Научная статья на тему 'Новый взгляд на словацкий политический антисемитизм'

Новый взгляд на словацкий политический антисемитизм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИЛОСЛАВ САБО / АНТИСЕМИТИЗМ / СЛОВАЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО / АВСТРО-ВЕНГРИЯ / MILOSLAV SZABO / ANTI-SEMITISM / THE SLOVAK NATIONAL MOVEMENT / NATIONALISM / KINGDOM OF HUNGARY / AUSTRIA-HUNGARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Кирилл Алексеевич

Рецензия посвящена книге историка Милослава Сабо «От слов к действиям», отображающей эволюцию антисемитизма в словацком национальном движении на протяжении последней четверти XIX первой четверти XX в. в свете современных научных представлений об этой идеологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new view on the Slovak political anti-Semitism

This review is dedicated to the book by the historian Miloslav Szabo «From words to deeds». It depicts the development of anti-Semitism within the Slovak national movement from the last quarter of the 19th to the fi rst quarter of the 20th century representing the modern scientifi c view of this ideology

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на словацкий политический антисемитизм»

К. А. Попов (Москва)

Новый взгляд на словацкий политический антисемитизм

Рецензия посвящена книге историка Милослава Сабо «От слов к действиям», отображающей эволюцию антисемитизма в словацком национальном движении на протяжении последней четверти XIX - первой четверти XX в. в свете современных научных представлений об этой идеологии. Ключевые слова: Милослав Сабо, антисемитизм, словацкое национальное движение, национализм, Венгерское королевство, Австро-Венгрия.

Братиславское издание «Каллиграм» неустанно поддерживает словацкую историческую науку публикацией актуальных исследований по широкому кругу проблем. Одним из них стала работа Милослава Сабо «От слов к действиям. Словацкое национальное движение и антисемитизм (1875-1922)» (Szabo M. Od slov k cinom. Sloven-ske narodne hnutie a antisemitizmus (1875-1922). Bratislava: Kalligram, 2014. 252 s.), посвященная развитию антисемитизма в словацком национальном движении.

Темы национализма, расизма и, в частности, неприязни к евреям для него не новы. Косвенно эту тематику затрагивал уже самый первый его труд, «Бог в офсайде» («Каллиграм», 2000), касавшийся культурной истории и истории идей христианских и постхристианских обществ Европы второй половины XIX - первой половины XX в. А в 2005 г. в том же издательстве вышла его вторая монография «Раса и воля», посвященная книге нацистского идеолога Альфреда Розенберга «Миф ХХ века» и содержащимся в ней концепциям. Кроме того, на момент публикации «От слов к действиям» М. Сабо работал в Венском институте Визенталя по изучению Холокоста.

Присутствие антисемитизма в идеологии и риторике деятелей словацкого национального движения известно каждому, кто знаком с публицистикой Светозара Гурбана Ваянского* или про-

* Светозар Гурбан Ваянский (1847-1916) - писатель-реалист, публицист и политик, самая авторитетная фигура в Словацкой национальной партии

сматривал хотя бы несколько номеров «Словенски тыжденник»*. Несмотря на то, что истории евреев Австро-Венгрии и Чехословакии посвящена обширная литература на разных языках1, этот аспект досконально пока не исследовался. Данный пробел восполняет рецензируемая работа. Ее автор ищет ответ на вопрос, в какой степени современный антисемитизм** повлиял на мышление и деятельность представителей словацкого национального движения в период дуализма и первые годы существования Чехословацкой республики. В своих поисках он опирается как на публицистику соответствующей эпохи, так и на документы местных администраций, материалы судебных процессов и т. д. При этом социальной и этнографической сторон вопроса он не касается.

Начальной датой своих исследований М. Сабо выбрал 1875 г. С этим годом связан один из рубежей в развитии словацкого национального движения*** ****, а также первое проявление венгерского политического антисемитизма в парламентской интерпелляции его будущего лидера Гезы Ишточи2. Впрочем, вводя читателя в суть проблемы, автор касается и более раннего времени, начиная с 60-х х гг. XIX в. Финальной датой служит 1922 г. К этому моменту, как

второй половины XIX в., патриарх ее старшего поколения, так называемого «мартинского центра» (по городу Турчанский Святой Мартин).

* Slovensky ^Мепшк / «Словацкий еженедельник» - газета, выходившая с 1903 по 1918 г. в Будапеште. Ее основал, долгое время лично редактировал и издавал Милан Годжа (1878-1944). Хотя печаталась она в столице Венгерского королевства, целевой аудиторией газеты являлось крестьянское население Верхней Венгрии / Словакии. Годжа надеялся сделать общественно-политическую проблематику понятной для сельского большинства этого региона, включить его во внутриполитическую жизнь страны. Таким образом сложилась его идеология словацкого аграризма.

** «Современный» антисемитизм отличается от средневекового своей мотивацией. Он основывается не на религиозных предрассудках, а на реалиях нового и новейшего времени, мотивируясь превратным пониманием социологии, биологии и других общественных и естественных наук.

*** Закрытие Матицы словацкой, единственного культурно-образовательного центра, поддерживавшего словацкий язык, а также окончательный развал Новой школы словацкой.

****Это политическое течение представляло собой альтернативу Словацкой национальной партии и было ориентировано на конструктивное словацко-мадьярское сотрудничество.

утверждается в книге, политизация еврейского вопроса в словацкой половине молодой республики сходит на нет3.

Монография состоит из четырех глав, освещающих основные этапы трансформации антисемитизма в означенный период. Первая посвящена 80-м гг. XIX в., публицистике С. Гурбана Ваянского и отношению представителей Словацкой национальной партии (СНП) к венгерским политическим антисемитам. Во второй главе рассматривается следующее десятилетие, проводятся параллели между антисемитизмом СНП и венгерской Католической народной партии*. Нашла в ней отражение и реакция на резонансные дела о «ритуальных убийствах», имевших место в Верхней Венгрии в 1894, 1895 и 1899 гг. Третья глава касается популистского антисемитизма начала XX в. и влияния на него дифференциации словацкого национального движения. Наконец, последняя глава повествует о практической реализации словацкого антисемитизма в первые годы после создания Чехословацкой республики - ревизии лицензий на производство и продажу спиртных напитков, владение табачными киосками и кинотеатрами. Кроме того, в ней уделено внимание характерному для того периода страху перед евреями как проводниками то большевизма, то венгерского ирредентизма.

На протяжении всей книги прослеживается противоречивость антисемитской идеологии в словацком национальном движении. Показательны в этом свете отношения СНП с другими партиями, использовавшими антисемитскую риторику. Ими были Всеобщая антисемитская партия (Orszagos Antiszemita РагР) и Католическая народная партия (Katolikus 'МёррагР). От первой словацкое национальное движение формально дистанцировалось4, со второй же в определенный период активно сотрудничало. Хотя обе организации использовали схожие с СНП идеологические конструкции, предполагавшие «эмансипацию от евреев», решающую роль во взаимоотношениях с ними для словацких деятелей сыграл фактор отношения к национальному вопросу в Венгрии, то есть к немадьярским народам. Указывая на это, автор обнажает острое противоречие, сложившееся в национальной идеологии под влиянием австро-венгерских социально-политических реалий. Выступая против эмансипации одного малого народа, то есть евреев, и желая повернуть этот процесс

* Главная клерикальная партия Венгерского королевства, основанная в конце 1894 г. графами Нандором (Фердинандом) Зичи и Миклошем (Николаем) Морицем Эстерхази.

вспять, активисты СНП добивались расширения прав собственного малого народа. В качестве способа преодолеть это противоречие в исследуемый период хотя бы риторически автор рассматривает попытки провести черту между «негативным» националистическим и «позитивным» экономическим антисемитизмом, которого придерживались словацкие популисты5.

Однако реализация их идей на практике в послевоенной республике также отличалась неоднозначностью. В частности, ревизия лицензий на производство и продажу спиртных напитков, владение табачными киосками и кинотеатрами, проведенная полномочным министерством по делам Словакии. Она опиралась на практику Венгерского королевства по вознаграждению, как считалось, евреев за лояльность6. Ту же функцию лицензии выполняли и после 1918 г., изменился только критерий оценки. М. Сабо отмечает, что происходящее воспринималось общественным мнением как справедливое взыскание с еврейских предпринимателей за содействие «мадьяри-зации» в прошлом и в связи с подозрениями в промадьярских симпатиях в настоящем. Таким образом, в одной акции смешался опыт венгерских властей, с которым в других ситуациях решительно порывали, решение объективно существовавших проблем и субъективный популизм.

Со своей же стороны М. Сабо придерживается концепции, согласно которой для антисемитизма современной формации было характерно конструирование образа евреев как антипода нации7. Она снимает противоречие между борьбой за собственное национальное равноправие в полиэтническом государстве и отрицанием еврейской эмансипации, а также позволяет объяснить транснациональный характер распространения антисемитизма.

Книга Милослава Сабо освещает действительно сложную проблему, существовавшую в исторический период, заложивший основы национального самосознания и мифологии. То, что автора не остановила опасность быть превратно понятым, делает его труд достойным уважения и внимания читателя. Он наглядно показал, что антисемитизм был присущ словацкой национальной идеологии на протяжении долгого времени, в ходе которого подвергался воздействию внешних факторов и постепенному переосмыслению, никогда не приобретая при этом насильственного характера. Последнее, впрочем, не означало полного отсутствия агрессивных акций на местном уровне, однако их истоки лежали скорее в сфере быта, нежели политической идеологии, которой посвящена монография. Нель-

зя не отметить, впрочем, что хронологические рамки работы, заявленные в заглавии, исходя из ее темы, не являются бесспорными. В частности, словацкое национальное движение как таковое началось раньше, а словацкий политический антисемитизм развивался и позднее выбранного временного промежутка. Это означает, что данное направление исследований еще далеко не исчерпано.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Например: AdamczykM. J. Edukacja a przeobrazenia spolecznosci zydowskich w monarchii habsburskiej, 1774-1914. Wroclaw, 1998; Frankl M. «Emancipace od zidü»: cesky antisemitismus na konci 19. stoleti. Praha, 2007; Fatranova G. Zivotnost' antisemitskych javov // Acta Judaica Slovaca. 2000. Roc. 6. S. 161-176; Hanebrink P. In Defense of Christian Hungary: Religion, Nationalism and Antisemitism, 1890-1944. Ithaca, 2006; Hilsnerova afera a ceska spolecnost, 1899-1999. Praha, 1999; The Jews of Austria. London, 1967; The Jews of Czechoslovakia. New York, 1968; Krejcova H. Czechs and Jews // Bohemia in history. Cambridge, 1998. P. 344-363; Kulka E. The Jews in Czechoslovakia between 1918 and 1968 // Czehoslovakia: crossroads and crises. 1918-1988. Houndmills, 1989. P. 271-296; McCagg W. O. A history of Habsburg Jews, 1670-1918. Bloomington, 1989; Pulzer P. Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich 1867 bis 1914. Göttingen, 2004; Rybärovä P. Antisemitizmus v Uhorsku v 80. rokoch 19. storocia. Bratislava, 2010; Salner P. Zidia na Slovensku: medzi tradiciou a asimilaciou. Bratislava, 2000; Schmidl E. A. Jews in the Austro-Hungarian Armed Forces // Essays of war and society in East Central Europe, 1740-1920. Boulder, 1987. P. 69-84.

2 Szabo M. Od slov k cinom. Bratislava, 2014. S. 24.

3 Ibid. S. 239.

4 Ibid. S. 61-62.

5 См., например: Ibid. S. 197.

6 Ibid. S. 247.

7 Ibid. S. 12-13, 45-46.

432

K. A. nonoB

K. A. Popov

A new view on the Slovak political anti-Semitism

This review is dedicated to the book by the historian Miloslav Szabó «From words to deeds». It depicts the development of anti-Semitism within the Slovak national movement from the last quarter of the 19th to the first quarter of the 20th century representing the modern scientific view of this ideology.

Keywords: Miloslav Szabó, anti-Semitism, the Slovak national movement, nationalism, The Kingdom of Hungary, Austria-Hungary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.