Научная статья на тему 'Анализ, обоснование и перспективы формирования инвестиционно-строительного кластера в Тюменской области'

Анализ, обоснование и перспективы формирования инвестиционно-строительного кластера в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕР / ИНВЕСТИЦИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Н. В., Скипин Д. Л.

В статье рассмотрены модели сотрудничества частного и государственного секторов, предложены формы государственно-частного партнерства в строительной сфере. Установлена необходимость формирования интегрированных структур с участием бизнеса, государства и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ, обоснование и перспективы формирования инвестиционно-строительного кластера в Тюменской области»

политика

и ufr&ecmuu/uofrHafr деятельность

УДК 65.01.005

АНАЛИЗ, ОБОСНОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. В. ГОРОДНОВЛ,

кандидат, экономических наук,

доцент кафедры философии E-mail: qorodnova243@mail. ru Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Д. л. СКИПИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита

E-mail: [email protected] Тюменский государственный университет

В статье рассмотрены модели сотрудничества частного и государственного секторов, предложены формы государственно-частного партнерства в строительной сфере. Установлена необходимость формирования интегрированных структур с участием бизнеса, государства и муниципальных образований.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, кластер, инвестиции, строительство.

Новые тенденции, появившиеся в российской экономике в последние годы, во многом связаны с масштабной перестройкой всего хозяйства, приватизацией, развитием частного сектора, рыночными отношениями, которые, как показала практика, необходимо в определенной степени контролировать. В последние годы государство уходит из ряда отраслей экономики, создавая возможности для

более широкой предпринимательской деятельности. Это особенно заметно в сфере строительства. Но очевидно, что без поддержки властей реализация многих масштабных проектов в этой сфере окажется под угрозой. В России продолжают стоять задачи строительства крупномасштабных объектов, возведения жилья для молодых семей, военнослужащих, ученых и специалистов, остро стоят вопросы совершенствования инфраструктуры муниципальных образований, создания объектов социально-бытового назначения, ремонта и строительства дорог, мостов и промышленных объектов. В планах Правительства РФ увеличивать инвестиции в недвижимость: в2010г. довести ихдо19,7 %, а в 2020 г. —до21 %их общего объема [2].

На разных уровнях обсуждается проблема государственно-частного партнерства (ГЧП). В большинстве случаев она выливается в идею развития

кластерной политики, в том числе и на региональном уровне. Понятия «государственно-частное партнерство» и «кластерная политика» заимствованы из английского языка. Разъяснение этих терминов нашло отражение в официальных документах и многих публикациях [3, 10, 11]. При Министерстве регионального развития РФ образована секция по государственно-частному партнерству [6]. Большинство авторов подчеркивают, что ГЧП (Public Private Partnership — РРР) — это сотрудничество государственного и частного секторов с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач. При этом в числе государственных партнеров могут быть организации федерального масштаба и уровня субъекта Федерации, муниципального образования, а со стороны бизнеса — отдельные предприниматели и их объединения.

Понятие муниципально-частного партнерства (МЧП) раскрыл Ю. В. Осинцев [8], который считает МЧП объединением материальных и нематериальных ресурсов органов местного самоуправления и их партнеров на долговременной и взаимовыгодной основе для решения вопросов местного значения с целью создания или оказания общественных услуг. Представляется, что применение термина «государственно-частное и муниципально-частное партнерство» является более правильным, так как этот термин достаточно объемный, он охватывает не только разный уровень партнеров, но и подчеркивает их равенство и взаимовыгодную деятельность.

Практика применения ГЧП и МЧП показала, что наиболее эффективно развиваются такие партнерства в форме территориальных кластеров в регионах, в определенной сфере деятельности. В сущности, это не что иное, как форма кооперации, которая похожа на кооперацию, широко развитую в дореволюционной России и дававшую положительные результаты в разных отраслях экономики, особенно в производственной и потребительской сферах. Несомненно, что кооперация серьезно изменилась в последние десятилетия, но то, что она пригодна для России, показывает ее сегодняшний и исторический опыт. Территориальный кластер — это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [5]. Считается, что формирование сети территориально-производственных

кластеров (ТПК) будет способствовать реализации конкурентного потенциала территории [2]. Многие экономисты утверждают, что кластерная политика способствует интенсивному развитию регионов, так как она усиливает экономическую составляющую территории, стимулируя ее развитие.

В Тюменской области формирование инвестиционно-строительного кластера весьма перспективно. Этот кластер удачно накладывается на практику ГЧП и МЧП в данной сфере, кроме того, в области взят курс на дальнейшее развитие территории. В 2008 г. объем работ, выполненных в строительстве, достиг 4 594,5 млн руб., ачисло занятых в отрасли составило 261,3 тыс. чел. Это гораздо больше, чем в других частях Уральского федерального округа. В Свердловской области количество занятых в строительстве в этот же период равнялось 140,1 тыс. чел., а в Челябинской— 131,5тыс. чел. [9]. Всего на 01.01.2008 в Тюменской области было зарегистрировано 17 000 строительных организаций. Строительные работы, выполненные в Тюменской области государственными организациями, составили 1,8 %, муниципальными — 0,4%, частными — 91,6%, организациями совместной формы собственности — 4,1 % общего объемаработ [9].

В регионе сформирован мощный территориально-производственный нефтегазодобывающий комплекс (ТПК), дальнейшее развитие которого невозможно без перехода отрасли от сырьевого к высокотехнологичному промышленному уровню, позволяющему заняться переработкой сырья. ТПК может служить основой дальнейшего партнерства в сфере строительства, стать базой развития строительного кластера, позволяющего создать перерабатывающие предприятия. Основной отличительной чертой кластера является то, что перспективная деятельность строится в нем на сетевой горизонтальной базе, а не на основе руководства сверху, как при формировании ТПК. В основе кластерной политики лежат равноправные, добровольные отношения партнеров, которые стимулируют творческую, эффективную деятельность сторон, способствуя здоровой конкуренции и диверсификации экономики в целом.

В Тюменской области сфера строительства обладает огромным потенциалом: имеется территориальная, профессиональная и технологическая концентрация участников этого сектора, инвестиционные возможности. Реализация растущих потребностей в объектах строительства в основном ложится на средних и мелких инвесторов, желающих вложить средства в недвижимость. Однако

эти инвестиции не могут быть достаточными для возведения крупных объектов, требующих значительных средств и окупаемых только в перспективе. В период реформирования российской экономики и перехода к рынку большая часть строительных организаций была приватизирована. В настоящее время строительство — в основном частная сфера деятельности. В 2008г. 88,1% всех строительных организаций России являлись частными, 3,8 % — государственными, 0,5% — муниципальными, 3,1 % — смешанными, остальные принадлежали другим формам собственности. В 2009 г. доля частников несколько увеличилась. Из зарегистрированных на начало 2009г. 150 317 строительных организаций 97 % являлись частными предприятиями. Из этого числа 146 689 — небольшие, с числом работающих до 100 чел., 1 395 — крупные, с количеством работников более 250 чел., остальные представляли собой предприятия с числом работающих от 100 до 250 чел. В 2009 г. на государственный сектор приходилос 1 349 строительных организаций (0,9 %), причем 873 из них насчитывали до 100 работников. Только в 139 строительных организациях число работающих было более 250 чел. Еще меньший сектор составляли муниципальные строительные организации. В 2009 г. их число достигло 601, и они составили 0,4 % от общего количества организаций отрасли, из них 507 имели в своем составе менее 100 работающих, только в 37 организациях в штате числилось более 250 работников. В 2009 г. в Тюменской области действовали 1 076 строительных организаций смешанной формы собственности, из них 786 с числом работников до 100 чел. и только 121 организация — с числом работников более 250 чел. Прочих организаций в 2009 г. было зарегистрировано 1 696, они составили 0,1 % от общего числа, остальные предприятия являлись частными. В то же время среди инвестиций в основной капитал строительство стоит на одном из первых мест. В 2008 г. инвестиции в основной капитал строительной сферы только в Тюменской области составили 43 447 млн руб. Особенно активно строительство развивалось в Ханты-Мансийском автономном округе (вложения достигли 22 020 млн руб.), в Ямало-Ненецком автономном округе (17 966 млн руб.). Для сравнения: инвестиции в строительство в этот же период в Свердловской области составили 2 970 млн руб., в Челябинской области — 3 550 млн руб. [9].

Вполне очевидна необходимость налаживания сотрудничества крупнейшего заказчика в лице публичной власти и исполнителя общественного заказа. Если учесть перспективные планы строительства в центре и регионах, то следует признать, что,

реализуя их, чиновникам разных уровней придется сотрудничать с предпринимателями, строя отношения на взаимовыгодной основе с учетом интересов населения, а это является непростой задачей для обеих сторон. Опыт стран Европейского Союза показал, что реализация проектов государственно-частного характера в строительстве оказалась эффективнее альтернативных проектов на 10—20 %, что достигалось за счет оптимизации общих затрат на всех этапах реализации проекта и адекватного разделения рисков межу партнерами [8].

В строительном секторе Тюменской области реально формирование дискретного кластера, т. е. состоящего из дискретных компонентов: организаций строительной отрасли, которые представлены в основном малым и средним бизнесом, предприятий, производящих строительные материалы и оборудование, частных предпринимателей, способных производить строительные либо связанные с ними работы. В кластер могли бы войти заинтересованные общественные организации, объединения предпринимателей, Торгово-промышленная палата Тюменской области, научно-исследовательские организации, учреждения образования, представители власти, инвесторы.

Развитие инвестиционно-строительного кластера выгодно и разрозненным предпринимателям, государственному и муниципальному сектору, имеющим перспективные планы обустройства территории. Поддержка строительного кластера даст возможность решить большинство задач, поставленных в программе развития региона, позволит реали-зовывать взаимосвязанные проекты, урегулировать многие вопросы социального характера, в том числе по развитию инфраструктуры территории, промышленного и гражданского строительства. Исторический опыт показывает, что в рамках кооперации легче преодолевать многие проблемы роста, нехватки финансов, проводить структурные изменения, направленные на совершенствование управления и развития, внедрять инновационные технологии, планировать деятельность, преодолевать трудности, рассчитывать и предотвращать риски. Формирование строительного кластера позволяет одновременно реализовывать многие региональные проекты, дает возможность комплексно решать вопросы местного значения, открывать рабочие места.

Кооперация строительной отрасли позволит объединить производственный, административный и финансовый потенциалы. Региональные кластеры не смогут развиваться без модернизации инфраструктуры, только современные техноло-

гии способны обеспечить эффективное развитие кластера. Многочленные строительные компании сегодня конкурируют, но это процесс рыночной, во многом стихийной конкуренции, в котором многое решается не путем выявления наиболее перспективных и эффективных проектов, в том числе и в рамках государственного и муниципального заказа, а способом давления. Особенно это проявляется в период оформления территории застройки. Известно, что в строительстве так называемые трансак-ционные издержки особенно велики. В их числе: время, потраченное на обоснование и экспертизу строительных проектов, их согласование на разных уровнях, определение территории застройки, поиск информации и аналитических материалов, сведений о возможных заказчиках, рисках проекта, издержки, связанные с защитой и оформлением прав собственности. Трансакционные издержки поддаются значительному сокращению при участии специалистов государственных и муниципальных учреждений, которые способны решать организационные вопросы быстро и профессионально. Особенно это касается проблем, связанных с землеотведением и оформлением прав собственности на недвижимость. Именно трансакционные издержки можно намного сократить при участии в проектах представителей власти и заинтересованного бизнеса, устраняя коррупционные барьеры, заинтересовав рациональным и эффективным решением обе стороны. Исследования и практика показывают, что значительную часть трансакционных издержек удается уменьшить при совместных усилиях государственных, муниципальных и бизнес-структур. Другое дело, что модели такого взаимодействия необходимо разрабатывать для конкретных отраслей экономики.

Успешная реализация кластерной политики предполагает реализацию кластерной инициативы, включающей несколько шагов по ее реализации. Это инициирование проекта, разработка стратегии и плана действий по его реализации, анализ имеющегося положения дел, разработки основных этапов, распределения ответственности за реализацию каждого из шагов проекта, оценка его предполагаемой эффективности, возможных рисков и окупаемости. Кластерная политика — это политика взаимовыгодного взаимодействия, которая предполагает координацию региональных кластерных инициатив, обеспечивая их эффективность и конкурентноспособность цивилизованным путем, искореняя коррупцию и личную выгоду участников.

Государство принимает меры по развитию кластерных проектов. Сегодня предусматривается

государственная поддержка малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидий субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных региональными программами развития. В Тюменской области есть примеры позитивного взаимодействия власти и бизнеса по развитию строительной отрасли, которые свидетельствуют о возможности эффективной комплексной и взаимовыгодной деятельности государственного и частного секторов. В процессе работы возникает кластерное сотрудничество на основе выполнения общих целей и задач, формируется коллективное поведение, несомненным результатом которого является сокращение трансакционных издержек, в том числе и коррупционного характера.

Строительные организации имеют конкурентные и технологические преимущества в рамках кластера, так как в этом случае формируются структуры, которые в целом обладают большей устойчивостью в условиях рынка и способностью к решению множественных задач.

К конкурентным преимуществам строительных фирм в рамках кластера следует отнести:

- большие возможности для формирования коллектива, способного реализовать принятые проекты, плановой подготовки и переподготовки работников необходимых специальностей, повышения их квалификации, обмена опытом в рамках кластера;

- сокращение трансакционных издержек;

- высокую конкурентоспособность кластера, современный менеджмент;

- устойчивость кластера;

- сокращение, прогнозирование и предотвращение рисков;

- эффективность кластера;

- экспертизу кластерных проектов. Оценить конкурентоспособность строительного кластера можно по позиции на рынке, техническому лидерству и организационной устойчивости (табл. 1).

Принимаются меры по согласованию интересов государства и бизнеса на макро- и микроуровнях, разрабатывается нормативная правовая основа такого сотрудничества. В стране действуют организации, призванные налаживать деловое публично-частное партнерство. Создан Совет по конкурентоспособности, развиваются государственные специализированные банки, нацеленные на финансирование государственно-частных проектов по строительству дорог, других коммуникаций, крупных объектов социального назначения и

Таблица 1

Оценка конкурентоспособности строительного кластера

Вид конкурентоспособности Присутствие на рынке Изменение доли кластера на рынке

Позиция на рынке Развитие экспорта. Разнообразие услуг. Доверие клиентов. Устойчивая репутация Рост объема экспорта. Привлечение ксо-трудничеству новых организаций. Рост доходности

Техническое лидерство Разработка новых продуктов. Уровень квалификации специалистов. Электронный документооборот, качественное программное обеспечение деятельности. Передовые технологии Опрос экспертов. Количество значимых проектов и инвестиций. Объем работ в сравнении с другими кластерами. Положительная динамика кластера

Организационная устойчивость Стабильное присутствие. Прозрачность деятельности. Стабильность Организационное развитие. Рост числа рабочих мест, социальных программ. Укрепление сотрудничества с другими кластерами

обороны. Механизмом финансирования проектов кластеров признано создание институтов развития. В их числе Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сформирована правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, действует экспертный совет по региональной инвестиционной политике, призванный участвовать в финансировании эффективных проектов, представленным в совет субъектами Федерации [7]. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) создан Комитет по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике, принято Положение о национальном реестре проектов государственно-частного партнерства. Это банк доступных для общественности данных планируемых, реализуемых и завершенных проектов ГЧП.

Создан Экспертный совет по законодательству о государственном партнерстве Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, который занимается разработкой правовых основ государственно-частного

партнерства в строительстве. В последние годы идет активная разработка нормативной правовой основы, регулирующей эту сферу деятельности. Разрабатываются проекты финансирования ГЧП, даются рекомендации по методам и практике регулирования цен на услуги, разрабатываются методики управления рисками ГЧП, даны методические рекомендации исполнительной власти по обоснованию эффективности инвестиций [4].

В регионах создаются свои фонды поддержки кооперации, местные власти заинтересованы в концентрации усилий, капитала и инициативы в рамках кластера, поэтому поддерживают региональные фонды инвестирования перспективных проектов и территориальные экспертные советы, призванные не только осуществлять подготовку и подписание перспективных региональных проектов, но и анализировать их соответствие региональному или муниципальному заказу. Участие местных властей в реализации кластерной политики позволяет объединять бюджетные и муниципальные средства. При реализации таких проектов проявляется недостаток опыта координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных властей при реализации кластерной политики, нередко отсутствует необходимая правовая основа их деятельности.

В Тюменской области создана хорошая база кластерной политики в строительстве: имеются перспективные заказы, финансовые средства, ведется подготовка кадров для строительной отрасли. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет имеет филиалы во многих городах региона, действуют средние учебные заведения, где ведется подготовка специалистов, работают проектные организации. На основе стратегии развития Тюменской области до 2020 г. сформулирована задача развития строительного комплекса, которая предполагает развивать производство строительных материалов и услуг в строительстве, прежде всего на юге области. Однако пока не выработана политика поддержки и развития строительного кластера в целом, с учетом имеющегося мощного нефтегазового комплекса, нуждающегося в сотрудничестве со строителями, недостаточна методическая, информационная и консультативная поддержка проектов, не разработаны способы координации деятельности властных структур, их взаимодействия с бизнесом.

Положение в строительной сфере в последние годы складывалось циклично, что являлось отражением состояния экономики. В середине и начале второй половины последнего десятилетия в отрасли

имелись достижения, деятельность строительных компаний была стабильной и прибыльной. Во многом успех базировался на развитии жилищного строительства и высоких ценах на жилье, на том, что стимулировало граждан вкладывать свои сбережения в недвижимость, считая, что эти вложения являются более прибыльными и надежными, чем банковские проценты, на которые можно было рассчитывать в условиях достаточно высокой инфляции. Такие решения многих граждан были вполне оправданными и объяснимыми. Положение изменилось в период финансового кризиса, когда вложения в строительство перестали приносить быструю прибыль, инвестиции в строительство уменьшились, что было особенно заметно в жилищном строительстве. Начался отток частного капитала, прежде всего мелких, но многочисленных инвесторов.

Основным препятствием развития отрасли являлась неплатежеспособность заказчиков. Второй фактор — это высокий уровень налогов. Тормозит развитие отрасли и недостаток заказов на рынке, что отражает общие кризисные явления в экономике. Факты свидетельствуют, что строительные организации способны осваивать большие объемы работ, чем им предлагает рынок, и это является важным показателем дальнейшего развития отрасли. Одной из сдерживающих причин развития строительства является высокая цена материалов и оборудования, ставок коммерческого кредита. Сегодня налицо необходимость модернизации отрасли. Так, в строительстве используется значительное число машин с истекшим сроком службы, что не только сдерживает развитие отрасли, но и создает опасные условия на производстве. Ощущается и недостаток квалифицированных рабочих. Негативно сказываются, особенно в Сибири, надеятельности строителей сложные погодные условия.

Налицо некоторый спад, обусловленный нехваткой у собственников строительных компаний и инвесторов средств, требующихся для завершения объектов. Вполне очевидно, что необходимы, с одной стороны, меры по увеличению заинтересованности бизнеса в хозяйственной деятельности, а с другой — дополнительные инвестиции в строительную отрасль из государственного бюджета и из бюджетов территорий. Государство, несомненно, является самым крупным заказчиком. Об этом свидетельствуют мероприятия, которые были проведены в последние годы и завершились принятием крупных государственно-частных проектов, каким является, например, проект «Урал промышленный — Урал Полярный». Объекты строительства в нем

занимают важное место. Практика не только нашей страны, но и европейских стран показала, что конкурентная среда не может в полной мере отрегулировать и обеспечивать развитие отдельных отраслей экономки. В свою очередь у государства и других общественных институтов имеются свои рычаги стимулирования конкретных сфер деятельности с учетом задач, стоящих перед обществом.

Практика показывает, что модели партнерства могут быть различными. В частности это могут быть концессии, которые широко применялись в период нэпа в советской России 1920-хгг., лизинг, контракты на выполнение работ, договоры, в том числе инвестирования, создание частно-государственных строительных компаний для выполнения конкретных проектов, договоры подряда. При этом отношения следует базировать на принципах равноправного партнерства, взаимной выгоды и разделения ответственности. Процедура договора должна проходить стадию первичного согласования интересов, обоснования эффективного взаимодействия публичной власти и бизнеса; использования финансов инвесторов для реализации значимых задач на основе действующего законодательства, четкого разграничения полномочий и ответственности, контроля за реализацией проекта, его возможной корректировки и максимального ограничения риска. Необходима разработка прозрачных конкурсных процедур на работы в строительстве.

Заметны на рынке и муниципально-частные проекты. Ведь именно муниципалитеты являются заказчиками социальных объектов, дорожного строительства, жилья. Нельзя не замечать, что в последние годы многие муниципалитеты принимают официальные документы, регулирующие отношения между бизнесом и местными властями, которые, конечно, не выходят за рамки, разрешенные законодательством. В документах предлагаются разные формы сотрудничества: совместные инвестиционные проекты, арендные договоры, концессии, соглашения о сотрудничестве, взаимодействие в сфере социально-экономического развития региона. При этом местные власти предлагают ряд форм поддержки бизнеса: налоговые льготы, льготы по аренде имущества, субсидирование за счет бюджета муниципалитета части процентной ставки за пользование кредитом; предоставление инвестиций в уставный капитал, информирование и консультирование партнеров, заключение соглашений о сотрудничестве. Не исключено, что и предприниматели в условиях экономической стабильности явятся потенциальными заказчиками объектов строительства.

Для преодоления негативных последствий нестабильности экономики в строительном секторе и привлечения частных инвестиций результативным является создание государственно-частного корпоративного партнерства в строительстве. При этом на первоначальном этапе осуществляется продажа государству 51 % пакета акций строительных компаний, находящихся в кризисном состоянии; затем — объединение государственных долей контрольных пакетов акций строительных предприятий и частного капитала акционерных обществ в интегрированные структуры принципиально нового (корпоративного) типа (см. рисунок). Это дает возможность в случае последующей приватизации государственных пакетов акций избежать попаданиях их в руки «случайных» собственников, у которых цели и задачи зачастую разнятся с целями и задачами участников интегрированных структур.

Основными целями создания интегрированной структуры в строительстве с государственным участием в форме партнерства являются:

- объединение усилий акционерных обществ, имеющих государственные пакеты акций, ведет к углублению их внутренней кооперации, дает возможность повышения технологического уровня производства продукции и научно-технического потенциала участников партнерства в процессе строительного технологического цикла;

- диверсификация производства, использование частным капиталом незагруженных мощностей инвестиционно-строительного комплекса в рамках государственного заказа при реализации программ строительства доступного (социального) жилья, объектов культурного назначения, создания новых рабочих мест.

- привлечение на определенных условиях частного капитала для получения дополнительных инвестиций, вхождение частных строительных компаний в интегрированную структуру с намерением расширения ее инвестиционного потенциала, при этом наряду с ограничением государством свободы в принятии стратегических реше-

нии, появляется возможность привлечения ресурсов других участников. Кроме того, благодаря кооперации, вероятно снижение общей потребности в инвестициях, не влияющее на остальные показатели деятельности;

- использование преимуществ диверсификации производства, которые позволяют, основываясь на государственных НИОКР и новейших разработках в области создания новых строительных материалов и конструкций, созданных на базе нанотехнологий, сохранять и рационально перераспределять потенциал высококвалифицированных сотрудников партнерства для решения сложных научных и технических задач. Особенности реализации различных механизмов государственно-частного партнерства в строительстве представлены в табл. 2 [1].

К числу приоритетных задач следует отнести:

- объединение интеллектуального потенциала предприятий, который может быть реализован в строительном производстве и способен обеспечить дополнительные объемы производства;

- централизацию финансовых ресурсов, необходимых для решения государственных (социальных), производственных и иных задач; привлечения инвестиций частного партнера д ля технической и инновационной поддержки компаний и организаций, входящих в интегрированную структуру;

- сохранение возможности влияния на решения менеджмента бизнес-единиц интегрированной структуры и предотвращение потери контроля

Строительные компании, связанные производственно-строительным циклом

ОАО

ОАО

ОАО

Продажа пакетов акций (51%)

Государство

ОАО

ОАО

Участие Частный

государства капитал

(51%) (49%)

Интегрированная структура

Предприятия производственно-строительного цикла

Модель создания государственно-частного корпоративного партнерства

в строительстве:

а — первый этап — продажа 51 % пакета акций строительной компании государству; б — второй этап — объединение государственныхдолей акций и частного капитала

Таблица 2

Механизмы государственно-частного партнерства в строительстве

Механизм государственно-частного партнерства в строительстве Подход к реализации механизма

Социальные контракты с государством Учитывается особенность инвестиционно-строительного проекта

Концессионные соглашения Реализация строительных проектов и программ на основе раздела продукции и строительного производства с учетом особенностей проекта

Совместное предприятие с долевым участием Долевое участие, различные формы собственности, учет особенностей проекта

Государственный аудит и сопутствующие услуги Объекты строительства, осуществляемые частным бизнесом. Необходимы государственные стандарты

Интеграционное объединение ряда предприятий строительной отрасли и государства Корпоративное партнерство для реализации приоритетных проектов и программ строительства доступного жилья (ЖСК, ЖНК)

над ними со стороны управленческого корпуса при переходе прав собственности к новой интегрированной структуре; - первоочередное решение задач, способствующих повышению качества жизни людей, а не получению прибыли.

Формирование интегрированных структур с учетом предлагаемых принципов участия в них государства будет способствовать решению следующих задач:

- позволит выявить возможности аккумулирования ресурсов для содержания научно-исследовательских подразделений, проведения научно-изыска-тельскихработ, разработки новыхтехнологий;

- будет содействовать проведению в смежных производствах единой технической и инвестиционной политики, финансированию длительных производственных и исследовательских циклов;

- поспособствует более точной стратегической ориентации развития участников; развитию стратегического партнерства государства с частным капиталом, а также уменьшению различного рода рисков;

- приведет к интенсивному обновлению активной части основных фондов, используемых в строительном производстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России, взявшей курс на модернизацию, необходимо возведение новых промышленных предприятий, дорог, мостов, объектов социально-культурного назначения, жилья, что невозможно без интенсивной политики инвестиций в строительство. Развитие инвестиционно-строительного кластера позволило бы укрепить не только производственные мощности, но и социальную сферу, способствовало бы становлению и развитию региональных элит, дало бы возможность открывать новые рабочие места, стимулировало рост квалификации сотрудников. Все это в целом содействовало бы оздоровлению ситуации в обществе. Вполне понятно, что решение этих задач возможно лишь путем объединения усилий государства и бизнеса на взаимовыгодной научной основе с учетом интересов большинства граждан.

Список литературы

1. ТородноваН.В. Созданиеинтегрированныхструктурсгосударственнымучастием/В.З.Хайкин, Н.В. Городнова// Новые тенденции в экономике и управлении организацией: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. 23—25.04.2009. Екатеринбург: УГТУ — УПИ, 2009.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Мандель И. Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988; С. 74 — 81;

4. Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: приказ Министерства регионального развития РФ от 30.10.2009 № 493.

5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: письмо Министерства экономического развития РФ от26.12.2008 № 20615.

6. О Национальном реестре проектов государственно-частного партнерства: постановление Бюро Правления РСПП от 24.10.2008 № Бп-57/6.

7. Об инвестиционной комиссии по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации: приказ Министра регионального развития РФ от 14.01.2008г. № 2.

8. Осинцев Ю. В. ГЧП: стратегия развития в России //URL: http://www.minregion.ru.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. М.: Росстат, 2009.

10. Симонова Л.М., Иванова С. А. Конкуренция регионов в условиях глобализации: кластерный подход// Вестник Тюменского государственного университета. 2003. № 4.

11. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития //Теория и практика управления. 2003. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.