УДК 159.923
Балык Анна Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
Цыбуленко Ольга Петровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ
Balyk Anna Sergeyevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
Tsybulenko Olga Petrovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
PSYCHOLOGICAL MATURITY OF PERSONALITY: THEORETICAL CONCEPTS AND APPROACHES
Аннотация:
Становление зрелости личности - процесс многосторонний и, следовательно, гетерохронный. Психологическую зрелость личности отечественные и зарубежные авторы связывают как с биологическими, так и с социальными критериями. Также в структуре психологической зрелости личности выделяют четыре базовых, фундаментальных компонента: ответственность, терпимость, саморазвитие и интегративность, вокруг которых определенным образом группируется множество других компонентов. Однако для целостного понимания человека как «владельца», «носителя» этих ипостасей, осмысления всей сложности зависимостей между ними необходимо сведение результатов изучения в единую картину. Попытка подобного сведения предпринята в представленной статье.
Ключевые слова:
личность, я-концепция, самоактуализация, саморазвитие, жизнедеятельность, зрелость, психологическая зрелость.
Summary:
Development of personality maturity is a multilateral and, therefore, heterochronic process. Russian and foreign authors associate psychological maturity with both biological and social criteria. Also, in the structure of psychological maturity of a person there are four basic, fundamental components, around which many other components are grouped in a certain way. However, for the holistic understanding of a human as an "owner" and "carrier" of all these incarnations, comprehension of the complexity of the dependencies between them, it is necessary to integrate the results of the studies into a single picture. The article presents an attempt of such integration.
Keywords:
identity, self-concept, self-actualization, self-development, life, maturity, psychological maturity.
Научный интерес к проблеме зрелости личности на современном этапе общественного развития связан с теоретическими и экспериментальными исследованиями человека в контексте многообразных проявлений в пространстве его жизнедеятельности: отношение человека к самому себе, к межличностному взаимодействию в близком и дальнем окружении, к собственной жизни среди людей, к своей профессиональной деятельности и ее результатам. В современной психологии в структуре зрелости личности выделяются различные аспекты, в соответствии с которыми можно говорить о наличии психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, нравственной, социальной и психологической зрелости.
Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется как многомерный и многогранный конструкт. Причем представители различных психологических подходов и направлений в своих изысканиях делают акцент на разных составляющих данного понятия, выделяя центральные в его психологическом содержании свойства.
Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), психологии развития (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А.Г. Портнова), акмеологии (А.А. Бо-далев, А.Л. Деркач, А.А. Реан), отечественной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев и др.). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.
Г. Олпорт является автором одной из тех концепций, которые максимально полно описывают структуру психологической зрелости личности. Он считал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни процесс становления и развития. В процессе изучения психологической зрелости ученый обращал особое внимание на уникальность каждого человека, каждой личности. По его мнению, не существует единых критериев для описания абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько самих развивающихся: «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» [1]. Также автор считал, что в попытках найти универсальные критерии психологической зрелости, которые подошли бы для каждого человека, мы забываем о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно.
Значимым моментом в концепции Г. Олпорта является его идея об отсутствии взаимосвязи психологической зрелости с хронологическим возрастом человека. По его мнению, личность приобретает зрелость в той или иной степени при столкновении с трудностями и страданием. В данном тезисе содержится предположение ученого о том, что механизм формирования зрелости личности связан с преодолением ею трудных жизненных ситуаций.
Г. Олпорт выдвинул идею о том, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:
1) широкие границы «я»,
2) теплые социальные отношения,
3) положительное представление о самом себе,
4) реалистическое восприятие,
5) способность к пониманию себя и юмор,
6) обладание цельной жизненной философией.
Автор такого направления, как гуманистическая психология, А. Маслоу рассматривает понятия «психологическая зрелость» и «психологическое здоровье» как тождественные. Он считал, что иерархия потребностей, состоящая из пяти базовых потребностей человека, является актуальной в процессе жизни для каждого человека. В контексте ее рассмотрения в рамках психологической зрелости, по мнению А. Маслоу, чем выше человек сможет подняться в этой иерархии, тем большую самобытность, более многообразные индивидуальные качества, личностные свойства, а в итоге психологическую зрелость он приобретет. «В том случае, когда человек внутренне чувствует себя свободным и при возникающей необходимости прислушивается к себе и может опереться на себя, всецело доверяя себе и отражая происходящее в его внутреннем мире, его стремление к верхней ступени - самоактуализации реализуется в полную силу и он достигает большей зрелости» [2].
Таким образом, в гуманистической психологии психологическая зрелость является понятием, связанным со стремлением личности к вершине в иерархии потребностей, к самоактуализации. В соответствии с таким пониманием психологической зрелости личности А. Маслоу в качестве основных черт, которыми обладает зрелый, самоактуализирующийся человек, выделил: адекватное восприятие реальности (реалистичность), непосредственность, сосредоточенность на проблеме (а не на себе), автономность, независимость от окружения (самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), демократический характер (уважительное отношение к другим, эмпатия), способность устанавливать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.
К. Роджерс в своей концепции психологическую зрелость личности связывал с я-концеп-цией. Составляющими частицами я-конструктов являются бессознательные механизмы, сформированные в раннем возрасте, сознательные паттерны поведения, а также механизм идентификации. В результате в процессе онтогенетического развития у человека складывается субъективная картина окружающей действительности, основанная на индивидуально пережитом личностью опыте, который также становится значимой частью образа «я». И чем более высокого уровня психологической зрелости достигла личность, тем более индивидуально, рельефно сформировано и выражено ее фундаментальное ядро - «я».
Таким образом, согласно теории К. Роджерса, я-концепция, имеющая взаимозависимость с психологической зрелостью личности, представляет собой разнообразные фрагментарные эмоциональные, когнитивные, межличностные впечатления личности, постепенно складывающиеся в целостное ядро. Стимулом, лежащим в основе развития я-концепции, является желание человека реализовывать свой потенциал в различных видах и формах жизнедеятельности.
С.Л. Братченко и М.Р. Миронова на основе работ К. Роджерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые разделяются на внутри- и межличностные.
К внутриличностным критериям относятся:
- принятие и понимание себя,
- открытость внутреннему опыту переживаний,
- ответственная свобода,
- целостность и конгруэнтность,
- динамичность (как гибкость и открытость изменениям).
Межличностные критерии включают:
- принятие и понимание других,
- социализированность (как конструктивные социальные отношения, компетентность в разрешении межличностных проблем),
- творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам) [3].
В экзистенциально-гуманистических концепциях также исследуется феномен психологической зрелости. Например, в гештальт-терапии Ф. Перлз в качестве основного критерия психологической зрелости выделял автономность и рассматривал этот критерий как способность личности опираться на самого себя, доверять своему внутреннему опыту. Э. Фромм связывал понятие зрелости личности с ее способностью любить. Зрелую любовь он интерпретировал как способность личности заботиться о другом, уважать интересы другого, нести ответственность за другого. Исходя из этого, согласно Э. Фромму, психологическая зрелость напрямую проявляется в межличностных отношениях, которые сопряжены с заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей [4]. Близка к концепции Э. Фромма в отношении понимания и интерпретации психологической зрелости теория межличностных отношений Г. Салливана, согласно которому здоровое психическое развитие рассматривается в контексте зрелых межличностных отношений, причем значимым аспектом является способность личности устанавливать близкие отношения с другими людьми. Г. Салливан считал, что психологически зрелая личность способна одновременно испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу [5].
Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется и в отечественной психологии. Однако здесь акцент, в отличие от зарубежных исследований, смещается с межличностных отношений на субъектные характеристики личности. Так, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов связывают психологическую зрелость со степенью активности личности в выборе траектории своего жизненного пути, ее способностью к организации жизни в соответствии с собственным представлением. П.Я. Гальперин, В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов выделяют в качестве значимой взаимосвязь зрелости личности с ответственностью. Б.С. Братусь обозначает зрелость как способность разделять идеальные и реальные жизненные цели и установки. Л.И. Божович определяет зрелость как способность личности к автономии и независимости. С.К. Нартова-Бочавер, изучая феномен психологической зрелости, делает вывод о ее непосредственном проявлении в устойчивом образе «я», в системе поведенческих паттернов личности, в способности принимать решения, основываясь на собственных внутренних представлениях об окружающей действительности, и готовности нести ответственность за них.
Г.С. Сухобская наряду с изучением таких аспектов зрелости, как личностный смысл образования взрослого человека, продуктивные тенденции развития, самоопределение, рассматривает и показатели зрелости психического развития человека. В качестве значимых показателей зрелости личности она выделяет способности:
- к прогнозированию своего поведения;
- преодолению себя, самомотивации с целью достижения поставленных целей;
- самоанализу своей деятельности и полученных в результате ее выполнения результатов;
- рефлексии на основе накопленных аффективных впечатлений;
- «извлечению уроков» из собственного поведения;
- адекватной эмоциональной реакции в различных жизненных ситуациях.
Интересным моментом в концепции Г.С. Сухобской является автономное исследование понятия «социальная зрелость». По ее мнению, эти структуры личности развиваются независимо друг от друга, причем зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения у одного и того же человека. В качестве подтверждения своего тезиса автор предлагает рассмотрение личности, использующей хорошо развитую рефлексию и практический интеллект с целью оправдания социально неблаговидных поступков; либо личности, полностью разделяющей ценности социума и соблюдающей их в поведении, что не всегда свидетельствует об осознанном ценностном выборе, а зачастую говорит о высоком уровне конформизма личности [6].
Понятие «психологическая зрелость личности» в акмеологической концепции рассматривается главным образом с точки зрения морально-нравственного развития. Психологическая зрелость представляется авторами данного направления как категория, заключающая в себе гуманистическую направленность личности, континуум норм и правил поведения и отношений. Один из представителей акмеологической концепции А.Л. Журавлев в качестве основополагающих критериев зрелости личности выделяет толерантность, высокую значимость межличностных отношений и гуманистическую направленность на реализацию общественно значимых целей.
Психологическая зрелость является непосредственным объектом исследования в психологии развития (Г. Крайг, Дж. Ловингер, Э. Эриксон). Авторы данного направления считают, что психологическая зрелость формируется в процессе онтогенеза человека и на каждом возрастном этапе закладывается фундамент определенных характеристик зрелости. В частности, Э. Эриксон считает, что основополагающим компонентом психологической зрелости личности является чувство идентичности, сензитивным периодом для формирования которого считается подростковый и ранний юношеский возраст. Зрелость в высшей степени развития, по мнению Э. Эриксона, достигается личностью в процессе закрепления и упрочения чувства идентичности («Кто я такой?»). Далее в процессе взросления, на этапе юности, ранней взрослости и взрослости у человека формируются такие качества зрелой личности, как способность к близости в сочетании с сохранением собственной автономности, результативность, выражающаяся в способности ставить цели и достигать их, и интегративность, складывающаяся на завершающем этапе жизненного пути человека и заключающаяся в целостности всех составляющих структур зрелости личности. Чтобы понять глубокую характеристику целостности и интегративности личности, необходимо изучить весь путь развития личности в его неповторимости. Таким образом, с позиции психологии развития психологическая зрелость - это структура, формирование которой обеспечивается благодаря развитию личностью таких качеств, как индивидуальность, способность к близости, автономность, ответственность и мудрость.
Еще один представитель психологии развития Дж. Ловингер, изучая психологическую зрелость личности, объединяет развитие эго и когнитивное развитие как ее определяющие составляющие. Ученый выделяет семь основных стадий в формировании психологической зрелости человека:
1) досоциальная (полная зависимость от взрослых),
2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения),
3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях),
4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам),
5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика),
6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями),
7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).
Ключевым моментом данной теории является утверждение автора о том, что каждая последующая стадия в своем развитии сложнее предыдущей. Причем наличие зависимости каждой стадии от хронологического возраста необязательно, но ни одна из стадий не может быть пропущена в ходе развития. По мнению Дж. Ловингер, лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Исходя из частных теорий психологии развития можно сделать вывод о том, что психологическая зрелость определяется мерой автономности и независимости личности, ее способностью опираться на себя, строить эффективные межличностные отношения и, наконец, целостностью, достигаемой в конце жизни.
Опираясь на проведенный теоретический анализ различных психологических концепций по предмету исследования, можно сделать вывод о том, что понятие психологической зрелости личности в современной психологии многоаспектно и пока еще определено недостаточно четко. В результате краткого обзора имеющихся исследований на предмет понимания сущности и процесса формирования психологической зрелости мы можем рассматривать данное понятие в единстве двух его аспектов: индивидуально-психологического (внутриличностного) и социально-психологического (межличностного). Кроме того, теоретический обзор позволил выделить общие аспекты психологической зрелости личности в соответствии с определениями, лежащими в основе их выделения и раскрывающими их психологический смысл. Данные аспекты представлены ниже.
1. Ответственность (А.А. Реан, А.Г. Асмолов, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Кассель), «сознательная независимость» (К. Роджерс), локус контроля (С.К. Нартова-Бочавер).
2. Осознанное, реалистичное восприятие мира (Г. Олпорт), самопонимание (К. Роджерс), способность ставить реальные и идеальные цели (Б.С. Братусь), оценочная рефлексия (Г.С. Су-хобская).
3. Потребность в самоактуализации (А. Маслоу), направленность на саморазвитие, открытость изменениям (К. Роджерс, А.А. Реан).
4. Самопринятие и самоуважение - принятие себя (Г. Олпорт); гибкая я-концепция, стремление я-реального к я-идеальному (Н.Е. Харламенкова).
5. Автономия - самостоятельность, опора на себя, самоподдержка (Ф. Перлз); автономность (Дж. Ловингер), психологическая суверенность (С.К. Нартова-Бочавер); способность противостоять давлению и оценкам окружающих (К. Роджерс).
6. Сила характера (Б.Г. Ананьев), творческая реализация (К. Роджерс), способность справляться с неопределенностью (Г. Олпорт).
7. Управление и организация собственной жизни - создание собственной среды развития (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко); способность к постановке целей и реализация собственного решения (Г.С. Сухобская); регуляция собственного поведения сознательно в процессе жизни (К.А. Абульханова-Славская), самоконтроль (Р.М. Шамионов).
8. Целостность, конгруэнтность (К. Роджерс), цельность характера (Б.Г. Ананьев), идентичность, складывающаяся в процессе онтогенеза (Н.Е. Харламенкова, Дж. Ловингер), приобретение полной целостности образа «я» (К.Г. Юнг), целостность эго-идентичности (Э. Эриксон).
9. Широта интересов и связей с миром (Д.А. Леонтьев); многогранное чувство «я» (Г. Олпорт), выражение творческого начала в разнообразных сферах жизни; открытость опыту (Г. Крайг).
10. Толерантность, социальная направленность поведения (А.А. Деркач, А.А. Бодалев), снисходительность, демократический склад характера (Г. Олпорт); гуманистические ценности (Г.С. Сухобская), нравственное сознание (Л. Колберг).
11. Способность строить межличностные отношения (Г. Салливан, В.Н. Мясищев, Р.В. Ов-чарова); теплота в отношении к другим (Г. Олпорт); способность любить, заботиться (З. Фрейд, Э. Фромм); уважение и эмпатия по отношению к другим людям (Э. Фромм, К. Роджерс).
В статье сделана попытка раскрыть сущность понятия «психологическая зрелость личности». Перечисленные выше аспекты психологической зрелости позволили определить ее состав и психологическое содержание. Однако в современной психологии зрелость рассматривается как целостная и непрерывно развивающаяся характеристика, как сложное системное образование, которое не сводится к отдельным свойствам личности, а является слаженной гармоничной системой. В заключение стоит отметить, что о достижении личностью психологической зрелости можно говорить в полной мере, начиная с периода средней взрослости, то есть 35-45 лет, после того как пережит кризис середины жизни. В этот период происходит значимое становление и формирование большинства аспектов психологической зрелости личности, поэтому ориентация «на себя» сменяется ориентацией на ценности внешнего мира и других людей.
Ссылки:
1. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2014.
3. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997.
4. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
5. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.
6. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.