ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
47
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
УДК 316.334.2(045)
М.Н. Макарова
НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КОНТЕКСТА
Рассматриваются проблемы трансформации понятия «профессионализм», анализируются материалы СМИ, посвященные профессионалам, показываются факторы, под воздействием которых формируется новое поле профессионализма и профессионального знания.
Ключевые слова: профессионализм, профессионал, средства массовой информации, средний класс, профессиональное образование, профессиональное знание.
Современные социально-экономические тенденции, выразившиеся в формировании постиндустриальной информационной экономики и общества знаний, обусловили трансформацию стандартов профессионализма и облик профессионалов как одной из ключевых социальных групп. Этот процесс вызван изменением роли знания в современном обществе и в экономике. Знание превращается в основной экономический и символический ресурс, позволяя субъектам, им обладающим и использующим его для решения социальноэкономических задач, играть ключевую роль и занимать ведущие позиции в социуме. Подобную ситуацию Д. Белл характеризовал как формирование класса интеллектуалов, который встает на место традиционных «производящих» групп. М. Кастельс называл эту группу «информационными производителями» и «новым средним классом», носителями интеллектуального капитала [5. С.74].
Концепция «размывания среднего класса», экономически обоснованная Кастельсом как невостребованность традиционных профессионалов индустриальной эпохи, не выглядит однозначной, если обратиться к рассмотрению процессов, связанных с трансформацией самого знания, ставшего основным ресурсом нового капитализма. Инновационно-творческий потенциал, заложенный в экономике знаний и в стратегиях новых профессионалов, является по сути отправным пунктом большинства теорий посткапиталистического общества. «Становление творчества как наиболее распространенной формы производительной деятельности представляется основной нематериальной составляющей постэкономической трансформации» [4. С.53]. Однако поскольку формирование нового знания становится уделом все большего числа акторов, оно становится все более фрагментарным, механизмы его воспроизводства размываются, вследствие чего знание, а значит, и формирующие и воспроизводящие его субъекты все больше нуждаются в самолегитимации.
Экономика начинает строиться на краткосрочных проектах, гибких производственных коллективах. В условиях неопределенности традиционные институты образования и коллективные механизмы передачи опыта уступают место все более ускоряющимся процессам постоянной адаптации субъектов к меняющимся ситуациям. Возникает проблема собственно существования
профессионального знания и необходимости разработки новых регулятивных механизмов, новых требований к специалисту-профессионалу. Для него все более характерна разорванная идентичность и незавершенность процессов самоактуализации. Возвышение роли теоретического знания, понимаемого в терминологии Д. Белла, не означает теперь простого применения полученных где-либо теоретических знаний на практике. Оно начинает приобретать все новые формы и все более сложную взаимосвязь с теми реалиями, которые призвано объяснить и обобщить.
Эта неоднозначность проявляется в том, что в обществе растет неуверенность в знаниях и мнениях экспертов-профессионалов, еще недавно считавшихся непререкаемыми и заслуживающими доверия [11. С. 65]. С одной стороны, мы все больше слышим о важности и необходимости науки и образования как основы современной экономики, а с другой - наблюдается недоверие в отношении не только ученых и преподавателей, но и научных и образовательных институтов как таковых. Утрата легитимности экспертного знания вызвана многообразием картин мира, им формируемых и не всегда соответствующих изменяющимся реалиям. «Странная незавершенность» современного субъекта, обнаруживающаяся в постоянном стремлении ухватить реальность и приравнивающаяся к стремлению к выживанию в новом экономическом пространстве, порождает и новые формы рефлексии. «С наступлением эпохи модернити, - пишет Э. Гидденс, - рефлексивность принимает иной характер. Она включается в саму основу воспроизводства системы, так что мысль и действие постоянно преломляются друг в друге. Стандартизация повседневной жизни вообще не имеет внутренних связей с прошлым, разве лишь в той мере, в какой «сделанное прежде» оказывается случайно совпадающим с тем, что можно принципиально защитить в свете нового знания. Обоснование практики ее традиционностью теряет силу, и традиция может быть оправданна лишь в свете знания, которое само по себе ею не определяется» [12]. Традиция в понимании Гидденса - традиционно длительно воспроизводящееся знание, выступающее когда-то опорой для объяснения и реализации производственных процессов, уступает место неуверенности и постоянной необходимости все нового рефлексивно воссоздаваемого знания, которое, не успев появиться, вызывает недоверие.
Отсюда следует многообразие стратегий новых профессионалов, проявившихся не только в развитии форм их «нестандартной» занятости по типу фриланса, но и в изменении форм производства и функционирования теоретического знания, являющегося все-таки неотъемлемой частью их практик. Неизбежность рыночных механизмов, дифференцирующих действия акторов по принципу их эффективности, заставляет экономических субъектов изобретать все новые формы для обоснования этой эффективности, поскольку последняя сама постоянно нуждается в дефиниции и уже не определяется только материальными, финансовыми благами как показателями ее достижения.
Новые роли профессионального знания
Как мы видим, теоретическое знание как обоснование экономического поведения и форм профессиональной деятельности требует новых определе-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
ний в его взаимосвязи с социальной и экономической практикой. На основании анализа теоретических подходов к функционированию знания в постиндустриальном обществе и результатов исследования по этой проблеме можно выделить ряд функций теоретического знания в профессиональных практиках. Первой и основной является прикладная функция. Как ни странно это звучит, но теория в современной профессиональной деятельности является ценной постольку, поскольку может быть полезной в обосновании практики. При этом последняя сама носит характер производства и воспроизводства знания, интеллектуальная составляющая становится основой трудового процесса, а теория (в ее традиционном понимании) служит для его обобщения и обоснования на всех этапах: a priori - на уровне формирования целей и стратегий, в самом процессе как его сквозная саморефлексия, a posteriori - для обобщения и встраивания произведенных продуктов в общую производственную систему. Нико Штер, рассматривая специфику и перспективу знания в новом обществе, указывал, что сегодня знание - это не только ключ к разгадке тайн бытия, но и способ его формирования, то есть «способность к действию» [10. С. 32]. Подобная форма теории не может быть приравнена к «чистому» академическому знанию, ограниченно разделенному на дисциплины. Современная профессиональная теория трансдисциплинарна, поскольку должна интегрировать знания из различных областей для решения сложных задач и ориентации в меняющихся технологических и рыночных реалиях.
Поэтому новые профессионалы должны обладать не столько узкоспециализированными, сколько универсальными знаниями, а скорее, способностью приспособить их к меняющемуся контексту. Поэтому гибкость выступает еще одной необходимой особенностью современного теоретического знания, поставленного на службу практике, включающей принятие своевременного решения, прогнозирование и контроль результата. В таком случае новый профессионал выступает в роли «прагматика», постоянно обновляя свои знания и используя их для достижения эффективности. По мнению Ю. Хабермаса, «универсальная прагматика» состоит в реконструкции той системы правил, которая лежит в основе способности субъекта выражать предложение в любой возможной ситуации. Рационализация социально-экономического контекста для современного профессионала становится нормой, поскольку служит не только для применения рыночных или иных социальных законов к конкретной ситуации, но и для конструирования новых схем поведения и новых правил.
В то же время эффективность, как уже было сказано, постоянно нуждается в отстаивании, поскольку в ее осуществлении участвуют, как правило, не один, а несколько профессионалов, а соответственно и несколько возможных концепций, претендующих на легитимность. Многообразие решений в информационном мире заставляет акторов возвышать свои знания на новый уровень. Теперь знание должно не только представлять путь для решения задачи, но интегрировать другие возможные пути решения, вступать с ними в постоянный диалог. «Сетевое общество» требует «сетевого знания», формирующегося множеством различных субъектов. Сам процесс экономической конкуренции в современном обществе можно представить в виде сети, в ко-
торой для достижения целей необходимо подчас не поглощение одного звена или узла другим, а скорее нахождение с ним в гибком, но напряженном равновесии. Это постоянное «натяжение нитей» в сети требует от каждого субъекта компетентности по поводу ее строения и тайных хитросплетений. Такое диалогично-рефлексивное, сетевое знание порождает и нового профессионала - «истолкователя», транслирующего и интерпретирующего различные технологические решения субъектов рынка. Функция «понимания», встраивания в контекст, теперь уже социальный, становится не менее значимой, чем перформативная функция знания как опоры практики.
Но и здесь имеется одна ловушка для знания - опасность раствориться и утратить авторство, тем самым лишаясь конкурентных преимуществ на рынке. Консорциумы и глобальные мегаобъединения делают профессиональное знание все более анонимным, превращая его в придаток корпорации. Все это заставляет профессионалов более остро чувствовать свою идентичность, вследствие чего они стараются индивидуализировать произведенное ими знание, сделать его все более уникальным, не столько уже ради обретения экономических выгод или конкурентных бонусов, сколько ради самоопределения. Поэтому возрастающая, по Гидденсу, рефлексивность знания в новой экономике может быть понята еще и как творческая самоидентификация, попытка наделить интеллектуальный продукт личностными смыслами. В таком случае профессионал ощущает себя подвижником, мессией, разрушая традиционные догмы и формируя новые контексты. Здесь прорывается «слишком человеческое» измерение бизнеса, не вписывающееся в модели «человеческого капитала» или людских ресурсов. Поэтому профессионалы все более автономизируются и находятся в постоянной охоте за новым авторством. Они ощущают незавершенность творческого процесса и ищут новых приключений. Это понимают и работодатели, для которых профессионал всегда ассоциируется со зрелой личностью: не просто менеджер, а менеджер! Не столько степень МВА и профессиональный опыт, сколько глубокое личностное видение перспектив, умение тонко чувствовать и определять ситуацию, творчески подходить к каждой задаче - вот что требуется современному менеджеру, и найти такого непросто. Иногда его задатки проявляются в маленьком клерке, и умение разглядеть их тоже является искусством.
Для России проблема профессионализма в настоящее время рассматривается учеными в рамках проблемы формирования и развития среднего класса [1; 3; 6; 8]. Как показывают исследования, складывание постиндустриальных тенденций и сообщества «новых профессионалов», к которым относят главным образом информационных работников, происходит в основном по западному типу. Как показывают проведенные в Москве интервью исследовательским коллективом под руководством О.И. Шкаратана, эта социальнопрофессиональная группа по своим характеристикам сходна с аналогичными специалистами на Западе [9. С.57]. Она отличается функциональной грамотностью, открытостью инновациям и, по мнению исследователей, содержит высокий потенциал для формирования в России экономики знаний и ее выхода из сырьевого кризиса.
Новый профессионализм: универсальность контекста 51
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
Хроники российского профессионализма: взгляд СМИ
Формирующаяся новая группа российских профессионалов нуждается, несомненно, в дальнейшем исследовании, в особенности относительно механизмов ее воспроизводства и способов получения профессиональных знаний, а также специфики применения его на практике. Массовизация российского образования в настоящее время требует дополнительных факторов трансляции знаний и умений, необходимых в новой экономике. В российском социально-экономическом и социокультурном пространстве только формируются многообразные формы актуализации и легитимации этой социальной группы. Одним из таких механизмов является развитие этой темы в средствах массовой коммуникации - появление специальных бизнес-изданий и сайтов, журналов, посвященных проблемам профессионализма. На их страницах образ профессионала представлен в виде демонстрации актуальных достижений, экспертных консультаций, профессиональных дискуссий и форумов. Особую роль в идентификации этой группы в СМИ и Интернете являются интервью, взятые у наиболее успешных представителей новых и популярных профессий 1Т-специалистов, менеджеров, рекламщиков и журналистов - тех, кто добился уже определенных результатов, работая в российских или международных кампаниях либо строя свой бизнес.
Для определения основных характеристик новых профессионалов на страницах российских СМИ, особенностей их самоидентификации, механизмов формирования, трансляции и использования ими своих умений, а также особенностей профессионального знания были проанализированы 56 интервью, помещенных в различных популярных и специализированных профессиональных изданиях и сайтах, таких, например, как «Инфобизнес», «Бизнес-журнал», «Коммерсант», Mediajob, «Компьютерра», «Интерин», «Человек и труд», «Профессионал», «Бизнес-обозрение», CFO, «Финансовый директор», «Кадровые решения», «Школа профессионального развития» и др. Большая часть интервью - 22 - представляют топ-менеджеров различных кампаний в наиболее интенсивно развивающихся отраслях россйиской экономики (реклама, СМИ, строительство, инфомационные технологии, кадровые и информационные агентства, финансовые кампании). На втором месте - информационные специалисты (15), также в поле анализа попали представители иных профессий - журналисты, дизайнеры, переводчики, копирайтеры, креаторы, специалисты по рекламе, психологи, врачи и т.д. Это наиболее популярные и в то же время востребованные на рынке высококвалифицированного труда группы. Особую роль здесь играют управленцы: действительно, своеобразная «менеджерская революция», начившаяся в России еще с 90-х гг., продолжается и по сей день. Российские менеджеры завоевывают все более значимые позиции в международных компаниях, приобретают все больше опыта в освоении современных технологий управления с учетом российской специфики, и в этой связи, по мнению многих исследователей, обладают серьезным потенциалам для работы в транснациональных корпорациях, имеющих свои филиалы в России.
В качестве оснований для отнесения героев интервью к категории профессионалов выступают участие в профессиональных, главным образом, международных конкурсах, символические акты признания профессионального сообщества на российском и международном уровнях - награды, почетные звания, сертификаты, высокие позиции в рейтингах и т.д., реализация крупных инвестиционных, информационных, финансовых и иных проектов, успешность кампаний и большие прибыли с приходом специалиста (это касается главным образом руководителей, финансистов). Особую роль в идентификации профессионала играет представление его карьерного пути, перечисление известных крупных кампаний, в которых он работал и достиг успеха. Не скромничают и сами герои - они с удовольствием рассказывают о своих главных достижениях, крупных проектах, заключенных контрактах, завоевании устойчивого положения кампании на рынке, в глазах клиентов и партнеров:
«На каждой работе были свои профессиональные прорывы... » (директор по экономике и финансам, муж.).
«Везде удалось реализовать масштабные и громкие проекты... » (финансовый директор, муж.).
«Я бы мерила успех... долгосрочными контрактами и их количеством. Если крупные и мелкие клиенты не уходят из агентства каждый год табунами, ... то можно сказать, что ты профессионал» (менеджер рекламной кампании, жен.).
Большинство специалистов достаточно высоко оценивают свои профессиональные возможности, опыт и знания, что отражается, например, в том, что на определенном этапе своей карьеры они могли делать выбор из целого ряда выгодных предложений, обладая определенным уровнем свободы. Свое профессиональное развитие многие связывают с необходимостью постоянных перемещений, каждое из которых должно не только давать возможность подъема по карьерной лестнице, но и раскрывать новые грани профессионального мастерства, обеспечивая постоянное саморазвитие.
«Ярассматривала три компании, но когда меня пригласили на позицию внутреннего консультанта именно в БАР, то сразу согласилась» (директор по экономике, жен.).
«Дальше передо мной стоял выбор: либо переходить от строительства компании к оптимизации системы управления, либо найти какое-то другое применение своим силам. Я посчитал, что, наверное, пора переходить к новым проектам» (финансовый директор, муж.).
Вместе с тем на пути к успеху профессионалам всегда приходилось сталкиваться с жесткой конкуренцией и необходимостью постоянно доказывать свои преимущества, особенно перед иностранными специалистами в компаниях с международным участием. Особенно нелегко приходилось руководителям.
«До меня ими руководил американец, а тогда, в середине 90-х, люди испытывали перед иностранцами священный трепет. Меня же мои бывшие коллеги, а теперь подчиненные, не сразу смогли воспринять как руководителя» (директор по экономике, муж.).
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
Тем не менее, амбициозные притязания будущих профессионалов и их настойчивость, а также профессиональные знания помогали достигать определенных результатов. Для многих специалистов привлекательность будущей деятельности состояла в ее новизне на российском рынке, возможности быть причастным к формированию новых экономических институтов и сфер деятельности, активно развивающихся сегментов.
«12 лет назад, когда я начала заниматься рекламой, профессии как таковой еще не было» (специалист по рекламе, жен.).
«Мне всегда хотелось большего, и со временем я поняла, что мечтаю работать в международной корпорации из сферы высоких технологий. Эта область постоянно развивается, а мне всегда нравилось динамичное окружение» (финансовый директор, жен.).
В то же время нельзя сказать, что нынешнее положение героев интервью является стабильным. Однако для большинства из них такая ситуация является нормальной - она позволяет развиваться, ставить все новые цели и открывать новые пространства для самоактуализации и реализации своих способностей.
«Я не люблю, когда работа превращается в рутину, поэтому мне интересны проекты с амбициозными целями и еще неясными перспективами» (директор по экономике, муж.).
«Задачи, которые я ставлю перед собой, должны граничить с нереальными. Только в этом случае радость победы ощущается по-особому» (директор закрытого акционерного общества, муж.).
Склонность к инновациям является не просто характерной чертой современного профессионализма, но и острой необходимостью, которая позволяет выживать в бурном потоке изменений. Поиск новых знаний осуществляется прежде всего посредством включения во все новые проекты и новые, незнакомые ситуации, которые сами стимулируют процесс познания. Каждая новая ситуация диктует использование нетривиальных способов поведения. То есть знание интересно не само по себе, а как необходимое условие эффективной профессиональной практики. Перформативный характер знания, его прикладной характер обусловливает появление новых функций научного знания, соотношения теории и практики. В этих условиях идеалы общего, классического знания начинают пересматриваться. Снижается роль интеллектуалов: «Быть интеллектуалом означало, в частности, быть всеобщей совестью, - пишет М. Фуко. - ...Минуло много лет с тех пор, как мы перестали требовать от интеллектуала исполнения подобного рода роли. Это изменение было обусловлено появлением нового способа «связи между теорией и практикой». Интеллектуалы привыкли к работе не внутри «всеобщего», «образцового», «справедливого и истинного для всех», а в определённых отраслях, в конкретных точках, где сосредоточены условия их профессиональных занятий либо условия их жизни» [7. С.247]. Интеллектуал-универсал превратился в интеллектуала-специалиста. Наука выступает основой деятельности многих профессионалов, особенно в сфере информационных технологий. В этой
области развитие идет быстрыми темпами, и специалисту необходимо быть в курсе новых научных разработок и открытий.
«Мы стараемся создать все условия для того, чтобы внедрять новые технологии и развиваться» (программист, муж.).
Динамичность и сложность контекста требуют его систематизации посредством научного знания. Наука ценна как концепт для обобщения и понимания многоликой меняющейся действительности. Современность вынуждает не только ученого, интеллектуала становиться практиком, но и самого практика, специалиста мыслить научными категориями, выращивая «из сора» конкретных социальных, экономических и иных фактов новые научные истины. Научно-аналитические навыки необходимы и на этапах постановки цели, построения стратегии, которая впоследствии обрастает конкретными технологиями.
«Научная работа приучила меня к системности. Я записывал и проверял много идей - большинство не оправдались, но некоторые изменили мое отношение к торговле и меня самого. Это как поиск золота - чтоб найти кусочек нужно перелопатить тонну породы... » (трейдер, муж.).
«Ценность стратегического опыта в том, что он позволяет охватить проблему целостно, как бы «с высоты птичьего полета», и лишь затем погружаться в детали конкретных решений» (стратегический директор РА, жен.).
Экономическая эффективность требует рефлексивного анализа контекста, поэтому профессиональная деятельность «онаучивается», а наука становится частью практики. Недаром некоторые профессионалы впоследствии начинают заниматься наукой, писать книги, научные статьи, диссертации, чтобы проанализировать свой опыт и поделиться им с другими. Тем не менее, характер новой формы теоретического знания не однозначен. С одной стороны, остаются важными узкопрофессиональные знания:
«Профессионализм - это знание деталей... » (директор учебного центра, муж.).
«Сейчас на рынке пока еще ценятся люди, которые умеют делать своими руками некоторые вещи - верстку, дизайн, обработку графики, простой код... » (заместитель директора телеканала, муж.)
Специализированное знание и узкие высококвалифицированные специалисты, особенно носители уникальных профессий, необходимы современной экономике прежде всего для создания уникального продукта и завоевания конкурентных преимуществ. В этом плане намного выше ценятся «транспрофессионалы», обладающие уникальным набором навыков и компетенций. Специалисты отмечают в этой связи особенность российского рынка, на котором профессионал самого разного уровня должен совмещать в себе массу умений и навыков, быть способным выполнять любую работу. Эту ситуацию они связывают и с недостаточной структурированностью российских компаний, неустойчивостью рынка, нехваткой высококвалифицированных специалистов, неразвитой культурой экономических отношений, неупорядоченностью правовой и нормативной систем. Необходимость достижения ре-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
зультата в условиях, не поддающихся четкому регулированию и прогнозированию, близких к экстремальным, заставляет российских профессионалов выполнять множество функций и постоянно осваивать новые территории.
«Все, что связанно с российским бизнесом, делает из людей специалистов очень широкого профиля. Как правило, отсутствие четкой структуры внутри агентства и сам российский клиент, - все это заставляет делать огромный объем работы сверх договорных обязательств, чтобы удержать клиента и развивать отношения дальше» (менеджер по работе с клиентами, жен.).
С другой стороны, для того чтобы занять определенную, «ту самую» нишу, необходимо смотреть за пределы конкретных операций и схем. Поэтому, считают профессионалы, будущее все-таки за теми, кто не только владеет знаниями в определенной области, и даже знаниями из нескольких областей, но и умениями интегрировать различные контексты и в результате выбирать одно, единственно правильное в данной ситуации и для данного субъекта решение.
«Здесь речь уже идет не о специалистах с техническими компетенциями, а скорее, о людях, которые способны быстро понять сложные административно-управленческие задачи, четко видеть стратегию, разрабатывать план действий по ее реализации, управлять целым комплексом задач, где есть очень много всего непредвиденного, оценивать и предвосхищать риски. В этом случае технические знания, навыки и компетенции абсолютно точно не превалируют» (директор по управлению персоналом, муж.).
В этом отношении показательна оценка профессионалами роли образования, которое, обладая для них высокой ценностью, все же приобретает новую значимость в соответствии с требованиями новой экономики и тенденциями занятости. Популярность высшего образования у населения приводит к тому, что образовательные сертификаты, не являясь гарантированным пропуском в систему занятости и возможностью существенно повысить свой статус, все же выступают их необходимым условием. «Квалификационные сертификаты, - пишет У. Бек, - все менее достаточны и одновременно все более необходимы, чтобы добиться желанных, но столь немногочисленных рабочих мест» [2. С.255]. При этом иногда не важно, какую специальность приобретать, поскольку само наличие высшего образования, особенно если оно получено в престижном университете, является для них своеобразной «подстраховкой», поэтому большинство выпускников выбирают профессии, не соответствующие полученному образованию. Тем не менее, роль качественного образования в современном обществе чрезвычайно высока. Как ни странно, точка зрения профессионалов, отчасти отражающих требования современного рынка труда, во многом совпадает с экспектациями большинства современной молодежи. По мнению большинства управленцев, менеджеров, работников СМИ, маркетинга и рекламы, вузовская специальность не всегда является определяющей для выбора карьерного пути и успешности в той или иной сфере.
«Образование самое разное. Кто-то может закончить факультет журналистики, социологический факультет, в последнее время появились факультеты маркетинга. Есть люди с экономическим образованием. Бывает, приходят совсем из других профессий - физики, математики и пр.» (руководитель отдела РЯ и маркетинга в журналах, муж.).
«...у них у всех разное образование, и вообще это очень разные люди» (специалист по инвестициям, муж.).
Для самих интервьюируемых образование также сыграло неоднозначную роль в их карьерных передвижениях. Некоторые высоко ценят то, что сознательно получили образование по профилю будущей профессии, утверждая, что образование им помогло в их дальнейшем карьерном продвижении. Эта группа репрезентирует наиболее прогрессивный тип современного студента, который, хорошо зная, чего он хочет, уже в процессе обучения закладывает основы для будущей профессиональной карьеры.
«Моя карьера финансиста началась с того, что я получил профильное образование - окончил экономический факультет» (финансовый директор, муж.).
«Мне было важно поступить именно на эту кафедру, где в то время уже преподавались такие дисциплины, как международная торговля и мировые финансовые системы» (директор по экономике, муж.).
«Если человек учится в профильном вузе, то там, в любом случае, придется выполнять какие-то курсовые или дипломные работы, которые также можно включить в портфолио» (дизайнер, муж.).
Тем не менее, даже те, кто получил профильное образование, не остановились на этом и либо получали дополнительную квалификацию (для управленцев в этом отношении очень ценен диплом МВА или западное образование), либо проходили стажировку в крупных компаниях. И конечно, сама возможность (а иногда и случайность) трудоустройства в серьезную организацию позволила получить те знания и навыки, которые необходимы для сегодняшней профессиональной деятельности. Дополнительное образование значимо для специалистов, поскольку позволяет, при наличии определенного профессионального опыта, сопоставлять получаемые знания с конкретной практической деятельностью. Многие из них нуждаются в пополнении своих знаний подобным путем, но сетуют на отсутствие времени для обучения.
«Потом я на 4 месяца поехал во Францию, проходил там стажировку, тогда уже и произошло погружение в профессию НЯ. И когда я вернулся, на свой опыт и навыки я начал постепенно накладывать новые технические компетенции, такие как кадровое администрирование, управление заработными платами, Т&В и т.д.» (директор по управлению персоналом, муж.).
«Мне кажется, что стоило бы чуть раньше начать получение сертификата АССА, на что сейчас катастрофически не хватает времени» (финансовый директор, жен.).
Большинство специалистов соглашается с тем, что образование в современном обществе - это только необходимая основа для приобретения
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
профессиональных навыков, однако основные профессиональные компетенции приобретаются в процессе работы.
«Знание финансового учета, трейдинга, маркетинга, делопроизводства и т.д. - это просто основа. Все остальное - опыт, труд» (заместитель директора телеканала, муж.) ».
Поэтому вполне закономерно, что немалая часть профессионалов получила образование, далекое от своей нынешней профессии, но, вместе с тем, не отрицает его важную роль в карьере, поскольку оно заложило фундаментальные навыки, ценные для любой квалифицированной деятельности, основанной на самостоятельном поиске необходимой информации, творчестве и инновациях, умении принять адекватное ситуации решение.
«Минусов нет, поскольку любое образование дает возможность для самообразования в других областях» (директор по проектам, муж.).
«Поскольку у меня накопились знания в области бизнеса плюс мое базовое образование - техническое (я физик по образованию), то я обладаю оптимальным набором навыков именно для венчурных проектов. Мне ... так или иначе приходится оценивать технологическую часть идей, помогать с бизнес-структурой, заниматься финансами, юриспруденцией, и все мои знания оказываются нужными» (специалист по инвестициям, муж.).
«Фундаментальное образование полезно для любой сферы деятельности, в том числе и для финансов. Человек, который занимался математикой, умеет строить причинно-следственные связи, доказывать теоремы, поэтому и в бизнесе всегда сможет привести нужные аргументы» (финансовый директор, муж.).
И все-таки именно работа является основной «школой» профессионализма, которая непрерывно заставляет осваивать новые горизонты и одновременно, иногда методом проб и ошибок, осваивать их на практике. Среди интервьюируемых, подробно и обстоятельно описавших основные этапы своей профессиональной карьеры, большинство не боялось упоминать о серьезном провале, некой «роковой» ошибке в своей работе. Для них этот провал становится тем поворотным моментом, который ценится ими наряду с другими формами приобретения профессиональных навыков, в частности с образованием, а порой даже и выше их. Именно такие «удары судьбы», конфликтные ситуации заставляют осознать свои профессиональные цели, становятся толчком для приобретения новых знаний.
«Анализ достаточно быстро выявил ошибки в управлении капиталом, из-за которых и происходит 90% неудач на рынке. Это и заставило меня бросить все силы на изучение ММ и его практического приложения к торговле» (специалист по финансам, муж.).
«Надо признаться, теория сильно отличается от практики. Рынок неоднократно и сильно бил меня, но за науку надо платить - сейчас я об этом не жалею» (трейдер, муж.).
Можно сказать, что большинство профессионалов в конечном итоге и «подсаживаются» на эту «иглу» проб и ошибок: многие выбирают именно те компании и сферы деятельности, которые для них не совсем знакомы, где
приходится начинать дело «с нуля», осваивать новые территории и приобретать новые знания, каждый раз преодолевая новые препятствия и трудности.
«Во время работы в сингапурском офисе я чувствовала постоянный заряд энергии от того, что смогла сделать что-то, чего до этого в компании не было, от маленьких профессиональных побед» (директор по экономике, жен.).
Таким образом, знания, инновации для профессионалов являются основой для достижения эффективности. Однако говорить, что оно выполняет сугубо инструментальную функцию, не совсем правомерно. По сути, сама профессиональная деятельность на современном этапе носит интеллигибельный характер. Знания пронизывают весь трудовой процесс, выступая не только его инструментом или целью, но фактически вплетаются в ткань работы, воспроизводятся и пополняются. «Профессионал-прагматик» не просто достигает эффективности посредством знания, но создает и воспроизводит знание в ходе эффективной деятельности.
Такая ситуация обусловлена еще и изменчивостью контекста, который постоянно требует рефлексии и новых дефиниций. В этой сложной ситуации требуется поддержка сообщества, которое также может быть представлено в различных формах. В ситуации, когда экспертное знание терпит кризис, именно профессиональное сообщество должно обеспечить легитимность определенной идеи, бизнес-решения. Для современных профессионалов поддержка коллег по цеху является не только условием успешного вхождения в профессию, но и возможностью обретения преимуществ в условиях конкурентных борьбы и фактором клиентского и партнерского доверия. Более того, помощь партнеров может обеспечить решение сложных задач, с которыми неизбежно приходится сталкиваться специалистам. Сообщество авторитетных коллег для любого профессионала является иногда той соломинкой, за которую приходится хвататься в условиях многообразия реализуемых проектов.
«Что касается сервисного обслуживания и поддержки поставляемых решений, то это мы делаем через нашу партнерскую сеть» (директор учебного центра, муж.).
«Партнерство — идеальная модель для меня. Твои коллеги — либо партнеры, либо те люди, которых ты видишь партнерами в будущем» (директор, муж.).
Надо сказать, что, по мнению профессионалов, современный бизнес из «войны акул» все больше превращается в сотрудничество партнеров. Найти способ конвенционального урегулирования проблемы в целях взаимной выгоды и с перспективой сотрудничества в будущем - вот нормальный и совершенно логичный на сегодняшний день исход переговоров. Для современной экономики даже конкуренты могут оказаться партнерами, и это не нужно сбрасывать со счетов и всегда ставить себе цель наладить с кем-то отношения, обеспечить для себя оптимальный имидж и вотум доверия. Для современного профессионала мало иметь гениальную идею, важно еще и то, насколько ее примет сообщество партнеров, клиентов, коллег, в общем, всех тех, кто в состоянии как-то ее оценить.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
«Я беспокоился только о том, как меня будут воспринимать иностранные и российские коллеги. Естественно, это очень подстегивает, пытаешься прыгнуть выше головы и оправдать доверие» (финансовый директор, муж.).
«Есть две составляющие: первая профессионализм, вторая - «паблик рилейшнз». Никогда невозможно понять, какая из них сработала лучше» (хирург, муж.).
Легитимность профессионального статуса образуется не только посредством получения знаний и навыков, генерирования новых идей и создания уникальных продуктов, но и путем формирования социальных сетей. Также и достижение профессиональных целей оказывается возможным, если эти цели, а также способы их достижения согласуются с представлениями и ценностями многих людей, вовлеченных в проект, реальных и потенциальных субъектов взаимодействия. Для этого порой нужно отказываться от первоначальных намерений. Об этом говорят и руководители, и представители других профессий (журналисты, дизайнеры, специалисты по рекламе и т.д.). Для первых наиболее важно, например, насколько то или иное решение будет адекватно интересам команды и партнеров.
«Недостаточно просто издать приказ, что вводится та или иная новая технология, потому что потом на пути встанут конфликты интересов конкретных людей, эффективность которых влияет на краткосрочный результат компании. Нужно идти на компромиссы» (директор по персоналу, муж.).
Профессиональное знание приобретает собственную логику, не вписывающуюся в универсальные рыночные законы, каждый раз встраиваясь в систему коммуникативных практик, принимая форму диалога. При этом результат работы также не всегда соответствует общепринятым характеристикам.
«Выиграла женщина, дизайнер, которая вместо того, чтобы заниматься украшательством улицы и домов, сначала прошлась по ней, поговорила с людьми, расспросила их о сути проблемы. Она вышла защищать свой проект не с кучей бордов и красивыми картинками, а рассказала комиссии, что на этой улице, в рамках выделенного бюджета, можно сделать единственную правильную, с точки зрения дизайнера, вещь - положить на дороге новый асфальт, потому как старый совсем уже плох. Вот это я считаю работой профессионального зрелого Дизайнера с большой буквы. Она победила в конкурсе» (дизайнер, муж.).
«Журналистика, это ведь всегда диалог между тем, кто пишет, и тем, кто слушает, и это очень важно... » (журналист, жен.).
Понимание социального контекста, умение вписать его в логику выполняемого проекта или корпоративные интересы становятся критерием успешности профессионала. Профессионалы признают, что единые, понятные и одобряемые всеми критерии оценок уходят в прошлое, а переменчивая реальность, обусловленная динамикой социальной жизни, интересов, моды, мобильностью социальных связей, диктует все новые модели, с трудом вписывающиеся в ранг «законов», поскольку уже завтра или в иной ситуации они могут быть подвергнуты сомнению, утратить легитимность.
«В общем, задача все та же - вести приятный разговор со всеми, кто с тобой должен сотрудничать. Создавать условия для интересного, полезного и приятного человеческого общения между людьми» (директор по связям с общественностью, жен.).
«Сотрудники должны мыслить в единой бизнес-логике» (начальник отдела рекламы, жен.).
Большинство профессиональных практик - не индивидуальное, а коллективное действие. Успех дела определяется сыгранностью персонала и согласованной командной работой. Многие герои интервью утверждают, что своим индивидуальным успехам они обязаны коллективу, в котором трудятся или который возглавляют. Командная работа, умение вписаться в коллектив или правильно скоординировать его действия в современной экономике является главным качеством зрелого профессионала, показателем его компетентности и ответственности.
«... Это была победа всей команды, а не только моя» (директор закрытого акционерного общества, муж.).
«Если есть команда, которая нацелена на успех, каждый вносит свою часть, тогда получится победа» (менеджер по работе с клиентами, жен.).
Коммуникативность, командность - не единственное личностное качество, необходимое современному профессионалу. Он должен еще и быть влюбленным в свое дело, каждый раз отдавая ему часть себя. Эмоциональная идентификация с проектом, компанией, коллективом прослеживается практически во всех интервью. Более того, они признают, что подобное слияние должно быть основным условием творческой и эффективной работы, иначе за нее не стоит и браться. Миссионерский дух, ощущение причастности к чему-то значимому является для профессионалов естественным и признается с удовольствием.
Личностное включение, творческо-интуитивная составляющая профессионального знания являются не менее важными, чем знание экономических законов и иных компетенций специалиста. В современной экономике это включение является следствием постоянной рефлексии и самоанализа, в которые погружен профессионал в ситуации неопределенности и изменчивости контекста. Ощущение незавершенности возникает вследствие скорости изменения процессов, а конкуренция вызывает необходимость постоянного само-обозначения. Профессионалы репрезентируют свою идентичность посредством механизмов эмоциональной причастности и социальной ответственности. Первая отражает преданность делу, вторая - сообществу, как профессиональному (партнеры, коллеги), так и тому, ради которого оно делается (клиенты).
«За время работы каждый проект становится прямо-таки родным и расставаться с ним тяжело, но надо» (специалист по инвестициям, муж.).
«Когда садишься писать, у тебя должно быть, что сказать, ты должен ощущать свою миссию» (журналист, жен.).
В безумном мире, где постоянно рушатся авторитеты и формируются новые практики, приобретает значимость иррациональное начало, а точнее,
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
конструируется новая рациональность путем деконструкции старой. Новая «бизнес-логика» всегда ситуативна, но она всякий раз творчески формируется профессионалами вследствие активного владения контекстом и способности создавать новые правила и закономерности.
«В большей степени доверяю интуиции, чем формальным признакам» (копирайтер, муж.).
«В разных видах деятельности существует момент «прорыва». В бизнесе это происходит, например, во время переговоров, когда сильно влияние эмоциональных и психологических факторов. Умение распознать такие моменты и реагировать нужным образом - это ключевой навык» (коучер, консультант, муж.).
Новое знание незавершенно, потому что оно изменчиво, как изменчивы законы профессиональной деятельности, не состоящей из набора навыков, должностных инструкций или профессиональных кодексов. Новый профессионал неопределен в своих границах и постоянно пытается ухватить меняющийся контекст. Он приобретает и интегрирует все новые знания и даже в ситуации, когда наука бессильна, осуществляет собственные изыскания и строит свою научную теорию. Он идет на компромиссы, вступает в диалог и интегрируется в команду, чтобы расширить границы своей деятельности и легитимизировать ее. Он вкладывает душу в свой труд и поднимает себя на уровень демиурга, творящего новый контекст, чтобы бросить новые вызовы, задать новые вопросы и снова пытаться ответить на них.
Новые характеристики современного профессионализма требуют переосмысления функций профессионального знания, которое становится все более гибким, синтетичным и зависимым от контекста. В то же время именно путем деятельности профессионалов, генерирующих и транслирующих его, знание способно конструировать социально-экономические процессы. И несмотря на всю свою противоречивость и неуверенность, многоликий образ нового профессионала становится все более популярным как в западном, так и в российском обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: КомКнига, 2005.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Беляева Л. А. Социальная стратификация и средний класс в России. 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001.
4. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. Логос, 2000.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / ГУ ВШЭ. М., 2000.
6. Малева Т. Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии.
М.: Гендальф, 2003.
7. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002.
8. Шкаратан О.И., Инясевский С. А. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социологические исследования. 2006. № 10.
9. Шкаратан О.И., Инясевский С. А., Любимова Т. С. Информациональные производители как основные акторы развития новой экономики: Препринт WP7/2007/04 / ГУ ВШЭ. М., 2007.
10. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2.
11. Quicke J. Towards a New Professionalism for «New Times»: some problems //
Teacher Development, Vol. 2, № 3, 1998.
12. Гидденс Э. Устроение общества. М.: Академический проект, 2005.
Поступила в редакцию 17.01.09
M.N. Makarova, doctor of sociology, associate professor
New professionalism: context universality
The article deals with the problems of transforming the concept "professionalism", analyses
mass-media materials devoted to professionals, demonstrates factors responsible for forming a new field of professionalism and professional knowledge.
Макарова Марина Николаевна, доктор социологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
E-mail: mmn@uni.udm.ru.