ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
34 (127) - 2011
УДК 65.01.005
новый теоретический подход
к формированию
государственно-частных партнерств в строительстве*
Н.В. ГОРОдНОВА,
доктор экономических наук,
профессор кафедры правового регулирования
экономической деятельности
E-mail: [email protected]
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
В статье отмечается, что проблема реализации национальных проектов при эффективном участии государства в последнее время приобрела еще большую актуальность. Предложен и обоснован новый теоретический подход к формированию государственно-частных партнерств в целях строительства для россиян доступного и комфортного жилья. Сделан вывод о том, что в России процесс формирования государственно-частных партнерств серьезно затруднен из-за наличия центробежных сил в строительной отрасли и из-за практически полного отсутствия правовой базы.
Ключевые слова: объединение капиталов, инвестиционно-строительный комплекс, инвестиционно-строительный кластер, государственно-частное партнерство.
По оценке специалистов, в широком спектре научной литературы, отражающей проблемы интеграции, формирования и деятельности интеграционных образований, не было уделено достаточного внимания интеграции потенциалов государства и участников инвестиционно-строительной деятельности, а также развитию теории и методологии формирования таких структур, как государственно-частные партнерства (ГЧП) в строительстве. В
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
2 -
качестве примера можно привести государственную корпорацию «Олимп-строй», некоммерческие объединения (партнерства) государства и частного бизнеса, в частности, ЗАО «Ренова-стройГруп», возводящее объекты иннограда «Сколково», а также жилую недвижимость в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Государственно-частные партнерства в строительстве могут быть сформированы следующими путями:
1) подписанием договора на производство продукции (работ, услуг) — самая распространенная форма в России (государство предоставляет частным строительным компаниям контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, а также контракты технической помощи и т.д.) [1].
2) концессионными соглашениями. В России был принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», однако концессии распространения не получили. В качестве примера концессии можно привести договор между государством и ОАО «Российские коммунальные сети» сроком на 20 лет [6];
3) соглашениями о разделе продукции — форма партнерства, появившаяся в 1995 г. после всту-
Таблица 1
Формы государственно-частного партнерства
Форма партнерства Собственность Эксплуатация и обслуживание Капитальные вложения Риски Срок действия договора, лет
Договор об аренде Го сударственная Частный капитал Государство Комплексные 8—15
Контракт на строительство Государственно-частная Частный капитал Частный капитал Частные 20—30
Концессия Го сударственная Частный капитал Частный капитал Частные 25—30
пления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Различные формы ГЧП в инвестиционно-строительной сфере представлены в табл. 1. Государственно-частные партнерства позволяют изменить существующие приоритеты государства и в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости [6]. Из субъекта владеющего и эксплуатирующего государство превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях деятельности ГЧП осуществляется перераспределение рисков между государством и частным капиталом, что позволяет определить приоритетные направления привлечения инвестиций для их эффективного освоения [6].
После вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] появилась возможность сотрудничества между государством (в виде муниципальных образований) и частным капиталом в строительной отрасли, в вопросах эксплуатации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (к примеру, нанотехнологий), обеспечения эксплуатации зданий социального назначения (школ, детских садов, больниц, административных, спортивных
сооружений), строительства и реконструкции социального жилищного фонда. По мнению органов государственной власти, только комплексный подход позволит развивать новые районы максимально сбалансированно, сочетая в них социальные, жилые и коммерческие функции.
При этом могут быть реализованы различные механизмы государственного участия, к которым можно отнести гарантированную государственную поддержку и прямое государственное финансирование.
Особенности реализации различных механизмов ГЧП в строительстве в зависимости от специфических особенностей строительных проектов и программ представлены в табл. 2 [1].
Сравнительный анализ категорий «инвестиционно-строительный комплекс», «строительный кластер», «государственно-частное партнерство» представлен в табл. 3. На основании кластерного подхода в рамках исследования разработан классификатор инвестиционных ресурсов, необходимых, в частности, при реализации национальных проектов строительства доступного жилья для граждан России (рис. 1).
Мировой опыт свидетельствует, что инициатором при формировании кластера может быть государство или хозяйствующий субъект. Также существует
Таблица 2
Механизмы государственно-частного партнерства в строительстве
Механизм ГЧП в строительстве Подход к реализации механизма ГЧП Примечание
Социально значимые контракты с государством Учитывается особенность инвестиционно-строительного проекта Необходимое федеральное и региональное законодательство, ресурсы административной системы
Концессионные соглашения Реализация строительных проектов и программ на основе раздела продукции и строительного производства с учетом особенностей проекта
Совместное предприятие с долевым участием Долевое участие, различные формы собственности, учет особенностей проекта
Государственный аудит и сопутствующие услуги Объекты строительства, осуществляемого частным бизнесом (необходимы государственные стандарты)
Интеграционное объединение ряда предприятий строительной отрасли и государства Корпоративное партнерство для реализации приоритетных проектов и программ строительства доступного жилья
Таблица 3
Сравнительный анализ категорий «инвестиционно-строительный комплекс», «строительный кластер», «государственно-частное партнерство»
Параметр сравнения Инвестиционно-строительный комплекс Инвестиционно-строительный кластер ГЧП
Цель интеграции Интеграция в целях производства однородной продукции Формирование потребительской стоимости строительной продукции Реализация приоритетных государственных проектов и программ
Участники Строительные компании, организации, предприятия и учреждения, связанные с процессами производства и реализации строительной продукции Организации и учреждения, участвующие в производстве и обслуживании строительной продукции Предприятия и компании, связанные единой цепочкой производственного цикла и реализации продукции (вертикальная интеграция)
Основа отношений между участниками Конкуренция Конкуренция и кооперация Кооперация и конкуренция
Принципы формирования и принадлежность Межотраслевой и территориальный Межотраслевой Межотраслевой
Специфика Удовлетворение потребностей народного хозяйства, юридических и физических лиц, приобретающих права на строительную продукцию Группа сотрудничающих между собой компаний. Часть инвестиционно-строительной сферы Группа сотрудничающих между собой компаний. Часть инвестиционно-строительной сферы
Однородность структуры Практически отсутствует. Слабо однородна. Может наблюдаться объединение участников по территориальному признаку Объединение участников по принципу достижения общих целей Объединение участников по принципу достижения общих целей
Основа сотрудничества Возможно использование общих информационных и логистических систем. Существует стремление к корпоративности Постоянное использование общих информационных, логистических и прочих систем. Повышение целостности системы Объединенные средства частного капитала и государства. Повышение уровня целостности системы
Срок функционирования Не ограничен Не ограничен Возможно ограничение
Централизация управления Отсутствует Отсутствует Присутствует
Повышение эффективности системы управления Возможно Присутствует Присутствует
Само стоятельно сть участников Не ограничена Не ограничена Ограничена проектом
Участие государства Возможна государственная поддержка приоритетных направлений развития Возможна государственная поддержка приоритетных направлений развития Государственное участие
Принцип добровольности Присутствует Присутствует Присутствует
Инновационная основа Возможна Присутствует Присутствует
Достижение дополнительного экономического эффекта (синергии) Возможно Синергетический эффект Синергетический эффект
и смешанный вариант формирования кластера, когда — заинтересованность строительных компаний
встречная инициатива идет от обеих сторон. в сотрудничестве;
Можно выделить следующие факторы, способ- — сложившиеся механизмы взаимодействия
ствующие формированию кластера: между предприятиями;
Уровень проявления инвестиционной активности
- Квазиинвестиции (финансовые махинации) Инвестиции отсутствуют Инвестиции отсутствуют Инвестиции отсутствуют Инвестиции отсутствуют Инвестиции отсутствуют Инвестиции отсутствуют
Процесс улучшения ситуации (модернизация) Требуется дополнительный объем инвестиций Требуется дополнительный объем инвестиций Требуется дополнительный объем инвестиций Требуется дополнительный объем инвестиций Требуется дополнительный объем инвестиций Требуется дополнительный объем инвестиций
Капитальные вложения (базовые) Требуется значительный объем инвестиций Требуется значительный объем инвестиций Требуется значительный объем инвестиций Требуется значительный объем инвестиций Требуется значительный объем инвестиций Необходимы незначительные инвестиции
к
1 1 1 1 1 ' Инвестиционная направленность
1 1 1
Государство (национальные приоритетные проекты и программы) Модернизация экономики Капитализация компаний, рост стоимости человеческого капитала, ОИС Инновационные проекты Развитие высоких технологий Инвестиционные проекты и программы (технология, производство) Адаптация и формирование антикризисной программы (развитие)
^Фаза мощного подъема в экономике ^ ^ Фаза нестабильной экономики (небольшие спад и подъем) ^ ^ Рецессия
, " Л ,1 '
Рис. 1. Классификатор инвестиционных ресурсов ГЧП
— инновационный уровень строительного производства;
— готовность государства к взаимодействию с частным капиталом в условиях стабильного партнерства и т.д. [3].
При этом участники инвестиционно-строительного кластера становятся участниками интегрированной структуры с государственным участием. И, наоборот, участники ГЧП, включая и государство, являются участниками инвестиционно-строительного кластера. Успех государственной экономической политики будет зависеть от эффективности взаимодействия между основными участниками ГЧП и кластера (строительными компаниями, государственными органами, инновационной средой, кредитно-финансовыми учреждениями и пр.) при условии активного использования государственного заказа (как инструментария оказания государственной поддержки кластеров) [3], а также от развития инновационной сферы (вузы, консалтинговые компании), от возможности расширенного доступа к государственным НИОКР [3, 5], от стимулирования кооперации государства и частного
капитала как фактора повышения эффективности функционирования и управления.
Реализация принципов формирования и управления ГЧП дает возможность получить «эффект усреднения при объединении капиталов частного и государственного секторов экономики», а также «эффект синергии», поскольку осуществляется совместное государственно-частные строительство и владение и управление собственностью.
В ходе исследования была выдвинута научная гипотеза об объединении инициативы: процессы формирования и функционирования государственно-частных партнерств на уровне региона приводят к стиранию существующего четкого разделения на три ранее указанных варианта. Декомпозиция участников ГЧП и участников кластера (как основы интеграционно-кластерного подхода в государственной политике) схематично представлена на рис. 2.
В настоящее время государством планируется выкупить за счет средств государственного бюджета объектов жилой недвижимости различного типа на общую сумму 100 млрд руб. [1].
УЧАСТНИКИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
.1
Заказчики-застройщики
Проектно-изыскательские и научно-исследовательские институты
Производители строительных материалов и конструкций и н и с я ч
Девелоперы с о Г
Подрядные строительные и специализированные компании
Государственно-частное партнерство
Инвесторы, кредитные учреждения
Партнеры
о И н и а я
ч &
о
Г
ж
УЧАСТНИКИ ГЧП
Рис. 2. Декомпозиция участников ГЧП и участников строительного кластера (интеграционно-кластерный подход)
Необходимо учесть также, что государство, как и частный бизнес, может стать инициатором формирования и инвестиционно-строительного кластера, однако, как отмечалось ранее, возможен и смешанный вариант,предусматривающий наличие встреч-нойинициативысобеихсторон.
В ходв иеследеваниябыловыявсени-что они наеичии той же совокупности участников инвестициеноо-строитеаьного преиесса науровне региона возможно одновременное формирование инвестиционно-строительного кластера под кон-к°атхые роеударсеенннвш ероеаны и ирогртммы
иичеь
При этом в исследовании подтверждена гипотеза, что участники кластера могут одновременно являться и участниками ГЧП, что также позволяет расширить понятие «инвестиционно-строительный комплекс» до понятия «инвестиционно-строительная сфера».
Проведенный анализ позволяет развить определение понятия «государственно-частное партнерство» — это объединение усилий государства,
строительных компаний, финансово-кредитных институтов и иных участников для создания в России благоприятного инвестиционного климата, способствующего формированию спроса на инновации, с учетом такого фактора, как соотношение государственного регулирования экономики и рыночных механизмов. Это требует разработки нового теоретического подхода к формированию государственной экономической политики в условиях нестабильности, успех которой будет зависеть от эффективности взаимодействия между основными участниками ГЧП. При этом необходимы активное использование государственного заказа и государственных закупок как инструментария оказания государственной поддержки, а также развитие инновационной базы, расширение доступа к государственным НИОКР, стимулирование кооперации государства очасиаого вапиоале.Все изложенное, а также еафимыисние таких широко известных подходов, нок интаеуационно-клостерный, межотраслевой, программно-целевой и территориальный, бази-Иующиися ни ендоверионном фундаменте, дают возможность сформировать новый теоретический подход, который в исследовании определяется как иитагрольнн-дороорвиьен ый (рис. 3).
В условиях нестабильности экономики, когда состояние строительной отрасли характеризуется как кризисное, а также при отсутствии централизованного управления в отрасли необходимы государственное участие и использование механизмов государственно-частного стабильного партнерства. Как показывает опыт, в условиях финансового кризиса развиваются различные формы партнерства государства и частного капитала. Доля государственного финансирования в скандинавских стра-
Рис. 3. Интегральный (комплексный) подход к формированию государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительной сфере
нах составляет 30—40%, в США и Канаде — около 30%, во Франции — 29%, в Великобритании—28%, в Швеции—25%, в Португалии — 19%, в Греции — 10%, в Испании — 8%, в Италии — 5%, в Нидерландах — 3%, в Ирландии и Германии — 1% [1]. Необходимо также отметить, что за использованием государственных средств в рамках государственно-частного партнерства осуществляется жесткий государственный контроль.
Интегральный (комплексный) подход, по мнению автора, может быть реализован только крупным инвестором, который готов взять на себя проблемы по обеспечению больших территорий транспортными и инженерными коммуникациями. Вариантами государственно-частного партнерства при комплексном освоении территорий могут стать передача земельных участков в аренду, заключение контрактов на строительство и концессии (долгосрочное право пользования).
В рамках реструктурирования экономики и строительной отрасли возможны такие формы ГЧП, как концессии, контракты, лизинг и совместные предприятия. В зависимости от фазы жизненного цикла национальной экономики область применения рассматриваемых механизмов изменяется, существенно сокращаясь в периоды роста и расширяясь в кризисные фазы развития. Типология форм ГЧП в строительстве, основанная на предоставлении средств на возвратной основе, представлена на рис. 4.
В российских условиях развития кризиса особое значение имеют такие разновидности ГЧП, которые позволяют снизить остроту ипотечного кризиса (2-я и 3-я формы), поддержать реализацию замороженных девелоперских проектов с последующей передачей их в эксплуатацию профессиональным управляющим (2-я, 3-я, 6-я и 7-я формы). В условиях стабильности и роста экономики целесообразно использование 1-й, 4-й и 5-й форм партнерства, которые предполагают строительство на средства частного капитала. При реализации 4-й формы построенный частным бизнесом объект будет передан в собственность государства. Формы 2-я, 3-я и 5-я предполагают сохранение или передачу права собственности частной стороне партнерства.
Обобщение накопленного мирового опыта и отечественная практика дают возможность сделать вывод о том, что при формировании и функционировании предлагаемых в исследовании государственно-частных стабильных пар-тнерств (форма 7) появляется возможность получить «эффект усреднения при объединении капиталов частного и государственного секторов экономики», а также «эффект синергии», поскольку государственно-частное совместное строительство, владение и управление собственностью осуществляется в следующих пропорциях: 51 % — доля государства и 49 % —доля частного капитала. Наиболее активным инструментом ГЧП является предоставление средств на возвратной основе.
Постановка задачи предлагаемой экономико-математической модели эффективного функционирования ГЧП в строительстве представлена следующим образом:
^ (х) ^ ех&, г = 1Д, где г = 1Д — номера критериев оптимальности развития человекоориентированной экономики. Индекс социальной ответственности государства (изменение платежеспособного спроса населения за счет государственного финансирования):
- 7
Рис. 4. Типологии форм ГЧПвстроительствев России
(х) = Юх (х) — минимизация отклонения предлагаемой государством структуры доступного и комфортного жилья, построенного за счет государства, от необхооимой структуры 7-й группы потребителей у-го типа жилой недвижимости (индекс доступно сти жилья):
(
тх(х) = ю}(х) =
г
7=1
р..
\
\
т х а о
-Р
7.
I I
1=1 .=1
V Р
+ Я.
^ т7п; 1 <, < п; 1 < у < т,
где а
7.
доля выделенных в рамках программы государственных средств для 7-й группы населения у-го типа жилой недвижимости в .-й период времени (0 < Х < 1); 01 — прогнозируемый объем государственного финансирования программы строительства доступного жилья в .-й период времени;
Р. — установленная государством стоимость 1 м2 у-го доступного жилья в .-й период времени; я. — увеличение (снижение) объемов строительства доступного жилья (м2) или предоставление возможности приобретения готового и выкупленного государством жилья у застройщиков по фиксированным ценам; в — доля оставшегося без реализации по различным причинам доступного жилья на рынке для 7-й группы населения у-го типа жилой недвижимости для всех периодов; 7 = 1, п — группы домохозяйств, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дифференцированные по их количеству, составу семьи и среднемесячному совокупному семейному доходу;
у = 1, т — типы жилой недвижимости, строящейся за счет государственных средств в рамках программы доступного жилья; . = 1, X — номер года реализации программы строительства доступного и комфортного жилья; Ш2 (х) = V2 (х) — максимизация удовлетворения платежеспособного спроса населения в доступном и комфортном жилье в зависимости от прироста народонаселения и увеличения потребности:
х
IS2 (x) = Vi 2 (x) =
f
h
a,rtQr
P,V
+ AWir/Nit
1 < 1 < п; 1 < у < га,
где V.2 — объем общей площади (м2) доступного жилья на 1 чел. 1-й группы потребителей с учетом прироста народонаселения России; AWjr — прогнозируемый прирост доступного жилищного фонда (общей площади (м2) в результате нового строительства за счет средств государственного бюджета и частного капитала в рамках реализации человеко-ориентированной экономики; N — прогноз численности населения для 1-й группы потребителей с учетом прироста народонаселения России.
Система введенных в ходе исследования ограничений (Ц) представлена следующими условиями: 1-е условие:
Ъ
ijtzzt
'Nr > Ht, t = 1,T;
1=1 " у
где Н( — так называемая социальная норма жилья; 2-е условие:
i = 1,n, j = 1,m, t = 1,T;
Ъ Ъ aw=1
I=1 j=1
3-е условие:
P ^ min;
jt
4-е условие:
X > 0.
1-е условие определяет необходимость мониторинга в каждом периоде времени t = 1,T количества доступного жилья (м2) на 1 чел. для i-й группы потребителей, которое должно быть не меньше, чем размер, определенный государством.
2-е условие определяет необходимость непревышения выделенного в каждом периоде времени t = 1,T лимита государственных средств на строительство (или приобретение государством готового жилья) для i-й группы потребителей j-го вида доступного жилья.
3-е условие определяет необходимость снижения трансакционных издержек в стоимости 1 м2 общей площади для i-й группы потребителей j-го вида доступного жилья в t-й период времени.
4-е условие определяет положительную или равную 0 долю выделенных государственных средств в рамках реализации программы строительства доступного и комфортного жилья для граждан России.
Данное количество ограничений может быть расширено или сокращено в зависимости от текущих экономических условий в стране и приоритетов государственной экономической политики. В результате расчетов получены следующие показатели прироста:
(х) = Ю1 (х) = 0,78; (х) = V2 (х) = 0,299 м2.
Реализация предложенной модели дает возможность прогнозировать увеличение индекса доступности жилья к 2012 г. до 22,3 %; количество вводимого доступного жилья должно увеличиться на 0,3 м2 на одного жителя России в год.
Экономико-математическая модель является основой для осуществления государственно-частного мониторинга рынка строительства жилья как ГЧП, так и частными строительными компаниями — участниками инвестиционно-строительного кластера. Модель может быть уточнена в процессе оценки удовлетворения государством и частными застройщиками спроса на комфортное и доступное жилье граждан со средними или высокими доходами в зависимости от уровня платежеспособного спроса, предложений на рынке жилой недвижимости, развитости строительной отрасли, демонополизации инвестиционно-строительного комплекса региона.
В целях повышения эффективности деятельности государственно-частных партнерств на основе изучения разработок Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства определены меры государственной поддержки строительства доступного и комфортного жилья, которые выражаются:
— в предоставлении гарантий завершения строительства в разумные сроки за счет участия государства в лице специально созданных государственных акционерных обществ (компаний);
— в гарантиях получения наименьшей на рынке цены за счет минимизации трансакционных издержек и оптимизации затрат на приобретение земельных участков, строительство и инфраструктуру;
— в приобретении (аренде) участков под строительство из состава земель, находящихся в собственности государства.
При этом предполагается, что государство в лице государственных акционерных обществ (7-я форма, рис. 4) должно:
1) осуществлять финансирование (кредитование) приобретения участков земли или прав их аренды, находящихся в государственной собственности, на организованных государством специаль-
- 9
t=1
ных торгах. Кредит может предоставляться под залог приобретаемого земельного участка (или права аренды) с оформлением ипотеки, погашение должно осуществляться за счет текущих (членских) взносов домашних хозяйств;
2) обеспечивать достаточное и бесперебойное финансирование строительства за счет своего участия (51 %). Кроме того, необходимым условием вступления в силу соответствующих государственных гарантий является размещение не менее 51 % всех паев среди домашних хозяйств в момент их первоначального привлечения.
Необходимо отметить, что приобретение государством неразмещенных паев носит характер вынужденного мероприятия, которое позволит осуществить финансирование строительства в полном объеме. Выкупленные паи реализуются новым участникам — домашним хозяйствам, привлечение которых осуществляется в течение всего срока строительства жилья. Кроме того, перераспределение рисков между государством и частным капиталом, минимизация консервирования средств на непредвиденные расходы, а также осуществление страхования рисков всех участников ГЧП в страховых компаниях позволят существенно снизить риски конкретного проекта и стоимость 1 м2 возводимого жилья [2].
В случае если государственное акционерное общество получает жилье по завершении строительства, то оно будет распоряжаться им в соответствии со своими уставными задачами (реализо-вывать жилье с некоторым доходом или продавать его по себестоимости для выполнения социальных программ).
Реализация механизмов ГЧП может быть осуществлена по следующим направлениям:
— строительство доступного и комфортного жилья;
— строительство платных автомобильных дорог;
— развитие городского пассажирского транспорта;
— строительство морских терминальных комплексов;
— реконструкция аэропортов;
— железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений.
Список литературы
1. Бакрунов Ю.О., Силка Д.Н. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в строительстве в условиях кризиса // Экономика строительства. 2009. № 3 (576) С. 13—18.
2. Городнова Н.В. Создание интегрированных структур с госучастием как эффективный способ привлечения инвестиций в строительство на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 28. С. 45—52.
3. Карпова Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой // Региональная экономика и управление. 2007. № 4 (12). URL: http://region.mcnip.ru.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ.
5. Федорова Е.А. Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства в реальном секторе экономики // Финансы и кредит. 2009. № 27. С. 6—13.
6. ЧернышовЛ.Н. Партнерство государственного и частного сектора в коммунальной сфере. URL: http://www.RIPS.ru/analit.phtml?id=30.
onews
10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит
третий ежегодный форум
«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы форума:
- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;
- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;
- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.
Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected]
Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей www.forum. cnews. ru