Научная статья на тему 'Нравственная культура личности'

Нравственная культура личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1531
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Брюхова Н. Г.

В статье освещаются способы понимания и подходы к изучению культуры и культуры личности. Нравственная культура рассматривается как характеристика нравственного развития личности. Выделяются особенности нравственной культуры, обозначаются системные компоненты нравственной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственная культура личности»

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

© Брюхова Н.Г.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В статье освещаются способы понимания и подходы к изучению культуры и культуры личности. Нравственная культура рассматривается как характеристика нравственного развития личности. Выделяются особенности нравственной культуры, обозначаются системные компоненты нравственной культуры.

Ключевые слова культура, нравственная культура, личность.

В настоящее время все серьезнее обозначается проблема развития нравственности, нравственной культуры личности как психологическая проблема, нуждающаяся в последовательном и глубоком рассмотрении и исследовании [5, с. 104-113]. Культура (culture) - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; степень общественного и умственного развития достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности; степень совершенства социального и умственного развития; высокий уровень развития умения [12, с. 252].

Деркач А.А. и Селезнева Е.В. [7, с. 209], обосновывая необходимость рассмотрения культуры как акмеологического феномена, указывают на то, что философы, при рассмотрении проблемы личностной культуры, как правило, не затрагивают вопрос о том, «в чем состоит ее собственное преобразование», ни в усвоении культуры, ни в создании новых общественно значимых образцов. Психологи и педагоги, исходя из понимания культуры личности как «системы знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующей использованию накопленной социальной информации и трансляции ее во все аспекты жизнедеятельности», преимущественно концентрируют свое внимание на передачи накопленных культурных пластов, для освоения достаточного уровня развития, соответственно, рефлексии, общения, умения выстраивать отношения и т.д. Подтверждением этого утверждения является анализ научных работ, который позволил А.А. Деркач и Е.В.Селезневой выявить упоминания о таких видах культуры как рефлексивная культура, когнитивная культура, информационная культура, «культура общения», «культура отношений», «культура диалога» и т.д. Здесь правомочным является утверждение авторов о необходимости рассмотрения таким образом понимаемой культуры в разнообразных ракурсах, с разных позиций, в разных масштабах и на разных уровнях.

В акмеологических исследованиях культура личности рассматривается как качество, которое предоставляет возможность выделять «максимально

* Доцент кафедры Общей психологии и психологии развития, кандидат психологических наук, доцент.

близкий к оптимальному способу совершенствования своей жизнедеятельности» [7, с. 210]. Это способ, обеспечивающий эффективное выполнение деятельности и акме-ориентированное саморазвитие. Видение генетической связи личности и деятельности, предполагающей социокультурную регуля-торную активность личности при овладении предметом деятельности, позволяет авторам обозначить ориентир как развития культурной личности. С позиции акмеологии культурная личность должна обладать социально-философским пониманием культуры в ее гуманистической направленности. Акмеологами наряду с эксплицитными видами личностной культуры (профессиональная, коммуникативная и социальная), выделяются имплицитные виды личностной культуры (рефлексивная, акмеологическая, психологическая, нравственная) [7, с. 213].

«Рефлексивная культура обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов личностной культуры посредством механизма рефлексии (процесс осмысления и переосмысления личностных смыслов и содержаний жизнедеятельности)» [7, с. 215]. Акмеологи-ческая культура как личностное качество позволяет раскрыть качества, интеграция которых обусловливает эффективное акме-ориентированное саморазвитие личности в процессе жизнедеятельности.

Акмеологическая культура представляет собой результирующую, возникающую при взаимодействии и гармонизации трех видов личностной культуры: духовной (предметное инобытие человеческой деятельности -материальная «вторая природа», духовная предметность науки, идеологии и т.п. [9, с.138]), психологической и нравственной [7, с. 219].

Психологическая культура выступает как: критерий выраженности общей культуры человека; обязательный компонент успешности включения человека в социальную жизнь; базовое образование психологического здоровья личности; систематизирующий фактор в развитии остальных видов личностной культуры и компетентности человека в различных областях жизнедеятельности [7, с. 217].

Нравственную культуру определяют как характеристику нравственного развития личности, в которой отражается: степень освоения ею нравственного опыта общества; способность органического и последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми нравственных ценностей, норм и принципов; готовность к постоянному самосовершенствованию [14, с. 221].

Нравственность и мораль, нравственная культура личности и моральная нормативность не совпадают по своему значению. Под моралью, вслед за В.С. Библером, мы понимаем «засохшую в нормы и предписания (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности» [3, с. 18]. Необдуманное следование моральным нормам далеко не всегда связано с высокой нравственностью.

Нравственная культура личности в той или иной мере, несет в себе характеристики культуры, культуры личности.

Известно, что культура характеризуется изменчивостью, самообновлением. Нормы культуры усваиваются методом научения. В качестве основных форм культуры выступают традиции и инновации, содержанием культуры является развитие личности.

Уточнению психологических основ наполнения понятие «культура» служат такие слова как: выращивание и разведение, возделывание и обработка, воспитание и развитие. Платон понимал культуру как руководство к дальнейшему изменению человека.

Философ М.К. Мамардашвили сказал: «Культура для меня есть нечто необратимое, что нельзя ничем, в том числе и знанием, умом, логикой заменить или возместить, если её нет. Но её можно легко разрушить... Ибо культура - не совокупность ... готовых ценностей и продуктов, лишь ждущих потребления или осознания. Это способность и усилие человека быть, владение живыми различиями, непрерывно, снова и снова возобновляемое» [6]. Культура, как писал П.Ф. Флоренский, - это «... язык, объединяющий человечество ... это среда, растящая и питающая личность» [6]. Крицкова А.В., опираясь в своих размышлениях на эти цитаты, выделяет человечную и нечеловечную культуру как виды культуры [10, с. 40], по сути, говорит о нравственной культуре личности.

Ведь автор констатирует наличие в наше время преимущественно бесчеловечной культуры, просит не опускать руки, заранее сетуя на деградацию общества, призывает улучшать состояние нашей культуры, и вдохновляет своей верой в возможность достижения хорошего результата.

«Культура в широком смысле - все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду в отличие от явлений природы. Культура в узком смысле - идейное и нравственное состояние общества» [7, с. 203].

Выделяют такие основные подходы к исследованию культуры как личностный, аксиологический и деятельностный [7, с. 204].

В соответствии с личностным подходом к исследованию культуры, она рассматривается как свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств [7, с. 206]. Здесь ярко высвечивается суть культуры как процесса творческой самореализации сущностных сил и способностей человека [16, с. 58], рассматривается степень гармоничности внутренней позиции личности, по критерию ее соответствия социальным требованиям и значимости в смысле пригодности для становления образцом как достоянием человеческой культуры [7, с. 206].

Культурная личность - это такая личность, которая выбирает цели и целесообразные действия, ориентируясь не столько на сам предмет деятель-

ности, сколько на ту роль, которую он может играть в жизни, в удовлетворении потребностей и интересов человека [8, с. 130].

«Культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества» [7, с. 202]. И здесь на первый план выступают ценности личности. Культура рассматривается как опыт, как информационная система, как «проект человеческого существования, содержащий многогранную композицию идей, ценностей, образцов поведения, которые играют огромную формирующую роль в развитии цивилизации, равно как и в развитии отдельной личности» [13, с. 5], как прогностическая совокупность «моделей потребностного будущего» [2]. Ценностно-смысловая сфера личности выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной ее готовности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир [8, с. 197]. Поэтому необходимо выявление ценностей как основ для развития личностной культуры, и смыслов, формирующихся под воздействием личностной культуры [7, с. 207].

Культура может быть рассмотрена как специфический способ деятельности, производимый с точки зрения общественной значимости, реализующим свои творческие силы и способности человеком. Культура рассматривается как творческая, диалектически совмещающая процесс опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследства).

Культура направлена на преобразование действительности, проявляющееся в превращения «богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности», на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека [15, с. 252]. Совершенствованию культуры способствует развитие и совершенствование человеческой деятельности; образцы культуры создаются и закрепляются в процессе человеческой деятельности; культура как универсальная характеристика деятельности определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления [8, с. 197].

Как целостная система нравственная культура личности включает: культуру нравственного мышления (сознания), нравственных чувств, нравственного поведения. Каждая из этих культур предполагает наличие направления, ориентиров. «Одним из первых и наиболее широко известных текстов нравственной направленности являются Десять Заповедей, которые «изрек Бог (Моисею)», а Моисей «сошел к народу, и пересказал ему». Далеко не все способны перечислить эти заповеди, да и интерпретация их, встречающаяся в книгах по нравственности, несовершенна» [4, с. 62].

При этом сложно переоценить важность Десяти Заповедей для развития и совершенствования нравственно культурной личности [5, с. 111], ведь наличие их знания и глубина их понимания и принятия, во многом обуславливают роль нравственной активности личности в истории.

Высокая нравственность обеспечивается сформированностью нравственной культуры личности [7, с. 217]. В отличие от моральной нормативности, высокая нравственность предполагает наличие способности действовать, вопреки мнению окружающих ради социально значимой, нередко отдаленной цели [11], в нравственной культуре личности сосуществуют нормативные элементы, которые помогают поступать нравственно в традиционных ситуациях, и творческие элементы, которые помогают принимать нравственные решения в проблемных ситуациях. Высокий уровень нравственной культуры личности описывают как «нравственную мудрость», способность обеспечивать оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях [14, с. 222].

Нравственная активность выделяется в качестве одного из ведущих критериев уровня развития личностной культуры.

Нравственная активность является деятельным нравственным отношением человека к миру, к другим людям и к самому себе.

Нравственно активный субъект является: активным носителем и «проводником» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов); способен к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию; ответственно подходит к принятию моральных решений; непримиримо относится к аморальным проявлениям; открыто выражает свою нравственную позицию [1, с. 177-179].

Подытоживая, отмечу, что культура личности, в понимании как системы норм и ценностей, уровня развития средств конкретной деятельности, степени совершенства в развитии соответствующей личностной сферы конкретного человека, способа жизни отдельного человека, личностного новообразования, то есть в любом из пониманий, в первую очередь, должна быть обусловлена развитием нравственной культура личности.

Список литературы:

1. Антилогова Л.Н. Нравственная активность как критерий уровня развития нравственного сознания // Ежегодник Рос. психол. общ.: Матер. 3-го Всерос. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: В 8 т. - СПб., 2003. - Т. 1. -С. 177-179.

2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.

3. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность: (Философские раздумья о жизненных проблемах) / Редкол.: А. А. Гусейнов и др // Этическая мысль: Науч.-публиц. чтения. - М., 1990. - С. 18.

4. Бондырева С.К. Нравственность/ С.К. Бондырева, Д.В.Колесов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 336 с.

5. Брюхова Н.Г. Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути для личностно-профессионального развития и совершенствования специалиста системы профессий «человек-человек»: Гл. 4. / Н.Г. Брюхова и др. // Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: моногр. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. - С. 95-150.

6. Гипотезы. Прогнозы (Будущее науки). Международный ежегодник. -М.: Знание, 1990. - Вып. 23. - 272 с.

7. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 248 с.

8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

9. Каган М.С. Культура как объект философского исследования // Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. - Л., 1991. - С. 138.

10. Крицкова А.В. Зависимость понимания смысла жизни человеком от той культуры, в которой он живет / под ред. В.В. Новицкого, Л.М. Огородо-вой // Материалы Всероссийской 66-й итоговой студенческой научной конференции им. Н.И. Пирогова (Томск, 23-25 апреля 2007 г.). - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2007. - 423 с. - С. 340.

11. Кухтерин С.Е. Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 29 с.

12. Ожегов С.Н. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведова. - 20-е изд., Стереотип. - М.; 1988. - 750 с.

13. Роль культуры в формировании личности / под ред. Е.М. Бабосова. -Минск, 1980. - С. 5.

14. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - 6-еизд. -М., 1989. - С. 221.

15. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е. изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

16. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.