Научная статья на тему 'Новый подход к построению интегративной модели интенсивно-коммуникативного обучения профессиональному общению иностранных студентов'

Новый подход к построению интегративной модели интенсивно-коммуникативного обучения профессиональному общению иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕНСИВНЫЙ МЕТОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN STUDENTS / SHORT-TERM COURSES / PROFESSIONAL COMMUNICATION / INTENSIVE METHOD / COMMUNICATIVE METHOD / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самосенкова Т. В., Назаренко Е. Б.

Посвящена проблемам обучения иностранных студентовязыку профессионального общения в рамках краткосрочных курсов. Рассматриваются основные особенности ускоренного обучения русскому языку как иностранному, а также определяются пути эффективного овладения профессионально-речевым общением на основе объединения принципов интенсивного и коммуникативного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самосенкова Т. В., Назаренко Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new approach to the building of integrative model of intensively-communicative teaching foreign students the professional communication

The article is devoted to the problems of teaching the foreign students the language of professional communication within the limits of short-term courses. The main peculiarities of express training Russian language as a foreign are regarded in this article. The way of effective mastering the professional speech on the base of union of the principals of intensive and communicative teaching is defined in the article too.

Текст научной работы на тему «Новый подход к построению интегративной модели интенсивно-коммуникативного обучения профессиональному общению иностранных студентов»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071801 «Социально-культурная деятельность». М., 2010 // www.edu.ru.

O.A. Lukash

The usage of case-method in the process of legal competence’s formation of the students of the college of culture.

The specifics of case-method and the questions of its usage in the teaching of legal disciplines by students of the college of culture are analyzed.

Key-words: education, case-method, legal competence, professional activity.

Получено 12.02.2011 г.

УДК 378.147:81*243

T.B. Самосенкова, д-р пед. наук, проф.,зав. Кафедрой, (4722) 301039 , [email protected]

Е.Б. Назаренко, ассистент ,[email protected] (Россия, Белгород, БелГУ)

НОВЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕНСИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Посвящена проблемам обучения иностранных студентовязыку профессионального общения в рамках краткосрочных курсов. Рассматриваются основные особенности ускоренного обучения русскому языку как иностранному, а также определяются пути эффективного овладения профессионально-речевым общением на основе объединения принципов интенсивного и коммуникативного обучения.

Ключевые слова: иностранные студенты, краткосрочные курсы,

профессиональное общение, интенсивный метод, коммуникативный метод, коммуникативная компетенция.

Обучение иностранных студентов профессионально-речевому общению на русском языке в условиях краткосрочных курсов имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать такие факторы, как возраст учащихся, их индивидуальные особенности, опираться на предыдущий профессиональный опыт и уровень владения языком, осознавать специфические цели, задачи, принципы и методы обучения, гибко выстраивать учебный процесс, ориентируясь на конкретную группу учащихся, нацеленную на определённый результат владения профессионально-коммуникативной компетентностью.

Занятия на краткосрочных курсах носят интенсивный характер, что проявляется, в первую очередь, в продолжительности ежедневных занятий

и в насыщенности занятий видами и формами работы, требующими от учащихся постоянной активности.

Языковая среда способствует наиболее успешной реализации задач краткосрочного обучения. Она выступает в роли обучающего фактора, предоставляющего иностранным учащимся возможность совершенствовать навыки и умения речевой деятельности в результате непосредственного общения с носителями языка, что повышает мотивацию обучения и оказывает существенное воспитательное воздействие. В условиях краткосрочного обучения широко распространены внеаудиторные занятия по практике языка: экскурсии, посещения музеев и театров и т.п. Практическая направленность обучения на краткосрочных курсах, по мнению А.Н. Щукина, состоит в том, что «при наличии трёх задач обучения - приобретение языковых знаний, формирование речевых навыков, развитие речевых умений -первостепенное внимание уделяется развитию речевых умений» [4, с. 8]. Преобладание устных форм работы - важная особенность занятий.

Однако одной из главных особенностей обучения иностранных студентов языку профессионального общения в рамках курсов является сжатость сроков обучения, что предполагает необходимость обеспечить усвоение максимального количества учебного материала за минимальный период времени. Такие учёные, как И.А. Зимняя, В.Е. Мусницкая, Н.И. Беришвили, С.К. Фоломкина рассматривали проблемы ускоренного обучения иностранным языкам, а также место и роль в профессиональном общении специалистов. Учёные пришли к выводу, что обучение иностранному языку в условиях краткосрочных курсов должно быть интенсивным и иметь в своём содержании общие, типичные ДЛЯ профессиональной коммуникации элементы, а также конкретные задачи, обусловленные спецификой профессионального общения специалистов.

В настоящее время особенно актуальным становится владение иностранным языком как средством устной коммуникации, поэтому внимание методистов, психологов и лингвистов сосредотачивается на коммуникативном аспекте обучения языку. Для подготовки специалистов с коммуникативными способностями, обеспечивающими межкультурную коммуникацию, необходим поиск новых методов обучения. С нашей точки зрения, объединение интенсивных и коммуникативных методов обучения обеспечивает наиболее эффективное овладение иностранными студентами языком профессионального общения в процессе формирования и развития профессионально-коммуникативной компетентности в условиях краткосрочных курсов.

В основу интенсивного обучения иностранным языкам положены идеи суггестологии и суггестивной педагогики известного болгарского психотерапевта, доктора медицинских наук Г. Лозанова. Суть этих идей заключается в использовании суггестии, то есть внушения, в качестве

эффективного средства введения учебного материала на уровнях рецепции и продукции с установкой на раскрытие творческих резервов личности обучаемых: «суггестия обеспечивает наиболее полное эффективное

восприятие, усвоение и воспроизведение учебного материала в максимально сжатые сроки, формирование стимулирующего комплекса установок, мотивов и представлений при максимальной работоспособности, творческой самореализации, а также активизации скрытых психических резервов личности в процессе учебной коммуникативнойдеятельности» [1, с. 80].

В основе учебного общения в ходе интенсивного обучения лежит не языковой код, а активность речевого поведения учащихся. Активизация -это «процесс, направленный на достижение активности личности обучающегося и сохранение этого состояния» [1, с. 82]. Именно состояние активности преподавателя и студентов позволяет достичь высокого уровня интенсивности учебного процесса. Активность участников учебного процесса определяется их постоянной вовлечённостью в процесс группового взаимодействия и общения, которое пронизывает весь процесс обучения на иностранном языке, выступая одновременно в качестве цели, средства и условия её достижения.

Таким образом, мы определяем интенсивное обучение как особым образом организованное обучающее общение, в процессе которого осуществляется ускоренное усвоение материала, а также происходит активное развитие профессионально-коммуникативной компетентности иностранного студента.

Коммуникативный подход предполагает формирование речевых и коммуникативных навыков и умений в условиях, максимально приближенных к естественной коммуникации, то есть предполагается организация обучения как модели коммуникации [3, с. 51]. С позиций коммуникативного обучения, знание иностранного языка означает не просто владение сведениями о языке, его системе и правилах функционирования этой системы, а умение общаться на изучаемом языке, то есть овладение речевым поведением в естественном контексте. В этих условиях на первое место выдвигаются функции языка, а не его структура.

Целью коммуникативного обучения является овладение коммуникативной компетенцией и адекватное использование языка в разных социальных контекстах. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам характеризуется ситуативностью, что выражается в определении ситуации в качестве единицы обучения, коммуникативной ориентацией обучения, подразумевающей развитие личности в диалоге культур, а также созданием таких условий учебного процесса, которые максимально соответствуют условиям будущей профессиональной деятельности. Таким образом, характерной чертой интенсивнокоммуникативного обучения иностранному (русскому) языку является

единство языка и культуры, а также рассмотрение учебного общения в качестве основы и механизма коммуникативного образовательного процесса. Учебный процесс строится таким образом, чтобы учащийся испытывал потребность высказаться, вступить в общение или поддержать беседу, при этом происходит вовлечение учащихся в решение широкого круга значимых, реальных задач, успешное решение которых повышает уверенность в себе и приносит удовлетворение иностранным студентам.

Предлагаемый метод направлен на обучающегося. При этом ставится цель заинтересовать учащихся в учении посредством накопления и расширения знаний, практических навыков и умений их применения. Интенсивный метод обучения характеризуется созданием поддерживающей социально-психологической атмосферы, особого микроклимата, доверительных отношений между преподавателем и учащимися, с опорой на эмоциональный тонус учебной группы, её эмоциональное вовлечение, сопереживание в процессе обучения. Ролевая игра, организуемая на занятиях, способствует развитию коммуникативной способности, стремлению к взаимопониманию и взаимодействию, вызывает потребность студентов в участии в ситуациях профессионального общения, обмене знаниями, опытом, мнениями по обсуждаемым проблемам. Следовательно, достижение эффективности обучения профессионально-речевому общению на русском языке возможно посредством использования языка в целях обучения и готовности преподавателя и студентов к активному взаимодействию в ходе учебного процесса.

Очевидно, что цели и задачи интенсивного и коммуникативного обучения иностранных студентов языку профессионального общения не только не противоречат друг другу, но и, напротив, являются взаимодополняющими и взаимообогащающими. Интенсивность обучения позволяет учащимся освоить большие объёмы учебной информации, а коммуникативность - довести эти объёмы до профессиональнопродуктивного использования в учебной коммуникативной деятельности. Для интенсивно-коммуникативного обучения характерен принцип взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых процессов психической деятельности обучающихся в ходе овладения ими языком профессионального общения, применение аудитивной, визуальной, предметной и изобразительной наглядности, ситуативность и сюжетность, эффективные типы учебного взаимодействия студентов и преподавателя.

Для повышения эффективности и качества процесса обучения иностранных учащихся профессионально-речевому общению в условиях краткосрочных курсов необходимо объединить принципы и идеи интенсивного и коммуникативного направлений обучения, а также используемых при этом средств и приёмов, так как это даёт возможность учитывать потребности учащихся, их возрастные и личностноиндивидуальные особенности, уровень подготовки, позволяет создать

систему методов обучения, максимально соответствующих конкретным условиям и профессиональным потребностям иностранных студентов, реализует интегративную, систематизированную, ускоренную и

эффективную подготовку учащихся.

Таким образом, «вторжение коммуникативных начал в

интенсивный учебный процесс есть непременное условие эффективности их использования» [2, с. 13].

Список литературы

1. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: дис. ...д-ра пед. наук. Тольятти, 2005.

2. Колшанский Г.В. Лингво-методические аспекты

интенсификации обучения иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГПИИЯ им. Тореза, 1979. Вып. 5.

3. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.

4. Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М.: Рус. яз., 1984.

T.V. Samosenkova,

E.B. Nazarenko

A new approach to the building of integrative model of intensively-communicative teaching foreign students the professional communication

The article is devoted to the problems of teaching the foreign students the language of professional communication within the limits of short-term courses. The main peculiarities of express training Russian language as a foreign are regarded in this article. The way of effective mastering the professional speech on the base of union of the principals of intensive and communicative teaching is defined in the article too.

Key words: foreign students, short-term courses, professional communication, intensive method, communicative method, communicative competence.

Получено 12.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.