Научная статья на тему 'Нравственно-эстетическое воспитание в традиционной культуре народов Северо-Западного Кавказа'

Нравственно-эстетическое воспитание в традиционной культуре народов Северо-Западного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-эстетическое воспитание в традиционной культуре народов Северо-Западного Кавказа»

ОБРАЗОВАНИЕ

© 2004 г. М.Ю. Айбазова

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

XX век, завершая собой второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям много нерешенных проблем. В начале нового века со всей очевидностью выявилось нарушение равновесия духовных и материальных ценностей в человеческой культуре, выразившееся в глубоком моральном кризисе. Самой большой проблемой современности является ослабление нравственности, разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, системы ценностей, менталитета своего народа. Следствием нестабильности общественной жизни, разрушения духовных идеалов прошлого стало падение нравственности и духовности, культ материального, личного благополучия, отчуждение от духовных ценностей.

Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям в силу несформированности мировоззренческих позиций оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию рынка, низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур. Противодействовать этим негативным процессам может духовное воспитание молодежи, в том числе через постижение и реализацию национальных нравственно-эстетических ценностей.

Необходимо отметить, что проблема нравственноэстетического воспитания является вечной и порождена ходом исторического развития цивилизации. Так, в духовной культуре горцев Северо-Западного Кавказа особо выделяется народная, эмпирическая в своей основе система, направленная на воспитание в подрастающих поколениях нравственности и чувства прекрасного. В условиях почти сплошной неграмотности народная педагогика передавала подрастающим поколениям знания, воспитывала их на фундаменте духовных национальных ценностей нравственно-эстетических идеалов.

Педагогическая мудрость народа отразилась в его культуре, т.е. устном поэтическом творчестве, искусстве, обычаях, традициях, праздниках и др. В этнопедагогиче-ской культуре адыгов, балкарцев и карачаевцев существовал арсенал веками апробированных педагогических средств и методов, благодаря которым человек от рождения до возмужания поэтапно и успешно продвигался в своем развитии к статусу истинного горца. Таким образом, в жизни горцев Северо-Западного Кавказа сформировалась специфическая система этических и эстетических понятий, идей, взглядов и убеждений. Моральноэстетическая сторона жизни народов фиксировалась в общепринятых заповедях и кодексах, категориях и понятиях, традициях и обычаях, а также устном народном творчестве народа, в частности в моральном кодексе адыгов «Адыгэ хабзэ» и карачаево-балкарцев «Тау адет». Словом, народная система нравственно-эстетического

воспитания - непрерывный процесс, в ходе которого человечество отвоевывало порядок у хаоса, воспитывало высокие чувства у людей. В настоящее время необходимо систематизировать исторически сложившийся опыт нравственных отношений, эстетических взглядов народа, показать скрытую за стихией обыденного, за потоком и рутиной повседневной жизни мощную логику моральных и эстетических принципов.

Система нравственно-эстетического воспитания в эт-нопедагогической культуре горцев, не получив должного научного обоснования и представления, имеет свою внутреннюю логику и относительную самостоятельность, реально существует и функционирует в многообразии морально-эстетических суждений и оценок, используемых в практике повседневной жизни народов, в методах воспитания. Об этом говорил видный карачаевский просветитель Ислам Крымшамхалов, утверждая, что «хотя у горцев пока отсутствуют знания чисто научные, но у них развит в высшей степени культ воспитания, ... в душе горца сидит основательно и верно очерченный облик «хорошего человека», которому он и поклоняется» [1, с. 133].

Воспитательная система в традиционной педагогической культуре рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели воспитания - формирование совершенного человека, обладающего моральной воспитанностью, знанием нравственных правил, потребностью и умением их выполнять, способностью переживать нравственные чувства: сострадание, совесть, любовь и др. «Адам бол!» (Будь человеком!) - такое короткое, на емкое требование выдвигалось перед ребенком. Под словом «адам», «адамлыкъ» горцы подразумевали и подразумевают носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе, быту. Значение этого кодекса не является привилегией кого-либо - его должен постичь каждый, ибо без знаний этих правил невозможно жить в горах - такова первосуть представлений человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, народом, родом, аулом» [2, с. 20]. Нравственное и эстетическое воспитание в народной педагогике Северо-Западного Кавказа органически связаны между собой, что обусловлено их единством во всех сферах жизни, формах оценки. На взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания указывал выдающийся русский педагог, психолог П.Ф. Каптерев: «Разумное нравственное развитие содействует чистоте и цельности эстетического наслаждения» [3, с. 98]. Данная мысль созвучна мнению прогрессивного педагога XIX в. В.П. Острогорского, который считал, что «эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому. в стремлении к

нравственному идеалу. способствует улучшению нравов» [4, с. 15]. Нравственность выступает как критерий содержания эстетической деятельности, а эстетичная форма проявления должна быть присуща нравственным явлениям. Указывая на органическую связь эстетического с этическим, К.Д. Ушинский подчеркивал, что именно прекрасное составляет основу этического: «Нравственное в прекрасном - все то, чем не форма, а само содержание прекрасно» [5, с. 273]. Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание в народной педагогике - есть процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты, деятельность которой строится на основе внутренне принятой общественной морали и чувстве совести. Результат нравственно-эстетического воспитания личности материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

В народной педагогике горцев нравственно-эстетический идеал не мыслим без выделения этической значимости отношения человека к окружающей действительности, без эстетической оценки поведения, деятельности, взаимоотношений с миром. Эти отношения рассматриваются сквозь призму добра, справедливости, истины, красоты, свободы. В свою очередь красота способствует утверждению нравственности, оказывает воспитательное воздействие. В этнопедагогической культуре горцев нравственность совпадает с красотой, прекрасное возвышает человека нравственно, духовно, понятия добра и красоты сливаются воедино: нравственно - значит красиво - считается в народе. Нормы и требования морали проявляются в устном народном творчестве, традициях и обычаях, искусстве, труде, взаимоотношениях людей, горском этикете и др. Нравственно-эстетический идеал народа, содержащийся в них, дает наиболее общее представление об образе совершенной личности и ее назначении в обществе. Этот идеал, получивший одобрение общественного мнения, выступает действенной силой развития личности и общества в целом. Основным содержанием нравственно-эстетического идеала является свободная личность, посвятившая себя добру, красоте, истине, служению народу.

Основой содержания нравственно-эстетического воспитания в народной педагогике является горская этика, как общее представление горских народов о сущности прекрасного, нравственно-эстетическом идеале, нравственном поведении и деятельности. Г орская этика как система неписаных взглядов, идей, норм и правил поведения, отношения к прекрасному является эталоном общекавказской нравственности. Этическое и эстетическое своеобразие ценностей горской этики в том, что она трансформировала общечеловеческие ценности в национальные, учитывая социальные различия людей, особенности их образа жизни, религиозные убеждения, конкретные этикетные ситуации. Вместе с тем в горской этике есть ценности, характерные исключительно для Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, жизненность которых обусловлена требованиями нравственности и эстетики, порождаемыми укладом жизни, материальными и духовными факторами. В системе горской этики выделя-

ются базовые понятия, выполняющие функцию универсальных нравственных принципов. К ним относятся человечность, почтительность, мужество, а также честь, совесть, репутация и др. Нравственно-эстетические принципы горской этики определяют содержание и ведущие направления формирования целостной личности, способствуют появлению социального организма, в котором господствует атмосфера взаимного уважения и признания, согласия и понимания. Г орская этика пронизана гуманнодемократическим духом, ей чужд национализм, агрессивный эгоцентризм, она не является догмой, а непрерывно развивается, отражает изменяющиеся условия жизни, его движение к прогрессу, достижения культуры, эстетики.

В ходе многовековой истории горские народы Кавказа создали свой нравственно-эстетический идеал - социально обусловленное представление о совершенной красоте в обществе, человеке, природе, искусстве, а также идеальные представления о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал народа. Нравственно-эстетический идеал горцев есть составная часть идеала совершенного человека. В представлениях народов Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в совершенном мужчине исходными являются ум и физические свойства, но определяющими - его нравственно-эстетические качества. В образе джигита - настоящего мужчины, воплощены народные представления о совершенном человеке, которому присущи ум, трудолюбие, храбрость, отвага, честность, верность своему народу и др. Нравственно-эстетические идеалы горцев не являлись застывшими императивами, они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Эти идеалы связывали поколения, устанавливали преемственность лучших гуманистических традиций в воспитании.

Нравственно-эстетический идеал женщины-горянки нашел отражение в вековых гуманистических традициях народов Северо-Западного Кавказа, на основе которых каждая семья, исходя из конкретных жизненных условий и возможностей, определяла цель воспитания. Как показали исследования академика Г.Н. Волкова, подготовка совершенного человека не является этнической принадлежностью человека, она носит общечеловеческий характер, поскольку возникла из гармонии природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень гармонии [6, с. 46]. Основными чертами совершенной женщины в народной педагогике горцев считались нравственность, женственность, ум, красота, воспитанность, гостеприимство, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям и др. Вместе с тем горянка должна отличаться скромностью, умением ценить прекрасное в повседневной жизни, природе, искусстве, обладать положительными чертами национального характера и др. Кавказские горцы с большим уважением относились к женщине, ценили ее, о чем свидетельствуют следующие пословицы: «Тыширыу болмагъан джерде къуанч болмаз» (Там, где нет женщины, нет счастья), «Къатын юйню гюлюдю» (Жена - украшение дома), «Иги къатын - эрни къанаты» (Хорошая жена - крылья мужчины) (карач.-балк.). Общенациональ-

ный идеал совершенной женщины создавался народом на основе обобщения опыта и следования национальным традициям.

Основополагающей чертой совершенного человека являлось трудолюбие, а трудовое воспитание в общей системе народной педагогики - ее сердцевиной, центральной частью, об этом свидетельствуют многочисленные источники. Народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Эмпирическим образом он создавал и непрерывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, большую роль в которой играли нравственный и эстетический аспекты труда. В.Я. Стоюнин - видный педагог и просветитель конца XIX в. - огромную роль отводил труду, который, по его справедливому утверждению, составляет источник не только материального благосостояния, но и духовной и нравственной красоты [7, с. 11]. О взаимосвязи нравственного и эстетического в труде говорит современный исследователь эстетических теорий В.А. Власов [8, с. 44]. Горские народы придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому для них предметы быта, вещи имели не только потребительскую, но и эстетическую ценность. Несмотря на то, что жизнь горских народов была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах трудовой деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравственности. Внесению оживления в трудовую деятельность способствовали народные трудовые песни и праздники, которые скрашивали долгую монотонную работу, облегчали труд, снимая усталость, улучшая настроение. Итак, в основу формирования совершенного человека народная педагогика положила принцип воспитания подрастающего поколения в труде. Видный исследователь этнопедаго-гики Г.Н. Волков считает, что воспитание в труде - основная проблема педагогики всех народов, трудолюбие -главная забота воспитания, трудовое воспитание - венец системы народного воспитания [6, с. 86]. Именно труд у карачаевцев, балкарцев, адыгов и других народов Северного Кавказа являлся мерилом моральных и материальных ценностей. Воздвигнутый в ранг культа, труд являлся своеобразным критерием оценки личностных качеств истинного горца.

На содержание нравственно-эстетического воспитания оказывала влияние природа, так как «правильное первоначальное воспитание может совершаться только при непосредственном общении с природой» [3, с. 40]. Именно природа Кавказа являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающей действительности, так как она, отличавшаяся величественной красотой, оказывала облагораживающее влияние на менталитет народа, его образ жизни.

На основе многовекового опыта народ убеждался в том, что на нравственно-эстетическое становление личности оказывает влияние семья, способы взаимодействия ее членов, общество, его нравы, традиции и его воздействие на подрастающее поколение. К методам педагогического воздействия относились пути выработки у воспитуемых взглядов, чувств, убеждений и поведения, соответствующего целям воспитания. С помощью различных методов

взрослые раскрывали детям красоту человеческого общения, воспитывали у них потребность в нравственном поведении, стремление создавать и поддерживать красоту быта, развивали нравственно-эстетическое восприятие окружающей природы, приобщали к искусству. Вместе с тем старшее поколение заботилось о том, чтобы у детей были выработаны устойчивые положительные привычки и общепринятые в горской среде нормы поведения, навыки правильных взаимоотношений со старшими, женщинами, сверстниками и др. Результатом этого воспитания являлось формирование нравственно целостной личности в единстве ее сознания, чувств, совести, воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Вековой опыт позволил народу выработать определенные приемы и правила воспитания детей, которые были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выбор методов определялся возрастом детей, задачами воспитания, индивидуальными особенностями детей. Специфической чертой использования методов являлось то, что особое внимание уделяли выработке у детей оценочного суждения эстетической деятельности и развитию эстетических чувств. Вместе с тем родители, применяя различные методы формирования нравственно-эстетической культуры, стремились находить поле деятельности для реализации стремлений молодежи к той или иной художественнотворческой деятельности, для удовлетворения потребности в расширении и углублении знаний в области этики и эстетики.

Таким образом, целостная, этнически целесообразная и самобытная система нравственно-эстетического воспитания Северо-Западного Кавказа позволяла на протяжении многих веков эффективно воспитывать подрастающие поколения в духе национальных нравственно-эстетических идеалов, ее содержание имеет гуманистическую направленность, а потому идеи традиционной педагогической культуры целесообразно использовать в современной образовательной практике.

Литература

1. Крымшамхалов И. Письмо в редакцию журнала «Мусульманин» // Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - XX века. Нальчик, 1993.

2. Батчаева ХХ.М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2003.

3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898.

4. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. 3-е изд. М., 1908.

5. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогическая антропология» // Собр. соч. М.; Л., 1948.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

7. Стоюнин В.Я. Пед. соч. СПб., 1892.

8. Власов В.А. Воспитание прекрасного в человеке. Пятигорск, 2000.

26 марта 2004 г.

Московский открытый социальный университет, Карачаево-Черкесский филиал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.