УДК 82-31 821.221.18
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ В ПОЭЗИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Римма Японовна ФИДАРОВА,
доктор филологических наук Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания,
г. Владикавказ, e-mail: irinakaytova@mail.ru
Ирина Анатольевна КАЙТОВА,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей СевероОсетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, e-mail: irinakaytova@mail.ru
В статье исследуются особенности эстетического идеала в послевоенной горской поэзии, в целом во второй половине ХХ века, особенно сложной и значимой в современной истории северокавказских народов. Целью изучения в данной статье является специфика формирования и развития эстетического идеала в северокавказской поэзии во второй половине беспокойного ХХ века.
Научная новизна исследования проявилась в самой постановке проблемы эстетического идеала в горской поэзии в столь значимый период в современной истории горских народов и особенностях ее художественного решения. Теоретическая и практическая значимость исследования очевидны: результаты его будут способствовать дальнейшему изучению проблем горской поэзии и могут быть использованы в вузовской и школьной практике.
Ключевые слова: эстетический идеал, человек, герой, стихотворение, горская поэзия, северокавказская литература, образ, ответственность, добро, мужество.
Введение. Довольно интересна и своеобразна послевоенная поэзия народов Северного Кавказа. В стихах и поэмах горских поэтов всесторонне отразились глубинные пласты народного духа, нравственные черты горского национального характера: трудолюбие, уважение к старшему, мужество, любовь к родному краю, высокое чувство собственного достоинства, - черты, которые передаются из поколения в поколение. Вот поэтому в горской поэзии были столь сильны глубокие нравственно-философские раздумья о смысле жизни, о сущности человеческого бытия, о предназначении человека на земле.
В северокавказской литературе добро и зло - нормативно оценочные категории морального сознания, которые в предельно обобщенной форме обозначают: нравственное качество как положительное, и низкую нравственность, осуждаемую в действиях и мотивах поведения людей. Эти понятия всегда существовали в жизни горцев и в истории горской этики, в искусстве же они занимают значительное место.
Методы исследования. Магическая сила воздействия горской поэзии на читателей разных возрастов не только в психологизме, не только в том, что горские поэты писали о своем народе и малой родине, о морально-этических проблемах прошлого и современного бытия, а в особом миропонимании и высокой художественности слова и мысли. В условиях развития демократии важнейшими сферами народной культуры по-прежнему оставались религия и искусство. Из них наиболее значимой в формировании нравственного сознания и национального самосознания является художественная литература. Осмысливая происходящее в общественной и духовной жизни, горские поэты художественно раскрывали нравственно-психологическую подоплеку тех или иных поступков людей, соответствующих или нет общим моральным принципам, нормам и понятиям добра и зла.
Данные нормативно-оценочные категории морального сознания наиболее ярко проявились в трактовке образа человека у горских поэтов, в понимании которых добро воспринимается как «истина», «красота», «справедливость», «гуманизм» и т. д., то есть как нравственное качество, положительное и должное. В своей жизненной позиции и в творческом восприятии мира они руководствовались народными представлениями добра и зла.
Слагаемыми понятия добра являются, в интерпретации горских поэтов, чувство любви к родному краю, патриотизм.
Так, Расул Гамзатов писал, обращаясь к родному Дагестану: Когда утопал ты в слезах и крови, Твои сыновья, говорившие мало, Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви Звучала жестокая песня кинжала. И после, когда затихали бои, Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей Клялись молчаливые дети твои Стучащей киркой и косою звенящей [1, с. 55]. И далее подтверждал не раз свои искренние сыновние чувства: Дагестан, все, что люди мне дали, Я по чести с тобой разделю, Я свои ордена и медали На вершины твои приколю. Посвящу тебе звонкие гимны И слова, превращенные в стих, Только бурку лесов подари мне И папаху вершин снеговых [2, с. 76]. Но не только свой Кавказ любил поэт. Так, в стихотворении «Родной язык» он писал: Я жизнь люблю, люблю я всю планету, В ней каждый, даже малый уголок, А более всего - Страну Советов, О ней я по-аварски пел, как мог [2, с. 23]. Такие же чувства любви к отчему краю ощущает и Кайсын Кулиев в стихотворении «Мой Кавказ»: Мой Кавказ, жизнь моя! Без тебя я - не я,
Без Чегема, без гор, без чинары на склоне. Мой Кавказ, колыбель моя и могила моя, Пред тобою всю жизнь я в сыновнем поклоне [3, с. 52]. Также созвучны мысли северокавказских поэтов и в понимании национального характера горца. В стихотворении «Горцы» Расул Гамзатов подчеркнул: Радость скрыть они умеют, Если только это надо. Скорбь и горе не унизят: Не затмят слезами взгляда. И в душе их даже время Пламя страсти не остудит, -Это гор моих высоких Нестареющие люди...
И на дружбу верной дружбой Сердце в каждом отзовется, Но, в бою врага встречая, Сталь в том сердце разольется. Жить отдать они готовы, Если только надо будет, -Это гор моих высоких Несгибаемые люди. О своем же народе поэт с гордостью писал: Не велик числом народ мой, Но зато велик делами.
Кровь отдаст за каплей каплю, Чтоб она взошла цветами.
И ему нельзя не верить, Предан он своей отчизне На крутых, на самых резких Поворотах нашей жизни [2, с. 24]. Раздумывая о назначении человека на земле, об его ответственности за судьбы мира, Алим Кешоков использует традиционный горский образ - образ кинжала. И не случайно. Ведь в представлении поэта нераздельность и единство двух лезвий кинжала так образно и многогранно передают единство «истины и слова»:
Два лезвия кинжала одного; Они спиной обращены друг к другу И меж собою делят оттого Один позор или одну заслугу.
Ковать кинжалы получал права Лишь тот, кто оружейником родился И посвящен был в тайну мастерства -В горах обычай этот сохранился. Честь не двулика. И не раз бывало, Кинжал надежно защищал ее, Не потому ль два лезвия кинжала Единое сливает острие?
Мерцает сталь холодная сурово, И желаю более всего, Чтобы сливались истина и слово, Как лезвие кинжала одного [4, с. 18]. Горские поэты черпают силы духа в морально-нравственном опыте северокавказских народов. Так, Расул Гамзатов восклицал: О, горцы старые! Не раз им
Еще народ воздаст хвалу. Служил советчиком их разум И полководцу, и послу.
Они горды не от гордыни, И знаю: им секрет открыт, О чем в обуглившейся сини Звезда с звездою говорит [2, с. 15].
А потому поэт был уверен в высоком предназначении человека на земле. И совсем не случайны для него следующие строки:
Люди, люди - высокие звезды, Долететь бы мне только до вас [2, с. 11].
В лирике северокавказских поэтов находят глубокое отражение многообразные связи человека с внешним миром и глубина переживаний его души. Отмечая близость северокавказских народов к природе, этой естественной сфере человеческого бытия, необходимо отметить и тот факт, что корни этого отношения к природе у горских поэтов берут свое начало в их отношении в целом к жизни и к своему месту в ней.
Результаты. В их пейзажной лирике наметились в основном, по нашему мнению, следующие пути «вторжения» в жизнь общества и личности: углубление в психологический мир современного человека с его понятиями добра и зла, счастья и трагического начала; философское постижение эпохи с ее волнующими проблемами и повышенный интерес к первозданному мышлению, к истокам и корням устного
поэтического творчества. Человек и его духовный мир выявляются в лирике северокавказских поэтов через субъективное лирическое «я». Есть и такие стихи, в которых черты характера героя передаются опосредованно, через внешний предметный мир. Это, например, стихотворение «Сосна» осетинского поэта Г. Плиева:
Рядом - восемь убитых деток, Восемь сосенок молодых, Без хвоиночки и без веток -Тонких, высохших, неживых. И стоял я, солдат бывалый, И глядел, как в лесу, при мне, Плачет дерево... Видно, мало Человеческих слез войне! [1, с. 4]. В пейзажной лирике, воспринимая природу как живой организм, как одухотворенный и одушевленный предмет, поэты заставляли говорить проникновенным, человеческим голосом камень, чинару, колос, ветер, дерево.
Тема природы и гуманистическая сущность человеческих деяний занимала в творчестве горских поэтов видное место. В нем своеобразно раскрывались вопросы мировоззрения и нравственности людей, их способность к познанию, их жизненные идеалы и цели. Конечно, для поэтов окружающий мир -это родная земля, которая их согревает и утешает. Так, показательно стихотворение «Льются песни» Г. Плиева:
После сбора урожая Песню счастья запел, Сердце вторит, подражая. Под обрывом - крутизна, Овцы сгрудились у края, На свирели чабана Эхо горное играет. Лес - шумливый богатырь -Песнь поет под ветром свежим; И, как будто взял фандыр, Заяц лапой лапу чешет [5, с. 53]. Не менее поэтичны и философски насыщены стихи аварца Расула Гамзатова. Так, стихотворение поэта «Земля моя» - это торжественный гимн любви к родной природе. На груди материнской Ребенок заснул безмятежно. Так и я среди гор Засыпаю в долине родной. И, от зноя укрыв, Чередою плывут белоснежной Облака, облака Над аулом моим, надо мной. И, как ласковый дед, Что склонился над люлькою внука, Над моим изголовьем Склонился раскидистый дуб. Бесноватой реки Я гортанное слышу наречье -Это песня потока, По камню летящего с гор. В этой песне душа, В этой песне слова человечьи,
Наизусть эту песню Я знаю с младенческих пор. Я вернулся домой, И меня здесь приветствовать рады Седовласые горы, Почтенные, как старики, И, как очи любимой, Как очи моей Шахразады, Чистотою своей
Опьяняют меня родники [2, с. 25].
Мысли северокавказских поэтов о своей земле и о родине неотделимы от ущелий и ревущих внизу горных речек после ливня, от сверкающих на солнце вершин белоснежных гор, вьючных троп и горных перевалов. Эти мысли о родном крае рождались в их сердцах и разуме естественно.
Влюбленный с детства в шумливые воды рек, в синеватые туманы узких ущелий, в воздух, напоенный ароматом субальпийских трав и вечнозеленой хвои, кабардинский поэт Алим Кешоков передал неповторимую свежесть красок, трепетное движение горской жизни: Яблоня всю ночь заснуть не может, Бережет она свои плоды, Резкий ветер дерево тревожит: «Как бы не пропали все труды!» [4, с. 68].
Вся поэзия кабардинского поэта Адама Шогенцукова говорит о его глубоких и искренних чувствах к отчему краю и родной природе. Так, через сокровенное, близкое поэт осмысливал свой путь, составляющий неотъемлемую часть бытия кабардинской нации. Поэтому естественная привязанность к привычному, национальному для него - немалый фактор развития и национального чувства, и национального сознания. Национальная гордость - важная сторона национального самосознания, и берет она начало с любви к земле отцов и дедов. И потому поэт с гордостью пишет о нелегком труде горняков Тырныауза:
На землю кабардинскую смотревший
Не сможет позабыть наверняка,
Как по Донгузу ветер захмелевший
Весь день под ручку водит облака.
Кто был у нас, тот вспомнить счастлив снова,
Как в окруженье пиршественных гроз
К своим устам Эльбрус седоголовый
Терскол зеленой чашею поднес [6, с. 16].
И не случайно. Труд горняков и результаты его святы в сознании горца. Сидит орел и смотрит зло вокруг, Завидуя веселому веселью Непобедимых человеческих рук. И вагонетки, Сытые рудою,
Взлетают по канатному пути...
Пробив туманы, солнце молодое
Задумалось, куда ему идти,
Оно озябло, бледное, спросонья,
Его манит рабочее тепло -
И, постояв на блеклом небосклоне,
Оно погреться к людям подошло [6, с. 18].
Заключение. Безусловно, в пейзажных стихах горских поэтов, прежде всего, живет и сверкает всеми красками радуги бесценный отчий край. Они воспели его многократно, потому что любили с самого детства, воспринимали его таким, каким видели в своем поэтическом воображении.
В северокавказской поэзии во второй половине XX века концептуально утверждается, что менталитет, особенности национального сознания и самосознания ярко проявляются в их трогательно-уважительном отношении к родной природе, к большому общечеловеческому миру. Поэтому звучит в северокавказской поэзии глубокая любовь, восхищение прекрасной горской природой. Ну, и, конечно, страх за нее и беспокойство о том, чтобы человек своим необдуманным поведением не нарушал гармонию в мире, в природе, в обществе и в людских сердцах. Отсюда особое трепетное отношение к природе гор.
Поэзия горских поэтов имеет этнопсихологическое и этнопедагогическое значение. И, конечно, она сыграла большую роль в художественном исследовании горского менталитета, в формировании национального самосознания, художественного своеобразия северокавказских литератур. Ведь истоки горской поэзии - в народной мудрости, в народном мироощущении, в родном фольклоре. Этническая колыбель горских поэтов - Кавказ, где они родились и росли, восхищались окружающим их суровым краем, его людьми, где впитывали с молоком матери духовно-нравственные ценности своего народа. В их стихах всесторонне отражаются глубинные пласты народного духа, нравственные черты горца.
Проникая в сложный мир человеческих переживаний, поэты успешно осваивали глубины духовности личности, показывая ее мужество и слабость. Поэты заново показали человека на войне, в мирной жизни, в плену трагических обстоятельств, в выборе ложного и истинного пути, в борьбе со стихийными силами природы. Духовные возможности, ответственность и стойкость людей - вот что воспевали поэты и утверждали художественным словом. Самое ценное в поэтическом творчестве, на наш взгляд, -то, что диалектическое единство общечеловеческих начал художественно обобщено и воплощено поэтом в действиях и поступках, чувствах и мыслях героя, - носителя гуманистических идей и нравственных ценностей, накопленных человечеством. Так, в северокавказской послевоенной поэзии проявились поиски эстетического идеала, идеала добра, справедливости, гуманизма.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гамзатов Р. Мой Дагестан. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1985. - С. 439.
2. Гамзатов Р. Собрание сочинений: в 5 т. - М.: Художественная литература, 1980. - Т. 2. - С. 512.
3. Кулиев К. Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Художественная литература, 1987. - Т. 1. - С. 161.
4. Кешоков А. Тавро. Стихи. - М.: Советский писатель, 1969. - С. 120.
5. ПлиевГ. Атака: стихотворения, поэмы, баллады. - М.: Менеджер, 1995. - С. 214.
6. Шогенцуков А. От сердца к сердцу. - М.: Советская Россия, 1962. - С. 147.