Научная статья на тему 'Особенности экономического поведения подростков и юношей, формирующегося в процессе экономической социализации в России'

Особенности экономического поведения подростков и юношей, формирующегося в процессе экономической социализации в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
798
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PERSONALITY / ECONOMIC SOCIALIZATION / ECONOMIC BEHAVIOR / ECONOMIC VIEWS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Таисия Юрьевна

В статье излагаются результаты исследования особенностей экономического поведения подростков и юношей; выявлены факторы, влияющие на его формирование и развитие. Описаны два основных типа экономического поведения, направленные на достижение материального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Economic Behavior of Adolescents and Youths, Forming in the Process of Economic Socialization in Russia

The article presents the results of the study of the peculiarities of the economic behavior of adolescents and youths. The empirical research has revealed the factors influencing the formation of the economic behavior and its development. Two basic types of economic behavior, aimed at achieving material well-being are described in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического поведения подростков и юношей, формирующегося в процессе экономической социализации в России»

Т. Ю. Миронова. Особенности экономического поведения подростков и юношей

2 См.: Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 200 с.

3 См.: Кузьменкова О. В. Влияние внутриличностных противоречий на динамику профессионального развития учителя. Оренбург, 2003. 136 с.

4 См.: Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт

общепсихологического исследования. М., 2005. 191 с.

5 См.: Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 320 с.

6 См.: Хасан Б. И. Указ. соч.

7 См.: Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. 157 с.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ^53

ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Т. Ю. Миронова яИ|

Саратовский государственный университет E-mail: tasya141@mail.ru

В статье излагаются результаты исследования особенностей экономического поведения подростков и юношей; выявлены факторы, влияющие на его формирование и развитие. Описаны два основных типа экономического поведения, направленные на достижение материального благополучия.

Ключевые слова: личность, экономическая социализация, экономическое поведение, экономические представления.

Peculiarities of the Economic Behavior of Adolescents and Youths, Forming in the Process of Economic Socialization in Russia

T. Yu. Mironova

The article presents the results of the study of the peculiarities of the economic behavior of adolescents and youths. The empirical research has revealed the factors influencing the formation of the economic behavior and its development. Two basic types of economic behavior, aimed at achieving material well-being are described in the article. Key words: personality, economic socialization, economic behavior, economic views.

Социально-экономические реформы и сопутствующая им трансформация во всех сферах жизни общества оказали заметное влияние на массовое сознание, в том числе и экономическое, повлекли за собой изменение социальных ориентиров, системы ценностей и жизненных приоритетов. В свою очередь, это сказывается на условиях протекания экономической социализации личности. Возникающие изменение и противоречия общественного экономического сознания отражаются на формировании подрастающим поколением своих экономических представлений и отношений, на экономическом поведении, являющемся показателем успешности в данной сфере, и, соответственно, влияющем на всю систему макроэкономических отношений.

Исследования экономической социализации личности включают в себя изучение экономического сознания, его развития и составляющих

компонентов: когнитивного (О. С. Дейнека, Т. В. Дробышева, А. Б. Фенько, Е. В. Щедрина и др.), эмоционального (О.С. Дейнека, А. Л. Журавлев, В. П. Поздняков, А. Furnham и др.), мотивационного (И. В. Алешина, О. С. Дейнека, А. Л. Журавлев, А. И. Китов, В. П. Позняков, А. Б. Фенько, A. Lewi, P. Webley и др.), в том числе экономических установок (О. С. Дейнека, А. Н. Лебедев, А. Б. Фенько, G. Katona, P. Lunt и др.), экономических ценностей (А. Л. Журавлев, Н. А. Журавлева), экономической идентичности (В. А. Хащенко), нравственно-психологической регуляции экономической активности и экономического самоопределения (А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко и др.)1. При этом повседневное экономическое поведение зарубежными исследователями рассматривалось чаще в рамках изучения психологии денег, наряду с базовыми установками по отношению к деньгам, их получению и использованию (Т. Wiseman, Т. Tang, А. Furnham и др.)2. В странах с развитой рыночной экономикой поведение различных категорий потребителей изучено достаточно подробно, в отличие от России, где подобные исследования начали появляться сравнительно недавно3. Очевидно, необходимо более глубокое изучение данной проблемы в связи с тем, что в настоящее время в обществе предъявляются высокие требования к экономическому поведению подрастающего поколения, а оно, в свою очередь, имеет решающее влияние на всю систему макроэкономических отношений.

В связи с этим нами проводится исследование, цель которого заключается в выявлении особенностей экономического поведения подростков, сформированных в условиях изменяющегося общества. В исследовании приняло участие 230 учащихся с 8-го по 11-й класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Саратова и школы № 1 поселка Котово Волгоградской области. Чтобы проследить изменения в экономи-

© Миронова Т. Ю, 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

ческом поведении, испытуемые были поделены на три группы: младшие подростки 13-14 лет, подростки 15-16 лет, юноши и девушки 17-18 лет. Выбор подростков и юношей от 13 до 18 лет обусловлен особыми психологическими свойствами этого возраста, которые существенно определяют как личную перспективу жизни молодых людей, так и будущее общества.

Основным методом исследования выступил опрос, в качестве его инструмента использовалась разработанная нами анкета, в которой предполагалось ответить на вопросы, касающиеся различных аспектов данного явления, в частности особенностей экономического поведения в настоящий момент и его оценки в будущем. Наряду с анкетой использовались следующие методики:

16-факторный личностный опросник Р. Кеттел-ла, анкета «Индекс воспитанности школьников» Л. Н. Столяренко, опросник «Отношение к деньгам школьников» М. Ю. Семенова, «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной.

Анализ результатов исследования позволил выявить представления подростков, а также их оценку собственного экономического поведения в настоящее время и в будущем. В первую очередь хотелось бы отметить, что в ядерную структуру представлений подростков о том, для чего нужны деньги, входят следующие суждения: во-первых, это получение удовольствия от самого процесса траты (терапевтическая функция денег); во-вторых, деньги предоставляют возможность приобрести всё что захочется. Следующие категории ответов предполагают, что деньги нужны для получения образования, для вложения в будущее и обеспечение детей; как определенная мера, позволяющая существовать обществу.

Факторный анализ результатов исследования ассоциаций испытуемых, связанных со словом «экономика», позволил выделить среди них три группы: 1) нефть и курс валют; 2) предприятие, бизнес, работа, деньги; 3)государство и политика.

В настоящий момент подростки предпочитают тратить основную часть карманных денег на одежду (обувь, аксессуары, украшения), семью, путешествия и поездки, организацию досуга/развлечений. При этом юноши 17-18 лет в большей степени склонны тратить карманные деньги, заботясь о своем внешнем виде: они покупают косметику, украшения, аксессуары, одежду, обувь. Подростки 13-16 лет предпочитают тратить основную часть денег на праздники и подарки для членов своей семьи и друзей. Получая деньги, они в определенной мере возвращают их в семью.

Существует отрицательная корреляционная связь между предпочтением тратить деньги на развлечения и уровнем развития эстетического аспекта воспитанности подростков и юношей (г = - 0,17, р < 0,01). В то же время предпочтение

тратить деньги на своё образование положительно коррелирует с нравственным, эстетическим, экологическим аспектами воспитанности (г = 0,14, р < 0,05; г = 0,27, р < 0,05; г = 0,19, р < 0,01). Такая связь отсутствует только в отношении экономического и трудового аспектов. Другими словами, чем выше уровень развития нравственной воспитанности, тем в большей степени подростки склонны тратить свои карманные деньги на обучение и в меньшей - на развлечения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития воспитанности влияет на экономическое поведение подростков и юношей, а именно на приоритеты при трате карманных денег.

Интересно рассмотреть представления подростков и юношей о том, что бы они сделали, чтобы повысить уровень своего материального благополучия в будущем. При помощи факторного анализа было выявлено два основных типа поведения. Испытуемые, предпочитающие первый тип поведения, считают собственный бизнес основным путем достижения цели. Кроме того, у них большая открытость в средствах получения материального благополучия: не отрицается принятие помощи со стороны, например от родственников и друзей. Второй тип поведения, более «консервативный», предполагает, что повышение материального благополучия возможно лишь при условии работы в нескольких местах и использовании выгодных счетов в банках. Испытуемые, относящиеся и к первому и ко второму типу, считают не обязательным получение образования для того, чтобы в будущем повысить уровень материального благосостояния.

Получив в распоряжение 300 тысяч рублей (моделируется ситуация выигрыша в лотерею), подростки и юноши распределили бы сумму по следующим направлениям: отдать в распоряжение родителей, положить на выгодный счет в банке, сделать благотворительный взнос, вложить деньги в дальнейшее образование, потратить на приобретение одежды, обуви, аксессуаров, оплатить поездки и путешествия, продолжать накопление денег дома. Есть некоторые различия в экономическом поведении подростков разного возраста. В отличие от испытуемых третьей возрастной группы подростки 13-16 лет склонны отдавать в распоряжение родителей значительно большие суммы денег (в шкале «отдать родителям» в первой возрастной группе испытуемых х = 100074, в третьей возрастной группе х = 69130, t = 2,19, р < 0,05). Юноши 17-18 лет более значительную сумму денег, чем подростки 13-14 лет, положили бы на выгодный счет в банк (в шкале «выгодный счет в банке» в третьей группе х = 70978, в первой группе х= 39179, t = 2,18, р < 0,05). Также значительные различия наблюдаются в отношении распределения денег на обучение. Младшие подростки меньше заботятся о финансировании своего обучения в будущем, в отличие от подростков и юношей 15-18 лет (в первой группе X = 52164,

62

Научный отдел

Т. Ю. Миронова. Особенности экономического поведения подростков и юношей

во второй группе х = 71463, t = 1,97, р < 0,05, в третьей группе х = 82592, t = 2, р < 0,05). Если бы испытуемые выиграли в лотерею указанную сумму, то меньшее количество юношей и девушек

17-18 лет купило бы одежду, обувь, аксессуары по сравнению с подростками 13-16 лет, в первой группе х = 29776, в третьей группе х= 15370, t = 2,28, р < 0,05), во второй группе х= 31426, 3 группа Х= 15370, t = 2, р < 0,05). Возрастные особенности оказывают значительное влияние на экономическое поведение испытуемых. Младшие подростки в большей степени склонны отдавать полученные деньги родителям и покупать для себя одежду, украшения, обувь, юноши - откладывать деньги на образование и открывать выгодные счета в банке. Чем в большей степени развит нравственный аспект воспитанности, тем больше вероятность, что выигранные в лотерее деньги испытуемые отдадут своим родителям (г = 0,14, р < 0,05). При этом отрицательно с данным параметром коррелирует вариант «потратить на одежду и развлечения» (г = 0,3, р < 0,001), то есть чем выше уровень нравственной воспитанности, тем меньше вероятность, что подросток потратит выигранные деньги на развлечения.

Анализ результатов исследования позволил выявить многочисленные корреляционные связи между особенностями экономического поведения и другими рассматриваемыми параметрами, например между степенью экономности монетарного поведения испытуемых и их особенностями личности. Чем экономнее подросток, тем он эмоционально устойчивее - более выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, в крайних случаях имеют место эмоциональная ригидность и нечувствительность, при этом человек экономит деньги, сильно ограничивая себя. И наоборот, когда человек сразу тратит всё до копейки, он характеризуется подверженностью чувствам, низкой толерантностью к фрустрации, переменчивостью интересов, раздражительностью, высокой утомляемостью (г = 0,14, р < 0,05).

Чем больше фиксация на деньгах, тем в большей степени испытуемые склонны экономить (г = 0,14, р < 0,05). Для подростков же, склонных тратить все до копейки, деньги играют в основном терапевтическую функцию (г = 0,16, р < 0,05).

Сформированные подростками в процессе экономической социализации представления и отношение к социальному неравенству в значительной степени влияют на их экономическое поведение, например особенность тратить основную часть карманных денег на организацию и проведение своего досуга (г = - 0,23, р < 0,001), как и положительное отношение к нечестному способу зарабатывать деньги (г = - 0,18, р < 0,05) отрицательно коррелируют с доброжелательным

отношением испытуемых к бедным людям. Вариант экономического поведения, когда продолжается трудовая деятельность в ситуации полной материальной обеспеченности, чтобы приносить пользу обществу, имеет положительную связь с рассматриваемым параметром (г = 0,18, р < 0,05).

Чем позже подросток планирует завести семью, тем выше его оценка благосклонности общества к богатым (г = 0,15, р < 0,05), и наоборот - отрицательная корреляционная связь между оценкой подростком отношения общества к данной категории и того, когда он планирует стать обеспеченным человеком (г = - 0,15, р < 0,05). Чем выше оценка подростком уровня доброжелательного отношения общества к богатым людям, тем в большей степени ему присуще собственное экономическое поведение - не работать, если будет материально обеспеченным человеком (г = - 0,18, р < 0,05); обратная связь - с вариантом работать, чтобы разнообразить свой досуг (г = 0,21, р < 0,01).

Чем выше оценки уровня доброжелательного отношения общества к бедным, тем в меньшей степени подросток склонен мечтать о владении в будущем собственным бизнесом (г = - 0,14, р < 0,05) и тем в большей степени склонен считать, что деньги нужны для получения образования (г = 0,16, р < 0,05).

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. В странах с развитой рыночной экономикой поведение различных категорий потребителей изучено достаточно подробно, в отличие от России, где подобные исследования начали появляться сравнительно недавно. При этом повседневное экономическое поведение зарубежными исследователями рассматривалось чаще в рамках изучения психологии денег, наряду с базовыми установками по отношению к деньгам, их получению и использованию. В России изучение экономического поведения подрастающего поколения кажется недостаточным и требует дальнейшего изучения, так как данное поведение, во-первых, является результатом экономической социализации, во-вторых, обстоятельством, имеющим решающее влияние на всю систему макроэкономических отношений.

Анализ результатов исследования позволил выделить ядерные структуры в представлениях подростков и юношей о различных экономических категориях, а также изменения, происходящие в данных представлениях, в зависимости от возраста подростков. На формирование и развитие экономического поведения подростков и юношей влияет огромное количество факторов, в том числе личностные особенности испытуемых, представления и отношение к социальному неравенству, возраст, уровень нравственной воспитанности и др.

Выявлено два основных типа экономического поведения подростков и юношей, касающихся

Психология

63

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

повышения уровня своего материального благосостояния в будущем: работа в нескольких местах и владение собственным бизнесом. При этом в обоих случаях испытуемые отмечают, что получение образования не способствует повышению материального благосостояния.

Экономические представления и отношение подростков к социальному неравенству влияют на их экономическое поведение: степень активности в данной сфере, жизненные планы и постановку целей, пути достижения этих целей, объекты основных трат в настоящий момент и в будущем.

Примечания

1 См.: Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М., 2007. 480 с.

2 См.: Белицкая Г. Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов : в

8 т. СПб., 2003. Т. 1. С. 379-382.

3 См.: Гусева Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 24 с.

УДК 159.944.4:614.23

РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

Л. Н. Молчанова

Курский государственный медицинский университет E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

В статье дается концептуальное обоснование рефлексивного механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей с опорой на психологические теории смыла, смысловой регуляции психических состояний, рефлексивной регуляции деятельности, функциональной психологической системы деятельности и др. Представленная методология позволяет эмпирически представить рефлексию как психологический механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей через взаимообусловленность структурных компонентов психологической рефлексивности и состояния психического выгорания. Профиль профессиональной деятельности врачей проецируется на рефлексивность и определяет специфику её структурной организации.

Ключевые слова: рефлексия, психологический механизм, ценностно-смысловая регуляция, состояние психического выгорания, профиль профессиональной деятельности, внутрипро-фессиональные различия.

Reflection as the Mechanism of Valuable and Semantic Regulation of the Condition of Mental Burning Out at Doctors

L. N. Molchanova

This article gives the conceptual substantiation of the reflective mechanism of valuable and semantic regulation of a condition of mental burning out at doctors with a support on psychological theories, the semantic regulation of mental conditions, reflective regulation of activity, etc. Presented methodology allows to present functional psychological system of activity empirically a reflection as the psychological mechanism of valuable and semantic regulation of a condition of mental burning out at doctors through interconditionality of structural components of a psychological reflexivity and a condition of mental burning out. The

structure of professional work of doctors is projected on a reflexivity of doctors and defines specificity of its structural organization.

Key words: reflection, psychological mechanism, valuable and semantic regulation, condition of mental burning out, structure of professional work, extraprofessional distinctions.

В настоящее время проблема изучения психического выгорания у представителей профессий «помогающего» типа как деятельностно обусловленного состояния представляет значительный теоретический и практический интерес. В качестве ведущих в профессиональной деятельности выделяют внутренние механизмы регуляции, к которым относятся рефлексивность, смыслы, ценности, представления и др. Согласно имеющимся результатам исследования те профессионалы, у которых сформированы адекватные психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания, в меньшей степени подвержены его влиянию1. Таким образом, сопровождение деятельности «выгорающих» представителей профессий «помогающего» типа предусматривает изучение психологических механизмов его регуляции, что определяет актуальность и цель исследования.

Цель исследования - изучение рефлексии как механизма ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей с учетом внутрипрофессиональных различий, для реализации которого на базе городской клинической больницы № 2, станции скорой медицинской помощи г. Курска были обследованы врачи (72 человека), средний возраст которых составил

©6 Молчанова Л. Н, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.