Научная статья на тему 'Нравственно-психологический фактор экономической социализации подростков и юношей'

Нравственно-психологический фактор экономической социализации подростков и юношей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миронова Таисия Юрьевна

В статье излагаются результаты исследования влияния нравственно-психологического фактора на процесс экономической социализации подростков и юношей. На основе эмпирического исследования выявлено влияние уровня развития нравственности на формирование отношения к деньгам и социальному неравенству, представлений об активности в экономической сфере и приоритетах в распределении денежных средств; описаны две основные тенденции экономической социализации подростков и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Psychological Factors of Teenagers and Youths Economic Socialization

The article presents the results of studying the influence of moral and psychological factors on the economic socialization teenagers and youths. Research based on empirical method reveal: the influence the level of morality development on setting their relation to money and social inequality; the concept of activity in the economic field and the priorities in the distribution of funds. Revealed and described two main trends of economic socialization teenagers and youths.

Текст научной работы на тему «Нравственно-психологический фактор экономической социализации подростков и юношей»

Т. Ю. Миронова. Нравственно-психологический фактор экономической социализации

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УДК 159.9

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Т. Ю. Миронова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор Р. М. Шамионов

В статье излагаются результаты исследования влияния нравственно-психологического фактора на процесс экономической социализации подростков и юношей. На основе эмпирического исследования выявлено влияние уровня развития нравственности на формирование отношения к деньгам и социальному неравенству, представлений об активности в экономической сфере и приоритетах в распределении денежных средств; описаны две основные тенденции экономической социализации подростков и юношей. Ключевые слова: личность, нравственное развитие, экономическая социализация.

Moral and Psychological Factors of Teenagers and Youths Economic Socialization

T. Yu. Mironova

The article presents the results of studying the influence of moral and psychological factors on the economic socialization teenagers and youths. Research based on empirical method reveal: the influence the level of morality development on setting their relation to money and social inequality; the concept of activity in the economic field and the priorities in the distribution of funds. Revealed and described two main trends of economic socialization teenagers and youths. Key words: personality, moral development, economic socialization.

Экономическая социализация подрастающего поколения в России на протяжении последних десятилетий протекает в условиях постоянно изменяющегося общества, это выражается в трансформации не только экономического общественного сознания, но и всей системы ценностей. Существует мнение, рождающее множество дискуссий как в различных областях наук, так и среди представителей институтов социализации, о том, что следствием данных изменений выступило резкое возрастание значимости материальных благ на фоне утраты нравственных и идеологических ориентиров, что, в свою очередь, отразилось на всех структурах общества и, в частности, на условиях протекания экономической социализации. Данная проблема приобретает особую актуальность в России в связи с развитием рыночной системы экономики. Вопрос соотношения нравственности и материальных благ ставился в разное время представителями различных наук. Г. П. Могилевской в 1981 г. для широкого круга читателей опубликована брошюра «Дети и деньги», в которой особое внимание уделяется нравственной стороне экономического поведения, а именно - необходимости развития таких качеств, как щедрость, бережливость и самоограничение1. В брошюре предоставлены практические рекомендации по формированию у детей «правильной иерархии жизненных ценностей», где духовные

© /Миронова с. О, 2012

потребности преобладают над материальными. А.Б. Фенько в работе «Дети и деньги» отмечает, что на формирование экономического поведения и установок помимо общей социально-экономической ситуации, основной формы распределения, а также непосредственного опыта участия в экономической деятельности огромное влияние имеют семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде родительских напутствий . Этой же проблематики касалась С. Ю. Буренина, изучая влияние денег на процессы социализации подростков. Особое значение имеют работы А. Б. Купрейченко о нравственно-психологической регуляции экономической активности, где показано, что нравственность является важнейшей ее детерминантой3. Несмотря на появление значительного числа исследований, посвященных данной проблеме, существует множество нераскрытых вопросов, в частности, о степени влияния нравственного развития на формирование у подростков и юношей экономических представлений, отношений и установок. Изучение этой проблемы - цель нашего исследования.

В исследовании приняли участие 230 учащихся с 8-го по 11-й класс средних муниципальных общеобразовательных школ № 4 Саратова и № 1 поселка Котово Волгоградской области. Чтобы проследить динамику представлений, установок и отношения к явлениям экономики в зависимости от нравственного развития, испытуемые были поделены на три группы: младшие подростки 13-14 лет, старшие подростки 15-16 лет, юноши 17-18 лет. Выбор данной возрастной группы обусловлен особыми психологическими свойствами этого возраста, которые существенно определяют как личную перспективу жизни подростка, так и будущее общества.

Для достижения поставленной цели использованы следующие методы и методики: опрос, в качестве инструмента использовались 16-факторный личностный опросник Р. Кеттел-ла, анкета «Индекс воспитанности школьников» Л. Д. Столяренко, опросник «Отношение к деньгам школьников» М. Ю. Семенова, «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной; авторская анкета, направленная на выявление представлений, установок и отношения подростков и юношей к экономическим явлениям.

Анализ полученных в результате исследования данных позволил раскрыть влияние уровня развития нравственного, экологического и трудового аспектов воспитанности подростков и юношей на формирование их отношения к деньгам. Для испытуемых с низким уровнем развития экологического аспекта воспитанности особое значение приобретает терапевтическая функция денег, существует и обратная зависимость (г = -0,18, р < 0,01). Если для школьников природа выступает

объектом получения удовольствия и своеобразным средством от депрессии, то данная категория испытуемых не склонна получать удовольствие и преодолевать депрессию, используя терапевтическую функцию денег. Особого внимания заслуживает рассмотрение нравственного (г = 0,15, р < 0,05) и трудового (г = 0,14,р < 0,05) аспектов воспитанности школьников. Чем в большей степени они развиты, тем сильнее данная категория испытуемых склонна экономить деньги. При этом деньги приобретают высокую значимость, на демонстрацию которой существует запрет.

Следует отметить, что уровень развития нравственности оказывает значительное влияние на формирование у подростков и юношей отношения к социальному неравенству. Так, формированию доброжелательного отношения к людям независимо от их материального положения способствует высокая степень религиозности (г = 0,14, р < 0,05; г = 0,32, р < 0,001), кроме того, испытуемые, обладающие высоким уровнем нравственности, склонны значительно более доброжелательно относиться к бедным людям (г = 0,27, р < 0,001). Возможно, испытуемые, обладающие высокой степенью религиозности, делают акцент на отношении ко всем людям, тогда как нравственное развитие связано с благосклонным отношением лишь к бедным.

Представления школьников о распоряжении «карманными» деньгами в настоящий момент и установки на определенное экономическое поведение в будущем в значительной степени зависят от уровня развития нравственности. Испытуемые, предпочитающие тратить деньги на развлечения, демонстрируют низкий уровень развития эстетического аспекта воспитанности (г=-0,17, р < 0,05), а представление о том, что деньги необходимо тратить, в первую очередь, на образование, разделяют респонденты, обладающие высоким уровнем развития нравственного, эстетического, экологического аспектов воспитанности (г = 0,14,р < 0,05; г = 0,17,р < 0,05; г = 0,19,р < 0,01). Подобная связь отсутствует лишь в отношении экономического и трудового аспектов. Другими словами, чем выше уровень развития нравственной воспитанности, тем в большей степени подростки склонны тратить свои карманные деньги на обучение и в меньшей - на развлечения.

Следующие данные получены в результате моделирования ситуации выигрыша в лотерею: вариант поведения «отдать деньги родителям» имеет положительную корреляционную связь с нравственным аспектом (г = 0,14, р < 0,05), а желание потратить полученный выигрыш на одежду, аксессуары и украшения отрицательно коррелирует не только с нравственным аспектом (г = -0,31,р < 0,001), но и экономическим (г = = -0,21, р < 0,01). Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе экономической социализации высокий уровень развития нрав-

110

Научный отдел

Т. Ю. Миронова. Нравственно-психологический фактор экономической социализации

ственности способствует формированию установки, при которой экономическое поведение включает финансовую заботу о своей семье и передачу денег родителям, что в крайних случаях может говорить о пассивности в данной сфере. При этом подростки и юноши, демонстрирующие низкий уровень нравственного развития, отмечают, что в ситуации полной материальной обеспеченности не станут работать (Г = -0,39, р < 0,001), либо трудовая деятельность будет осуществляться лишь для разнообразия своего досуга (Г = -0,37,р < 0,001), что свидетельствует о выраженном «экономическом интересе» в сфере профессионального самоопределения у данной группы испытуемых. Таким образом, анализ полученных в результате исследования данных позволяет сделать вывод о том, что уровень развития нравственности школьников оказывает значительное влияние на формирование их представлений о степени своей активности в экономической сфере, выраженности «экономического интереса» в трудовой деятельности и приоритетов в распределении денежных средств.

В результате анализа взаимосвязи социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик личности школьников и их установок, касающихся экономического поведения, были получены данные, свидетельствующие о наличии двух основных тенденций экономической социализации подростков и юношей. Первая характеризуется ориентацией на материальные ценности, выраженным «экономическим интересом» в сфере профессионального самоопределения, низким уровнем нравственного развития. Второе направление включает установку на финансовую заботу о своей семье и передачу денег родителям, что в крайних случаях может говорить о пассивности в данной сфере, наличии духовных ценностей, осуществлении трудовой деятельности на пользу общества.

Для подтверждения полученных результатов и выявления содержания направлений экономической социализации подростков и юношей проведен факторный анализ. На основе представленных данных была выбрана двухфакторная структура экономического сознания подростков и юношей, общая дисперсия 23%. Структура факторов, отражающих основные направления экономической социализации подростков и юношей, представлена следующими компонентами: первый фактор (12,972% дисперсии) «материальные ценности» объединяет представления, в которых находит реализацию экономический интерес как частный случай ценностно-смысловой рациональности: ценность «материальное положение» - в сферах профессии и семьи (0,584), ценность «духовность» - в сфере профессии; высокие оценки материального положения семьи в настоящий момент и в будущем, в том

числе высокие шансы стать в будущем богатым человеком, доброжелательное отношение к богатым и высокая оценка степени доброжелательности общества к данной категории населения, в целом высокая значимость денег и уровня материального положения друзей. Помимо указанных параметров в данный фактор входят желание обладать властью, макиавеллизм, все рассматриваемые грани отношения к деньгам, представление о том, что бизнесмены склонны соблюдать моральные нормы общества, а собственное экономическое поведение способно повлиять на экономику страны.

Второй фактор (10,262% дисперсии) «нравственность» включает высокий уровень нравственной (0,622), трудовой и экономической воспитанности, предполагающий ориентацию в элементарных экономических понятиях и экономию денежных средств; чувство гордости за страну; доброжелательное отношение к бедным; высокую степень религиозности; выраженную ценность духовности в сфере семьи; удовлетворенность наличием имеющихся карманных денег; непринятие метода заработка денежных средств хитростью, избегая уплаты налогов, а также установки, при которой трудовая деятельность не осуществляется при низкой заработной плате. В этот же фактор с отрицательным значением попадают все рассматриваемые грани отношения к деньгам, кроме фиксации на них. Следует отметить, что между данными факторами существует отрицательная корреляционная связь (Г = -0,449), свидетельствующая о противоположном характере данных направлений.

Полученные данные объясняются неустойчивым характером динамики социально-экономического развития страны, противоречивой и непоследовательной реализацией агентами и институтами социализации системы социальных норм, представлений и ценностей, что является причинами формирования в процессе экономической социализации противоречий в структуре экономического сознания подростков и юношей. Данные противоречия выступают основаниями внутреннего конфликта, что может приводить к непоследовательному экономическому поведению и трудностям в экономическом и профессиональном самоопределении.

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов: в процессе экономической социализации высокий уровень нравственного развития способствует мотиву экономии денежных средств. При этом деньги приобретают высокую значимость, на демонстрацию которой существует запрет. Испытуемые, обладающие высокой степенью религиозности, делая акцент на отношении ко всем людям, демонстрируют доброжелательное отношение к ним независимо от их материального положения,

Молодые исследователи

111

тогда как нравственное развитие связано с благосклонным отношением лишь к бедной категории населения.

Анализ полученных в результате исследования данных позволяет сделать вывод о том, что уровень развития нравственности школьников оказывает значительное влияние на формирование их представлений о степени своей активности в экономической сфере, выраженности «экономического интереса» в трудовой деятельности, а также приоритетов в распределении денежных средств.

Было выделено два основных фактора экономической социализации подростков и юношей: «материальное положение» и «нравственность», отрицательная корреляционная связь между которыми говорит о противоположной направленности данных тенденций.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 См.: Могилевская Г. П. Дети и деньги. М., 1981. 88 с.

См.: Фенько А. Б. Дети и деньги : Особенности экономической социализации // Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 94-101. 3 См.: Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М., 2007. 480 с.

УДК 373.1

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

Ю. В. Баурова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Научный куководитель:

доктор педагогических наук, профессор Е. А. Александрова

В статье рассматривается интенсификация учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода благодаря организации занятий с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Полученные результаты исследования подтверждают, что гендерный подход позволяет осуществлять учебную деятельность на уровне международных стандартов. Ключевые слова: гендер, гендерный подход, функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

Realization of Educational Process Intensification in Primary School on a Basis of Gender Approach

Yu. V. Baurova

The article pays special attention to the realization of educational process intensification in primary school on a gender approach basis by means of classes organization taking into consideration psycho-physiological peculiarities of students. The results of the research allow to consider: gender approach is giving an opportunity to carry out educational activity on an international standards level. Key words: gender, gender approach, functional asymmetry of cerebral hemispheres.

Система школьного образования на сегодняшний день нуждается в поиске условий, способствующих повышению результативности учебно-

го процесса, учету образовательных потребностей учащихся, что может быть достигнуто путем проведения гендерных исследований психолого-педагогической направленности, введения гендерного элемента в образовательные стандарты общего и высшего образования. Таким образом, осуществление интенсификации учебного процесса, в частности, в рамках начального общего образования возможно на основе гендерного подхода, предполагающего гендерно ориентированный выбор методов, средств и форм обучения, типов учебных заданий, что способствует раскрытию личностного потенциала учащихся.

Кратко представим основные положения и организационно-педагогические условия осуществления интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода, в числе которых мы выделяем следующие: предоставленную учащимся возможность обучения в малочисленных группах, осуществление выбора педагогом методов, средств, форм обучения на основании типа полушарного реагирования учащегося, возможности самостоятельного выбора учащимися типов заданий наряду с теми, которые даются педагогом, и изучения предметов в индивидуальном темпе.

© Баурова Ю. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.