Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СЛЕДСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХИКА / ДОПРОС / ОЧНАЯ СТАВКА / ОПОЗНАНИЕ / ПРОВЕРКА ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шигапова Д.И.

В рамках данной статьи рассмотрены и проанализированы ключевые психологические аспекты, особенности производства отдельных следственных действия с участием несовершеннолетних, малолетних лиц. В работе исследован уровень преступности среди данной категории лиц, изучены нравственно-этические правила проведения в отношении них следственных мероприятий. Кроме того, в данной научной статье выделены особенности строения, формирования психики несовершеннолетних, малолетних, проанализировано ее влияние на процесс реализации следственно-оперативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERROGATION WITH THE PARTICIPATION OF MINORS

Within the framework of this article, the key psychological aspects, features of the production of individual investigative actions involving minors, minors are considered and analyzed. The paper investigates the crime rate among this category of persons, examines the moral and ethical rules for conducting investigative measures against them. In addition, this scientific article highlights the features of the structure, the formation of the psyche of minors, minors, and analyzes its impact on the process of implementing investigative and operational tasks.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА

С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Д.И. Шигапова, студент

Научный руководитель: Е.А. Егорышева, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-4-18-21

Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрены и проанализированы ключевые психологические аспекты, особенности производства отдельных следственных действия с участием несовершеннолетних, малолетних лиц. В работе исследован уровень преступности среди данной категории лиц, изучены нравственно-этические правила проведения в отношении них следственных мероприятий. Кроме того, в данной научной статье выделены особенности строения, формирования психики несовершеннолетних, малолетних, проанализировано ее влияние на процесс реализации следственно-оперативных задач.

Ключевые слова: несовершеннолетние, следственные мероприятия, психологическое развитие, психика, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний на месте.

Противодействие и предупреждение преступности в обществе является одной из ключевых функций любого государства. Безусловный приоритет защиты прав человека, гражданина, а равно каждого члена социума, признается как международным сообществом, так и отдельными государствами. В частности, в России оно закреплено на конституционно-правовом уровне: в соответствии с частью 2 указанной статьи: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; государство же обязано признавать приоритет их соблюдения и предпринимать все меры для их защиты. Однако на практике возникают вопросы в связи с совершением противоправных деяний несовершеннолетними, малолетними лицами. В данном случае в противовес интересам отдельно взятого субъекта общества ставится правовой статус несовершеннолетнего лица.

На сегодняшний день, на основании официальных статистических данных, подготовленных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, можно сказать, что показатели уровня преступности среди лиц, не достигших 18 лет, имеет достаточно высокий уровень. Так, на основании приведенных ранее источников, преступлений совершенных несовершеннолетними окончено за 2019 год - 25 490, за 2020 год - 21 240.

Указанные данные в совокупности, указывает на то, что в настоящее время соответствующим органам предварительного следствия и суда требуется дальнейшее развитие положений криминалистической тактики, расширение и дополнение отдельных аспектов производства следственных действий с участием несовершеннолетних лиц, с учетом, и предварительным изучением социально-психологических особенностей лица, не достигшего 18 лет.

Рассмотрение данного вопроса стоит начать с установления причин возникновения проблем при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних, в части учета их возраста и уровня психологическо-нравственного развития. Личность несовершеннолетнего обвиняемого - система криминалистических значимых социальных, психологических и биологических свойств и качеств, характеризующихся незавершенностью формирования. Как известно, психика и мировоззрение человека начинается формироваться с первых минут его жизни, с того момента, как его сознание соприкасается с информацией об окружающей среде. Данный процесс не прерывается в течение всей его жизни, поскольку не существует пределов, границ для восприятия человеком новых данных. Тем не менее, в аспек-

те психологического развития имеются определенные временные границы, которые указывают на окончательную сформи-рованность основных элементов психики. С этого момента, как правило, сознание, психика лица считаются менее подверженными к влиянию внешних факторов. Процесс онтогенеза человеческого сознания, а равно процесс его индивидуального развития, рассматривается, на базе классификации А.Н. Леонтьева, путем анализа 10 этапов становления и укрепления психики человека. Так, в подростковом периоде, в возрасте от 13-14 до 17-18 лет лишь завершает свое формирование ориентация ребенка на определенные виды поведения. На данном этапе своего развития у несовершеннолетнего продолжается формирование познавательных и психических процессов, появляются первые признаки ориентацию на взрослую жизнь, завершается половая идентификация подростка. При этом только с переходом на акмеологиче-ский период (от 18 до 65 лет) окончательно формируется соматическое развитие человека, происходит стабилизация его психических функций. Иными словами, только после преодоления порога в 17-18 лет происходит полное и окончательное формирование его личности. С учетом приведенных положений, можно сказать, что в несовершеннолетнем возрасте психика ребенка могут быть легко искажена, что повлияет на стабильность и сформиро-ванность его сознания в будущем [4, с. 103]. При совершении лицом данной категории противоправных деяний, при производстве предварительного расследования, участникам следует учитывать нравственно-психологические особенности несовершеннолетнего, минимизируя возможность его «повреждения».

Как известно, при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних, к обязательному присутствию приглашаются специальные субъекты, а именно психолог и преподаватель. Указанные участники служат, своего рода, защитниками психики подростка, применяя методы и приемы, которые сформированы с учетом личностных показателей преступников-подростков. Тем не менее,

следователю, дознавателю не следует возлагать на указанных специалистов всю ответственность за сохранность психики несовершеннолетнего. При производстве следственных мероприятий они должны быть готовы к работе с анализируемыми субъектами, должны использовать те средства, которые будут приемлемы для конкретного лица.

Особое внимание учету нравственно-психологических особенностей личности несовершеннолетнего требуется при проведении такого следственного действия, как допрос. В соответствии с теорией криминалистики, допрос - следственно-судебная процедура, в рамках которой проводится получение от допрашиваемого известной ему информации, попадающей под определение предмета доказывания [6, с. 423]. Целью допроса обвиняемого является получение полной и правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела [5, с. 237]. В процессе производства допроса следователь, дознаватель наиболее тесно контактирует с несовершеннолетним, имея возможность влиять на его психику и сознание. В данном случае, они должны найти баланс между интересами следствия и интересами личности самого подроста.

По мнению Демашкиной Д.Д., знание особенностей личности и психологических свойств несовершеннолетнего позволяет следователю уже на первоначальном этапе расследования выдвинуть версии, качественно провести следственные действия, использовать наиболее рациональные тактические приемы, и что немаловажно, установить психологический контакт и оказать положительное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя в процессе расследования преступления [1, с. 44].

Для установления психологического контакта и обеспечения бесконфликтного общения, целесообразно начать допрос даже не со стадии свободного рассказа, а с обычной беседы, обсуждая общие темы и события, попытаться снять напряжение, которое существует у вызванного на допрос несовершеннолетнего. Как отмечает Кодзокова Л.А., следователь в данном

случае, как и производстве всего допроса должен быть искренен в рассуждениях и тон его должен быть лишен фальши [3, с. 192].

При производстве допроса следователю стоит учесть и изучить целый спектр характеристик, которые напрямую влияют на сознание несовершеннолетнего, его поведение. Так, психическая деятельность подростка, её динамизм и не сформирован-ность делает несовершеннолетнего податливым как к положительному, так и отрицательному поведению. В подростковом возрасте лицо наиболее чувствительно к внешним воздействиям (доверяют друзьям, семье). Следователю необходимо учитывать присущую несовершеннолетним обвиняемым недостаточную сформиро-ванность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, вызывающих у несовершеннолетних повышенную возбудимость, впечатлительность. Несовершеннолетние не в полной мере могут контролировать свое поведение, эмоции, поступки, а также очень тяжело выдерживают эмоциональные нагрузки и стрессовые ситуации [2, с. 229]. С учетом приведенных характеристик, следователю стоит избегать излишнего давления на подростка, наоборот, следует создать атмосферу, в которой несовершеннолетний будет чувствовать себя немного спокойнее. Для создания такой обстановки, требуется предварительное изучение личности подростка, его темперамента, характера, готовности к контакту с новыми лицами. Указанные данные можно получить путем опроса близких ему лиц, одноклассников, учителей.

Следует получить и социальные данные, среди которых большое значение имеет его семейное положение, материальные бытовые условия жизни несовершеннолетнего обвиняемого, род занятий, уровень образования, прошлый криминальный опыт, направленность личности, психика, эмоциональная сфера, мотивация поступков, нравственная составляющая. Все эти показатели обуславливают тактику производства допроса с участием несовершеннолетнего обвиняемого, следовате-

лю необходимо отличать и распознавать каждую из этих составляющих для выбора индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему обвиняемому, как было сказано ранее, минимизируя негативное влияние самого события, и создания в сознании подростка представления о правильности/неправильности совершенных им действий. Последнее позволит заложить в сознании несовершеннолетнего основы разграничения в последующем правомерного и неправомерного поведения.

При проведении допроса подростка, следователи используют достаточно ограниченных круг тактических приемов. Среди них можно выделить создание доброжелательной обстановки, способствующей даче полных и достоверных показаний; постановка уточняющих вопросов; оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов и постановка вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативные связи. Применять перечисленные приемы следует с большой аккуратностью, поскольку несовершеннолетние не характеризуются способностью к логическому и аналитическому мышлению. Недопустимо психологическое насилие в отношении несовершеннолетнего, то есть такие уловки, которые лишают несовершеннолетнего свободы выбора, которые могут способствовать его самооговору. Иными словами, запрещается давить на подростка, задавать ему наводящие вопросы, с целью получить ту информацию, которую он не желает сообщать, даже в случае ее значимости для процесса установления истины.

Таким образом, что допрос несовершеннолетнего - наиболее важное и в тоже время наиболее сложное следственное действие, сущность которого заключается вербальном взаимодействии следователя и допрашиваемого, в целях получения полных сведений от несовершеннолетнего лица. Производство указанного следственного действия должно ограничиваться нравственно-этическими основами, психологическими особенностями подростка. Следователь должен создать в сознании несовершеннолетнего верные поведенческие

ориентиры, не допуская при этом искаже- ных, положительных познании подростка, ния его психи и сознания. Целью совер- уменьшение влияния негативного опыта шеннолетних участников следственного на последующее его становления как са-мероприятия является обеспечение со- мостоятельноИ личности. хранности и неприкосновенности первич-

Библиографический список

1. Демашкина Д.Д. Криминалистическая характеристика и методика расследования преступлении, совершенных несовершеннолетними // Правопорядок: история, теория, практика. - 2017. - №1. - С. 40-44.

2. Ефимов Н.С. Основы психологии: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.

3. Кодзокова Л.А. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статеИ международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 191-193.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2012. - 130 с.

5. Романов В.В. Юридическая техника: учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 537 с.

6. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 422 с.

MORAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERROGATION WITH THE

PARTICIPATION OF MINORS

D.I. Shigapova, Student

Supervisor: E.A. Egorysheva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor

Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. Within the framework of this article, the key psychological aspects, features of the production of individual investigative actions involving minors, minors are considered and analyzed. The paper investigates the crime rate among this category of persons, examines the moral and ethical rules for conducting investigative measures against them. In addition, this scientific article highlights the features of the structure, the formation of the psyche of minors, minors, and analyzes its impact on the process of implementing investigative and operational tasks.

Keywords: minors, investigative measures, psychological development, psyche, interrogation, confrontation, identification, verification of testimony on the spot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.