Научная статья на тему 'Нравственно-патриотическое воспитание учащихся и пути решения этой проблемы в современной школе'

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся и пути решения этой проблемы в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / MORALITY AND PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилтакян А.А.

В статье представленны современные проблемы нравственно-патриотического воспитания учащихся. Обсуждаются вопросы влияния развивающихся информационных технологий на воспитание детей. Предлагается проведение ряда мероприятий для достижения необходимого уровня в процессе нравственного и патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся и пути решения этой проблемы в современной школе»

Пилтакян А.А. ©

Специалист кафедры биологии и методики ее преподавания,

Армянский государственный педагогический университет

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье представленны современные проблемы нравственно-патриотического воспитания учащихся. Обсуждаются вопросы влияния развивающихся информационных технологий на воспитание детей. Предлагается проведение ряда мероприятий для достижения необходимого уровня в процессе нравственного и патриотического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, информационные технологии, нравственность, патриотизм. Keywords: education, information technology, morality and patriotism.

Часто задаемся вопросом, что такое нравственное воспитание и зачем оно?! Как воспитать в детях нравственность, положительные человеческие качества, любовь к родине, гуманизм и много других качеств, которые необходимы для формирования достойного поколения. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувства патриотизма [1, 4]. В современном мире, на ряду с развитием цивилизации, техники, средств массовой информации, параллельно с положительным влиянием вышеперечисленного, все более увеличивается и отрицательное. Постоянный шквал отрицательной информации про убийства, террористические акты, зверские избеения одноклассников и заснятие всего процесса на камеру, самоубийства и тому подобное, оставляет свой след на хрупкую психику подрастающего поколения. Как же защитить наших детей, как не позволить шуму внешнего мира вторгнуться в душу ребенка и заглушить голос родителей и учителей, воспитателей в личном пространстве наших чад? В данной статье мы предложем возможные пути для решения столь глобальной проблемы.

И так, начнем с рассмотрения влияния на детей информационных технологий, в частности компьютера и интернета. В современном мире ни дети ни взрослые не представляют своей жизни без компьютера и интернета, который стал членом почти каждой семьи. Интернет доступен нам везде: дома, на работе, на улице, в кафе, на отдыхе. Мы живем в социальных сетях, в виртуальном мире, делимся событиями из нашей жизни с десятками знакомых и не знакомых нам людей (рис.1).

© Пилтакян А. А., 2015 г.

Рис. 1. Поглощение человеческого мозга со стороны виртуального мира

Постепенно изчезает из нашей повседневой жизни живое общение, контакт человека с человеком, родителя и ребенка, на перемнах дети вместо того, чтоб играть друг с другом, тратят время на интернет (рис.2). Особую сферу жизни и деятельности ребенка, человека, составляет общение. Оно отражает спецефически человеческую потребность в среде себе подобных. Общение в раннем возрасте служит важным средством познания сверстников и самого себя. Благодаря умению общаться дети занимают определенное положение в коллективе сверстников [2, 181].

Рис. 2. Дети и взрослые, жизнь в интернете

Данные примеры приводят к разрыву духовной связи и отдолению друг от друга, а это влечет за собой такие последствия, как замкнутость, уединение и вместо того, чтоб получать положительные эмоции, дети получают негатив, психика ребенка становится

неуравновешенной, уязвимой и он подвергается большим рискам. А о нравственном

воспитании, о патриотизме в данной ситуации речи идти вообще не может, не машина же будет воспитывать в наших детях эти качества (рис.3).

Рис. 3. Игры на переменах, живое общение

Огрмоную роль в школах играют учителя, которые на равне с родителями, а иногда даже и больше времени проводят с детьми, и, фактичести, в процессе воспитания ребенка объединяются совместные усилия как родителей так и педагогов.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [3, 153]. Воспитание-процесс многогранный и трудоемкий, довольно сложный и требует комплексного подхода и со стороны родителя и со стороны педагога. Чтобы добиться нужного результата, сначала нужно понять душу ребенка, подобрать к ней ключ и создать или восстановить духовную связь.

Педагогическая основа преемственности в воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. Между воспитанием на предыдущей и последующей ступенях существует диалектическая взаимосвязь [1, 5].

В дошкольном возрасте ребенок воспитываясь в семье повторяет то, что видит, слышит дома и на улице, в какой-то мере проецируя все это в своих играх.

Многие факты говорят о том, что даже игрушки в руках ребенка часто является лишь средством общения со взрослыми. Для ребенка игра-действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание [4, 439]. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет [5, 182]. Принимая в основу данный факт, родителям следует сохранять положительную, дружелюбную атмосферу в семье, не позволять детям на улице общаться с теми, кто может повлиять отрицательно на них, обращать внимание на игры детей, постараться исключить из них агрессию, злость, если такие имеются, и постепенно вносить в игру элементы добра и любви. Основы воспитания закладываются с раннего детства. Далее процесс воспитания переходит на новый уровень, то есть ребенок идет в школу. В «игру» вступают педагоги, проффесионалы, цель которых не только обучить ребенка предметам школьной программы, но и воспитать и

сформулировать в учащихся систему нравственных ценностей, патриотический дух и гуманизм. Как уже было выше сказано, современные технологии имеют положительную роль, в частности дают больше возможностей педагогам работать с детьми, представлять им больше информации и на ряду со всем этим, проводить воспитательную работу. Последнее возможно осуществлять с помощью показа фильмов, несущих воспитательный характер, в которых четко проводится грань между добром и злом, обсуждением просмотренного фильма и указанием ребенку на то «что такое хорошо и что такое плохо». Воспитание патриотического духа не должно отставать от нравственного, и необходимо, чтобы они были взаимосвязаны, то есть применять комплекс нравственно-патриотическое воспитание. Последнее может проводиться путем организации на переменах и на уроках прослушивания и обучения национальной музыки и песен, ведением бесед о нацональных обычаях, на уроках истории, литературы дополнительное ознакомление учащихся с национальными героями и так далее.

Если учащиеся будут воспитываться в духе нравственности и патриотизма, то мы не будем иметь будущих террористов, исламистов, смертников, убийц, грабителей и предателей своей родины, а сформируем достойное поколение, кому можно завещать будущее и в какой-то мере получим возможность надеяться, что и они воспитают своих детей, а будущие педагоги и своих учеников также, как воспитивали их.

Среди учащихся школы было проведено исследование в целях выяснения того, какое представление имеется у детей о нравственности и патриотизме, о человеческих качествах, насколько они знакомы со своим национальным достоянием. На основе проведнного эксперимента, выяснилось, что 38% исследуемых не имеют четкого представление о человеческих качествах, о патриотизме, не знают национальных песен и танцев, что в принцыпе должен знать каждый, начиная с дошкольного возраста, а 62% более или менее имеют представление о нравственных качествах и о патриотизме (график 1). 38%-ов составляет чуть меньше половины исследуемых школьников, а это угрожающие данные и если оставить этот факт без внимания, то это число может возрасти и привести к неутишительным последствиям.

График 1. Результаты проведенного исследования

Принимая во внимание все вышеизложенные факты, мы предлагаем пути для решения проблемы нравственно-патриотического воспитания в школе:

• Педагогам дополнительно проводить беседы с детьми о нравственности, прививая учащимся любовь к ближнему и окружающему миру,

• Обсуждая соответстенный урок, подчеркивать необходимость любви к родине и объяснять последствия отсутствия патриотизма /приводя разные примеры из литературы и повседневной жизни/,

• Возможное ограничение использования детьми интернета и вовлечение учащихся в живое общение, по средствам разных игр, бесед, дисскусий и так далее,

• Организация экскурсий в исторические места своей родины, музеев, встречи с участниками войны, посещение домов пристарелых и т. д. /такие мероприятия не только обучают и воспитывают, но и сближают учащихся, способствуют формированию коллектива/.

• Организация трудовой деятельности и занятости учащегося, путем помощи инвалидам, пожилым и всем, кому она небходима, конечо же под присмотром учителей и родителей.

В заключении следует сказать, что не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас, и если в них есть качества с которыми мы не согласны, возможно следует обратить внимание и на себя.

Литература

1. Каиров И.А., Богданова О.С.- Азбука нравственного воспитания- Изд. 2-е.- М.- «Просвещение»-1975- стр.4

2. Баранова С.П., Воликова Т.В., Сластенина В.А.- Педагогика, Москва, «Просвещение»- 1976- стр. 181

3. Педагогическая энциклопедия. М.- 1999.- стр. 153.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- Собр. Соч.- т.8.-М-стр.439

5. Баранова С.П., Воликова Т.В., Сластенина В.А.- Педагогика, Москва- «Просвещение»- 1976- стр.182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.