Научная статья на тему 'НОВЫЙ СТАНДАРТ «ВОДА ПИТЬЕВАЯ» (ГОСТ 2874-73) И ЕГО НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ'

НОВЫЙ СТАНДАРТ «ВОДА ПИТЬЕВАЯ» (ГОСТ 2874-73) И ЕГО НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ СТАНДАРТ «ВОДА ПИТЬЕВАЯ» (ГОСТ 2874-73) И ЕГО НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ»

После окончания Великой Отечественной войны Академия наук совместно с учеными АМН СССР участвовала в решении больших государственных задач по ликвидации санитарных последствий войны.

Огромную работу по решению важнейших проблем микробиологии и эпидемиологии, разработке средств общей и частной профилактики осуществил Н. Ф. Гамалея, избранный почетным академиком АН СССР. Большой вклад в развитиесоветской физиологии внес академик П. К.Анохин.

В новом уставе АН СССР, принятом в 1956 году, были более четко определены ее цели и задачи. АН СССР подготовляет и представляет на утверждение Совета Министров СССР перспективные планы разработки комплексных научных и научно-технических проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение.

Наряду с ранее избранными академиками в настоящее время в ее составе плодотворно трудятся медики теоретического и клинического профиля: Б. В. Петровский, В. Д. Тимаков, С. Е. Северин.

Об изменившемся объеме и размахе работ в Академии свидетельствуют следующие данные: в 1967 году в ее состав входило 4500 научных учреждений, в том числе 1700 научно-исследовательских институтов, оснащенных современной научной аппаратурой и приборами 10. В АН СССР работают более полмиллиона научных сотрудников, которые способны решать задачи большого государственного и научного масштаба.

В день славного юбилея — 250-летия со дня основания Академия Наук достигла больших успехов в деле решения новых задач строительства коммунистического общества.

Поступила 6/11 1974 год» УДК 613.31(083.74)

Член-корр. АМН СССР проф. С. Н. Черкинский

НОВЫЙ СТАНДАРТ «ВОДА ПИТЬЕВАЯ» (ГОСТ 2874-73) И ЕГО НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Конец прошлого 1973 года ознаменовался крупным событием в гигиенической науке и санитарной практике'—был утвержден новый стандарт качества питьевой воды (ГОСТ 2874-73).

Многолетний опыт строительства централизованных систем водоснабжения из поверхностных и подземных водоисточников, с одной стороны, и данные гигиенических наблюдений и санитарной практики — с другой, все больше убеждали, что вредное влияние питьевой воды может проявляться не только вследствие содержания в ней возбудителей инфекционных заболеваний, ной в силу ее химического состава: непосредственно при содержании биологически активных веществ и косвенно под влиянием веществ, способных ухудшать органолептические свойства воды. Признание этого характерно для современного периода стандартизации качества питьевой воды, который отличается комплексным подходом к гигиеническому нормированию ее состава и свойств.

Начало этому периоду было дано ГОСТ 2874-45 и находит все более полное отражение в ГОСТ 2874-54 и новом стандарте. Для современного периода считается обязательным, чтобы нормирование качества питьевой воды все больше основывалось на санитарно-микробиологических, физиологических и санитарно-токсикологических, а также клинико-статисти-ческнх исследованиях, позволяющих судить о безопасности воды в эпидемическом отношении, безвредности по химическому составу и ее благоприятных органолептических свойствах. Этому способствовал и обозначавшийся

10 Академия наук СССР — штаб советской науки. М., 1968, с. 157.

в конце 40-х годов коренной перелом в развитии всей гигиенической науки, ведущим направлением которой становилось изучение влияния внешней среды на организм, здоровье и условия жизни населения, а также разработка на этой основе гигиенических нормативов при преимущественном использовании экспериментальных методов исследования. 1

Так, нормативы бактериального состава питьевой воды по кишечной палочке вначале опирались на общие представления об эффективности процессов очистки и обеззараживания воды на водопроводах в сопоставлении с эпидемиологическими наблюдениями. На основании большей резистентности к факторам внешней среды кишечной палочки по сравнению с патогенными кишечной группы на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова был осуществлен ряд экспериментальных исследований, показавших, что, когда остаточное количество кишечных палочек после обеззараживания приближается к принятому стандарту, в воде уже не остается вирулентных патогенных микробов. На той же кафедре, используя современные физиологические и биохимические методы, были впервые в эксперименте даны научно обоснованные нормативы содержания в питьевой воде свинца и мышьяка.

Особенно значительным оказалось натурное и экспериментальное изучение степени вредности и уровня безвредности в питьевой воде фтора. 4 Проведенные в СССР исследования распространенности флюороза в связи с содержанием фтора в питьевых водах, по изучению токсикодинамики фтора при его поступлении в организм с водой и по уточнению концентраций, исключающих возможность флюороза (Московский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрксмана, Киевский и Московский медицинские институты и др.), превзошли все, что в этом плане было изучено за рубежом.

Стало очевидным, что новые направления, особенно экспериментальных исследований в области гигиенического нормирования, открывали небывалые прежде возможности стандартизации качества питьевой воды. Вместе с тем освоение новых районов в народнохозяйственных интересах сопровождалось разведкой новых источников особенно подземных вод, для исследования которых применялись более совершенные методы, с помощью которых наряду с известными макро- и микроэлементами открывались в водоисточниках и другие, которые прежде не рассматривались в гигиене воды (бериллий, молибден, стабильный стронций, селен). Чтобы вооружить санитарную практику возможностью гигиенической оценки этих водоисточников, потребовались экспериментальные исследования для выяснения степени и характера вредности этих микроэлементов и допустимых уровней их содержания в питьевой воде, осуществленные в различных советских гигие- 4 нических учреждениях.

Теоретические соображения и наблюдения в натурных условиях на новом методическом уровне, выполненные под руководством кафедры коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, показали, что йод питьевых вод занимает, как правило, ничтожное место в общем йодном балансе человека и не определяет собой эндемичности районов по зобу. Как показали отечественные и зарубежные исследования, единственным микроэлементом, недостаточность которого как одна из причин кариеса зубов многократно подтверждалась натурными наблюдениями и экспериментальными исследованиями, оказался фтор (Киевский медицинский институт, Московский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана). В связи с этим представилось научно обоснованным и практически важным включение в стандарт указаний о соблюдении минимальных уровней фтора при фторировании питьевых вод.

С новых методических позиций был рассмотрен старый, но оставшийся не решенным вопрос о гигиеническом значении солевого состава питьевых вод и допустимом уровне общей минерализации (Институт общей и комму- Ы нальной гигиены АМН СССР). Полученные результаты экспериментальных и натурных исследований убедительно показали безвредность для организ-

ма общего солевого состава воды на уровне органолептического порога и вместе с тем далн обоснованную оценку жесткости питьевых вод как фактора, способствующего развитию мочекаменной болезни. Это послужило основанием для снижения допустимого верхнего уровня жесткости воды.

Существенным был вклад отечественной гигиенической науки в изучении возникшей проблемы водно-нитратной метгемоглобинемии. Полученные материалы, в полном согласии с зарубежными, позволили обосновать и включить в стандарт допустимый уровень нитратов в питьевой воде.

До последних лет оставался недостаточно освещенным вопрос, в какой мере безвредны остаточные количества химических веществ, используемые для улучшения органолептических свойств воды (сернокислый алюминий, марганцевокислый калий) и ее консервации (ионы серебра); тем более необходимо было выяснить степень вредности остаточных количеств новых синтетических веществ (полиакрнламид и др.), все шире применяющихся в качестве флокулянтов, или полифосфатов как антикоррозийных веществ в горячем водоснабжении. Результаты проведенных исследований были использованы при разработке нового стандарта.

Наконец, нельзя было обойти и то обстоятельство, что за последнее десятилетие выяснилась возможность распространения водным путем большой группы энтеровирусов (инфекционного гепатита и др.). Имеются данные о несколько большей их резистентности по сравнению с кишечной палочкой при близких их исходных концентрациях в воде. Поэтому на основе специально проведенных исследований (I Московский и Киевский медицинские институты и Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР) были в новом стандарте сформулированы рекомендации по методике контроля и повышению эффективности обеззараживания воды. Это позволило без изменения числовых величин нормативов косвенно создать достаточную безопасность воды в отношении энтеровирусов.

Таким образом, при подготовке нового стандарта (ГОСТ 2874-73) 1 основной задачей было максимальное использование результатов исследований по обоснованию новых гигиенических нормативов качества питьевой воды, а также тех исследований, которые имели своей целью уточнить нормативы прежнего стандарта (ГОСТ 2874-54) для достижения большей степени надежности.

Это в полной мере соответствовало «Основам законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969), которыми определено (ст. 25-я), что «качество воды, используемой для хозяйственно-питьевого потребления, должно соответствовать требованиям государственного стандарта, утверждаемого в установленном порядке по представлению Министерства здравоохранения СССР».

Новый стандарт начинается с утверждения, что состав и свойства питьевой воды должны удовлетворять указанным в нем нормативам, обеспечивающим безопасность в эпидемическом отношении, безвредность химического состава и благоприятные ее органолептические свойства. Далее было подчеркнуто, что таким качеством питьевая вода должна обладать при любом типе водоисточника, способе обработки и конструктивных особенностях водопроводных сооружений, что качество питьевой воды определяется совокупностью ее свойств и состава и что вода, подаваемая населению, должна быть защищена от случайного или систематического загрязнения, т. е. постоянно удовлетворять установленным требованиям и нормативам.

В отличие от прежнего ГОСТ 2874-54, в котором структура стандарта соответствует техническим особенностям систем водоснабжения, в новом ГОСТ 2874-73 изложение нормативных требований подчинено значению

1 Осуществлена под руководством автора комиссией в составе: Т. 3. Артемовой, Л. С. Гурвича, Г. П. Калины, И. А. Кибальчич, Г. Н. Красовского, Л. Е. Корш, Л. И. Маца, Т. А. Николаевой, Т. А. Соловьевой, Н. Н. Трахтман, Е. В. Файдыш, С. А. Фридлянд при участии специалистов института коммунального водоснабжения и очистки воды, института ВОДГЕО, Мосводопровод'а, Госстроя СССР и др. организаций.

стандарта в качестве одного из важнейших профилактических мероприятий здравоохранения и поэтому дано в 3 группах, четко раскрывающих смысл, назначение и особенности каждой группы нормативов.

В 1-й группе бактериологических показателей специально указано, что безопасность воды в эпидемическом отношении определяется по косвенным показателям: степени общего бактериального загрязнения (не более 100 бактерий в 1 мл) и содержанию бактерий кишечной группы (коли-индекс не более трех или титр-коли не менее 300). Однако это остается до сих пор под вопросом в отношении вирусных инфекций, поскольку недостаточны данные о сравнительном содержании вирусов и кишечных палочек в сточных водах и поверхностных водоисточниках. Поэтому, исходя из общей закономерности, что конечный результат обеззараживания находится в прямой зависимости от исходной концентрации микробов в воде, решено было отказаться от оценки эффективности обеззараживания только по так называемой фекальной группе кишечных палочек, выращиваемых при 43—45°, понизить температурный тест до 37° в целях расширения группы контролируемых кишечных палочек, оставив, однако, нормативные требования на прежнем уровне. Тем самым существенно повышаются требования к предварительной очистке и обеззараживанию питьевой воды и повышается надежность безопасности воды и в отношении вирусов. Соответствующее указание включено в текст нового стандарта.

Во 2-й группе нормативов рассматриваются показатели токсических химических веществ, содержание которых в питьевой воде прежде всего может проявиться непосредственным воздействием на организм и здоровье населения. В 3-ю группу включены показатели органолептических свойств воды. Для обеих групп характерно, что они включают нормативы для веществ, встречающихся в природных водах и добавляемых к воде в процессе ее обработки в виде реагентов. Для этих веществ нормативы даются в новом стандарте.

В отличие от ГОСТ 2874-54, в котором из веществ токсических, встречающихся в природных водах, нормировались лишь три (мышьяк 0,05 мг/л, свинец 0,1 мг/л и фтор 1,5 мг/л), в новом стандарте добавочно нормировано 5 веществ (бериллий 0,0002 мг/л, молибден 0,5 мг/л, селен 0,001 мг/л, стронций 2 мг/л, а также нитраты (по N) — 10,0 мг/л и впервые нормируются флоккулянт полиакриламид—2 мг/л и ионы серебра — 0,05 мг/л).

Существенно изменилось нормирование фтора, характерного узкой зоной своего токсического действия. Максимально допустимые концентрации поставлены в зависимость от климатических условий (количества потребляемой воды)— 1,5 мг/л оставлено для I—II климатических районов СССР, 1,2 мг/л — для III и 0,7 мг/л — для IV климатических районов. Для систем водоснабжения населенных мест, где осуществляется фторирование воды, содержание в ней фтора указано в стандарте впервые в пределах 70—80 % максимальной концентрации, установленной для данного климатического района.

В 3-й группе нормативов в новом стандарте, в отличие от ГОСТ 2874-45. специальным пунктом определено, что органолептические свойства питьевой воды нормируются двояко: а) интенсивностью допустимого изменения органолептических свойств воды (запах, привкус, цветность и мутность), причем предел интенсивности запаха (не более 2 баллов) дан и при подогреве воды до 60°, а мутность уменьшена до уровня не более 1,5 мг/л. Последнее вызвано тем, что на пути улучшения осветления воды, как показали зарубежные и отечественные исследования, достигается заметное уменьшение содержания в питьевой воде вирусов, тем самым и более эффективное ее обеззараживание; б) предельным содержанием химических веществ, вредность которых определяется их способностью в наименьших концентрациях ухудшать органолептические свойства воды. В прежнем ГОСТ 2874-54 нормировалось всего 2 таких вещества: цинк — 5 мг/л и медь, для которой норматив нового стандарта уменьшен до 1 мг/л. Кроме того, в новом стан-

дарте указано содержание сухого остатка не более 1000 мг/л, хлоридов — 300 мг/л, сульфатов — 500 мг/л, железа — 0,3 мг/л, марганца — 0,1 мг/л, остаточного алюминия — 0,5 мг/л, полифосфатов 3,5 мг/л. При этом, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы, как и в прошлом стандарте, сухой остаток и концентрация железа не должны превышать соответственно 1000 и 0,3 мг/л. Что касается жесткости воды, то максимально допустимый уровень ее снижен до 10 мг-экв/л.

Наконец, отметим, что одним из важных результатов теоретической и экспериментальной разработки гигиеническоно нормирования одновременно присутствующих в воде малых концентраций веществ с одинаковым характером действия на основе принципа суммации их действия. Соответственно этому в новом стандарте для всех нормируемых химических токсических веществ (за исключением фтора, нитратов и радиоактивных веществ) и для хлоридов и сульфатов, придающих воде привкус, указано, что сумма концентраций, выраженная в долях от максимально установленных концентраций каждого вещества в отдельности, не должна быть более единицы.

Применительно к нормативным требованиям нового стандарта были пересмотрены и дополнены стандарты на методы исследования питьевой воды и разработаны приведенные в ГОСТ 2874-73 новые указания о содержании и порядке проведения систематического контроля качества питьевой воды, подаваемой населению централизованными системами водоснабжения.

Таким образом, развитие научных основ стандартизации качества питьевой воды в СССР, нашедшее отражение в новом ГОСТ 2874-73, свидетельствует о значительном успехе советской гигиенической науки в интересах санитарной практики и профилактического советского здравоохранения в целом.

Поступила 6/11 1974 года

УДК 613.5:691.175]:в 13.155.3

Канд. мед. наук К. И. Станкевич, канд. хим. наук Т. И. Кравченко, канд. мед. наук О. К. Антонюк, Т. Ф. Харченко, И. С. Рейсиг

ВЛИЯНИЕ МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ НА МИГРАЦИЮ ЛЕТУЧИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Неблагоприятному влиянию на организм человека полимерных материалов, используемых в строительстве, посвящено много работ. Как правило, большинство их выполнено в моделируемых условиях, в них приводятся главным образом результаты санитарно-химическнх и токсикологических исследований, а также данные изучения действия статического электричества и определения уровней его накопления (А. Н. Боков и со-авт.; К. А. Рапопорт и Д. М. Климова; В. Д. Бартенев и соавт.; Н. С. Смирницкий; К- И. Станкевич и соавт.).

Разработаны методика исследований и количественные критерии оценки полимерных строительных материалов. Однако ведется преимущественно изолированное изучение влияния одного из факторов внешней среды на миграцию вредных веществ из полимерных материалов и на организм. Отсутствие натурных наблюдений существенно обедняет достоверность полученных результатов и не позволяет объективно прогнозировать степень воздействия этих факторов на человека.

Не может не вызывать у гигиенистов тревогу наметившаяся в последние годы тенденция оценивать полимерные материалы только по одному токсикологическому признаку.

Учитывая это, мы провели натурные исследования в жилых и общественных зданиях 4 климатических зон СССР (Крайний Север, Казахстан,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.