Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА'

НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / НРАВСТВЕННАЯ САМООЦЕНКА / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ СПОРТИВНОГО ВУЗА / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковтуненко Любовь Васильевна, Мазкина Ольга Борисовна

В данной статье рассматривается проблема нравственной рефлексии современной молодежи. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, на основе эмпирического исследования выявлены уровня сформированности нравственной рефлексии студентов и курсантов, определено их влияние на нравственную воспитанность личности. Диагностика нравственной самооценки и экспертная оценка нравственной рефлексии испытуемых, их сравнительный анализ с помощью z-стандартизации, а также корреляционный анализ позволили сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня нравственной рефлексии - дальнейшему формированию способности к самоанализу и анализу чувств и поступков, как фактора нравственного воспитания современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL REFLECTION OF YOUTH AS AN ACTUAL PHENOMENON OF EDUCATION OF A CITIZEN AND A PATRIOT

This article deals with the problem of moral reflection of modern youth. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem is carried out, on the basis of empirical research, the levels of formation of moral reflection of students and cadets are revealed, their influence on the moral upbringing of the individual is determined. Diagnostics of moral self-esteem and expert assessment of moral reflection of the subjects, their comparative analysis using z-standardization, as well as correlation analysis allowed us to conclude that there is a need for purposeful work to increase the level of moral reflection - further formation of the ability to introspect and analyze feelings and actions as a factor of moral education of modern youth.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА»

6. Краткие результаты исследования PISA-2018 // Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО»: [сайт], 2018. - URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 15.01.2023)

7. Марголис, А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2021. - Том 26. - № 6. - C. 5-24. - DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2021260601 (дата обращения: 15.01.2023)

8. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности // ФИПИ [сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod_rek_estnauch.pdf (дата обращения: 15.01.2023)

9. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности // Сайт ФГБНУ «ФИПИ»: [сайт], 2020. - URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 15.01.2023)

10. Примерная рабочая программа среднего общего образования. Физика. Базовый уровень: [одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 14.10.22]. - Москва. - 2022. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/b583140ba4a9c314c0433498aeccc27e.pdf (дата обращения: 15.01.2023)

11. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой - Москва: Академия, 2000. - 368 с.

12. Шимко Е.А. Условия формирования и диагностики отдельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся / Е.А. Шимко // Школьные технологии. - 2019. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-i-diagnostiki-otdelnyh-komponentov-estestvennonauchnoy-gramotnosti-uchaschihsya (дата обращения: 15.01.2023)

Педагогика

УДК 378.01

доктор педагогических наук, доцент Ковтуненко Любовь Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Мазкина Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж)

НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА

И ПАТРИОТА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нравственной рефлексии современной молодежи. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, на основе эмпирического исследования выявлены уровня сформированности нравственной рефлексии студентов и курсантов, определено их влияние на нравственную воспитанность личности. Диагностика нравственной самооценки и экспертная оценка нравственной рефлексии испытуемых, их сравнительный анализ с помощью z-стандартизации, а также корреляционный анализ позволили сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня нравственной рефлексии - дальнейшему формированию способности к самоанализу и анализу чувств и поступков, как фактора нравственного воспитания современной молодежи.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственная рефлексия, нравственная самооценка, нравственные нормы и ценности, студенты спортивного вуза, курсанты военного вуза.

Annotation. This article deals with the problem of moral reflection of modern youth. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem is carried out, on the basis of empirical research, the levels of formation of moral reflection of students and cadets are revealed, their influence on the moral upbringing of the individual is determined. Diagnostics of moral self-esteem and expert assessment of moral reflection of the subjects, their comparative analysis using z-standardization, as well as correlation analysis allowed us to conclude that there is a need for purposeful work to increase the level of moral reflection - further formation of the ability to introspect and analyze feelings and actions as a factor of moral education of modern youth.

Key words: moral education, moral reflection, moral self-esteem, moral norms and values, students of a sports university, cadets of a military university.

Введение. Проблема становления гражданина с высоким уровнем патриотизма и самосознания является одной из важнейших в современном социально-гуманитарном познании. В основе работы по воспитанию гражданина и патриота своего Отечества лежат идеи государственности, патриотизма, законности, которые целенаправленно формируются в образовательной среде вузов. Это находит свое подтверждение в Государственной программе РФ «Развитие образования» до 2025 года, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, в Федеральном законе РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и др.

Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в основе воспитания - формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. Одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье» [7].

Теоретико-методологическое и методическое обоснование современного воспитательного процесса в высшей (высшей военной) школе является той проблемой, которая позволит определить возможности его развития на основе совершенствования содержания и реализации программ воспитания в соответствии с актуальными стратегическими задачами образования.

Изложение основного материала статьи. Исследование проблемы нравственного воспитания современной молодежи занимает сегодня важное место среди актуальных направлений научного поиска. На наш взгляд, одним из психологических фильтров нравственного иммунитета, позволяющего успешно преодолевать отрицательные социальные влияния, оставаясь в границах высоконравственного и социально-ответственного поведения, являются нравственные чувства, нравственная рефлексия, отражающие отношение к социальным условиям.

Однако, анализ психолого-педагогической литературы показал, что аспекты, учитывающие особенности нравственного воспитания, формирования патриотизма и гражданственности у студентов и курсантов вузов на основе нравственной рефлексии, исследованы недостаточно.

Осмысление понятия «нравственная рефлексия», на наш взгляд, позволит обучающемуся осознать необходимость собственного нравственного развития, стимулировать его стремление стать полноценным творцом своей жизни, послужит источником самораскрытия, учитывая современные жизненные реалии.

Считаем, что в нравственном воспитании велика значимость деятельности, которая строится на основе нравственной рефлексии, а не нравственная рефлексия, как таковая. Это может быть осуществимо при наличии сформированной нравственно-ценностной позиции молодого человека, дающей ему силы для совершения и оценки собственного нравственного поступка. Подтверждение позиции о становлении и развитии личности непосредственно в деятельности, которая ориентирована на результат, т.е. достижение нравственных целей, находит свое отражение в работах М.Н. Аплетаева. Согласимся с утверждением ученого, что любая предметная деятельность может выходить за свои границы, переходя в категорию нравственной [21.

Нравственная рефлексия рассматривается в современных научно-исследовательских работах, базирующихся на идеях и концепциях рефлексии как механизме саморегуляции и самовоспитания личности (В.А. Лефевр, М.И. Рожков, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков и др.). Рефлексия становится нравственной тогда, когда проходит через призму жизненных ценностей, добродетелей, высоких принципов морали, принимает во внимание нормы поведения, правила и обычаи общества.

Понятие нравственной рефлексии многоаспектно и по-разному определяется исследователями. Так, А.А. Пожедаев понимает рассматриваемое понятие как «переосмысление человеком содержания собственного сознания с позиций духовно-нравственных ценностей» [81; Е.В. Корчак - как «осмысление своих побуждений, предвидение последствий своих поступков для себя и для других, умение соотносить их с имеющимися средствами, умение прогнозировать» [61; О.К. Позднякова - как «осмысление своего «Я» среди других людей, деятельность сознания личности по исследованию своих целей, мотивов, установок, взаимодействий, отношений с другими людьми, в ходе которой обосновывается собственная нравственная позиция и/или нравственная позиция другого» [91 и др.

В работах Е.Ю. Азбукиной, Б.Г. Аникиной, Ю.Н. Кулюткина определены структурные компоненты нравственной рефлексии: «знания (этические представления и понятия), ценности (моральная осознанность; требования морали во взаимодействии с окружающими; ценностные ориентации и смыслы), чувства (переживания, мысли), общепринятые социальные нормы и принципы нравственного содержания, нравственные качества личности, способы поведения (поступки, действия) и отношения с другими людьми. Н.В. Ковчина основными признаками развивающейся нравственной деятельности определяет оценку и самооценку, целеустремленный поиск и выбор соответствующих средств деятельности, анализ и координацию способов деятельности относительно высших духовных человеческих ценностей» [51. Ученый рассматривает нравственную рефлексию обучающихся в процессе социального взаимодействия как «осознание, осмысление и переосмысление своих действий в процессе учебно-профессиональной деятельности с точки зрения соответствия их нравственному закону, общепринятым этическим представлениям и нравственным ориентирам, выработанным в преподавательско-студенческой общности в ситуациях совместной деятельности и общения» [51. Согласимся с позицией исследователя о роли и значении нравственной рефлексии в приобщении личности к традиционным нравственным ценностям, развитии нравственных чувств, формировании мотивации к осознанному нравственному поведению, воспитанию нравственной воли.

В определении нравственной рефлексии особого внимания заслуживает позиция Н.В. Прокофьевой о морально-нравственной рефлексии, раскрываемой как «интегральное свойство личности, отражающее ценностно-смысловую ориентацию, которая определяет гармоничное личностное развитие; очевидна необходимость возрастания активной роли человека в самостоятельном определении вектора личностного развития и необходимости для этого морально-нравственной определенности и автономности» [101.

Анализируя вопросы, касающиеся рассмотрения феномена «нравственная рефлексия» и возможности его развития у студентов и курсантов, заметим, повышение уровня рефлексии во многом определяется характером взаимодействия между педагогом и обучающимся. При этом обучающийся расширяет представление о себе как субъекте деятельности, а педагог, осмысливая педагогическую действительность, дополнительно определяет новые цели взаимодействия.

А.В. Бездухов полагает, что «осмысление «Я» среди своих желаний и намерений у обучающихся с позиции нравственных норм и ценностей выводит нравственную рефлексию на этический уровень, который и создает «запас свободы» для того, чтобы никакой авторитет не довлел над педагогом. Однако, как бы ни осуществлялся этот переход, критериальным уровнем для осмысления «Я» среди своих желаний, намерений, стремлений, «Я» среди людей является третий - высший - уровень. В контексте многоуровневой нравственной рефлексии важным является понимание, во-первых, критериальности ценностей и норм для практической деятельности, поведения педагога. Во-вторых, осмысление и осознание «Я» среди ценностей нравственности и культуры - это осознание себя как автономной, свободной личности. Рефлексия по поводу созидаемых и реализуемых ценностей соучаствует в обогащении мировоззрения, точнее, нравственно-этического его пласта» [41.

Рассматривая проблему нравственной рефлексии как одного из факторов гармоничного развития личности, мы задались вопросом выявления актуального уровня развития нравственной рефлексии у обучающихся.

Проведя теоретический анализ феномена «нравственная рефлексия», опираясь на авторскую позицию Ю.К. Бабанского - «преемственность в нравственном воспитании школьников разных возрастных групп осуществляется в нескольких основных направлениях: в развитии нравственных представлений, суждений, оценок; в формировании опыта нравственных отношений в системе коллективных связей и зависимостей; в развитии все усложняющихся форм нравственного сознания и поведения; в обогащении моральных чувств социально ценным содержанием» [31 и разделяя точку зрения Б.Г. Ананьева о том, что «нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [11 мы выдвинули предположение о наличии взаимосвязи между данными феноменами.

Нами было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении уровня развития нравственной рефлексии студентов и курсантов высших учебных заведений города Воронежа.

Теоретическая разработка проблемы развития нравственной рефлексии у обучающейся в высших учебных заведениях молодежи легла в основу проведенного нами исследования, которое было проведено со студентами спортивного вуза и ведомственного вуза г. Воронежа. В исследовании приняли участие 62 человека (студенты Воронежской государственной академии спорта и Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)).

Для оценки сформированности нравственной рефлексии молодых людей мы использовали следующие методы: опрос (методика диагностики нравственной самооценки Л.Н. Колмогорцевой), экспертную оценку нравственной воспитанности

студентов (авторская карта оценки воспитанности нравственности по критериям и показателям (О.Б. Мазкина, И.Ф. Бережная), сравнительный анализ результатов с помощью z-стандартизации.

По результатам исследования нравственной самооценки можно сделать следующий вывод: курсанты в своем большинстве обладают высоким уровнем нравственной самооценки (56,3%), эти опрошенные характеризуются пониманием нравственных норм и ценностей, принимают и чувствуют значимость их реализации в собственной жизни и окружающем мире, реализуют ценности и нормы нравственности в своем поведении и требуют того же от других. Средний уровень нравственной самооценки характерен для 40,6% курсантов, низкий уровень - для 3,1% опрошенных.

Студенческая группа характеризуется преобладание среднего уровня нравственной самооценки (63,3% опрошенных), они не всегда понимают содержание и предназначение нравственных норм, отношение к ним может зависеть от ситуации так же, как и следование, им в своем поведении. Данные представлены на рисунке 1.

100% 90%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рисунок 1. Уровни нравственной самооценки студентов и курсантов

На основании математического анализа результатов нравственной самооценки с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера) можно сделать вывод о том, что курсанты более высоко оценивают уровень своей нравственности, чем студенты-спортсмены: в ЭГ доля курсантов с высоким уровнем нравственной самооценки больше, чем в КГ (ф*=2,42; р<0,01), а в КГ больше доли студентов со средним и низким уровнями нравственной самооценки, чем в ЭГ (ф*=2,78 и 3,12; р<0,01).

После опроса студентов и курсантов мы провели оценку нравственной воспитанности с помощью метода экспертной оценки. В качестве экспертов выступили преподаватели и кураторы (всего 6 экспертов), оценка проводилась по авторской карте оценки нравственной воспитанности, необходимо было оценить проявление того или иного показателя студентом / курсантом по 4-х балльной шкале (0 баллов - не проявляется, 1 балл - проявляется редко, 2 балла - проявляется часто, 3 балла - проявляется всегда).

По результатам экспертной оценки нравственной воспитанности мы можем сделать следующие выводы: исследуемая воспитанность большинства молодых людей находится на среднем уровне (53,3% и 53,1% соответственно). При этом высокий уровень нравственной воспитанности эксперты определили у 40,6 % курсантов, а у студентов эта доля составила 13,3% опрошенных. Низкий уровень воспитанности, по мнению экспертов, характерен для 6,3% опрошенных курсантов, в то время как в студенческой группе он определен у 13,4% опрошенных (рисунок 2).

Математический анализ полученных данных подтверждает, что достоверно больше доля курсантов с высоким уровнем нравственной воспитанности и достоверно меньше доля опрошенных с низким уровнем (ф*=3,21 и ф*=3,65; р<0,01). Доли со средним уровнем нравственной воспитанности у студентов и курсантов по оценке экспертов достоверно не отличаются (ф*=0,67; р>0,05).

100%

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рисунок 2. Уровни нравственной воспитанности студентов и курсантов (экспертная оценка)

Для определения уровня сформированности нравственной рефлексии мы сопоставляли самооценку нравственности и оценку нравственной воспитанности эксперта у каждого респондента. По результатам процедуры z-стандартизации были определены интервалы, определяющие низкий, средний и высокий уровень расхождения полученных оценок.

Низкий уровень расхождения самооценки и оценки эксперта свидетельствует о высоком уровне сформированности нравственной рефлексии: молодой человек адекватно оценивает себя и других по всем критериям и показателям нравственности, он способен анализировать поведение с точки зрения нравственности у себя и окружающих.

Средний уровень расхождения оценок говорит о некотором их несовпадении, что свидетельствует о недостаточной сформированности нравственной рефлексии.

Высокий уровень расхождения в самооценке и оценке эксперта позволяет утверждать, что респондент не обладает адекватной нравственной самооценкой и рефлексивность в сфере нравственности не сформирована: молодой человек не способен к анализу и оценке мыслей, чувств и действий с точки зрения их нравственности у себя и других.

После определения разницы оценок и их стандартизации были получены следующие результаты: у курсантов наибольшее число опрошенных (75,0%) показали низкий уровень расхождения оценок, что свидетельствует о преобладании испытуемых с высоким уровнем нравственной рефлексии. В студенческой среде эта доля составила 36,7% опрошенных. У курсантов, участвовавших в исследовании, доля с высоким уровнем расхождения оценок не выявлена, а у студентов она представлена у 6,6% опрошенных. Средний уровень расхождения оценок у испытуемых (курсанты) также встречается реже, чем у студентов (25,0% против 56,7% опрошенных) (рисунок 3).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рисунок 3. Уровни расхождения самооценки и оценки экспертов нравственной воспитанности студентов и

курсантов

Статистический анализ подтверждает преобладание у курсантов с высоким уровнем развития нравственной рефлексии.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что нравственная рефлексия личности, обеспечивающая способность личности к оценке позиций, действий, ситуаций, переживаний и у себя и других, определяющая уровень нравственной воспитанности личности молодого человека, нуждается в целенаправленной работе по ее формированию, что подтверждается результатами исследования.

Уровень нравственной рефлексии курсантов существенно выше, чем у студентов-спортсменов, что может объясняться комплексной системной воспитательной работой, которая проводится в ведомственных вузах. Но и в той, и в другой группе выявлены молодые люди с низким уровнем нравственной рефлексии, что позволяет утверждать, что необходима разработка программы воспитания нравственной сферы и ее комплексная системная реализация в образовательном пространстве военного и спортивного ВУЗов.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б.Г. Ананьев - Москва: Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Аплетаев, М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности / М.Н. Аплетаев // Педагог: наука, технология, практика. - Барнаул, 1997. - № 3. - URL: https: altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_3/pedagog3.html (дата обращения 26.10.2022)

3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1983. - 638 с.

4. Бездухов, А.В. О многоуровневом характере педагогической рефлексии / А.В. Бездухов, И.А. Носков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 17. - № 1(3). - 2015. - С. 552-555

5. Ковчина, Н.В. Сущность и содержание нравственной рефлексии обучающихся в процессе социального взаимодействия / Н.В. Ковчина, С.А. Сапрыгина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-4. - С. 83-90

6. Корчак, Е.В. Развитие профессионально-нравственных качеств студентов медицинского колледжа в процессе изучения информатики: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Корчак Елена Владимировна. - Калуга, 2009. - 22 с.

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 28.07.2022 г.)

8. Пожедаев, А.А. Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии: На материале физкультурно-спортивной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пожедаев Алексей Алексеевич. -Оренбург, 2003. - 23 с.

9. Позднякова, О.К. Принцип единства нравственного сознания и нравственной деятельности как принцип нравственного воспитания студентов педагогического вуза / О.К. Позднякова // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы двенадцатой международной научно-практической конференции. - Самара: СГСПУ, 2017. - 272 с. - C. 188-191

10. Прокофьева, Н.В. Морально-нравственная рефлексия как фактор гармоничного личностного развития / Н.В. Прокофьева // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 4. - С. 40-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.