Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
УДК 159.9
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ НЕРАВЕНСТВЕ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
Т. Ю. Миронова
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: tasya141@mail.ru
В статье излагаются результаты исследования представлений подростков и юношества о социальном неравенстве. На основе эмпирического исследования выявляются ядерные компоненты представлений подростков и юношей о различных аспектах социального неравенства, а также изменения, происходящие в данных представлениях в зависимости от возраста подростков. Существующие в обществе противоречивые представления и отношение к социальному неравенству не копируются подростками в «чистом виде» в процессе экономической социализации и не являются продуктом данного процесса, а преломляются через разного рода внутренние и внешние факторы.
Ключевые слова: личность, социальное неравенство, экономические представления.
The Economic View of Teenagers and Youths of Social Inequality, which is Formed During the Process of Economic Socialization in Russia
T. Yu. Mironova
The article presents the results of the study of the ideas of adolescents and young adults of social inequality. The empirical research has revealed nuclear components of ideas of adolescents and youths about various aspects of social inequality, as well as changes in their ideas, depending on the age of adolescents. The results of the research indicate that teenagers don't adopt in it's pure form existing in the society conflicting views and attitudes towards social inequality in the process of economic socialization, and it's not the result of this process, but these views and attitudes towards social inequality are refracted through various internal and external factors.
Key words: personality, social inequality, economic views.
Переход к рыночному типу экономики, смена общественно-экономических и социально-культурных норм, трансформация общественного сознания повлекли за собой изменения во всех структурах общества - в частности, на фоне разрушения господствующей идеологии претерпевали сильное изменение, существовавшие в обществе представления людей об экономической сфере, своём поведении и роли в этой сфере. Эти процессы отразились на условиях протекания экономической социализации подрастающего поколения и до сих пор оказывают неоднозначное влияние на формирование у подростков экономических представлений и отношений1. В нашем исследовании процесса формирования экономических представлений у подростков особое внимание
уделяется проблеме осмысления социального неравенства, которая остается в современной России достаточно актуальной. Присвоение явлению социального неравенства особого статуса в изучении экономической социализации объясняется тем, что представление людей о богатстве и бедности, о собственном материальном положении не только влияет на их повседневное экономическое поведение, но и затрагивает всю систему макроэкономических отношений.
Ещё до перехода к рыночному типу экономики общество нуждалось в подобных исследованиях, но в нашей стране их не проводили, в отличие от других стран, где изучение данной проблемы продолжается уже несколько десятилетий. В большинстве зарубежных исследований детских экономических представлений более или менее детально описывается последовательность их развития в сопоставлении с теорией когнитивного развития Ж. Пиаже. Согласно этому подходу, ребенок проходит через квазиуниверсальный набор качественно разных стадий социоэкономи-ческого понимания, двигаясь от понятий простых и конкретных к сложным и абстрактным. Однако Л. Ферби в своем исследовании развития детских понятий о личной собственности обнаружил, что подростки оправдывают неравенство скорее индивидуальными различиями, нежели социально-структурными или политическими факторами. Из этого он делает вывод, что в оправдание неравенства функционалистическая социализация вносит настолько значительный вклад, что он перевешивает формальные операции, которые отметил Пиаже2. Тем самым устанавливается связь с социально-конструктивистским подходом к экономической социализации, который основан на том, что детские представления постепенно приводятся в соответствие с доминирующими в обществе. Эти представления усваиваются от родителей, друзей, в школе и из средств массовой информации, а сам процесс социализации направлен на принятие существующего социального порядка. Таким образом, разница в подходах моделей когнитивного развития и социального конструктивизма по отношению к экономической социализации частично снимается: на сложность информации и процессов, доступных для детского понимания, влияют когнитивные и лингвисти-
© Миронова Т. Ю., 2011
Т. Ю. Миронова. Экономические представления подростков и юношей о неравенстве
ческие факторы, а содержание экономических представлений и ценностей формируется доминирующими в культуре и социально разделяемыми системами значений. Собственно исследование восприятия детьми экономических отношений началось в 1950-е гг., и лишь в 1980-е гг. получило существенное развитие. Первоначально почти все работы в данной области выполнялись в русле ранних работ Пиаже. К ним можно отнести исследования, проведенные А. Страусе, К. Данзигером, Р. Саттоном, Г. Фертом, В. Баррисом и др. Основным их результатом явилось выявление стадий развития представлений детей в области экономики.
Наибольший интерес современных отечественных ученых-исследователей сконцентрирован на изучении отношения детей разного возраста к деньгам (Л. Б. Салихова, А. Б. Фенько, Т. В. Бабицкая), исследовании семейного экономического воспитания как фактора экономической социализации (Т. В. Дробышева), формировании экономического мышления школьников (Л. Н. Галкина), влиянии экономического образования на ценностные ориентации личности младшего школьника (А. Л. Журавлёв, Т. В. Дробышева). Представления о социальном неравенстве изучались в рамках исследования психологических детерминант формирования экономической идентичности личности (В. А. Ха-щенко). По мнению автора, экономические представления являются базовым компонентом экономического сознания личности, образующим субъективную модель экономического благосостояния человека, которая характеризуется единством материальных (атрибуты), финансовых (граница бедности и богатства) и психологических (цели, средства, причины достижения, личные качества) признаков3. Таким образом, экономические представления о социальном неравенстве в работах отечественных психологов затрагивались лишь косвенно и редко выступали как самостоятельный предмет исследований. В связи с этим нам кажется необходимым более глубокое изучение представлений о социальном неравенстве, а также процесса формирования и трансформации структуры данных представлений с учетом возрастных изменений у испытуемых.
Цель исследования заключается в анализе представлений подростков и юношей о социальном неравенстве, в нем приняло участие 230 учащихся из 8—11-х классов средней муниципальной общеобразовательной школы № 4 города Саратова и средней муниципальной общеобразовательной школы № 1 поселка Котово Волгоградской области. Чтобы проследить изменения в ядерной структуре экономических представлений, испытуемые были поделены на три группы: младшие подростки 13-14 лет, подростки 15-16 лет, юноши и девушки 17-18 лет. Выбор данной возрастной группы обусловлен особыми психологическими свойствами этого возраста, которые существенно
определяют как личную жизненную перспективу подростка, так и будущее общества.
Для решения поставленной задачи нами использованы следующие методы и методики: опрос, инструментом которого была разработанная нами анкета, включающая вопросы, касающиеся различных аспектов данного явления, в частности о причинах возникновения и существования социального неравенства в обществе, отношении подростков к категориям богатых и бедных людей; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела; форма С; анкета «Индекс воспитанности школьников» Столяренко.
Анализ результатов исследования позволил проследить изменения, происходящие в структуре представлений подростков о социальном неравенстве, причинах его возникновения и существования в обществе, а также собственное отношение подростков к данному явлению - например, ряд характеристик, которые, по мнению подростков и юношей, отличают личность богатого и бедного человека. По представлению испытуемых из всех трех групп, основными отличительными чертами личности богатого человека являются высокомерие и жадность. С точки зрения подростков из первой и второй групп, богатому человеку присущи уверенность в себе, привлекательная внешность и злоба. В отличие от младших подростков испытуемые из третьей возрастной группы предполагают, что богатые люди трудолюбивы, умны, образованны, независимы.
Испытуемые из всех возрастных групп отличительными чертами личности бедного человека считают доброту и низкий уровень самооценки, при этом в ядерную структуру представлений подростков из второй группы входят такие качества, как скромность и непривлекательный внешний вид. По представлению молодых людей из третьей группы, бедным людям свойственна, наряду с указанными выше, лень, у подростков из первой и второй возрастных групп подобный ответ отсутствует.
В результате факторного анализа представлений подростков и юношей об особенностях личностных качеств богатых людей мы выделили четыре типа личности: 1) щедрый, расточительный, добрый и уверенный в себе; 2) «простой», трудолюбивый, хорошо образованный, организованный; 3) лидер, внешне привлекательный, добрый; 4) зависимый, алчный, необщительный. Анализ представлений подростков и юношей об особенностях личности бедного человека также позволил выделить четыре типа: 1) злой, зависимый, закрытый, внешне непривлекательный; 2) экономный, скромный, одинокий, необщительный; 3) трудолюбивый, выносливый, открытый, честный; 4) испытывающий страх, зависть, безразличный к окружающим, с низкой самооценкой.
Таким образом, представления об особенностях личности богатых и бедных людей у подростков 13-16 лет и юношей 17-18 лет имеют
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 4
значительные различия. В структуре представлений испытуемых юношеского возраста появляются элементы, противоречащие общепринятым представлениям, существовавшим в обществе и до сих пор оказывающим влияние на процесс самоопределения подрастающего поколения в экономической сфере.
Все представления подростков о том, какие возможности предоставляются богатому человеку, сводятся в четыре группы: 1) карьера, и в том числе образование как ее часть; 2) собственный бизнес, обладание дорогими вещами, путешествия; 3) отсутствие нужды, возможность избегать наказаний и помогать другим; 4) семья, счастье и здоровье.
При этом на первом месте у подростков 13-14 лет дорогие вещи, затем свобода и власть, а у испытуемых 15-18 лет на первом месте образование и карьера и только затем обладание дорогими вещами (табл.1).
Таблица 1
Различия в представлениях подростков и юношей о социальном неравенстве, %
Богатые Особенности личности Группы
1 2 3
Высокомерие 56 45 40
Жадность 39 27 33
Уверенность в себе 19 10
Привлекательный внешний вид 18 23
Злоба 15
Трудолюбие 19
Ум 12 14
Независимость 10 12
Возможности
Наличие дорогих вещей 25 22
Свобода 21 21
Власть 21
Образование 15 29 37
Карьера 15 23 26
Бедные Особенности личности
Доброта 59 32 40
Низкий уровень самооценки 12 11 22
Скромность 31 22 5
Непривлекательный внешний вид 16 16
Лень 20
Проблемы Неудовлетворение базовых потребностей Проблемы с жильем 73 10 89 10 15 8
Презрение окружающих 19 13 8
Безработица 13 11
Невозможность реализации способностей 62
Возраст испытуемых оказывает значительное влияние на формирование экономических представлений: мнение школьников 15-18 лет о том, что большое состояние в первую очередь способствует получению образования и успешной карьере, говорит о влиянии актуального для данного возраста процесса самоопределения в профессиональной сфере. Младшие подростки выделяют свободу, которая возможна, как им кажется, при обладании большим капиталом. Кроме того, для них важен факт владения дорогими вещами, так как это, по их мнению, оказывает влияние на статус обладателя, а такой статус актуален для этой возрастной группы.
Представления подростков о собственности богатого человека можно разбить на три группы: 1) обладание движимым и недвижимым имуществом; 2) карьера, наличие жены или мужа, денег; 3) бизнес и собственное предприятие.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются богатые люди, подростки считают конкуренцию, потерю денег и положения (банкротство, кризис), проблемы, связанные с необходимостью незаконно, с помощью денег, что-либо решать (мафия, коррупция), сохранение здоровья.
Основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться бедным людям, по представлению подростков и юношей, являются удовлетворение базовых потребностей, проблемы с жильем, презрение окружающих, безработица и невозможность реализовать свои способности. Однако в содержании данных представлений у подростков разного возраста существуют различия: испытуемые из первой и второй возрастных групп основной проблемой бедных людей считают невозможность удовлетворения базовых потребностей, а юноши 17-18 лет на первое место ставят невозможность проявить свои способности.
По представлению подростков и юношей о том, что мешает бедным повысить уровень своего материального благополучия, основными причинами выступили лень, страх, профессия, экономическая обстановка в стране (табл. 2). В отличие от
Таблица 2
Различия в представлениях подростков и юношей
о причинах, мешающих повышению уровня материального благополучия, %
Примечание. Представлены данные, входящие в ядерную структуру представлений; у каждого испытуемого была возможность дать несколько вариантов ответа.
Причины 1 Группы 2 3
У бедных
Лень 97 95
Страх 11 10 25
Профессия
Экономическая
обстановка в стране 37
У испытуемых
Экономическая
обстановка в стране 48 49 52
Высокая конкуренция 43 18 7
Личностные качества 28 37 35
74
Научный отдел
Т. Ю. Миронова. Экономические представления подростков и юношей о неравенстве
младших подростков, которые считают, что основной причиной, препятствующей повышению материального благополучия, является сам человек, особенности его личности, испытуемые из второй и третьей возрастных групп называют причины внешнего локуса - профессию и экономическую обстановку в стране. Данные результаты интересно сравнить с представлениями подростков о том, что может им помешать повысить уровень своего благосостояния. А в этом случае на первом месте в представлениях испытуемых из первой группы оказывается экономическая обстановка в стране, затем высокая конкуренция и только потом особенности личности. Любопытен тот факт, что подростки 13-14 лет, не указав лень как качество, отличающее личность бедного человека, ставят его на первое место при анализе причин, мешающих повысить уровень материального благосостояния. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что представленная этими подростками причина социального неравенства входит в противоречие с разницей в их отношении к категориям богатых и бедных людей (шкала «отношение к богатым»: х = 4,32; шкала «отношение к бедным»: х = 4,91: t = 2,1, р < 0,05). Другими словами, считая, что причиной положения бедных людей выступают их личностные особенности, а именно лень, младшие подростки относятся к ним значительно лучше, чем к богатым. В то же время у подростков из всех возрастных групп положительное отношение к бедным не предполагает отрицательного отношения к богатым и наоборот, так как между этими показателями существует положительная корреляционная связь (г = 0,33, р < 0,001).
Таким образом, существующие в обществе противоречивые представления и отношение к социальному неравенству не копируются подростками в процессе экономической социализации в «чистом виде» и не являются продуктом данного процесса. Возможно, воздействуя в совокупности, общественные представления преломляются через большое количество внешних и внутренних факторов, влияющих не только на ход социализации, но и на собственное экономическое поведение подростков.
Представляется интересным дальнейшее изучение формирования у подростков экономических представлений с целью выявления факторов, влияющих на этот процесс, и влияния данных представлений на экономическое поведение подростков и юношей.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Основными подходами, в рамках которых проводится исследование социального неравенства, являются теория когни-
тивного развития Пиаже и социально-конструктивистский подход Ферби, основанные на том, что в ходе экономической социализации в понимании экономических понятий подростками играет главную роль уровень развития когнитивных структур, а не формирование содержания данных понятий, доминирующие представления в обществе. В отечественных исследованиях экономических представлений изучение социального неравенства осуществлялось косвенно, в контексте исследования экономического сознания, экономической идентичности, усвоения дошкольниками понятий о собственности.
Отсутствие доминирующей идеологии, противоречия в представлениях и отношении общества к социальному неравенству прослеживаются в представлениях подростков о категориях богатых и бедных людей.
Анализ результатов исследования позволил выделить ядерные структуры в представлениях подростков и юношей о различных аспектах социального неравенства, а также изменения, происходящие в данных представлениях в зависимости от возраста подростков. На трансформацию структуры представлений испытуемых оказывают значительное влияние переоценка полученных ранее ценностей и установок, перестройка мотивационной и интеллектуальной сфер. В результате этого изменяется смысл, вкладываемый в экономические понятия, развивается критическое отношение к стереотипам, происходит ориентация на выбор будущего социального положения и способов его достижения.
На формирование экономических представлений значительное влияние оказывает каузальная атрибуция4. Например, при анализе причин успеха и неуспеха в экономической сфере подростки чаще используют обстоятельственную атрибуцию в объяснении причин возможного собственного неуспешного экономического поведения и личностную - при объяснении неудач других людей.
Примечания
1 См.: Шамионов Р. М., Тугушева А. Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [Электронный ресурс]. иИЬ: http://psyedu.rU/2009/3.htm (дата обращения: 15.02.2011).
2 Приводится по: Щедрина Е. В. Исследования экономических представлений у детей // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 157-164.
3 См.: Хащенко В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журн. 2004. Т. 25, №5. С. 32-49.
4 См.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2010. 363 с.