Laboratoriia arkheograficheskikh issledovanii Ural'skogo federal'nogo universiteta [Laboratory of Archeographic Studies of the Ural Federal University]. XVIII. 1 Or/1651 (in Church Slavonic).
Laboratoriia arkheograficheskikh issledovanii Ural'skogo federal'nogo universiteta [Laboratory of Archeographic Studies of the Ural Federal University]. XVIII. 50r/1847 (in Church Slavonic).
Ponyrko N. V., Iukhimenko E. M. Istoriia ob ottsakh i stradal'tsakh solovetskikh: litsevoi spisok iz sobraniia F. F. Mazurina [The story of the fathers and sufferers of the Solovki: a face list from the collection of F. F. Mazurin]. Moscow, 2002. 272 p. (in Russian).
Sadovaia O. N. Staroobriadcheskie polemicheskie sochineniia o brake XVIII — pervoi treti XIX v. [Old Believer polemics on the marriage of the XVIII — the first third of the XIX century]. Novosibirsk, 1982. Pp. 196-218 (in Russian).
Smorgunova E. M. Iskhod staroverov vchera i segodnia: ukhod ot mira i poiski zemli obetovannoi [Old Believers Exit Yesterday and Today: Departure from the World and Search for a Promised Land]. Ekaterinburg, 1999. Pp. 211-219 (in Russian).
Syrtsov I. Ia. Sovremennoe sostoianie raskola v Tobol'skoi eparkhii [The current state of the schism in the Tobolsk diocese]. 1883. Pp. 481-499 (in Russian).
Chertoritskaia T. V. Chet'i sborniki v sostave Velikikh Minei Chet'ikh mitropolita Makariia [The collection of books in the Great Minas of Cheky Metropolitan Makarios]. St. Petersburg, 1993. Pp. 98-108 (in Russian).
Ю. В. Хвастунова
Горно-Алтайский госуларственный университет, Горно-Алтайск (Россия)
ЭКСТАТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ — «НЕБЕСНЫЕ ДИКТОВКИ» НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ AK JAK В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Рассмотрена современная экстатическая практика контактерства, получения «небесных диктовок — алт. бичимелдер» в алтайской религиозной группе Ак Jan, а также дан анализ учения и культовых представлений последователей каракольской онгудайской инициативной группы В. Б. Чекурашева. Рассмотрена религиозная литература, написанная авторами «небесных диктовок», практикующими данную технику как с начала формирования группы (О. Ерехинова, К. Мачула), так и в современный период (Н. Та-баева, Л. Енчинова). Ряд авторов являются активными помощниками духовного лидера, редакторами газеты «Амаду Алтай». В статье также использован материал, представляющий собой изложение интервью, проведенных с К. Б. Мачула (активная последовательница Ак Jaff и одна из авторов «небесных диктовок», благословений) в 2017 г. Анализ высказываний, текстов «небесных диктовок», духовной литературы, понятий и названий божеств четко фиксирует синкретический становящийся характер современной каракольской инициативной группы В. Б. Чекурашева, претендующей на ис-
тинное (объективное и аутентичное) позиционирование алтайской веры (Jaira Алтай/ Алтай дян) в Республике Алтай и за ее пределами.
Ключевые слова: Ак JaH, небесные диктовки, поклонение, тагылы, почитание природы, религиозный синкретизм, религиозный опыт, алтайцы.
J. V. Hvastunova
Gorno-Altaisk state University, Gorno-Altaisk (Russia)
ECSTATIC PRACTICES — "DIVINE DICTATION" ON THE EXAMPLE OF AK JANG THE REPUBLIC OF ALTAI
The article examines the contemporary practice of ecstatic contactarte, getting "Heavenly dictations — Alt. biciminden" in the Altai religious group Ak Jang, and analysis of the teachings and religious beliefs of followers of the Ongudaysky Karakol initiative group V. B. Chekurashev. Considered religious literature, written by the authors of "celestial messages", practicing this technique as from the beginning of group formation (O. Erukhimova, K. Machula) and in modern period of time (N. Tabaeva, L. Encynova). A number of authors are active assistants to the spiritual leader, the editors of "Amadou Altai". The article also used a material consisting of a summary of interview conducted with К. B. Machula (active follower of Ak Jang and one of the authors of "celestial messages", blessings) in 2017. Analysis of the statements, texts, "heavenly dictations", spiritual literature, concepts and names of deities clearly captures becoming syncretic nature of contemporary Ongudai Karakol initiative group V. B. Chekurashev, claiming to be the true (objective and authentic) positioning of the Altai faith (Ak Altay/Altay jang) in the Altai Republic and abroad.
Keywords: Ak Jang "White Faith", heavenly dictation, worship, cagily, the worship of nature, religious syncretism, religious experience, Altai.
DOI: 10.14258/nreur(2018)l-06
В основу статьи были положены материалы, полученные в ходе процесса ознакомления с текстами «небесных диктовок», религиозной литературы, личными культовыми представлениями последователей Ак Jair в городе Горно-Алтайске в 2017 г., когда последователи алтайской веры предприняли попытку зарегистрировать религиозную организацию «Горно-Алтайский духовно-религиозный Центр алтайской веры «Алтай дян».
В шаманизме народов Сибири существует целый комплекс различных экстатических практик, и в Республике Алтай наряду с традиционным шаманизмом существуют чисто алтайские реформированные синкретические разновидности поклонения природе в виде современного Ак Jan, в котором своеобразной визитной карточкой является получение «небесных диктовок» (алт. бичимелдер) адептом-контактером. Визуальный анализ фиксирует наличие часто повторяющихся слов, определенных оконча-
ний и понятий «небесных диктовок», которые написаны на двух языках — алтайском и русском. Сами «послания» обычно выражены в стихотворной форме, реже в прозе и могут представлять довольно длинные рифмированные предложения. По характеру послания чаще имеют восхваляющий формат гимна — обращения, воззвания от лица божества к алтайскому народу или воззвания-увещевания алтайского народа с призывом обратиться к основам веры. Пример «небесной диктовки»: Откройте глаза Поднимите головы Оглянитесь вокруг Что Вы, натворили? Что Вы, сделали?
Почему искалечили Почему разрушили Почему загубили
Свои судьбы? (отсутствие пунктуации и неверно поставленные знаки препинания у получателя диктовки сохранены).
Среди последователей Ак Jair такие диктовки распространяются путем записи их на бумагу и дальнейшего ксерокопирования. Они собраны в виде реферата, соединены скрепкой, могут иметь начальную страницу с оглавлением, например «Послание народу Алтай JaH Ак Jam>. Диктовки также печатались в газете «Амаду Алтай» на алтайском языке. Сами послания датируются (время, месяц, год) и часто подписываются. Например: «послание записала Токоекова А.», или сокращенный вариант имени «Т. Надя», а в конце обращения пометка «Небесная диктовка».
Последователи Ак Jair именуются: тярлых ^арлыкчы), или судурчи (священнослужителем) и его шабычылар (помощником), или ясновидящим/ проводником (или «знающим нечто» — «неме билер кижи»), принимающим «небесные диктовки» (бичимелдер).
Среди городских последователей Ак Jan особо выделяется Ксения Багаевна Мачу-ла, которая хорошо знает религиозную литературу каракольской группы, активно распространяет газету «Амаду Алтай», сама практиковала получение «небесных диктовок» [Мачула, 2014]. В ходе бесед К. Б. Мачула поделилась своими представлениями об алтайской вере, духовном лидере, тагылах и отношении группы к другим верованиям.
Сообщество Ак-Jair состоит из последователей, проживающих на территории двух речных долин, Урсульской и Каракольской, в Онгудайском районе Республики Алтай. Часто в представлениях группы последователей встречается утверждение об «истинных алтайцах» и остальных, которые не придерживаются правильных основ алтайской Белой веры. Последний по времени важный обряд «Мюргюл» — поклонение природе — был проведен 28 сентября 2017 г. в одиннадцати селах в соответствии с культовыми указаниями «неме билер кижи» Василия Багыровича Чекурашева.
У онгудайской инициативной группы преимущественно горизонтальная сетевая структура на низовом уровне, а верхний уровень представлен лидером Василием Багы-ровичем Чекурашевым, его помощниками при исполнении культа и сооружении тагы-лов, а также женщинами-контактерами (те и другие могут совмещать функции ^арлык-чи, башчи, бичимелдер, редакторов). Сначала диктовки получали четыре женщины, затем появились еще новые, а ряд контактеров 2000-х гг. в настоящий момент диктовки получать перестали. Получение «небесных диктовок» имеет базовое значение в группе.
Процедура получения «небесных диктовок» происходит спонтанно, само послание записывают на бумагу (оно может быть как на русском, так и на алтайском языках), а затем копируют и раздают верующим. Одни контактеры пишут свою фамилию, а другие отказываются.
Первые получатели небесных диктовок в Ак }ан: О. Р. Ойноткинова, А. В. Токоеко-ва, Д. И. Алмашева, О. К. Ерехонова, Л. Енчинова, Н. Табаева (две последние женщины активно получают послания в настоящее время).
Описания в «небесных диктовках» часто идентичны характеристикам духовного мира, духовных сущностей в оккультно-спиритуалистических сообществах Нового века и неошаманистов. Более того, в диктовках встречается общий призыв перехода в Новую эпоху, следование Космическому Разуму, принятие космической энергии.
Аналогичные идеи оккульного-эзотерического формата повторяются и в статьях контактеров, например оккультная трактовка личности Иисуса Христа в статье Л. Ен-чиновой (алт. Башла болзын баш болзын) [Енчинова, 2012].
Здесь мы видим классическую интерпретацию этой темы в среде оккультистов Нового века, которые, во-первых, сводят роль Христа к целительству посредством обладания космической силы, таким образом, уравнивают его с собой и легализуют медиумизм как традиционную практику, в том числе у христиан. Во-вторых, отрицают догматическую трактовку в христианстве, где Христос — это Бог, лицо Святой Троицы, в-третьих, отрицают и не понимают его миссию страдания и воскрешения (что является принципиально важным в самом христианстве).
Далее в статье Л. Енчиновой объясняется роль в Ак 1ан пророка Василия Багыро-вича Чекурашева: «Людей как Христос бывает очень мало... его сила в моем сыне Ба-гырыче». Л. Енчинова подчеркивает для последователей идею о харизме и идентичности Чекурашева с Христом. Цитата «Он от Христа ничем не отличается, с такой же силой. Бог с божественной стороны посылает таких людей. Такие люди бывают нужными своему времени». Далее Л. Енчинова пишет о православной церкви: «Бог забрал своего сына, его в церкви нет. В церкви одни скелеты-трупы трясутся, страх может обуять человека, каких здесь только нет. Стоят среди народа. Как их глаза не видят?» Здесь Л. Енчинова делится своим духовным восприятием, свойствами контактера, видимо, поэтому она интерпретирует природу Христа специфически в оккультном смысле — это Христос-медиум.
Еще одна получательница «небесных диктовок» — О. Ерехонова. В ее книгах прослеживается влияние оккультизма в виде теософии Е. П. Блаватской и учения Рерихов [Ерехонова, 2006].
Итак, в данной среде и в частности в каракольской инициативной группе происходит/продолжается трансформация понятий, когда исконные алтайские представления постепенно заменяются на современный эклектичный синкретический субстрат, где основное содержание состоит из «спиритуалистической информации экстрасенсов», подключающихся к «каналам из космоса», — «небесные диктовки», которые часто демонстрируют амбивалентные по смыслу утверждения.
Например, послание, полученное О. Ерехоновой:
Новая эпоха Космос
Новый язык — Космос
Новые люди — Космос...
Новая эпоха огня
Новая эра Божества [Ерехонова, 2006: 51-52].
Так, в другой небесной диктовке встречается следующее утверждение: «Необходимо ломать старые устои, принимать и встречать все новое, передовое, звонкое, щемящее, что вселяло бы надежду... Все старое отжило свой век. Человечество сегодняшнего дня будет работать под диктовку космических сил» [Ерехонова, 2006: 54, 96-97]. В «Послании к народу» можно увидеть еще один пример смешения: «.. .посылает свое Учение — Ак ]ан. Так примите же его, это Божье Учение нового века, новой эры человечества...» [Архив автора: Токоекова, 2004: 3].
На официальном сайте Ак ]ак приводятся собственное видение и миссия караколь-ской группы: «С начала 90-х годов наша вера возрождается под началом Чекурашева Василия Багыровича, человека одаренного Богом, со сверхъестественными способностями, человек, который лечит людей и возрождает веру алтайцев... Это люди, которые получают небесные диктовки, небесные послания. Эти небесные диктовки печатаются в газете «Амаду Алтай». «Амаду Алтай» — это газета простого народа... Небесные диктовки, объяснения про веру, как правильно завязывать кыйра, как правильно угощать очаг, мы не можем зарегистрировать или подогнать под стандарты. Бога не сможет человек зарегистрировать на бумаге А4, поставить печать, подпись, мы всего лишь люди по сравнению с Богом... Первые зачатки национального сознания несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. У Алтайцев нравственная сторона (Ак ]аны) преобладала над магической» [Енчинова].
Если смотреть с религиоведческой точки зрения, то нельзя полностью согласиться с тем, что «небесные диктовки» относятся исключительно к нравственной стороне жизни, скорее всего, это как раз спиритуалистический магический аспект культовой деятельности, общения с духами/божеством в группе.
У актяновцев также появилась особая интерпретация ритуала, связанного с шир-дек (ком) — ритуальным ковриком. У В. Б. Чекурашева с начала его шаманской деятельности и проведения в 1999-2000 гг. первых молений женщины, получающие диктовки, начали делать коврики с вышивкой — ширдеки. Особенность ширдеков в том, что их нельзя вывозить из того места, где установлены тагылы, нельзя показывать никому из посторонних. Время от времени их орнамент (священные изображения) по указанию В. Б. Чекурашева дополняют. По сути, в культовой практике они имеют то же значение, что предметы в магических обрядах имитационной и проективной магии (создавая мини-модель чего-либо, воздействуя на нее, служители воздействуют на сам объект). У В. Б. Чекурашева есть особенности своего «дара», видимо, тех условий, которые он должен выполнять, чтобы его сохранить. Так, он сам как бы «привязан» к определенному месту, и это место, включая практически всю долину, «особое место», руководитель перепроектирует в соответствии с «волей духов и божеств».
В. Б. Чекуврашев изменил названия местных гор, не просто дал им другие названия, а создал другую систему их ранжирования, изменил изначальные представления алтайских сеоков о родовых горах и их магической силе. Культовые действия постепенно модернизируются. Так, в статьях газеты «Амаду Алтай» о тагылах проводится мысль об отрицании исконного почитания своих родовых мест [Архив автора: Енчинова, 2016].
Религиоведческий и лингвистический анализы некоторых небесных диктовок фиксируют в них наличие идей, терминов, понятий Нью Эдж. Очень редко встречается
конкретная отсылка к алтайским верованиям и представлениям о духах и божествах. Так, алтайские имена богов (Кудай, Уч Курбустан, богиня Умай не упоминается вовсе) на протяжении всех восьми страниц подборки «Тагылы живой предмет» очень редко упоминаются. На первой странице один раз стречается Уч Курбустан, но это не диктовка, а скорее инструкция-пояснение. В небесной диктовке Л. Енчиновой дважды упоминаются Уч Курбустан и Кудай, на пятой странице три раза встречается имя бога Кудай и дважды Быркан, а вот обращение к высшим силам, например «высший Разум», мы видим пять раз.
Итак, в данных диктовках фиксируется смещение акцентов от традиционных обращений и имен божеств к более универсальным названиям духовных сущностей. Далее, на шестой странице слово «Разум» упоминается три раза, а «Космос, космический» — пять, наименование «Новая эра, эпоха, новое» — четыре. По одному разу упоминаются на седьмой странице Уч Курбустан, восьмой — Кудай и Ак Быркан. А вот, например, слово «разум» в общей сложности упоминается более восьми раз, а слова «Космос, космический» — более десяти раз! Следовательно, даже небольшой статистический анализ смысловых единиц фиксирует преобладание общих современных оккультных терминов в тексте над чисто алтайскими названиями божеств и духов из ряда шаманских, анимистических, языческих представлений. В результате статистического подсчета вырисовывается постоянное и интенсивное использование терминов и понятий Нового века (Космос, Высший Разум, Новая эра, эпоха, эпоха перемен, энергетика) над алтайскими традиционными понятиями (Кудай, Уч Курбыстан, Быркан, тагыл). Общим местом является широкое употребление понятий «Природа» и «Земля», что роднит учения Нового века и современные алтайские верования.
Примеры небесных диктовок (орфография и отсутствие пунктуации получателя диктовки сохранены): Небесные послания Как белые птицы Летят по свету Зажигая сердца Голос Разума слышится Из глубины Вселенной С эфира небесной сферы Доносятся вести благие Каждое слово Кудая Окутано тайной Вселенной Как это происходит Человеку не понять Не всем под силу принять Послание Быркана Нужен человек С чистыми помыслами С открытой душой... Голос Разума людям земли Человек не имеет право Вмешиваться в ход мыслей Разума... Каждый цвет имеет значение
Не надо им пренебрегать
Белый цвет это Высший Разум
Желтый цвет это наша планета Земля
Зеленый цвет означает жизнь и Благоухание на Земле
Синий цвет это живительная влага морей... (23.05.2016)
Алтай — Священная земля
На Алтае грядущая перемена
В сознании людей
Люди должны быть готовы
Принять новую Космическую энергию
Звуки Вселенной все четче слышится
В сознании людей
Космические ливни
Турбулентные потоки
Устремляются на Землю
Алтайцы приняли эстафету
Нового времени
Наступила новая эпоха
В сознании людей
Космос обновляется... (30.11.2016).
Идеи об единстве всех людей в планетарном новом мышлении новой огненной эры — все это преобладает и в книге последовательницы Ак }ан О. К. Ерехоновой «Красота — вдохновение души» [Ерехонова, 2006]. В книге фиксируется иное видение новой эпохи как великого будущего, единения с Космосом, эре планетарного единства, единого пространства, где не будет места национальностям, отдельным народам, а только единое, подконтрольное «Высшему разуму» всечеловеческое сознание. Автор «излагает цели Доктрины нового учения, которое, по сути, является продолжением идей белой веры — «Ак 1ан» алтайцев... но во второй книге... автору удалось преодолеть традиционные рамки национальной религии алтайцев «Ак }ан» и выйти на уровень глобального (космического) религиозного учения...» [Ерехонова, 2006: 4-5].
Заветы новой эпохи начинаются с перечисления заветов. Всего их 46. И далее наблюдается смещение акцента в сторону теософии. О. Ерехонова пишет диктовку «Великие открытия в эпоху космической регенерации возможны и должны, потому что приходит новая эра, новая цивилизация, новое сознание, новые умы. Все старое отжило свой век. Человечество сегодняшнего дня будет работать под диктовку космических сил» [Ерехонова, 2006: 96-97]. Далее на описывает свойства божества: «Божество — это звезды Беспредела, мерцают, пылают, сжигают, томятся, призывают» [Ерехонова, 2006: 99]. И далее в подтверждение влияния рериховского учения следует высказывание: «Сердце — учение Агни йоги, данное космическими вибрациями, большим Божеством... Агни йога — учение благородное, истинное творение, созданное людьми, посланниками космической эры, огненной эпохи» [Ерехонова, 2006: 101].
Влияние учения Рерихов прослеживается и в брошюре «Послание народу, 2004» Это послание, записанное А. Т. Токоековой от лица Урусвати: «Я, Урусвати, говорю вам — не бойтесь знания... или я, Урусвати... мой народ должен понять мое учение...» [Ар-
хив автора, Послание народу, 2004:11]. Само имя «Урусвати» в алтайской космологии, перечне обращений к божествам и духам отсутствует.
О роли алтайцев. Диктовки «Тагылы живой предмет...»:
На Алтае грядущая перемена в сознании людей,
люди должны быть готовы принять новую Космическую энергию...
алтайцы приняли эстафету Нового времени.
Наступила новая эпоха в сознании людей...
Нового Миллениума.
Человечество должно кардинально измениться,
приняв новый закон Космоса...
Человек должен чувствовать на клеточном уровне космические потоки...
(30.11.2016)
[Архив автора: Т. Надя, 2016: 6].
Итак, здесь утверждается мысль о принятии установки на проект Нового века среди алтайцев и их готовность измениться, их установка на «новую космическую энергию».
В целом, благодаря таким записям, диктовкам и их четкой датировке возможно проследить генезис и становление «доктрины» онгудайской инициативной группы и методов ее работы с населением. Неслучайно ряд исследователей отмечают, что учение Агни Йоги либо стало катализатором для собственного развития бурханизма в новом формате, либо само легло в основу эклектичной доктрины современных экстрасенсов в алтайской среде, которые где-то объединились с шаманами, где-то с исполнителями семейно-родовых обрядов. Там, где выделились наиболее активные и амбициозные деятели, началась работа по собиранию вокруг себя людей, желание зарегистрировать свою организацию под брендом алтайской веры. Но ситуация с самой верой остается неясной, вернее, она будет модернизироваться исходя из той роли и активности лидеров, которые, используя религиозный формат, привлекут к себе алтайцев.
В 2017 г. последовательница Ак ]ан Ксения Багаевна Мачула познакомила меня с некоторыми «небесными диктовками». Мачула — верующая со стажем, активно — три раза в год — посещает моления (мургуул), выступает против буддийского влияния, в частности, против проведения Чага байрам, читает и распространяет газету «Ама-ду Алтай», верит в особую харизматичность лидера группы — В. Б. Чекурашева. Ранее Ксения Багаевна сама получала небесные диктовки.
С 6 по 20 февраля 2017 г. Ксения Багаевна Мачула давала мне интервью (здесь и далее см.: [Полевые материалы..., 2017]). Она подчеркивает, что географически учение Ак-дян сосредоточено в Онгудайском районе, в деревнях, где живет его лидер Василий Чекурашев («... авторитет, который все знает и четко укажет, кому и когда что делать»). Сама К. Б. Мачула проводит некоторые обряды (алкыши — благохваления «по вызову», если просят, но не лечит), ездит с семьей в с. Кулада, помогает людям материально.
На альтернативные виды алтайской веры у нее четкие отрицательные установки. Так, услышав вопрос про Ак-Бурхан, во время беседы показала руками удавку на шее. В группе считают данную веру не алтайской, а употребление «негативного» наименования божества не из алтайского языка.
Про шаманов Ксения Багаевна сказала: «Есть черная магия и белая, вот шаманы, там и черная магия, а у нас с бурханизма только ярлыкчи — белые шаманы, белая магия». На вопрос о новых элементах в культе Ксения Багаевна ответила: «Сейчас новая эра, новое тысячелетие, новое время».
На все вопросы о том, почему каракольскую группу критикуют, называют сектой, К. Б. Мачула отвечала: «Потому что правда глаза колет, вот и не нравится».
Ксения Багаевна во всем полагается на мнение духовного лидера Василия Багиро-вича Чекурашева, «который сказал, что Бог даст еще 12 лет — твердых лет, а потом бедствия и 50 лет останется. Еще к алтайцам: кто святую веру не хочет, свою веру топчет, те умирать будут все, таких Богу не надо... надо быстрее начинать входить и верить и молиться». Она считает, что за 2-3 месяца до землетрясения в с. Бельтире «Бог сказал Чекурашеву, и он помолился и поэтому не было смертей». Далее Ксения Багаевна посетовала: «Каракольских, так как их считают сектантами, чиновники и буддисты давят, тем, кто решает в деревнях, сразу же говорят, что лишатся работы, если та-гыл построят... (описывает их как мучеников), а буддисты деньги дают Белекову и прочим и хитро давят...».
Отношение к буддистам: «У нас будет 30 тысяч буддийских лам... Они вместе с чиновниками все учебники изменили и буддизм навязывают алтайским детям в школе, как например и празднование Чага Байрам — не наш праздник». Далее Ксения Багаевна поделилась мнением группы о приезде хамбы-ламы: «Когда Аушеев приезжал все по 1000 рублей отдавали... [Это] религия денег. И дали им 8 гектар земли. А алтайцам на Алтай дян только 4 сотки предлагают... Буддисты... не женятся, они наносят вред природе... историю переврали...». К. Б. Мачула уверена, что именно «буддисты закрывают им вход, в правительстве буддистам помогают из-за денег, нам нигде не дают слово. В «Алтай Чолмоны» не публикуют, но прошел слух что там (в правительстве ряд чиновников) разочаровались в буддистах и скоро все изменится! Бог накажет буддистов, они нас трогают сами... но скоро они развалятся и их тут не останется...».
Итак, технически небесные диктовки у адептов группы — это оккультно-мистиче-ская спиритуалистическая практика (медиумизм, ченнелинг), аналогичная практикам New Age (или эры Водолея, Огненной эпохи, Космического разума). Анализ небесных диктовок религиозной группы Ак J ян четко фиксирует новый синкретический формат проекта, который органически вплетается в систему общей мировоззренческой платформы движения Нового века. Оговорка касается лишь акцентирования внимания на алтайской составляющей, но такая этническая составляющая отличает целое направление в Новом веке. Терминология, характер подачи информации, отношение к харизматическому лидеру — все это показывает наличие факторов межрелигиозного и межэтнического взаимодействия на базе интернет-ресурсов, а также влияний ряда международных организаций и их последователей.
Чисто российские нюансы развития религиозной группы определяются, во-первых, резким открытием постсоветского пространства для религиозных организаций, групп и учений, активным влиянием различных как оккультных систем, так и новых религиозных движений; во-вторых, это процесс реставрации ранних традиционных верований с учетом реанимации традиции или ее полной реконструкции с чисто авторскими интерпретациями (отсюда такое разнообразие верований и конфликты в религиозной среде); в-третьих, ужесточение государственной политики в сфере религиозного законодательства и привлечение к ответственности по статьям религиозного экстремизма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Енчинова Л. А. Баш болзын Алтай Кудайым. Небесная диктовка от 07.05.2001 // Ама-ду Алтай. 2012. №5.
Енчинова Л. А. Религиозная обстановка в Республике Алтай [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/club47031643 (дата обращения 11.01.2017).
Ерехонова О. К. Красота — вдохновение души. Горно-Алтайск, 2006. 128 с.
Мачула К.Б. Улгерлик Толук // Амаду Алтай. 2014. С. 30-31 [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc-47031643_268980181 (дата обращения: 21.02.2016).
Архив автора
Енчинова Л. А. О мой народ, Великий народ! От 01.03.2016 (ксерокопии небесных диктовок).
Надя Т., Токоекова А. В. Сборник небесных диктовок (ксерокопии небесных диктовок).
Надя Т. Тагылы живой предмет (ксерокопии небесных диктовок).
Токоекова А. В. Послания народу. 2004 (ксерокопии небесных диктовок).
Полевые материалы автора. Интервью с Ксенией Багаевной Мачула. 6 и 20 февраля 2017 г.
REFERENCES
Enchinova L. A. Bash bolzyn Altai Kudaiym. Nebesnaia diktovka ot 07.05.2001. Amadu Altai. 2012. №5. Enchinova L. A. Bash bolzyn. Amadu Altai. 2016. № 1. S. 6-8.
Erekhonova О. K. Krasota — vdokhnovenie dushi. Gorno-Altaisk. 2006. 128 s.
Machula К. B. "Ulgerlik Toluk". Amadu Altai. 2014. S.30-31 [Elektronnyi resurs]. — URL: https://vk.com/doc-47031643_268980181 (data obrashcheniia 21.02.2016).
Arkhiv avtora:
Enchinova L. А. О moi narod, Velikii narod! ot 01.03.2016 (kserokopii nebesnykh diktovok).
Nadia T., Tokoekova A. V. Sbornik nebesnykh diktovok (kserokopii nebesnykh diktovok).
Nadia T. Tagyly zhivoi predmet (kserokopii nebesnykh diktovok).
Tokoekova A. V. Poslaniia narodu. 2004 (kserokopii nebesnykh diktovok).
А. С. Тимощук
Влалимирский юрилический институт ФСИН России, Влалимир (Россия)
ВАЙШНАВИЗМ: СТРАТЕГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
Состояние вопроса заключается в неоднородности теоретического осмысления и самоидентификации Гаудия вайшнавизма. Предмет исследования: динамика модификации концептуальных категорий вайшнавизма. Методы исследования: общелогические, общенаучные и частнонаучные. Результаты: подтверждается феноменологическая социология религии, где священное представляется как особое конструирование реальности.