Научная статья на тему 'Гостеприимство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев'

Гостеприимство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
927
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТЕПРИИМСТВО / HOSPITALITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / NATIONAL VALUES / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / UNIVERSAL VALUES / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / КАРАЧАЕВЦЫ / KARACHAY / СЕМЬЯ / FAMILY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТРАДИЦИИ / TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кущетерова Ф.Т.

В данной статье рассматривается проблема гостеприимства как национальная и общечеловеческая ценность в народной педагогике карачаевцев. Обосновывается идея о том, что единство общечеловеческого и национального ярко выражена в педагогической культуре карачаевцев. Отличаясь самостоятельностью и неповторимостью, она, как в зеркале, отражает достижения общечеловеческой мысли. Дается сравнение национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике карачаевцев, народов Северного Кавказа и России. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье обобщён новый этнографический и фольклорный материал по исследуемой теме. Вводится в научный оборот полевой материал, собранный с участием автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITALITY AS A NATIONAL AND UNIVERSAL VALUE IN PEDAGOGICS OF KARACHAY

The article studies a problem of hospitality as a national and universal value in traditional pedagogy of Karachay. The work proves an idea that the unity of universal and national components is effectively presented in the educational culture of the Karachay people. Featuring independence and originality, it is like a mirror, reflects the achievement of universal thought. The author gives a comparison of national and universal values in pedagogy of the Karachay people, other peoples of the North Caucasus and Russia. This problem is still a poorly studied sphere of knowledge and requires further research. The article summarizes new ethnographic and folklore materials on the subject in question. The paper introduces new field materials, collected during field work.

Текст научной работы на тему «Гостеприимство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев»

УДК 371.4

Kuscheterova F.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n. a. U. D. Aliev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: Flowr83@mail.ru

HOSPITALITY AS A NATIONAL AND UNIVERSAL VALUE IN PEDAGOGICS OF KARACHAY. The article studies a problem of hospitality as a national and universal value in traditional pedagogy of Karachay. The work proves an idea that the unity of universal and national components is effectively presented in the educational culture of the Karachay people. Featuring independence and originality, it is like a mirror, reflects the achievement of universal thought. The author gives a comparison of national and universal values in pedagogy of the Karachay people, other peoples of the North Caucasus and Russia. This problem is still a poorly studied sphere of knowledge and requires further research. The article summarizes new ethnographic and folklore materials on the subject in question. The paper introduces new field materials, collected during field work.

Key words: hospitality, national values, universal values, folk pedagogy, Karachay, family, education, tradition.

Ф.Т. Кущетерова, канд. пед. наук, доц. Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Е-mail: Flowr83@mail.ru

ГОСТЕПРИИМСТВО КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВЦЕВ

В данной статье рассматривается проблема гостеприимства как национальная и общечеловеческая ценность в народной педагогике карачаевцев. Обосновывается идея о том, что единство общечеловеческого и национального ярко выражена в педагогической культуре карачаевцев. Отличаясь самостоятельностью и неповторимостью, она, как в зеркале, отражает достижения общечеловеческой мысли. Дается сравнение национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике карачаевцев, народов Северного Кавказа и России. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье обобщён новый этнографический и фольклорный материал по исследуемой теме. Вводится в научный оборот полевой материал, собранный с участием автора.

Ключевые слова: гостеприимство, национальная ценность, общечеловеческая ценность, народная педагогика, карачаевцы, семья, воспитание, традиции.

События, происходящие в стране и в Карачаево-Черкесской республике, показывают, что воспитание любви к Родине, самоуважение, чувство толерантности, узы родства, соседские связи, гостеприимство являются главнейшей задачей нравственного воспитания подрастающего поколения.

Прошлое, настоящее и будущее связано в личности каждого человека, в деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, теряются ориентиры движения вперёд, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Успешное решение данной задачи потребовало сосредоточения внимания на анализе некоторых нравственных понятий. Начнем с понятия «гостеприимство».

Гостеприимство - бытовое понятие, означающее особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приёме гостей. Также можно быть гостеприимным, проявляя заботу о других.

Одним из важных условий возрождения национальных культур является правильный взгляд на содержание обычаев и традиции.

Национальные ценности - совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие.

Общечеловеческие ценности - ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т. д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Единство общечеловеческого и национального ярко выражено в педагогической культуре карачаевцев. Мы не раз в этом убедимся. Отличаясь самостоятельностью и неповторимостью, она, как в зеркале, отражает достижения общечеловеческой мысли.

Широко применяются в формировании национальных ценностей обычаи и традиции, связанные с гостеприимством. Эти черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа выражались в целом ряде чувств, воплощенных в определенных традициях, обычаях и нравах. Их анализу посвящены труды видных исследователей: М.Ю. Айбазова, Х.Х-М., Батчаева, А.С. Койчуева, К.Б. Семенов, З.Х. Герюгова и др.

В рамках данного исследования сделана попытка рассмотреть воспитательные возможности традиции гостеприимства (къонакъбайлыкъ) у карачаевцев.

Чувство гостеприимства воспитывалось в педагогике карачаевцев соответствующей национальной традицией, по которой каждый горец считал себя обязанным торжественно принимать и оказывать высокие почести гостю.

Человек, переступающий порог чужого дома, пусть даже дома соседа в своем селении, сразу же в какой-то степени становится гостем. Хозяева могут встретить его приветливо или сухо, пригласить к столу или постараться поскорее от него избавиться. Значит, даже в таком простейшем случае можно говорить о гостеприимстве, его степени, его особенностях. Но есть и другое гостеприимство, когда гость - человек, прибывший из другого селения, из соседних земель, из дальних стран. В этих случаях отношения между хозяевами и гостем подчиняются гораздо более строгим, выработанным и контролируемым обществом правилам общения с чужаком. И то, и другое - гостеприимство и, стало быть, имеет нечто общее, но в то же время это разные формы гостеприимства. По-видимому, можно говорить о гостеприимстве в широком и узком смысле слова. Внимание как путешественников, так и учёных всегда было привлечено ко второй форме гостеприимства, то есть к традициям, связанным с приёмом чужаков. Эти традиции интереснее, потому что они отражают не только степень радушия и хлебосольства (к тому же она может быть различной в разных семьях), но определенный социальный порядок, позволяющий судить об обществе в целом.

О гостеприимстве горцев применительно к карачаевцам писал В.М. Сысоев: «Гость у карачаевцев, как и у других горцев, считается священной и неприкосновенной особой, даже если он находится в неприязненных отношениях к хозяину. Хозяин во время пребывания гостя в доме прислуживает ему и не имеет права без приглашения сесть в его присутствии. Для угощения хозяин обязан подать лучшую еду в лучшей посуде, постель должен приготовить из лучших перин и подушек, которые у них обыкновенно обтягивают шелковой тканью. Кушанья подаются прежде всего гостю... Хозяин должен приглашать гостя кушать как можно более, употребляя самые изысканные выражения и пуская в ход свое красноречие [1, с. 127]. Считалось: Къонакъ кирмеген джерге огъурлукъ кирмез (Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро).

Такого рода описания горского гостеприимства многочисленны. Общее мнение всех авторов сводится к признанию гостеприимства как одной из выразительных черт горского образа жизни и этнического сознания [2, с. 127]. Об этом более подробно пишет К.И. Чомаев в своём исследовании «Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа».

В правила гостеприимства каждый народ внес свою специфику. Карачаевское гостеприимство представляет интерес не только для истории быта народа. Народ считает: Къонакъ келсе, берекет келир (Приходит гость - приходит изобилие); Къарачай адам къонакъсыз болмаз (Карачаевец не бывает без гостя).

Чомаев Казбек Исхакович, один из известных психологов современности, к их числу относит чувство гостеприимности. Это чувство воспитывалось соответствующей этнической традицией, по которой каждый горец считал себя обязанным торжественно принимать и оказывать высокие почести гостю [2, с. 126].

О лучших эстетических чертах карачаевского народа писал И. Крымшамхалов, один из его лучших сыновей: «...Мой народ! Ты невелик, как многие на этой земле, и велик, как все на ней. Ты горд и гостеприимен, ты добр, и чист, ничьи земли ты не делил, ничьих детей ты не сиротил, ты святой, мой народ! А если и есть в тебе такие, то не для них красота общения, убоги они и невежественны, не умеет их лицо снять радость блаженства. Они заметны сразу. Я пою тем, которые полны любви к миру, справедливости...» [3, с. 291].

Шуровский В. в 1908 году пишет: «...Чем больше знакомишься с Карачаем и Кабардой, тем приветливее становится страна и люди, с удовольствием вспоминаешь про свои странствования, и с радостью думаешь о возможности вновь посетить этот край, столь богатый контрастами и красотами природы» [4, с. 26].

На начале родового принципа и культа был основан священный обычай гостеприимства, который хотя и временно, но ставил гостя в ряды членов рода: обида гостя была обидой рода. Нарушитель гостеприимства подвергался строгому возмездию. Более подробно об этом чуть позднее рассмотрим.

«Куначество» являлось в древнее время глубоким фактом обычного права, имевшим в себе и экономическую основу: гостя мечом защищал хозяин, а если одного меча мало - на помощь являлись родичи.

Куначество, как и гостеприимство, принадлежало к числу лучших народных традиций. Верность куначескому долгу, дружбе высоко ценилась, неверность считалось подлостью. И. Крымшамхалов, подчеркивая глубину этой традиции, писал: «Предки нынешних карачаевцев, желая наказать изменников, коварных предать проклятию потомства, говорили «Бог дружбы да накажет злодея»».

Гостеприимство и куначество не редко становились теми механизмами, посредством которых устанавливались или расширялись феодальные отношения. Человек (особенно часто переселенец), нуждавшийся в помощи и защите, сначала становился гостем, затем кунаком и, наконец, лицом, зависимым от своего покровителя, патрона. Между ними возникали неравноправные, ассиметричные отношения, постепенно превращавшиеся в отношения феодальной зависимости. Так же складывались судьбы гостеприимства и куначества у других народов мира в пору развития феодализма, однако было бы неверно считать, что они складывались только так. И у карачаевцев, и у балкарцев оба эти понятия, тесно связанных между собой обычая, сохранились в народной среде также и в качестве механизмов взаимной симметричной помощи и поддержки. Их задействовали, в частности, те, кто собирал средства для брачного выкупа, вел затяжную тяжбу, был разорён грабительским набегом, неурожаем или падежом скота, пострадал от пожара или другого стихийного бедствия.

В гостеприимстве есть много положительного в смысле нравственного воспитания людей, в первую очередь воспитания чувства гуманизма у подрастающего поколения. Народ требует: Къонакъгъа ашны маджалын, орунну джумушагъын, кирсизни салыгъыз (Для гостя необходимо выделить лучшую еду, мягкую и самую чистую постель). Гостю не только представляли приют и стол, но и стремились его всячески развлечь.

Вот что об этом пишет один из самых просвещённых людей Карачая У.Д. Алиев: «...Лучший баран, лучшие блюда, напитки доставались гостю; если их не было в распоряжении хозяина, он обращался к соседям-родичам, и в этом патриархальном быту никогда отказа не было. Позором был бы покрыт нарушитель этого векового обычая со стороны всех родичей...» [5, с. 135].

Карачаевское гостеприимство отличалось необычайной утонченностью, изысканностью. Человек, как указывалось выше, переступивший порог чужого дома, пусть даже дом соседа в своем селении, сразу же в какой-то степени становился гостем.

Хозяин обязан был, как указано выше, обеспечить гостю защиту его жизни, чести и имущества: Аты, ити бар эсе да, аланы да мийик дараджада баджарыгъыз (Если у него есть конь, собака - не оставьте без внимания).

Существует мнение, что гостеприимство вообще порождено древними религиозными представлениями - боязнью навлечь на себя гнев злых духов, снискать расположение добрых божеств. В русской науке его придерживался много сделавший для изучения Кавказа М.М. Ковалевский. Он связывал общераспростра-

ненный на Кавказе обычай гостеприимства с культом предков, воплощенный в почитании домашнего очага. Гость под кровом хозяина обязан своими правами тому, что, переступив порог дома и отведав приготовленной на очаге пищи, он приобщается культу домашнего очага и тем самым становится временным членом семьи. Эта точка зрения, как и другие идеи о религиозном происхождении гостеприимства, у нас долго отвергалась. Считалось, что значение религии в прошлом и настоящем лучше недооценить, чем переоценить, и что все связанное с религиозными верованиями, всегда производно, вторично. Между тем во взглядах М.М. Ковалевского, несомненно, есть значительная доля истины. Она состоит в том, что религиозные корни гостеприимства не выросли позднее других его корней. А с самого начала наряду с ними, одновременно с ними давали этому обычаю жизнь. Без них гостеприимство у народов Кавказа не могло бы сделаться таким прочным общественным установлением, каким оно стало.

Анализ имеющейся этнографической литературы показал что: «...Гость у карачаевцев, как и у других народов, считается священной и неприкосновенной особой, даже если он находился неприязненных отношениях к хозяину...» [1, с. 55]. Этот опыт свидетельствует о том, что гостеприимство во все времена включало умение достойно и красиво держать себя в обществе.

Далее по этому поводу В. Сысоев писал: «...Карачаевцы добры и приветливы, готовы делиться с другими всем, что есть...» [1, с. 50].

Из записей В. Тихомирова: «...Из Учкулана за два дня можно дойти до Теберды - высокими и живописными, но исключительно простыми перевалами... Здесь (как, впрочем и на любых других тропах Карачая) путешественники, проходя мимо высокогорных совхозных кошей, познакомятся с незабываемым гостеприимством карачаевцев, неизменно радушных, приветливых, благожелательных людей, всегда готовых предоставить кров и разделить с путником традиционный айран и сыр...» [6, с. 14].

В отношениях между хозяевами и гостями огромное внимание уделялось этикету общения. Гости стремились показывать знание правил поведения, высокий уровень своей воспитанности. В кунацкой хозяин усаживал гостя на почетное место, а сам либо садился после его настоятельных приглашений, либо в знак особого уважения не садился совсем, самолично обслуживая гостя. Считалось, что в застолье важны не только угощения, но и интересная беседа, тосты, которые зачастую представляли собою яркое, остроумное художественное произведение.

Высоко ценился тамада, умевший рассказать об участниках застолья, употребить к месту шутку, остроту. Дети, с малых лет наблюдая происходившее в кунацкой, приобщались к традициям гостеприимства.

Именно в кунацкой они видели на практике, как выполняются правила поведения, а также имели возможность показать свои знания и умения.

Гостя принимали всегда с большой радостью как самого близкого родственника. Народ осуждал когда: Къонакъ ючюн ишлей тургъан ишин къоймагъан, аны сан этмеген (Ради гостя хозяин не отложил выполняемую работу в сторону, и не удостоил его чести). Не пристойным считалось: Къонакъ барда сабийле-рине урушхан, джылатхан (В присутствии гостя ругать детей, заставлять их плакать).

Случайный гость часто становился другом, даже побратимом на многие годы, а то и на всю жизнь. Народ считает: Къона-гъы джокъну шоху джокъ (У кого нет гостей, у того нет друзей). О не гостеприимном хозяине говорят: Кюйген юйгеми келгенсе? (Сгоревшему дому пришел?»). Хлебосольного хозяина карачаевцы называют выражением къонакъ сюйген къонакъбай 'гостеприимный', советуют: Къонакъгъа барсанг къонакъбай алмаш-дырма (Если пришел в гости, то не меняй хозяина), то есть не бегай от одного дома к другому.

В 1913 году И. Щукин писал: «...Приветливость и гостеприимство карачаевцев пользуется известностью не только у народов Северного Кавказа, но и захребетных сванетов и абхазцев, с которыми карачаевцы находятся в постоянных сношениях...» [7, с. 66].

Традиции гостеприимства служили средством укрепления дружеских связей между людьми. Для молодого гостя устраивались танцы, на которые специально для него приглашались красивые девушки. Для почетных гостей, бывало, организовывались скачки, стрельба в цель и другие народные состязания. Всем этим гостю оказывался почет хозяин приобретал себе громкую славу. У карачаевцев говорят: Къонакъда болмагъан къонакъ

ала да билмез (Кто не бывал в гостях, тот и сам не сумеет принять гостя).

Во все времена традиции гостеприимства играли положительную роль в воспитании гуманизма у молодого поколения. Часто в старые времена, да и сейчас можно услышать Ач болсанг -къарачайгъа бар (Если голодный - иди в Карачай), т. е. там люди более гостеприимны. Народ советует: Къонакъгъа барсанг-ач болубда барма, бектоюбда барма (Если идешь в гости, не ходи голодным, но совсем сытым тоже не иди); Ашаргъа олтурсанг, джутланыб уллу къабма (Если садишься кушать, с жадностью не бери большие куски); Къонакъгъа баргъан джерингде бек кечге къалма, тепсиден урлаб алыб, хурджунунга джукъ салма (Когда идешь в гости - допоздна не оставайся, со стола не кради, ничего не клади в карманы); Ортада табакъны кесинги аллын-га тартма, этин ашагъан сюегинги шорпа табакъгьа атма (Чашу с середины стола к себе не тяни, кости от мяса, которое ел, не бросай в тарелку для супа).

Гостеприимство было характерно в одинаковой степени, как для беднейшего населения, так и для богатых. Принять в любое время любого гостя, устроить и накормить его как лучше, удовлетворить и даже предвосхитить его желания, обеспечить ему защиту, кем бы он ни был, - все это передавалось из поколения в поколение, как нравственный долг человека.

Этикет гостеприимства не требовал, но допускал и даже поощрял одаривание гостя. Если гость по оплошности или намеренно хвалил какую-нибудь вещь, то она преподносилась ему в подарок. Почётного гостя часто одаривали и по собственной инициативе, причем из престижных соображении очень щедро.

Щедрость (чомарт) - часть менталитета карачаевцев. Щедрость души означало дарение от всей души/ Чомарт чомарт-лыгъы ючюн джарлы болмаз (Щедрый человек никогда не оскудеет).

Всё, что ласкало взор, вызывало восхищение, дарилось. В народе бытовала мысль: Чомарт бергенин айтмаз (Щедрый не будет распространяться о своем поступке).

Об этих лучших эстетических свойствах карачаевцев В. Зю-зин пишет: «... Отличительной чертой характера карачаевцев является добродушие и приветливость, они гостеприимны, доверчивы ...» [8, с. 44].

Народ не одобрял, когда происходило так, как описывается в выражениях Къонакъгъа тарыгъыуларын тарыкъгъан (Когда гостю все свои жалобы выставлялись) или Къонакъны артмагъ-ын алмада, алгъышын ал (Не торопись взять то, что принес, а торопись взять его благопожелания).

О глубоком уважении карачаевцев к гостям говорят многочисленные пословицы и поговорки: Къонакъ кеб келиучю юйню къазаны отдан тюшмез (В гостеприимном доме всегда котел над огнем); Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор (У гостя не спрашивай об отъезде, спрашивай о следующем приезде); Сюйген къонакъгьа - юйню эшиги ачыкъ (Любимому гостю - двери дома открыты); Огьурлу къонакъ келсе, буаз къ-оюнг эгиз табар (Если добрый гость приходит, то овца двойню рожает).

Народ дает гостю ряд советов: Кесингден тамада болгъан юйге къонакъгьа барма (В дом, где есть старше тебя, в гости не

Библиографический список

ходи); Кимге къой сойсанг, анга къонакъгъа бар (Кому барана резал - тому и в гости иди); Къонакъ келе билгенча, кете да бил-син (Гость как умеет приходить, пусть умеет вовремя уходить); Терде орун болса, босагъада олтурма (Если есть почетное место, то не сиди у порога).

Карачаевцы жестко относились к непрошеным гостям: Чакъ-ырылмагъан къонакъ - орунсуз (Не приглашенны - гость без места); Чакъырылмагъан къонакъ - джонулмагьан таякъ (Не приглашенный гость - не отесанная палка); Чакъырылмай кел-ген къонакъ кетерин сормаз (Не приглашенный гость без спроса уйдет).

Народ высоко ценит умение давать - джюрекден разылы-къ 'благодарность от сердца', 'выразить одобрение'. Молодежи дают наставление: Къонакъны иги ашарыкъ бла сыйлагъанын-гы, бир иги зат бергенинги артындан айтырыучу болма. Ол бек ыйлыкъды, этгенинги суугъа атханча, бюсюреуусюз болур-са, юсюнгде сыйынг да къалмаз (То, что гостя хорошей пищей потчевал и то, что кому-то что-то хорошее отдал - не говори много. Это большой стыд, считай, что в воду бросил то, что сделал и честь свою потеряешь).

Нарушать этикет, традиции гостеприимства у карачаевцев считалось большим позором (бедиш). В свою очередь и гость обязан вести себя прилично. И сегодня народная педагогика предупреждает: Къонакъ болсанг ийнакъ бол (Если ты гость, то будь вежлив) или Къонакъ къойдан джууаш (Гость смирнее овцы), т.е. гость должен вести себя скромно: Келгинчи къонакъ уялыр, келгенден сора - къонакъбай уялыр (Гость стесняется до прихода, после прихода - хозяин (гостя стесняется)).

Провожая гостя, хозяин спрашивал сам себя: все ли правильно я сделал? Так ли как завещал отец? Что скажут соседи?

В настоящее время созданы возможности для объективной оценки и осмысления этнопедагогического наследия карачаевского народа. Приобщение к традициям гостеприимства - это путь не только развития их нравственно-эстетического вкуса, но и путь приближения к корням своей культуры, значение которого отрицать сегодня никто не может.

Исследование показало, что за всю долгую историю карачаевцы накопили огромное количество самых разнообразных произведений словесного искусства, составивших прекрасный, ценностный фонд. Жизнь народа, различные общественные и политические события нашли отражение в песнях, преданиях, легендах, героических поэмах. Вековой национальный опыт воспитания был облечен в пословицы, поговорки, загадки. Вместе с другими народами Северного Кавказа карачаевцы приняли участие в создании эпоса о нартских богатырях.

Подводя итог сказанному в данной статье, следует отметить, что у каждого народа есть свои неповторимые национальные ценности, которые обладают специфическими особенностями, веками сложившиеся традиции и обычаи, но в то же время есть много общего у разных национальностей, что делает их совместное проживание более содержательным в общечеловеческом плане. В процессе совместной жизни эти высокие чувства и убеждения, трансформируясь, становятся более осмысленными, глубокими и создают необходимые предпосылки для более эффективного общения и сотрудничества.

1. Сысоев В. Очерки о Карачае. СМОМ ПК, в 43. Тифлис, 1913.

2. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа. Вопросы национальной психологии. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1972.

3. Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. Черкесск, 1985.

4. Шуровский В. Ежегодник Русского географического общества. 1908; Вып. VIII.

5. Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический очерк. Черкесск, 1991.

6. Тихомиров В. Горное Закубанье. Краснодар, 1981.

7. Щукин И.С. Краткий географический очерк Карачая. Русский антропологический журнал. Москва, 1913; № 1-3.

8. Зюзин В., Трейлих Е. Материалы карачаевской экспедиции Северокавказского туберкулезного института. Микоян-Шахар, 1932.

References

1. Sysoev V. Ocherki o Karachae. SMOM PK, v 43. Tiflis, 1913.

2. Chomaev K.I. Dorevolyucionnye cherty 'etnicheskoj psihologii gorskih narodov Severnogo Kavkaza. Voprosy nacional'noj psihologii. Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1972.

3. Habicheva-Botasheva Z.B. Ozarenie dushi. Cherkessk, 1985.

4. Shurovskij V. EzhegodnikRusskogo geograficheskogo obschestva. 1908; Vyp. VIII.

5. Aliev U.D. Karachaj. Istoriko-'etnologicheskij ocherk. Cherkessk, 1991.

6. Tihomirov V. Gornoe Zakuban'e. Krasnodar, 1981.

7. Schukin I.S. Kratkij geograficheskij ocherk Karachaya. Russkij antropologicheskij zhurnal. Moskva, 1913; № 1-3.

8. Zyuzin V., Trejlih E. Materialy karachaevskoj 'ekspediciiSeverokavkazskogo tuberkuleznogo instituta. Mikoyan-Shahar, 1932.

Статья поступила в редакцию 23.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.