Научная статья на тему 'Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев'

Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2099
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / педагогика / карачаевцы / фольклор / мудрость / традиции / воспитание / culture / pedagogics / karachay people / folklore / wisdom / traditions / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущетерова Фьюза Таубатыровна

В статье представлены опыт и идеи нравственного воспитания карачаевского народа, отраженные в археологии, художественной культуре, фольклоре, а также в материалах этнографических экспедиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the characteristics of the upbringing traditions in folk pedagogics of the Karachay people, refl ected in archeology, history, folklore and also in materials of ethnographic expeditions.

Текст научной работы на тему «Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев»

Ф. Т. Кущетерова

ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВЦЕВ

Работа представлена кафедрой педагогики и прикладной психологии Северо-Кавказского социального института.

В статье представлены опыт и идеи нравственного воспитания карачаевского народа, отраженные в археологии, художественной культуре, фольклоре, а также в материалах этнографических экспедиций.

Ключевые слова: культура, педагогика, карачаевцы, фольклор, мудрость, традиции, воспитание.

F. Kushcheterova

TRADITIONS AS A FACTOR OF UPBRINGING IN KARACHAY FOLK PEDAGOGICS

The article deals with the characteristics of the upbringing traditions in folk pedagogics of the Karachay people, reflected in archeology, history, folklore and also in materials of ethnographic expeditions. Key words: culture, pedagogics, Karachay people, folklore, wisdom, traditions, upbringing.

Никогда ранее так серьезно не ставилось перед образовательными учреждениями Карачаево-Черкесской Республики задача формирования национального менталитета. В ее решении ведущее место принадлежит народной педагогике с ее утверждением:

• без истории нет традиции,

• без традиции нет культуры,

• без культуры нет воспитания,

• без воспитания нет личности,

• без личности нет народа.

Вот почему уникальность национального воспитания КЧР в том, что многообразие национальных (карачаевская, русская, черкесская, абазинская, ногайская и др.) систем воспитания с углубленным изучением национальных языков, традиций, культуры разных народов позволяет удовлетворять их этнические потребности, не ущемляя достоинства и права ни одного из них. Культура любого народа - великая общечеловеческая ценность.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они

образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения [1, с. 7].

Обосновывая целесообразность в Карачаево-Черкесской Республике опоры в воспитании современных карачаевских детей на многокомпонентное богатство народной педагогики, основная педагогическая цель которой - формирование таких универсальных, общечеловеческих качеств, как открытость, доброжелательность, пытливость ума, креативность, умение жить в мире с другими, уважать свои традиции и традиции другого народа на основе сложившихся в веках национальных карачаевских традиций, т. е. формирование «общечеловеческого» через «национальное».

Карачаевский народ в течение многих веков накопил огромный позитивный опыт

воспитания подрастающих поколений, и перед современной республиканской системой образования во весь рост встает задача в максимальной мере использовать этот поистине золотой запас добра, любви, мудрости и заботы о подрастающем поколении, о будущих взрослых, которым, в свою очередь, предстоит сохранять его и передавать своим потомкам. Они должны направлять воспитание на обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, рассовыми, этническими и религиозными объединениями; содействовать формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов. Все выше изложенное способствует формированию таких качеств, как спокойствие, невозмутимость, терпимость.

Наряду с высокоразвитым педагогическим наследием, духовная культура карачаевского народа отличается и богатейшим устным народным творчеством, составляющим тысячелетнее сокровище воспитания [2; 3]. Важнейшая особенность традиционной культуры воспитания карачаевцев - ее синкретизм, выражающийся прежде всего в целостности трех форм бытия - культуры, общества и человека.

Член традиционного коллектива не отделяет себя от целого: «я» полностью растворено в «мы». Человек не отделяет себя и от природы, считая себя такой же ее частью, наделенной душой, как и растения, животные, горы, реки, озера и т. д. Синкретизм проявляется также в структуре самой культуры воспитания, еще не расчлененной на отдельные сферы с самостоятельными функциями.

Другой существенной особенностью традиционной культуры воспитания карачаевцев является безусловное следование традициям. Структура бытия и быта, мифы и обряды, нормы и ценности традиционной культуры карачаевского народа стабильны, жестки, нерушимы и передаются из поколения в поколение как неписанный закон. Власть традиции абсолютна. Закон предков карачаевцев - основной способ мотивации действий в такой культуре воспитания. Вопрос «почему так, а не иначе?» просто не возникает, ведь, особенный смысл традиции - делать так, как было сделано в пер-

вый раз. Таким образом, именно прошлое (в виде законов предков, мифа) объясняет в традиционной культуре карачаевцев настоящее и будущее. Это отражено и в этнографических источниках о карачаевцах.

В. Шевцов в 1855 г. в журнале «Москови-тянин» пишет: «...Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда еще не был побежден и самостоятельность его еще более наводит страх на соседей.»

Педагогическая культура карачаевцев -культура, представляющая общечеловеческие ценности, обеспечивающая организацию и совершенст-вование процесса воспитания и образования с учетом этнопедагогических, этнопсихологических черт, традиций, обычаев, духовных ценностей карачаевского народа. Выполняет функции - сохранения, передачи, стимулирования, развития человеческой культуры в целом.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что он источник мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений.

Воспитание как общественное явление -важнейшая функция социальной жизни. Оно осуществляется народом на протяжении всей его истории.

Национальные традиции воспитания карачаевцев дают ценностную ориентацию личности, требуют иметь соответствующие нравственные качества. К ним относятся - честность и правдивость, простоту и скромность, вежливость, милосердие и доброжелательность, толерантность, почитание старших, культ мужчин, почитание женщин, детей, гостеприимство, взаимопомощь, бережливость, исполни-тельность, верность долгу. Они же способствуют накоплению нравственных привычек.

Народные воспитательные традиции, считает Г. Н. Волков, «сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых и гото-

выми мыслями, отбираемыми и отшлифованными в течение тысячелетий. Сила народной педагогики - не в авторитетных именах и плодотворных теориях, а в авторитетных мыслях и плодотворных результатах» [1].

Составной частью, как указано выше, педагогической культуры являются обычаи и традиции.

Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. (например, идеи, взгляды, вкусы, образ и т. п.) [ 4, с. 790].

Национальные традиции определяются как устойчивые элементы социального и культурного наследия, проявляющиеся во всех сферах жизни, свойственные этнокультурным особенностям той или иной нации.

Национальные традиции обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут быть одним из источников духовно-нравственного воспитания детей.

Сущностные признаки национальных традиций: образовательно-мировоззренческая направленность, ценностная ориентированность, практико-ориентированный характер, многофакторность, эмоциональная насыщенность, устойчивость, социально-игровая сю-жетика. С учетом названных признаков могут быть определены условия их педагогического использования в духовно-нравственном воспитании школьников: воспитательно-целевая организация; ценностно-смысловая интеграция в образовательно-воспитательный процесс; включенные в деятельность; единство воспитательных воздействий семьи, школы, общества; актуализация опыта эмоционально-ценностных отношений; нормативно-регулятивная направленность; вариативность; сценарно-игровая технологично сть.

В основании классификации национальных традиций - духовно-нравственный потенциал традиций и система отношений, что позволяет реализовать этот потенциал. Дифференциация традиций по духовно-нравственному потенциалу проводится в соответствии с приоритетными целями духовно-нравственного воспитания детей и включает следующие группы национальных традиций: мировоз-

зренчески-ориентирующие, направленные на присвоение детям нравственных ценностей; позитивно-ролевые, обладающие потенциалом воспитания нравственных отношений и качеств; регламентирующие, посредством которых осуществляется формирование нравственных норм поведения. Каждая из перечисленных групп включает подгруппы традиций, дифференцируемые по системе отношений, лежащих в их основе.

Мировоззренчески-ориентирующие традиции включают гражданско-патриотические, трудовые, экологические, религиозные, коммуникативные, традиции здорового образа жизни. К позиционно-ролевым отнесены традиции, определяющие выбор и реализацию детьми различных социальных ролей: гражданских, семейных, коммуникативных, половых, профессиональных и др. Регламентирующие традиции - обряды, ритуалы, обычаи, праздники, игры. Эта классификация раскрывает духовно-нравственный потенциал национальных традиций и позволяет осуществлять их отбор в педагогических целях, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Выделим функции национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания детей: основные, соотносимые с задачами духовно-нравственного воспитания, и вспомогательные. К основным отнесены функции развития духовно-нравственных качеств личности, формирования опыта духовно-нравственных отношений в ученическом коллективе, семье, духовно-нравственной регуляции поведения; к вспомогательным - культурно-просветительская и творчески-развивающая.

Особенности исторического развития и условия жизни народа, как известно, накладывают сильный отпечаток на содержание и факторы воспитания. В Англии, например, воспитание ориентируется на идеал джентльмена, для которого характерны физическая закалка, сдержанность, культура поведения, ответственность. В Германии традиционно особое внимание уделяется воспитанию аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия, в Японии - развитию духа сотрудничества,

послушания старшим, В США - воспитанию самостоятельности, деловитости, духа независимости и индивидуализма.

Вместе с тем в системах воспитания наблюдаются и общие направления, вытекающие из генетически заданных базовых потребностей человека и связанные с социализацией личности.

В понимании близкородственных по языку, культуре и быту карачаевцев и народов Северного Кавказа воспитание (ишлениу) - это самое сложное явление. Оно объединяет все стороны необычайно широкого и объемного понятия «къарачайлыкъ» (карачайствен-ность). Подготовка многосторонне развитых людей, способных к труду, защите свободы и независимости страны, к заботе о чести и достоинстве человека, к общественной жизни, обязательного признания необходимости уважения к праву других людей, в духе къа-рачайлыкъ - главная цель национального воспитания, что является высшей человеческой обязанностью.

Къарачайлыкъ - этносоциологический феномен, сформировавшийся в ходе становления и развития карачаевского народа, ставший в историческом развитии выше этических, эстетических, педагогических, религиозно-нормативных представлений, вобравших в себя высшие законы карачаевского общества.

Къарачайлыкъ не только исторически преемственное, но и психологически устойчивое явление. Последнее означает, что къарачай-лыкъ вышло за пределы этноисторического понимания: оно вошло в плоть и кровь карачаевца, стало его целостной характеристикой. Например, многие внешние наклонности, манеры больше носят этнопсихологический характер, чем чисто поведенческий.

Говоря о национальном характере, нужно иметь в виду, что отыскивание специфических черт, присущих только одному народу, только данной нации, только данной стране - занятие непродуктивное. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически-неповторимом строении этих национальных и общенародных черт.

Национальный характер так же, как и национальная культура, складывается под влиянием

географических условий, экономического, политического и исторического развития народа. Среди социальных черт этнической психологии горцев философ К. И. Чомаев выделяет: чувства равенства, справедливости, независимости, свободолюбия, сословной несовместимости, классовой неприязни, дружелюбие, любовь и привязанность к родным местам, к своей этнической среде... [6, с. 97].

Национальный характер - это специфические для данного народа социально - психологические черты, присущие большинству его членов, совокупность определенных черт психики, восприятия и оценки поступков и ценностей. Среди нравственных черт дореволюционной этнической психологии горцев Северного Кавказа тот же К. И. Чомаев выделяет: гостеприимство, почитание и уважение старших вообще и родителей в частности, родственные чувства, культ мужчин, любознательность, восприимчивость, тяга к новому, к культуре, к знаниям, к образованию [6, с. 85-150].

Характерной чертой знаний, которыми должно овладеть подрастающее поколение, карачаевцы считали их связь с жизнью, практическую направленность.

Национальный характер не может не вобрать в себя современную мировую практику в той форме, в какой она влияет на поведение народа. Однако национальный характер сохраняет именно то, что двигало и двигает этнос в различных условиях существования. Это - чувство свободы, это - дух свободы, который распрямил крылья народу, делал его прекрасным в своих стремлениях и делах.

В системе къарачайлыкъ ключевое место занимает Человек, возведенный до понимания личности. Горский идеал олицетворяет в себе представление о полноценной человеческой личности: о ее физическом совершенстве, морально-волевых, интеллектуальных качествах. Однако подлинная его ценность определяется моральным обликом. Человек без высоких моральных достоинств, даже обладая развитыми физическими, интеллектуальными и волевыми качествами, не пользуется уважением и поддержкой. Это одна из замечательных особенностей карачаевской народной педаго-

гики. В этом нетрудно убедиться, обращаясь к нравственной сфере взаимоотношения людей у карачаевцев. Это ярко прослеживается в образе жизни карачаевского общества, в его традициях воспитания. Карачаевское понимание человека - личность выводит за рамки национальной принадлежности. Личность у карачаевцев понимается как выразитель общечеловеческой эволюции.

Рассмотрение традиции как фактора воспитания в педагогическом наследии карачаевцев требует признания непреложности истины: из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение важнейшими являются воспитательные традиции.

Система традиций и обычаев любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Если в силу каких-то потрясений прервалась связь времен, если молодое поколение утрачивает добрые обычаи и традиции старших поколений, то идет духовное обнищание. Поэтому преемственность традиций - один из законов общественной жизни. А что такое «преемственность?»

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания [4, с. 380]. Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей общественного развития, прогресса науки, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и нигилистическим отрицанием культурного наследия.

Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость. Великие народные традиции минувших эпох подобны посевам многолетних расте-

ний - каждое поколение собирает свою жатву. Духовные ценности испытываются временем.

Традиции так организуют связь поколений, что на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества [1, с. 140].

Взгляд с высоты более позднего времени открывает в отдаленных традициях новые ценности и возможности их вхождения в жизнь нашего быстро меняющегося мира. Именно традиции, идущие из сокровенных исторических глубин национального самосознания, оказываются фундаментальным капиталом народа, достигшего современной стадии научно-технического прогресса. Так, в моральных требованиях карачаевского народа можно условно выделить три группы:

1. Требование любви к родному очагу, народу, родной земле.

2. Требование справедливости, честности, доброты, милосердия и великодушия, чувства чести и собственного достоинства, готовности постоять за правду, защитить слабого, оказать бескорыстную помощь в беде.

3. Требование трудолюбия и миролюбия, верности в дружбе, гостеприимства, щедрости, бережливости, уважения к людям труда, к старшим, младшим, женщинам.

Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей, она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питание и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни [1, с. 26].

Изучение проблем народных традиции как фактора воспитания в народной педагогике карачаевцев убеждает в том, что во многих

случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной [1, с. 9]. Мы полностью согласны с мнением Г. Н. Волкова.

Опыт воспитания наших предков дает прекрасные образцы формирования нравственных привычек и убеждений. Детей воспитывали быть честными, трудолюбивыми, высокими блюстителями свода «Тау адет». [3, с. 193— 206]. Социально-политические условия жизни карачаевцев не позволяли родителям иметь образование, но они обладали кристальной честностью, развитым чувством ответственности за воспитание своих детей, глубоко переживали каждое незначительное замечание других по поводу мелких оплошностей своих сыновей и дочерей. Это дало им возможность создать систему воспитательных средств, представляющую умное сочетание народных традиции с требованиями жизни и общества.

Подрастающее поколение, наблюдая исполнение семейных традиции, осваивало национальные традиции, ценности, этикет, «Тау адет», порядок проведения праздников и т. д., училось уважать и почитать старших, с вниманием относиться к женщине и младшим, ценить сплоченность родственников.

Видя пример старших и подражая им, наблюдая их поведение в будни и праздники, дети осваивали также правила взаимоотношений мужчин и женщин, т. е. принятые этикетные нормы, яркая, насыщенная действиями обрядность была очень привлекательна для детей, знакомила их с жанрами народного искусства, музыкой, танцем, пением. Удивительная ее живучесть у карачаевцев, возможно, и объясняется включенностью человека в нее с раннего детства.

Усвоение простых норм нравственности - фундамент нравственного становления

личности. В процессе этого усвоения, протекающего в ранние годы жизни, вырабатываются национальные черты характера и общечеловеческие нравственные качества, без которых невозможно превращение моральных принципов и норм в глубокие личные убеждения.

Без воспитания в ранние годы жизни базовых качеств личности через традиции (добросовестного отношения к труду и предприимчивости, гуманизма, верного служения Отечеству, стремление к познанию, национального самосознания, уважения к старшим, уважительного отношения к людям другой национальности) невозможно в более поздний период их привить человеку и сделать его порядочным. Чем меньше возраст воспитуемых, тем больше внимания должно быть уделено воспитанию базовых качеств личности.

При этом нельзя эту работу проводить без учета возрастных особенностей (доступности). Это подтверждается многовековым опытом народной педагогики. Простые духовные качества народ всегда воспитывал арсеналом стереотипных воспитательных средств. Эти средства в истории народного воспитания приобрели устойчивость традиции. У карачаевцев были вполне определенные предписания, что, в каком возрасте должен делать мальчик или девочка, в каком возрасте отец впервые выводит с собой сына в поле, на сенокос, когда посылает пасти лошадей и т. д.

Исследование позволило установить, что традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев отражают особенности истории и культуры, имеют много общего с педагогикой других народов.

Исследование также выявило насущную потребность влияния народных традиции в процессе воспитания - широко использовать аксиологический аспект народных традиции, труд, общение, искусство, религию и пример - идеал. Шире использовать слово, игры, сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и загадки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.

2. Къарачай нарт сезле. Сб. посл., погов. / собирал и сост. С. Ч. Алиев. Черкесск, 1963. 483 с.

3. Мизиев И. М., Джуртубаев М. Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа // Минги Тау: Эльбрус, 1994. № 1. 216 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Мир и образование, 2003. 896 с.

5. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

6. Чомаев К. И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. Черкесск: Карачаево-Черкесское кн. изд., 1972. С. 85-150.

REFERENCES

1. Volkov G. N. Etnopedagogika: uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M.: Akademiya, 1999. 168 s.

2. K'arachay nart sezle. Sb. posl., pogov. / sobiral i sost. S. Ch. Aliyev. Cherkessk, 1963. 483 s.

3. Miziyev I. M., Dzhurtubayev M. Ch. Istoriya i dukhovnaya kul'tura karachayevo-balkarskogo naroda // Mingi Tau: El'brus, 1994. N 1. 216 s.

4. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka / pod obshch. red. prof. L. I. Skvortsova. 24-e izd., ispr. M.: Mir i ob-razovaniye, 2003. 896 s.

5. Filosofskiy slovar' / pod red. I. T. Frolova. M., 1989.

6. Chomayev K. I. Dorevolyutsionnye cherty etnicheskoy psikhologii gorskikh narodov Severnogo Kavkaza // Voprosy natsional'noy psikhologii. Cherkessk: Karachayevo-Cherkesskoye kn. izd., 1972. S. 85-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.