2019 №1 (18)
HAPOAbl M PEAMrMM EBPA3MM
Издание основано в 2007 г.
Главный редактор:
П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционная коллегия:
С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционный совет журнала:
Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Е Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) 3. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).
Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ№ ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
Журнал подготовлен при частичной финансовой поддержке проекта Минобрнауки РФ «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (проект №33.2177.2017/4.6).
© Оформление. Издательство
Алтайского госуниверситета, 2019
2019 №1 (18)
NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA
The journal was founded in 2007
Executive editor:
P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)
The editorial Board:
S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N.L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N.A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T.D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)
The journal editorial Board:
L.N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K.A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S.A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)
Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI№ &C 77-69787. Registration date 18.05.2017.
The magazine was prepared with the partial financial support of the project Ministry of education and science of the Russian Federation (the project "Development of ethno-religious situation in cross-border space of Altai, Kazakhstan and Mongolia in the context of state-confessional policy: historical experience and modern trends", No. 33.2177.2017/4.6).
© Altai State University Publisher, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Сериков Ю. Б. Предметы неутилитарного назначения в кладах каменных
изделий Урала и Сибири...............................................................................................................7
Казаков А. А. Материалы первого тысячелетия с памятника Ближние Елбаны 3
(по материалам Государственного Эрмитажа)......................................................................18
Ксенжик Г. Н. Археология и этнокультурная история казахов по русским картографическим материалам XVIII — начала XX в.:
теоретико-методологические проблемы.................................................................................26
Серегин Н. Н., Васютин С. А. Тюркские оградки комплексов Большой
Курманак-I и II (Центральный Алтай): по материалам раскопок A.C. Васютина........37
Пиков Г. Г. Западное Ляо (1125-1218) как результат этнокультурного трансфера.......50
Раздел II
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Атдаев С.Дж. Русалки и водяные девы сув-периси в традиционном
представлении туркмен...............................................................................................................61
Сакович Е. Е Происхождение этнонима «печенеги»: сведения источников
и мнения исследователей............................................................................................................73
Кожа М. Б., Амантуров М. К. О захоронениях в склепах Казахстана..............................81
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Матыцин К. С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции
Солонешенского музея (Алтай)................................................................................................91
Хвастунова Ю. В. Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере
группы Алтай Jair Ак Jair в Республике Алтай....................................................................104
Вртанесян Г. С. Змеедержец: миграции календарного символа.......................................113
Раздел IV
ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ
Байпаков К. М., Дашковский П. К. Международная научно-практическая конференция «Центральная Азия на Великом Шёлковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности»...................................................................129
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ......................................................................................................135
ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................137
CONTENT
Section I
ARCHAEOLOGY AND ETNO CULTURAL HISTORY
Serikov U. B. Artefacts of non-utilitarian purpose in buried treasure of stone artefacts
of Ural and Siberia............................................................................................................................7
Kazakov A. A. Materials of the 1st millennium monument Blizhnie Elbany 3
(materials of the State Hermitage)................................................................................................18
Ksenzhik G. N. Archeology and ethnocultural history of the kazakhs on russian cartographic materials XVIII — the beginning of the XX century.: theoretical and
methodological problems...............................................................................................................26
Seregin N. N., Vasyutin S. A. Turkic enclosures of complexes Bolshoi Kurmanak-I
and II (Central Altai): based on excavations by A. S. Vasyutin.................................................37
Pikov G. G. Western Liao (1125-1218) as a result of ethno-cultural transfer.........................50
Section II
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Atdaev S. f. Mermaids and water virges — Suv-perisi in the traditional representation
of turkmen........................................................................................................................................61
Sakovich E. G. The origin of the ethnonym "pechenegs": information of sources and
opinions of researchers...................................................................................................................73
Khozha M. B., Amanturov M. K. About crypt burials of Kazakhkstan.....................................81
Section III
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Matytsin K. S. The old belivers' manuscript «Puteshestvennik» from the museum
of Soloneshnoe village (Altai)........................................................................................................91
Khvastunova J.V. A new type of religious leader in the neo-paganism on the example
of Altay Jang Ak Jang in the Republic of Altai...........................................................................104
Vrtanesjan G. S. Snakeholder. Calendar symbol migration......................................................113
Section IV
INFORMATION ABOUT CONFERENCES
Baybakov K. M., Dashkovskiy P. K. International scientific-practical conference "Central Asia on the Silk Road: the dialogue of cultures and religions from ancient times to the present".....................................................................................................................129
INFORMATION ABOUT CONFERENCES.........................................................................135
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS.........................................................................137
УДК 256
DOI: 10.14258/nreur (2019) 1-10 Ю. В. Хвастунова
Горно-Алтайский госуларственный университет, Горно-Алтайск (Россия)
НОВЫЙ ТИП РЕЛИГИОЗНОГО ЛИДЕРА В НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ АЛТАЙ JAK AK JAK В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Рассмотрены типы современного религиозного лидерства применительно к алтайским верованиям: шаманизм (потомственные шаманы/камы), неошаманизм (обучившиеся шаманы/камы, открывшие «дар», совмещающие различные техники), Ак Jan 0арлыхи, «немее билер кижи»), харизматические лидеры с уникальным статусом (Акай Кине с алт. «Белый правитель» — С. К. Кыныев). На основе анализа религиозной культовой внутренней литературы: небесных диктовок (Судур бичиктер), статей, обращений, комментариев последователей — фиксируется современный тип неоязыческого лидера В. Б. Чекурашева. Данные характеристики отражают представления о характере, роли, отношении к последователям и значении религиозного духовного лидера в Алтай Jaff Ак Jan. В. Б. Чекурашев как религиозный духовный лидер именуется «учитель», «пророк-посланник Бога на Земле», «Кудайдын ишчизи, возрождающий Веру предков Ак JaH», «одаренный Богом», «немее билер кижи». В целом В. Б. Чекурашева можно назвать лидером-модернизатором, активно включенным не только в процесс обучения основам алтайских верований, но и культовой практики, целительства и пророчества. В настоящий момент религиозная группа JaH Ак Jan, имея двадцатилетний стаж, продолжает развиваться, реформироваться и находить новые формы религиозной деятельности и миссионерства, и в этом, несомненно, есть заслуга как самого духовного лидера, так и его ближайшего окружения.
Ключевые слова: Ак JaH, Белая вера, бурханизм, небесные диктовки, язычество, шаманизм, религиозный опыт, религиозный лидер, прозелитизм, алтайцы.
J. V. Khvastunova
Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk (Russia)
A NEW TYPE OF RELIGIOUS LEADER IN THE NEO-PAGANISM ON THE EXAMPLE OF ALTAY JANG AK JANG IN THE REPUBLIC OF ALTAI
The article describes the types of modern religious leadership in relation to the beliefs of the Altai: shamanism (hereditary shamans), neoshamanism (trained shamans/Kama, who opened "the gift", combining various techniques), Ak Jang (arlije, "neméa Biler Kizhi"), charismatic leaders with a unique status (Akay kinetics with Alt. "White ruler" — S. K. Kynyev). On the basis of the analysis of religious cult internal literature: heavenly dictations (Sudur bichikter), articles, addresses, comments of followers the modern type of the neo-pagan leader Chekurashev is fixed. These characteristics reflect the ideas about the character, role, attitude to the followers and the significance of the religious spiritual leader in Altai. V. B. Chekurashev as a religious spiritual leader called the "teacher," "prophet-messenger of God on Earth", "Kulagin iscsi, reviving the Faith of their ancestors Ak Jang", "gifted by God", "neméa Biler Kizhi". In General, V. Chekurasheva can be called the leader of the modernizer, actively involved in the process of learning the basics of the Altai beliefs, but also the cult practice of healing and prophecy. Currently religious group Ak Jang, having twenty years of experience, continues to evolve, to reform itself and find new forms of religious activities and missionary work and this certainly has merit as the spiritual leader and his entourage.
Key words: Ak Jang "White Faith", burkhanism, heavenly dictation, paganism, shamanism, religious experience, Altaians.
Хвастунова Юлия Викторовна, кандидат философских наук, доцент Горно-Алтай-ского государственного университета, Горно-Алтайск (Россия). Адрес для контактов: [email protected].
В свете развития и постоянного реформирования современного язычества (неоязычества) наиболее важным представляется изучение не только характера деятельности религиозных групп, особенностей культа и религиозного поведения, но и анализ роли и типа религиозного лидера (зачастую непосредственного источника религиозной информации и метода подачи вероучения) в современном социуме. О религиозном лидерстве написано немало, но вопрос остается актуальным в связи с высокой подвижностью, трансформацией самого характера и типа религиозности современного общества, глобального сетевого пространства и его влияния на религиозные процессы и воздействия местных локальных факторов на харизматичное лидерство с учетом национального колорита. Многие ученые пишут о «замещающем» характере современных религий, гражданской религиозности, символических кодах. Все вышеперечисленное по большой части касается религиозных традиций и организаций кон-
фессионального типа с долгой устоявшейся историей, государственно-конфессиональными отношениями, авторитетом, догматикой и местом в обществе. Относительно новых религиозных движений, в частности неоязычества, необходимо использовать несколько иные определения. В отличие от крупных конфессий, современные неоязыческие религиозные группы невероятно мобильны, они относительно легко встраиваются в рыночные отношения, в сетевой контент, быстро формируют, например New Age менеджмент, туристические услуги, терапевтическую помощь и пр. Необходимо подчеркнуть, что религиозность современных верующих действительно сильно трансформировалась, причем на всех уровнях: личностном, коллективном, лидерском (индивидуальная презентация харизматического лидера).
В данной статье мы используем термин «религиозность» как особый тип восприятия и презентации всего комплекса религиозных представлений человеком как на личном, так и на коллективном уровне.
Алтайское неоязычество трактуется по-разному, в зависимости от того, что полагается в основу или считается зарождением нового типа религиозности. Так, если это Ак Jan («Белая, или Молочная вера») — бурханизм, то его рождение датируется точно — 1904 г. Если под неоязычеством понимать процессы в современной России, то это возрождение, реконструкция Ак Jan в 90-е гг. XX в.
Анализируя современные процессы в неоязычестве и неошаманизме, невозможно игнорировать прошлое, религиозные традиции алтайцев в Горном Алтае. Даже самые современные и «далекие» или сильно модернизированные «авторские» версии обязательно опираются на определенный набор традиционных представлений, обрядов, ритуалов, религиозную терминологию. Здесь еще необходимо учитывать и ментальный азиатский, тюркский культурный формат алтайцев как этноса. При всех инновациях алтайцы всегда трепетно и с уважением относятся к прошлому, к истории алтайской веры, алтайских лидеров и алтайских преданий. Поэтому современные духовные лидеры обязательно включают, применяют и интерпретируют сакральный мир с учетом исторически сложившихся обрядов и традиций.
Что известно о характере духовного лидерства в Горном Алтае? На данный вопрос можно ответить путем полного описания/включения всех вариантов алтайского духовного лидерства в Республике Алтай (РА). Духовный религиозный лидер в традиционном этнографическом понимании — это прежде всего шаман, общающийся с духами, отвечающий за связь алтайского рода (сёок) с сакральным миром. На Алтае продолжается традиция шаманизма, но в связи с бурным развитием различных оккультных, нью эджевских течений уместно отличать его от неошаманизма. Сами потомственные шаманы обычно негативно описывают неошаманских лидеров как выскочек, как тех, кто «купили себе диплом», открыли дар экстрасенсорными технологиями, не придерживаются строгих правил и запретов, «торгуют» дарами, предоставляя услуги как туроператоры или бизнесмены.
Подлинный же шаман получает дар по наследственной линии, четко знает характер своего дара. Его шаманская практика также имеет четкие границы (обращение к верхним и нижним мирам или к конкретным духам). Шаман придерживается определенной диеты, он не ищет «дешевой» популярности, избегает публичности и трепетно со-
храняет всю религиозную практику (начиная с мировоззрения и заканчивая культом) в изначальной неизменной традиции. Неошаманы часто не могут подтвердить родовую преемственность, порой они легко модернизируют культ, требуют «приличный» гонорар и стремятся к публичности и популярности, а порой и к конкретной власти.
Следующий тип духовного лидера — это тярлыхи (¡арлыкчы), или судурчи (священнослужители). Такие лидеры, выполняющие родовые культовые действия, стали известны с оформлением родо-племенных семейных обрядов и ритуалов, а также с выделением самобытной алтайской разновидности веры — Ак |ан («Белая вера», бурханизм). До сих пор в Онгудайском и Усть-Канском районах есть представители, продолжающие родовые семейные обряды, тярлыхи, помнящие заветы бурханизма. Они, как правило, избегают публичности, но не отказывают в случае обращения к ним за советом, исполнением обряда. Потомственные тярлыхи упрекают современных неоязычников в чрезмерной амбициозности и расколе алтайского народа.
Особняком стоит такой тип лидерства, как кайчи (с алт. «сказитель»). Кайчи — это прежде всего человек, обладающий даром музыкального выражения глубинных пластов этнической культуры. Это профессионал в области мифологии, фольклора, традиций и, конечно, религиозных знаний. На Алтае к такому кайчи могли обратиться как к мудрецу, обладающему природными знаниями и способному самому сливаться с окружающей природой и помогать собеседнику достигать гармоничного состояния сознания. В качестве примера такого мудрого кайчи упоминают Алексея Григорьевича Калкина. Среди современных кайчи известен Иван (Таныспай) Боксурович Шинжин.
И еще один алтайский тип лидерства — это башчи (или башчы) как неформальный духовный лидер определенного алтайского рода, а в случае с целым народом — это Эл Башчи. В задачи башчи входит забота об алтайских сёоках, соблюдении родных традиций и обычаев, выражении интересов и потребностей алтайцев, в том числе и религиозных.
Следующий тип духовного лидера — это люди, обладающие даром, мудрые проводники, пророки (или «знающие нечто» — «немее билер кижи»). Например, последователи Алтай ]ан Ак 1ан (самоназвание в сети «1АНЫ АЛТАЙ» — ДВИЖЕНИЕ) так называют своего наставника и учителя — В. Б. Чекурашева.
Современное движение Ак Уан разделилось на насколько направлений. Кроме вышеупомянутых продолжателей традиции бурханизма, служителей «молочного» культа — тярлыхов (преимущественно в Онгудайском и Усть-Канском районах) известны новые духовные лидеры, проповедующие Ак Уан как исконно алтайскую Белую веру с конца XX в. Это Д. Алексеева, а также продолжающий культовую практику и деятельность на уровне общественной организации С. К. Кыныев со статусом Акай Кине (с алт. «Белый правитель»). Шаманка З.Т. Тырысова инициировала создание программы по сакральным этнокартам в Республике Алтай. И, наконец, активная деятельность онгудайской инициативной группы последователей В. Б. Чекурашева Алтай |ан Ак }ан (название утвердилось совсем недавно, буквально полтора года назад и, возможно, еще будет модифицироваться) [Табаева, 2018: 7]. Проблема определения, самопрезентации и отношения в обществе к духовному (религиозному) лидерству осложняется не только наличием разнообразия типов и наименований того или иного носителя ре-
лигиозной традиции, но и современными процессами, стимулирующими публичный, сетевой активный характер демонстрации «даров» и авторитета того или иного лидера.
Также не следует забывать, что даже локальные, замкнутые в пределах конкретного этноса или этнической культуры типы религиозного лидерства в современных условиях порой вынуждены искать интернациональные формы выражения. Простой пример — это появление всевозможных рейтингов и конкурсов на звание лучшего шамана или «главного шамана». В Республике Алтай такая тенденция четко просматривалась на протяжении нескольких лет и, возможно, была обусловлена желанием власти иметь публичный, открытый и легальный формат взаимодействия с алтайцами-языч-никами в лице конкретного лидера или его представителя на административном уровне.
Рассмотрим характер лидерства и представления о духовном лидере в религиозной группе Алтай 1а1Г Ак ]ан. Василий Багырович Чекурашев, с одной стороны, по описаниям посещающих его алтайцев, является шаманом с типичным шаманским даром. С другой стороны, последователи В. Б. Чекурашева и активисты группы настаивают на уникальном характере его дара и статуса, считают недопустимым сравнивать Ак ]ги: с шаманизмом, следовательно, употреблять слова «шаман» применительно к своему учителю и пророку.
Одна из употребляемых характеристик «Учитель» — тот, кто преподает, обучает, несет знания и владеет технологией преподнесения информации. В религиозных традициях довольно типично называть лидера «учитель». Такой термин, например, использовали и в иудейской традиции — рабби/ребе/ раввин, а в христианской вследствие аргумента Христа (см. МФ 23:8) появились понятия: брат, отец/авва, старец (греч. «геронта»). Для классической языческой алтайской традиции в целом не типично называть духовного лидера учителем, но вследствие включения в новый формат религиозной жизни, разбавления собственной терминологии богатым набором теософских, восточных, ньюэджевских понятий подобное употребление допускается. Так, получательница небесных диктовок (Судур бичиктер) Н. Табаева написала: Не препятствуйте им ставить тагылы, Это их уклад жизни — Жить в гармонии с Природой — Учитель у них. [Табаева, 2018: 11].
В этом же номере газеты «Амаду Алтай» опубликовано следующее: «Место, где должны стоять тагылы, видеть может только один-единственный человек на планете. Это посланец Всевышнего Создателя Чекурашев Василий Багырович, способности дарованы ему свыше. На третье тысячелетие человечеству послан Василий Багырович, так же, как на второе тысячелетие был послан Мохаммед, а на первое тысячелетие — Христос, еще раньше — Будда» [Абраимова, 2018: 20]. В данном фрагменте статьи Н. Абраимо-ва фиксирует высокий статус духовного лидера, что согласно религиоведческим классификациям приравнивается к лидеру-основателю учения. В. Б. Чекурашев для людей современного общества, по мнению последователей Алтай 1а1Г Ак 1а1Г, призван выполнить ту же миссию, которую выполнили основатели мировых религий Будда, Христос, Мохаммед.
Далее в газете «Амаду Алтай» подчеркивается базисная, первоочередная роль та-гылов в культовой деятельности, отсюда аргументированная позиция по легализации роли В. Б. Чекурашева в деле построения тагылов. «Сохранить Алтай Jair Ак Jan можно только через Тагылы. Ставить тагылы поручено свыше только В. Б. Чекураше-ву и его помощнику А. Н. Сайдутову и их группе, поддерживающей Алтай...» [Абраи-мова, 2018: 21].
Особый пророческий дар В. Б. Чекурашева подчеркивается в статье Л. Енчиновой: «Людей как Христос бывает очень мало... его сила в моем сыне Багырыче... Он от Христа ничем не отличается, с такой же силой. Бог с божественной стороны посылает таких людей. Такие люди бывают нужными своему времени» [Енчинова, 2012:1].
На странице ВКонтакте религиозной группы (самоназвание «JAHbl АЛТАЙ» — ДВИЖЕНИЕ») администратор Аржана Рыкова также пишет в комментариях о роли В. Б. Чекурашева: «Газету проверяет Чекурашев В. Б., 1арлыкчы, пророк-посланник Бога на Земле, Кудайдын ишчизи, возрождающий Веру наших предков Ак JaH. Дальше сам делай выводы. В газете только правда и ничего кроме правды... он одарен безмерно, он получает информацию напрямую от бога. Он Пророк. Хочешь — верь, не хочешь — не верь. Этот человек лечит людей. Он видит душу человека, сердце, знает прошлое, будущее. Такому человеку даже если соврешь, будешь притворяться, он все равно будет знать правду и видеть тебя насквозь. Василий Багырыч — мудрый человек... Его все любят и в то же время боятся» [JAHbl АЛТАЙ-ДВИЖЕНИЕ, 2015].
В данной цитате Аржана Рыкова фиксирует такие характеристики В. Чекурашева, как «одарен безмерно», «знает правду», «лечит людей», «напрямую общается с Богом», «все видит... все будет знать». В этих словах проявляется четкая характеристика непогрешимости, исключительной святости, сверхспособностей и харизмы пророка и целителя в глазах его последователей.
Наряду с традиционными шаманистскими представлениями о роли духовного лидера в группе В. Б. Чекурашева фиксируются характеристики и термины, пришедшие из учения Нового века. Во-первых, это сама терминология Нового века: название главной духовной практики получения информации и признания даров — «диктовка» [Та-баева, 2018: 7], что точно отражает в современных практиках — ченнелинг, контактер-ство, оккультизм. Слово «диктовка» предполагает пассивный формат принятия информации, получатель в данном случае является проводником воли духовных сущностей и не может проявлять собственной инициативы или включать собственные трактовки. Частое употребление слов: «Новый век», «огненный век... стабилизаторы... Мил-лениум» [Табаева, 2018:10-11]. Используется терминология, связанная с описанием духовного мира как энергетической системы, отсюда термины: «Энергетическая система (Энергия Луны, Энергия Солнца и Энергия Земли все это триедино). Энергетический баланс». Близкие по смыслу слова: «импульсы, биение, кровоток, спираль, Космос» [Табаева, 2018: 8]. Или упоминание о теософской теории рас: «...спасение людей шестой расы... с 2000 года... Квантовый переход» [Табаева, 2018: 15].
Пример из небесной диктовки апрельского номера газеты «Амаду Алтай»:
Принципы живой этики устарели.
Поговорите с алтайцами,
Они укажут путь истины...
Урусвати в смятении.
Никто не слышит голос Елены Рерих.
Урусвати хочет спасти Россию через Алтай.
На Алтае совершается правильный обряд.
Поклонение Природе.
[Табаева, 2018: 14].
Здесь далее есть уточнение о характере получения информации: «Среди ночи приняла диктовку» [Табаева, 2018: 14].
В текстах фиксируется имитация или мимикрия под известные монотеистические системы, применяются термины «Триединство, Триединый» — Триединый Бог — Триединая природа» [Табаева, 2018: 7]. В заметках этнографов конца XIX в. не встречались описания языческих практик в классических шаманских и алтайских верованиях языком, тождественным понятиям христианского богословия (не путать с описанием представлений о богах и духах у алтайцев, знакомых с русскими переселенцами).
Еще один момент — это уфологические компоненты в мировоззрении, вере Алтай
1а1Г Ак 1а1Г. «Ученые доказали. Что вся вселенная обитаема____питание энергетическое.
Скорость их космических кораблей равна скорости света или звука, они отражают (видимо, опережают — Ю. X.) в своем развитии нас на миллионы лет и т. д.... Инопланетные корабли заряжаются энергией тагылов» [Табаева, 2018: 8,13].
В. Б. Чекурашев наряду с современными трактовками духовного мира и современными экстатическими практиками, выраженными в «небесных диктовках», активно придерживает и поощряет алтайские компоненты в ритуалах: «...все обряды проводить только с восходом Солнца, в светлое время суток, в дни новой растущей Луны и по направлению движения Солнца, то есть по часовой стрелке... чтобы не нарушить... природно-энергетический баланс... законов Космоса, продиктованных свыше через Контактеров, названных в народе Дарлыками... в Природе циркулирует положительная энергия...» [Табаева, 2018: 9]. Данный фрагмент хорошо иллюстрирует смешение алтайских традиционных представлений с новыми интерпретациями из учения Нью Эдж.
В газете «Амаду Алтай» и диктовках встречается оценка собственных высказываний последователями В. Б. Чекурашева. Например, цитата: «В речи человека должна быть только голая правда. Наступивший Огненный век» [Табаева, 2018: 11].
Или цитата из статьи Г. М. Адуновой: «Газета «Амаду Алтай» является вестником Алтай Кудая! Она единственная в мире! Уникальная газета, которая передает человечеству Азбуку новых Знаний от Всевышнего Творца, Создателя Вселенной, уч Курбу-стан Кудая. Небесные диктовки (судур бичиктер), необходимые для сохранения жизни на Земле и в Космосе, для гармоничного сосуществования человека и Природы. Небесные послания... получают люди, которые контактируют с Высшим Разумом. Только алтайцы сохранили веру Алтай Дян... В отличие от других печатных изданий СМИ газета «Амаду Алтай» правдиво, без искажений, без фальсификации, без лжи освещает суть происходящего в Республике Алтай... Самая острая проблема — ущемление верований алтайцев в Алтае ... Насильственное внедрение буддизма...» [Адунова, 2018:43].
Итак, по глубоким убеждениям последователей В. Б. Чекурашева, газета «Амаду Алтай» — самая правдивая. И верующие верят в это, поскольку одновременно провозглашают принцип говорить только «голую правду». Г.М. Адуноваутверждает: «... знайте, только через алтайцев обращается Всевышний Творец к народам мира» [Адунова, 2018: 44].
Начало активной шаманской деятельности В. Б. Чекурашева можно датировать концом 90-х — началом 2000-х гг., когда были проведены первые моления на природе с соблюдением всех ритуалов, при большом собрании представителей алтайского народа. В эти же годы сформировался актив получателей небесных диктовок (преимущественно женщин), оформление культовых предметов (коврики «ширдеки», ленточки «кый-ра» и другое с четкой орнаментикой и символикой).
В. Б. Чекурашев отличается от других алтайских лидеров, он не представляет персонально публично свои убеждения, политические предпочтения и требования алтайского народа. Он, скорее, близок к типу духовного лидера-аскета, проживающего укромно в тихом месте, в «месте силы» на сакральной территории, принимающего людей и направляющего их в зависимости от увиденных способностей.
У последователей духовного лидера религиозной группы Алтай Jan Ак Jair есть четко закрепленные функции и статус. В качестве особого дара В. Б. Чекурашева следует отметить дар различения способностей и талантов человека, умение вдохновить его на конкретную работу и четкое следование основам веры. Только благодаря авторитету лидера и высокому уровню доверия ему среди адептов возможно проводить религиозные реформы, по-новому трактовать традиции и включать новые идеи в традиционные представления, например, определять значение сакральных мест, родовых гор, тагылов.
В последнее время наблюдается нарастание тревожности в пророческих посланиях В. Б. Чекурашева: «небесные диктовки», призывы к немедленному обращению в Алтай Jair Ак Jair, поскольку согласно пророчествам духовного лидера человечество ожидают катастрофы и переход в новое состояние, где выживут лишь верующие люди.
Завершая статью о религиозном лидерстве в неоязычестве в Республике Алтай, необходимо подчеркнуть главные характеристики, предписываемые лидерам: безусловный авторитет, гносеологическая непогрешимость, неприкасаемость, харизматичность. У последователей наблюдается благосклонность к новаторским идеям лидера, неприятие иных традиций и интерпретаций, активная работа с населением по привлечению его в культовую деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абраимова Н. П. Наши предки // Амаду Алтай. 2018. 5 апр. С. 17-22.
Адунова Г.М. Газета «Амаду Алтай» // Амаду Алтай. 2018. 5 апр. С. 43-44.
Енчинова Л. А. Баш болзын Алтай Кудайым. Небесная диктовка от 07.05.2001 // Амаду Алтай. 2012. №5. С. 1.
Табаева Н. Алтай Jair Ак Jair — для человечества // Амаду Алтай. 2018. 5 апр. С. 7-9.
Табаева Н. Окружающая нас природа // Амаду Алтай. 2018. 5 апр. С. 13-14.
JAHbl АЛТАЙ-ДВИЖЕНИЕ, комментарий Аржаны Рыковой от 31 марта 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club47031643 (дата обращения: 06.10.2018).
REFERENCES
Abraimova N. P. Nashi predki [Our ancestors] // Amadu Altai [Amadou Altai]. 2018. 5 aprelia. S. 17-22 (in Russian).
Adunova G. M. Gazeta "Amadu Altai" [Newspapers "Amadou Altai"] // Amadu Altai [Amadou Altai]. 2018. 5 April. S. 43-44 (in Russian).
Enchinova L. A. Bash bolzyn Altai Kudaiym. Nebesnaia diktovka ot 07.05.2001 // Amadu Altai [Amadou Altai]. 2012. no 5. S. 1 (in Russian).
Tabaeva N. Altai Jaw Ak Jair — dlia chelovechestva [Altay Jaw Ak Jair — for humanity] // Amadu Altai [Amadou Altai]. 2018. 5 April. S. 7-9 (in Russian).
Tabaeva N. Okruzhaiushchaia nas priroda [Nature around us] // Amadu Altai [Amadou Altai] 2018. 5 April. S. 13-14 (in Russian).
JAHT ALTAI-DVIZhENIE, kommentarii Arzhany Rykovoi [Jana-Altai movement review Ariany Rykov] ot 31 marta 2015g. /Stranitsa VKontakte Available at: https://vk.com/ club47031643 (accessed October 6,2018) (in Russian).
Цитирование статьи:
Хвастунова Ю. В. Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере группы Алтай Jan Ак Jan в Республике Алтай // Народы и религии Евразии. 2019. № 1 (18). С. 104-112. Citation:
Khvastunova J. V. A new type of religious leader in the neo-paganism on the example of Altay Jang Ak Jang in the Republic of Altai. Nations and religions of Eurasia. 2019. № 1 (18). P. 104-112.