Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716а)
Примечания
1 Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006.
2 Сухов А. Н., Бодалев А. А., Казанцев В.Н. [и др.]. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
3 Василюк Ф. Е. Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
4 Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Stress and Coping : An Anthology / ed. by A. Monat, R. S. Lazarus. N. Y., 1991. P. 189-206.
5 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. М., 1994.
6 Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies : a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267-283.
7 Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире : Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61-70.
8 Малышев И. В. Принципы построения коррекционной программы, направленной на профилактику и преодоление синдрома эмоционального выгорания у представителей экстремальных профессий // Уч. зап. пед. ин-та Сарат. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2, № 2(6). С. 39-44.
УДК 159.9
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ К ДЕНЬГАМ
Т. Ю. Миронова
Саратовский государственный университет E-mail: tasya141@mail.ru
В статье излагаются результаты исследования внешних и внутренних факторов (возраста, половой принадлежности испытуемых, места их проживания, личностных качеств, особенностей ценностной сферы и уровня воспитанности), влияющих на формирование отношения подростков и юношей к деньгам. Описано влияние этих факторов на представления и отношение подрастающего поколения к деньгам.
Ключевые слова: личность, экономическая социализация, отношение к деньгам.
Certain Factors of Teenagers Attitude to Money T. Yu. Mironova
This article is about the results of the research about external and internal factors (age, sex, geographic location, personal characteristics, features of value sphere and the level of breeding), which influence on the development of teenagers attitude to money. These factors were detected with the help of empirical study and there is a description of how money can shape the teenagers attitude to it.
Key words: personality, economical socialisation, attitude to money.
Отношение к материальным благам является сложным, многоаспектным и во многом определяется социокультурными и социально-психологическими факторами. В связи с этим особое
значение приобретают исследования, раскрывающие психологическую составляющую данного отношения. М. Ю. Семенов, изучая особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости, отмечает, что трансформация экономической среды, возникновение разных форм собственности, финансовое расслоение общества приводят к дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том числе к появлению различных социальнопсихологических типов людей, по разному относящихся к деньгам1. В. А. Хащенко выделяет два таких типа: для одного деньги - цель жизни, для другого - условие существования, и каждому из них свойственно определенное монетарное поведение2. Отечественными психологами выявлены специфические особенности отношения к деньгам, присущие российским респондентам. В частности, установлено, что у значительной части испытуемых деньги ассоциируются с полярными категориями: свободой и зависимостью, правдой и ложью, справедливостью и несправедливостью, ответственностью и безответственностью и т. п. (О. С. Дейнека; Е. И. Горбачева, А. Б. Купрей-ченко)3. Подобная двойственность приводит к
©4 Миронова Т. Ю., 2012
Т. Ю. Миронова. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам
формированию противоречивого, конфликтного отношения к деньгам у значительной части россиян, что сказывается, с одной стороны, на их экономическом поведении, с другой - на условиях экономической социализации подрастающего поколения4. Таким образом, изменения, происходящие в обществе, а также необходимость адаптации к ним зрелого поколения ставят проблему влияния данных условий на процесс и эффекты экономической социализации подростков и юношей.
В связи с этим нами проводится исследование, цель которого заключается в выявлении внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование у подростков и юношей отношения к деньгам. В исследовании приняли участие 230 учащихся с 8-х по 11-е классы МОУ «СОШ № 4» города Саратова и МОУ «СОШ № 1» поселка Котово Волгоградской области. Чтобы проследить особенности отношения к деньгам, испытуемые были разделены на три группы: младшие подростки 13-14 лет, подростки 15-16 лет, юноши и девушки 17-18 лет. Выбор данной возрастной группы обусловлен особыми психологическими свойствами этого возраста, которые определяют как собственную перспективу жизни подростка, так и будущее общества.
Для решения поставленной задачи использовался опрос на основе разработанной нами анкеты. В ней предполагалось ответить на ряд вопросов, касающихся различных аспектов экономической социализации, в частности представлений о деньгах и особенностей отношения к ним. Наряду с опросом использовались: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, анкета «Индекс воспитанности школьников» Л. Д. Столяренко, опросник «Отношение к деньгам школьников» М. Ю. Семенова, «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной.
Анализ результатов исследования позволил выявить факторы, влияющие на формирование отношения подростков и юношей к деньгам. В первую очередь хотелось бы отметить точки зрения подростков на деньги, а именно их конкретное назначение в жизни испытуемых и общества в целом. Большинство респондентов сходятся во мнении, что деньги необходимы в первую очередь для обеспечения жизнедеятельности (первая группа - 64%, вторая - 61%, третья - 59%) (таблица). У испытуемых из старших подгрупп в большей степени, чем у младших школьников, представлены такие варианты, как «вложить в будущее», «обеспечить будущее детей» и «получение образования». В данном случае помимо ярко выраженной ориентации старших подростков на будущее наблюдаются представления о том, что их потребности, в том числе в будущем, должны быть приоритетной статьей в расходах их родителей. Кроме эгоцентричной направленности испытуемых данные результаты демонстрируют
сильную экономическую зависимость от родителей. В ответах младших школьников содержится больше вариантов, предполагающих обретение независимости через обладание деньгами и терапевтическую функцию денег. Несмотря на стремление к независимости, свойственное данному возрасту, в процессе экономической социализации на рассматриваемом этапе данная задача не выполняется. Это объясняется в первую очередь малой включенностью подростков и юношей в какую-либо экономическую деятельность.
Функции денег в представлениях испытуемых разных возрастных групп, %
Функция Испытуемые
13-14 лет 15-16 лет 17-18 лет
Обеспечение жизнедеятельности 64 61 59
Создание стабильности в будущем 4,5 5 8
Средство достижения удовольствия 10 4 4
Обеспечение детей 15 23 25
Обретение независимости 6 1 -
Мера стоимости 4,5 6 4
Средство платежа, предоставляющее возможность удовлетворения любых потребностей 15 20 15
Возможность получения образования 10 7 15
Примечание. У испытуемых была возможность дать несколько вариантов ответа.
Далее раскроем влияние некоторых факторов на особенности отношения испытуемых к деньгам. Для девушек в значительной степени денежные средства играют терапевтическую роль (г = - 0,23, p < 0,001): они часто думают о деньгах, используют их как средство против плохого настроения, нередко совершают поступки под влиянием первого эмоционального впечатления. Юноши склонны испытывать, скорее, тревожность из-за денег (г = 0,14, p < 0,05) и негативное отношение к ним (г = 0,14, p < 0,05); при этом денежные средства строго контролируются и юноши испытывают зависть к финансовому благополучию окружающих, одновременно ощущая тревогу и чувство вины. Представленные данные раскрывают содержание установок, связанных с гендерными особенностями монетарного поведения, существующими в обществе и усвоенными в процессе экономической социализации подрастающим поколением. Взрослея, подростки становятся более активными субъектами экономической социализации, и тогда происходит изменение их отношения к деньгам. В ответах младших
школьников содержится больше вариантов, указывающих, что деньги воспринимаются ими как средство обретения независимости и получения удовольствия от жизни. Старшие подростки начинают относиться к деньгам более рационально, овладевая искусством управлять личными финансами, одновременно у них появляются гордость и ощущение свободы благодаря обладанию деньгами. В данном случае деньги выступают как средство, поднимающее настроение.
Отмеченная функция денег имеет особое значение для испытуемых, проживающих в поселках городского типа: они склонны воспринимать деньги как объект, доставляющий удовольствие и дающий возможность почувствовать себя уверенно и свободно (г = - 0,17, p < 0,05). Кроме того, эти испытуемые часто нервничают и переживают из-за отсутствия или недостатка личных финансов, тогда как подростки, проживающие в городе, более спокойны и уверенны в финансовом плане: личные финансы редко находятся в центре их внимания (г = - 0,16, p < 0,05). Интересно отметить, что испытуемые, проживающие в Саратове, представляя свое материальное обеспечение в будущем, указывают более высокий его уровень, в отличие от подростков из поселков городского типа (г = 0,17, p < 0,05). Это же касается оценки ими своих шансов стать богатыми людьми (г = 0,21, p < 0,01). Данные результаты объясняются существующей разницей в уровне материального благосостояния населения, проживающего в населенных пунктах разного типа. Этот разрыв способствует возникновению чувства зависти к проживающим в городе сверстникам и повышает ценность денег, что, в свою очередь, приводит к тому, что они становятся для подростков, проживающих в поселке, символом уверенности в себе и независимости, а также объектом тревоги и негативных переживаний. Подростки, проживающие в Саратове, в меньшей степени склонны к тревоге из-за денег: они демонстрируют более оптимистичное представление о своем будущем. Можно сказать, что проживание в городе способствует формированию более адекватного отношения к деньгам и большей уверенности в экономической сфере.
Подобная картина наблюдается и при анализе представлений девушек и юношей. Девушки в будущем рассчитывают на более высокий уровень материального положения, чем юноши (г = - 0,16, p < 0,05). При этом они значительно выше оценивают и свои шансы стать богатыми людьми (г = 0,19, p < 0,01). Демонстрируя свои представления о будущем, девушки, в отличие от юношей, отмечают более ранний возраст, в котором они смогут планировать свою жизнь (г = 0,25,p < 0,001) и станут профессионалами в своем деле (г = 0,22,p < 0,01). Юноши, в отличие от девушек, в более раннем возрасте планируют
обладать собственностью, например машиной (г = - 0,25, p < 0,001). Интересно, что молодые люди в значительно большей степени, чем девушки, склонны положительно относиться к не облагаемым налогами доходам (г = 0,22, p < 0,01). Данные результаты согласуются с описанными выше гендерными особенностями отношения к деньгам. Однако при отношении к деньгам как к средству против плохого настроения и высоком уровне притязаний девушки делают акцент на профессиональном росте и способности планировать свою жизнь, тогда как юноши рассчитывают в первую очередь обзавестись внешними атрибутами, демонстрирующими их материальное положение, пренебрегая при этом, если необходимо, законом.
Дальнейший анализ полученных данных позволил проследить влияние личностных качеств испытуемых на формирование установок по отношению к деньгам. Тревожность из-за денег (г = - 0,3, p < 0,001) и негативное отношение к ним (г = - 0,22, p < 0,01) связаны с такими качествами личности, как конформизм / нонконформизм (фактор Q2 16 РF-опросника Р. Кеттелла). Другими словами, чем в большей степени человек склонен к зависимости от группы, ориентируется на социальное одобрение и следует общественному мнению, тем сильнее развивается указанное выше отношение к деньгам. Возможно, неуверенность, выражающаяся в общении с другими как конформизм, в экономическом сознании проявляется как тревожность и негативное отношение к деньгам. Отдельно на формирование тревоги в отношении денежных средств влияет прямолинейность / дипломатичность испытуемых (фактор N 16 РF-опросника Р. Кеттелла). Чем более прямолинеен, наивен и непосредствен человек, тем в большей степени он склонен переживать, нервничать, завидовать и переоценивать значимость денег (г = -0,15, p < 0,05). Данные результаты, скорее, говорят об открытом и непосредственном поведении, которое, в свою очередь, способствует демонстрации в том числе и тревожности из-за денег, тогда как более сдержанные и дипломатичные испытуемые стараются не демонстрировать данного факта. Школьники, склонные негативно относиться к деньгам, считая, что это зло, обладают высоким интеллектом, абстрактностью мышления, сообразительностью и быстрой обучаемостью (г = 0,15, p < 0,05) (фактор В 16 РF-опросника Р. Кеттел-ла), сдержанны и пессимистичны в восприятии действительности, часто беспокоятся о будущем и ожидают неудачи (г = - 0,19, p < 0,01) (фактор F 16 РF-опросника Р. Кеттелла). Интересно, что формированию положительного (г = - 0,19, p < 0,01) и спокойного (г = - 0,22, p < 0,01) отношения к деньгам способствуют высокое напряжение, повышенная мотивация и активное
76
Научный отдел
Т. Ю. Миронова. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам
неудовлетворение стремлений (фактор Q4 16 РF-опросника Р. Кеттелла). Таким образом, положительному и спокойному отношению к деньгам, что говорит и о более высоком уровне адаптиро-ванности в экономической сфере, способствует не высокий интеллект, а повышенная мотивация и наличие не удовлетворенных стремлений.
В процессе анализа были получены данные, демонстрирующие влияние уровня воспитанности на отношение к деньгам: чем в большей степени развиты нравственный (г = 0,15, p < 0,05) и трудовой (г = 0,14, p < 0,05) аспекты, тем больше фиксация на деньгах и тем сильнее выражена склонность переоценивать их значимость. Для испытуемых с низким уровнем развития экологического аспекта воспитанности особое значение приобретает терапевтическая функция денег, и наоборот (г = - 0,18, p < 0,01). В этом случае если для подростков природа выступает объектом получения удовольствия и своеобразным лекарством от депрессии и плохого настроения, они используют терапевтическую функцию денег.
Если соотнести установки относительно денег с особенностями ценностной сферы подростков, можно отметить, что фиксация на деньгах происходит у испытуемых, в ценностной структуре которых особое значение имеет развитие в сферах профессии (г = 0,21 , p < 0,01); образования (г = 0,3, p < 0,001), семьи (г = 0,2, p < 0,01), общества (г = 0,22,p < 0,01), увлечений (г = 0,25,p < 0,001)), но не физической культуры. Стремление человека получать объективную информацию о своих особенностях характера, тяга к самосовершенствованию и желание самореализации, серьезное отношение к своим обязанностям и компетентность в делах тесно связаны с переоценкой значимости денег и выраженным мотивом экономии. Также фиксация на деньгах происходит у испытуемых, в системе ценностей которых особое значение приобретают активные социальные контакты и достижения, в сферах ценности «активные социальные контакты» (профессия (г = 0,2, p < 0,01), образование (г = 0,2, p < 0,01), семья (г = 0,16, p < 0,05), общество (г = 0,21, p < 0,01), увлечения (г = 0,2, p < 0,01), физическая культура (г = 0,14,p < 0,05)) и ценности «достижения» (профессия (г = 0,22, p < 0,01), образование (г = 0,21, p < 0,01), семья (г = 0,26, p < 0,001), общество (г = 0,17, p < 0,05), увлечения (г = 0,4, p < 0,001), физическая культура (г = 0,18, p < 0,01)).
Таким образом, испытуемые, стремящиеся к личностному развитию и достижениям в различных сферах и обладающие высоким уровнем нравственности, склонны переоценивать значимость денег. У них ярко выражен мотив экономии, не демонстрируя своего финансового положения, они стараются одеваться скромно и сочувствуют бедным. Другими словами, при высокой значи-
мости денег существует запрет на демонстрацию этой значимости. Данные результаты объясняются влиянием советской идеологии, когда человек не должен был высоко ценить материальные блага и реализовывать в своем монетарном поведении экономический интерес. Несмотря на значительную трансформацию общественного сознания, старшее поколение в процессе социализации и в настоящее время транслирует эти представления детям и подросткам.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что на формирование отношения к деньгам особое влияние оказывают возрастные особенности подростков и юношей. Если для испытуемых 13-14 лет финансы становятся в первую очередь символом независимости, то с возрастом в представлениях подростков о деньгах заметна большая ориентация на будущее.
Анализ данных, полученных в результате исследования, позволил раскрыть содержание гендерных установок монетарного поведения, существующих в обществе и усвоенных подрастающим поколением в процессе экономической социализации.
Значительное влияние на формирование отношения к деньгам оказывает место проживание подростков и юношей. Испытуемые, проживающие в поселке, в отличие от школьников Саратова, в большей степени склонны испытывать тревогу из-за денег и негативное отношение к ним. Таким образом, проживание в городе способствует формированию более адекватного отношения к деньгам и большей уверенности в экономической сфере.
Тревожность из-за денег связана с такими личностными качествами, как конформизм и прямолинейность. Негативное отношение к деньгам формируется чаще у испытуемых с высоким уровнем интеллекта, склонных к пессимистичному и беспокойному восприятию будущего. Положительному отношению к деньгам способствуют повышенная мотивация и наличие не удовлетворенных стремлений.
Испытуемые, стремящиеся к личностному развитию и достижениям в различных сферах, обладающие высоким уровнем нравственности, склонны переоценивать значимость денег: они экономны, не демонстрируют своего финансового положения, стараются скромно одеваться и сочувствуют бедным, т. е. при высокой значимости денег существует запрет на демонстрацию этой значимости.
Примечание
1 Семенов М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
2 См.: Хащенко В. А. Социально-психологические де-
терминанты экономической идентичности личности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 513-556.
3 См.: Горбачева Е. И., Купрейченко А. Б. Отношение личности к деньгам : нравственные противоречия в
оценках и ассоциациях // Психол. журн. 2006. Т. 27, № 4. С. 26-37.
4 Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М., 2007.
УДК 159.9
КОГНИТИВНЫЕ РАМКИ ВОСПРИЯТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ВАЗОПИСИ ВРЕМЕН АРХАИКИ И КЛАССИКИ: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
В. Ю. Михайлин
Саратовский государственный университет E-mail: vmikhailin@yandex.ru
Автор рассматривает пространство древнегреческого симпосия, включающее в себя и проективную реальность симпосиати-ческой вазописи с точки зрения стоящих за ними когнитивных механизмов.
Ключевые слова: древнегреческая вазопись, архаическая и классическая, симпосий, историческая антропология, иконология, культурный код, когнитивная диспозиция.
Cognitive Frames of Archaic and Classical Greek Vase-Painting Perception: Spatial and Contextual Aspects
V. Yu. Mikhailin
Author examines the space of Ancient Greek symposium, as including in itself the projective realities of the sympotic vase-painting, from the point of view of cognitive patterns underlying it.
Key words: Greek vase-painting, archaic and classic, symposium, historical anthropology, iconology, culture code, cognitive dispositions.
Восприятие любых реалий, относящихся к культурному контексту, который не совпадает с тем контекстом, в рамках которого мы привыкли выстраивать собственную идентичность, уже представляет собой цепочку связанных друг с другом когнитивных проблем. Даже в тех случаях, когда тот или иной инокультурный феномен ориентирован (в пределах собственной культуры) на «прямое считывание», задействуя свойственные человеку навыки автоматизированного достраивания информации (так называемые инферентные системы) с опорой на относительно небольшое число привычных информационных раздражителей, элементарное несовпадение привычных для индивида навыков подобного достраивания с теми, что значимы в культуре-источнике, зачастую приводит к существенному искажению
логики инференции при сохранении у индивида базовой уверенности в том, что полученная в итоге картина «естественна» и логична.
Ситуация существенно усугубляется в тех случаях, когда инокультурный феномен ориентирован (в пределах собственной культуры) на восприятие, принципиально проблематизирую-щее сам процесс инференции, сталкивая в рамках мессиджа, который воспринимается как внутренне цельный и связный, значимые отсылки к разным инферентным системам и разным базовым классификационным категориям. А поскольку значительную часть феноменов, дошедших до нас в тех или иных материальных формах от культур минувших времен, имеет смысл подозревать именно в такой когнитивной ориентированности (к ним относятся прежде всего артефакты и стоящие за ними социокультурные явления сфер ритуала, культа, художественного творчества, состязательных и демонстративных практик и т. п.), то и вопрос о рамках восприятия подобных явлений превращается в одну из ключевых проблем, связанных с интерпретацией данных, полученных в результате исследований археологических, иконологических, палеографических, текстологических, да и вообще исторических, филологических и искусствоведческих в широком смысле каждого термина.
Положение о том, что каждую культуру следует изучать исходя не из наших собственных «привычек и навыков», а из «привычек и навыков», значимых в том обществе, культура которого является для нас предметом изучения, косвенным образом вытекает еще из определения, данного культуре как таковой сэром Эдвардом Тайлором,
© Михайлин В. Ю., 2012