Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени'

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5473
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ СОРИЕНТИРОВАН НА ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛЬНУЮ СОЛИДАРНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова О.Ю.

В статье рассматривает проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе жизни общества. Даются предположительные пути решения данного вопроса через вовлечение школьников в работу урочной и внеурочной деятельности школы, направленную на воспитание любви к ближнему, семье, окружающей природе, малой родине, историческому прошлому своего народа, героям труда, доблести великих русских полководцев, любви к Родине, государству, в котором мы живем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени»

5. Профессионально-педагогические понятия: слов. / Сост. Г.М. Роман-цев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

6. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: книга для учителя. - М.: Просвешение, 1985. - 94 с.: ил.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

© Шмакова О.Ю.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области», г. Петровск

В статье рассматривает проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на современном этапе жизни общества. Даются предположительные пути решения данного вопроса через вовлечение школьников в работу урочной и внеурочной деятельности школы, направленную на воспитание любви к ближнему, семье, окружающей природе, малой родине, историческому прошлому своего народа, героям труда, доблести великих русских полководцев, любви к Родине, государству, в котором мы живем.

Ключевые слова патриотическое воспитание подрастающего поколения; ребенок должен быть сориентирован на патриотизм, социальную солидарность, гражданственность.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 -го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

1 Учитель начальных классов.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа».

Главные задачи современной жизни - раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного и школьного возраста гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация». Ребенок должен быть сориентирован на:

- Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- Социальную солидарность - свободу личную и национальную, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свободу совести и вероисповедания.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, в первую очередь молодежи. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

У детей исказились представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако

трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Поэтому формирование личности ребенка невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности детского возраста, многоаспекгность понятия «патриотизм» в современном мире. Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, воспитание культуры поведения.

Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники - педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения - С.В. Петерина; формирование гуманных отношений -А.М. Виноградова, Р.С. Буре и др.; формирование любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитание нравственно--волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова.

Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.

Нравственное воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре).

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова).

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно. Задачами нравственно-патриотического воспитания детей являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях в школе, в играх, в труде, в быту - так как не только воспитывают в ребенке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано учителем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в его окружении.

Цель патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному краю и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

краю, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, школе, городу или поселку.

Сухомлинский В.В. утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный и школьный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.

Для школы особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю, умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности, обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах своего края, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, видеоматериалов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произ-

ведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

Работу по патриотическому воспитанию следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. Сухомлинский В.А. говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Главной целью в патриотическом воспитании школьников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическому воспитанию школьников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются задачи эстетического воспитания школьников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает

воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства, специально создавая разнообразные ситуации.

Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическое воспитание. Здесь огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники, про них написаны книги.

Работа с детьми по военно-патриотическому воспитанию в моем классе ведется систематически и последовательно, в урочной и внеурочной деятельности согласно тематическому планированию на учебный год. В качестве примера могут быть материалы нескольких классных часов в 3 классе.

Классный час «Труд - основа жизни»

В начале урока учитель просит детей задуматься над словами:

Великих людей питает труд.

Сенека Луций Анней

Дети высказывают свое мнение о том, что для того чтобы стать великим художником, композитором, поэтом, писателем, ученым человек много трудиться.

Затем детям предлагается обратиться к истокам жизни человека. Обращаясь к произведениям устного народного творчества, мы находим много пословиц о труде:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без труда жить - только небо коптить.

Всякое дело концом хорошо.

Случайно ли это? Дети разъясняют смысл пословиц. Особое внимание обращаем на последнюю и приходим к выводу о том, что, когда человек хорошо выполнит свою работу, он с удовольствием любуется сделанным.

Что как нельзя лучше подтверждают слова великого русского полководца Суворова Александра Васильевича: «Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие».

Затем мы обращаемся к биографии Суворова А.В., из которой мы узнаем, что мальчик родился в семье генерала, свое имя получил в честь Александра Невского. В детстве он часто болел и был слабым ребенком, но Сашенька мечтал стать военным как отец. Суворов стал заниматься изучением военного дела, укреплял свою физическую подготовку. В 1742 году пошел служить в Семеновский полк, где провел 6,5 лет. В это же время обучался в Сухопутном кадетском корпусе, учил иностранные языки, занимался самообразованием.

Приходим к выводу о том, что только благодаря титаническому труду Александр Васильевич не только достиг желанной цели (стал военным), но и оставил свой вклад в истории России, как выдающийся русский полководец, генералиссимус, военачальник, участник семи войн, на счету которого 60 выигранных сражений и ни одного проигранного, человек, внесший значительную лепту в мировое военное искусство, олицетворение доблести, отваги и славы российских войск.

Затем рассматриваем отрывок из художественного фильма «Михайло Ломоносов» и пытаемся ответить на вопрос: «Сколько лет было Ломоносову, когда он отправился учиться?» (19 лет)

Его кто-нибудь заставлял учиться или он сам отправился в Москву по доброй воле?

В результате рассуждений приходим к выводу о том, что с раннего детства Михаил Васильевич много трудился: помогал отцу рыбачить, изучал грамоту у местного дьякона, затем много читал по вечерам, чем сильно злил мачеху. Но жажда получения новых знаний, стремление к учебе не остановили его, и в 19 лет он отправился в Москву для обучения там. Даже находясь в Москве Михаил много учился и много трудился, ему приходилось зарабатывать деньги на учебу и пропитание.

В результате своего бесконечного труда он добился много: он - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, астроном, поэт, основатель современного русского литературного языка.

Ломоносов М.В. - художник, историк, энциклопедист, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Его именем называют улицы, университеты, корабли.

Смог ли бы Михаил Васильевич всего этого достигнуть, если бы мало трудился?

В конце занятия приходим к выводу о том, что и мы должны много трудиться: хорошо учиться, развиваться физически, помогать родителям по дому и возможно, что в будущем мы тоже сможем стать великими людьми похожими на Суворова и Ломоносова.

Можно ли завидовать таким людям как Суворов и Ломоносов?

Нет. Завидует тот, кому лень трудиться. Надо много самоотверженно трудиться для того, чтобы достигнуть высот и внести свою лепту в развитие нашего государства.

Классный час «Я- гражданин России»

На занятии дети вспомнили «государственные символы страны: флаг, герб, гимн» и познакомились с понятиями «государство», «гражданин». Размышляя над вопросом: «Какой должен быть гражданин?», дети пришли к выводу о том, что гражданин должен быть хорошим учеником, работником, человеком, приносящим пользу обществу.

Затем дети рассмотрели слайд, на котором изображены: Суворов А.В., Ломоносов М.В., Пушкин, Панфилов И.В., Жуков Г.К., А.С., Гагарин Ю.А., Казанкина Т.В. и получили задание «Назовите фамилии и имена этих людей».

Какой вклад в развитие нашего государства внесли эти люди?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На материале прошлых уроков дети отвечают о роли Суворова А.В., Ломоносова М.В., Пушкина А.С., Панфилова И.В., Гагарина Ю.А., Казанки-ной Т.В. в истории, науке, литературе, спорте. А вот имя Жукова Г.К. оказалось менее знакомо. Поэтому дети всего класса были разбиты на три группы, каждая из которых получила справочники, энциклопедические словари и получила задание:

1 группа: собрать и представить сведения о биографии Георгия Константиновича;

2 группа: вклад в победу над Германией в годы ВО войны;

3 группа: награды и знаки признания.

Затем выступили представители от каждой группы, в результате чего выстроилось представление о Жукове Г.К.

Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР (1955-1957).

В конце урока снова обращаемся к слайду, на котором изображены портреты Суворова А.В., Ломоносова М.В., Пушкина А.С., Панфилова И.В., Гагарина Ю.А., Казанкиной Т.В., Жукова Г.К. Дети отмечают, что все они были обыкновенными гражданами нашей страны. Каждый из них очень любил свою Родину, много трудился в результате их имена стали увековечены. Они - наша гордость и слава!

И мы, живя сегодня, должны совершать такие дела и поступки, за которые нам не было бы стыдно ни перед прошлыми, ни пред будущими поколениями людей.

Подобная работа проводится и на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки при изучении разделов, касающихся с историей нашего государства.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой начинается в дошкольном возрасте. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

И, хочется верить, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, наши ученики, уже будучи взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса станут настоящими патриотами своей страны.

Список литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23.

3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для воспитателей и учителей. Серия: Воспитание школьников. Библиотека журнала. - М.: Школьная пресса, 2003.

4. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. - М.: Республика, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.