуманистической направленностью, высокой ответственностью, проявляющейся и в заботе о других людях. Такой взгляд на личностное развитие в направлении зрелости наилучшим образом обозначен в рамках акмеологии.
Нами вслед за учеными-акмеологами личностный аспект зрелости рассматривается, прежде всего в контексте морально-нравственного поведения
человека. Общечеловеческие нравственные ценности в качестве личных норм, соответствуя гуманистическим воззрениям должны быть главными регуляторами поведения и отношений, настраивая молодых людей на, так, понимаемое прогрессивное развитие, и достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов. Опора на нравственные и этические нормы обусловливает у личности высокий уровень самоконтроля.
Акмеологическое понимание сущности процессов развития ближе к положениям принципа субъектности, а также к идеям А.Ф. Лазурского и базисным положениям гуманистической психологии [1, с. 42]. По мнению одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу «... суть развития человека - стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал» [14, с. 502]. Об этом говорилось в трудах других основателей гуманистической психологии К. Роджерса и Г.Олпорта, которые главным в развитии личности провозглашали ее самоактуализацию. Однако, как очень верно подмечает А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин «акмеологи-ческий взгляд хотя и близок к идеям гуманистической психологии, но не тождественен им. Для акмеологов важны не только процессы самореализации, а еще то, что является принципиальным с акмеологической точки зрения, их направленность. В акмеологическом понимании главным содержанием развития должна стать прогрессивная и гуманистическая (а не какая иная, особенно эгоистическая) самоактуализация и самореализация личности» [1, с. 42].
Содержательно развитие молодых людей до уровня личностной зрелости должно рассматриваться в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее нравственного «обогащения», включающего повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, нормативно-нравственную систему регуляции поведения и отношений, отхода от неадекватных личностных установок и стандартов [1, с. 110]. В качестве моральнонравственных качеств личности выступают в первую очередь такие качества, как порядочность, честность, верность своему слову, доброжелательность, справедливость [1, с. 165].
Зрелая личность - это личность, для которой поступательно значительно возрастает роль самооценки морально-нравственных качеств, хотя критерии и требования значительно ужесточаются. Молодым людям должно развиваться в направлении совершенствования себя как человека, умеющего выстраивать субъект-субъектные отношения, основывающиеся на общечеловеческих нравственных ценностях [5, с. 278-279].
В рамках психологической науки многие искания как зарубежных, так и отечественных ученых были предприняты для выявления ценностных основ нравственного развития, утверждения и подтверждения жизненной необходимости ценить нравственное развитие личности.
Так А. Маслоу вводит в место оппозиционных понятий «норма - патология» понятия - «вочеловеченность - недочеловечность» и утверждает, что
невроз должен интерпретироваться в первую очередь как кризис человечности, как дефект личностного роста и ошибка в духовном развитии человека [8, с. 44]. Франкл В. отмечает, что интериоризация общечеловеческих ценностей представляется более предпочтительной для развития личности, нежели усвоение групповых ценностей или ценностей «региональной» субкультуры, и далее не двусмысленно пишет: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [12, с. 114]. Фромм Э. неоднократно подчеркивает, что «конструктивный путь удовлетворения потребности - это ассимиляция общечеловеческих ценностей, деструктивный путь - выработка системы ценностей, враждебной общечеловеческим смыслам, или их извращение» [13].
Карл Роджерс неоднократно наблюдал, как его клиенты, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе [9, с. 25].
Слободчиков В.И. и Исаев Е.И., утверждая, что «человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества» [10, с. 335], определяют нравственность как личную форму этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро.
Бодалев А.А., раскрывая содержание понятия «прогресс развития» в направлении зрелости в первую очередь отмечает «изменения в мотивационной сфере человека, в которых сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности» [3, с. 43].
Братусь Б.С. настаивает на том, что приобщение человека именно к общечеловеческим нравственным ценностям является фактором гармонического развития личности [4, с. 21].
Отечественными авторами большое внимание уделяется такому нравственному этическому чувству [10, с.200], такому одному из выражений нравственного самосознания личности как совесть. Так В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут, что «высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть» [10, с. 274] и что «именно пробуждение и развитие совести способствует психологической зрелости» [10, с. 277]. Красило А.И. как автор социально-гуманистического подхода к психологическому консультированию указывает на то, что процесс консультативной работы должен быть направлен на «восстановление созидательной направленности совести клиента» [7, с. 30], для этого психологом-консультантом должны предприниматься попытки поддержки активности развития клиента в направлении духовных ценностей, без которых человеку не доступна «роскошь человеческого общения» [7, с. 69].
В процессе развития личности молодого человека его нравственное развития должно выступать в качестве одного из основных аспектов его разви-
тия как зрелой личности. Для этого необходимо обучать молодых людей рассматривать и анализировать свои жизненные проблемы с позиции общечеловеческих ценностей.
Список литературы:
1. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
2. Анцыферова Л.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека / Психология личности: новые исследования / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и М.И. Воловнковой. - М.: ИП РАН, 1998. - С. 31.
3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта, 1998. - 168 с.
4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер, 1994. - 60 с.
5. Брюхова Н.Г. Психология развития индивидуального сознания дич-ности зрелого человека // Наука и современность - 2011: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под. общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ 2011. - С. 275-280.
6. Газизова Л.М. Психолого-акмеологические аспекты нравственного развития личности профессионала // Наука и современность - 2012: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под. общ. ред.С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ 2012. - С. 210-215.
7. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 504 с.
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - С. 25.
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
11. Фиданян Т.Т. Психолого-акмеологические особенности нравственно-этического развития личности // Наука и современность - 2012: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под. общ. ред.С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. - С. 246-251.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
13. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
14. Хьелл Л., Зигер Д. Теория личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608 с.