Научная статья на тему 'Новый закон о партиях смена формы или изменение принципов?'

Новый закон о партиях смена формы или изменение принципов? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
538
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РЕГИСТРАЦИЯ ПАРТИЙ / РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICAL PARTIES / REGISTRATION OF PARTIES / POLITICAL SYSTEM REFORM / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Валентина Алексеевна

В статье проводится анализ поправок в новом законе о партиях, существенно изменивших политическую систему России в области партийного строительства. Рассматриваются достоинства и недостатки предложенных обществу изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the new law on political parties. The amendments which changed considerably the political system in Russia concerning party development are analyzed. Merits and demerits of the changes proposed to the society are noted.

Текст научной работы на тему «Новый закон о партиях смена формы или изменение принципов?»

Валентина ИВАНОВА

НОВЫЙ ЗАКОН О ПАРТИЯХ: СМЕНА ФОРМЫ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ?

В статье проводится анализ поправок в новом законе о партиях, существенно изменивших политическую систему России в области партийного строительства. Рассматриваются достоинства и недостатки предложенных обществу изменений.

The article is devoted to the new law on political parties. The amendments which changed considerably the political system in Russia concerning party development are analyzed. Merits and demerits of the changes proposed to the society are noted.

Ключевые слова:

политические партии, регистрация партий, реформа политической системы, гражданское общество; political parties, registration of parties, political system reform, civil society.

ИВАНОВА Валентина Алексеевна — аспирант кафедры международных отношений и политологии ИНГЛУ

им. Н.А. Добролюбова [email protected]

С 4 апреля 2012 г. в России вступил в силу новый закон № 28 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О полити -ческих партиях”». Закон серьезно меняет существовавшие до этого систему партийного строительства и порядок регистра -ции политических партий. О необходимости реформы политиче -ской системы, в т.ч. и в области партстроительства, впервые было заявлено в Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. В течение трех месяцев шла работа по подготовке нового закона. 3 апреля 2012 г. закон о партиях был под -писан президентом, а 4 апреля после публикации в «Российской газете» официально вступил в действие.

Важнейшим новшеством — и, отметим, вызвавшим наибольшую полемику, — стало резкое снижение числа членов партии, необ -ходимого для ее регистрации. Теперь необходимая минимальная численность политических партий снижена в 80 раз: с 40 тыс. до 500 чел. При этом снято требование о числе членов региональных отделений. Ранее более чем в половине субъектов РФ политиче -ская партия должна была иметь региональные отделения числен -ностью не менее 400 членов каждое. По новому закону каждая партия сама будет устанавливать необходимую численность членов в своем уставе, никакая минимальная норма не устанавливается. Теоретически в регионе достаточно 2 членов партии. Но при этом такие региональные отделения должны быть созданы не менее чем в половине субъектов РФ. На сегодняшний день это означает нали -чие 42 региональных отделений1.

Резкое снижение нагрузки на региональные отделения устанав -ливает и статья закона о необходимом числе делегатов учредитель -ного съезда партии: ранее необходимо было по 3 делегата от регио -нов, в которых созданы региональные отделения, теперь — только по 2. Для другой же половины российских регионов всякие коли -чественные ограничения вообще сняты, т.е. наличия членов партии в них не требуется (по норме закона 2001 г. требовалось не менее 150 членов, что для самых малых регионов создавало значительную нагрузку).

Другая группа системных изменений в новом законе о партиях касается порядка регистрации партий. Здесь также налицо очень серьезная либерализация наиболее важных положений. Раньше действовала довольно размытая норма: не более 6 месяцев со дня учредительного съезда, при этом регистрация региональных отделе -

1 На начало 2012 г. в РФ было 83 равноправных субъекта. См. напр. http:// ru.wikipedia.org/wiki/Федеративное_устройство_России

ний могла быть отложена еще на полгода. В новом законе соответствующий доку мент о регистрации должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи уполномоченным органом партии заяв ления о государственной регистрации. К тому же после самого факта регистрации партии федеральный или региональный регистрирующий орган обязан выдать документ, подтверждающий факт внесе ния соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в течение ближайших 3 рабочих дней. Тем самым срок регистрации законно создан ных партий заметно сокращается.

Основания для отказа в регистрации партии в целом остаются прежними. Запрещены религиозные, этнические, региональные партии; запрещается огра -ничение членства в партии по признакам пола, возраста, вероисповедания, «чтобы не возникало ситуаций, ведущих к сепа ратизму и национализму»1. К прежним основаниям для отказа добавлено лишь несколько: вводится запрет на регистра цию партий, чьи названия схожи с наиме нованиями уже зарегистрированных пар тий или общественных объединений; это же касается и совпадения аббревиатуры вновь созданной партии с аббревиату рой партии существующей. Тем самым не допускается возможность использования новыми партиями известных партийных брендов.

Важным элементом либерализации партстроительства стало введение нового пункта о приостановлении регистрации политической партии на строго опреде ленных основаниях. Ранее по этим осно ваниям партиям могло быть отказано в регистрации, теперь же им предоставля ется трехмесячный срок для устранения замечаний Министерства юстиции. К тому же Минюст будет обязан выдать мотиви -рованное заключение с указанием всех необходимых рекомендаций, позволяю щих возобновить регистрационный про цесс. Тем самым степень влияния госорга нов на процесс партийного строительства существенно снижается. После возоб новления процедуры регистрации партии все ранее исчисленные сроки, в течение которых партия проводила предыдущую регистрацию, аннулируются, и фактиче

ски регистрация начинается с нуля. А это позволяет избежать ненужной спешки и помогает партии серьезно подготовиться к повторной процедуре.

Нормы нового закона запрещают лик видировать партии в связи с их недоста точной численностью. Таким образом, после госрегистрации фактически сни мается даже требование о наличии 500 членов партии, ограничение действует только на число региональных отделений. Партия может быть ликвидирована, если она в течение 7 лет подряд не принимает участия в выборах. Однако подобный под ход представляется все же излишне либе ральным. Партия, не ведущая никакой политической деятельности, с существую щими только на бумаге 42 региональными отделениями, каждое из которых может быть представлено одним единственным членом, может формально существовать целых 7 лет.

К весьма существенным послаблениям в области деятельности партий относится то, что теперь сводный финансовый отчет

о поступлении и расходовании средств, представляемый партией в Центральную избирательную комиссию (ЦИК), дол -жен подаваться 1 раз в 3 года; предыду щая норма устанавливала ежегодный срок отчетности.

Подводя некоторый итог, можно кон статировать, что в своей совокупности эффект либерализации партстроительства и деятельности партий от принятых ново введений достаточно очевиден. Тем не менее и на стадии обсуждения, и позднее закон столкнулся с серьезной критикой, часто довольно обоснованной. Как уже говорилось, самую неоднозначную и кри -тическую реакцию вызвало резкое сокра -щение необходимой численности партий.

Так, радикальное снижение требова -ний к минимальной численности членов политической партии создает благопри ятные условия для возникновения множе -ства микропартий, что в конечном счете может привести к «размытости» всей политической системы, а также затруд нить учет мнений большого числа изби рателей, голосующих за партии, не наби рающие необходимого процента голосов для участия в распределении мандатов2. Представляющие системную оппозицию КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»

1 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120411152046.

shtml

2 http://www.vesti.ru/doc.html?id=754532

опасаются того, что новые партии отбе рут у них определенную долю голосов, но сами, не преодолев 7 или 5 процентный барьер, фактически «подарят» набранные ими голоса «Единой России»1. Критикует эту норму и несистемная оппозиция. Либеральная оппозиция — сторонники Рыжкова, Немцова, Касьянова — считают, что закон принят в интересах партии вла -сти, поскольку отсутствует возможность объединения в избирательные блоки. Другая часть оппозиции считает, что новый закон открывает ей возможности для регистрации и легальной системной политической работы, в т.ч. уже на бли -жайших выборах осенью 2012 г.

Можно констатировать, что новый закон уже вызвал немалое оживление в политической жизни. По данным «Новых известий», только 20—22 апреля «в стране прошли десятки форумов, на которых по литические активисты обсуждали проекты строительства будущих партий и граждан ских движений»2. Законсервированная до этого политическая энергия масс получила мощный импульс к развитию. По словам

1 Коммуна, 12.04.2012, № 51 (25879).

2 Процесс пошел // Новые известия, 24.04.2012, № 72.

председателя Комитета Государственной Думы России по конституционному зако -нодательству и государственному строи -тельству В. Плигина, уже в самое ближай -шее время на политическом поле России могут появиться 150 партий3. Плигин считает, что это свидетельствует об очень большой активности гражданского обще -ства в России и полностью соответствует тому, ради чего, собственно, и затевалась реформа.

Конечно, на сегодняшний день вряд ли можно с полной уверенностью говорить, что новый закон полностью оправдает возложенные на него надежды. Выступая 24 апреля на заседании Госсовета, Д.А. Медведев всего лишь выразил надежду, что предпринятые шаги по раз витию политической системы страны не приведут к негативным последствиям4. Тем не менее он подчеркнул, что выбор в пользу прямого участия граждан в полити -ческой жизни не приведет к возвращению хаоса, а, напротив, сделает государство и прочнее, и эффективнее. Остается только присоединиться к такому пожеланию.

3 http://news.argumenti.ru/politics/2012/04/ 172168

4 http://www.kommersant.ru/doc/1922961

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.